Рекомендации ведущему



Следует очень подробно объяснить участникам все правила и описать ситуацию, в которой оказался экипаж. При этом можно проявить собственную фантазию, исходя из особенностей состава группы. Нужно ответить на все вопросы, но не подсказывать выход из создавшегося положения. Его должны найти сами участники. Во время работы ведущий не вмешивается в процесс обсуждения и не отвечает на вопросы участников. Он только следит за выполнением правил, особенно за голосованием.

Время на игру 20 - 25 минут. Но можно и увеличить время, если группа очень вяло включается в обсуждение. Можно и сократить время, если она сразу активно включилась в работу. Если группа сумела принять все 15 решений при 100 %- ном голосовании, ведущий должен поздравить участников и попросить их подумать над причинами успешного выхода из столь критической ситуации. Если они не смогли принять за отведённое время все 15 решений, то ведущий объявляет, что экипаж разбился, и просит

подумать над причинами, которые привели к этой катастрофе. Анализ результатов и хода игры желательно провести сразу после её окончания, дав возможность более глубоко разобраться в причинах удачи или неудачи, проанализировать ошибки и попытаться прийти к общему решению.

Необитаемый остров

Игра лучше всего проходит в группе (команде) из восьми - десяти человек. Продолжительность игры 40 - 60 минут. Нужно начать игру, оставив 10 минут на обсуждение итогов и обратную связь с каждым, где выясняется - какой вклад внёс каждый участник в организацию жизни на острове. После обсуждения в группах, двум-трём участникам предоставляется возможность рассказать о своём острове и изложить свои жизненные установки.

Эта игра может:

- диагностировать взаимоотношения, симпатии и антипатии, выявлять лидеров между членами команды;

- проявить личностные качества игроков, обычно скрытые в повседневных контактах (мужество, мудрость, жестокость, безответственность, упрямство, бодрость духа и т. д.);

- показать, как строятся (придумываются) законы человеческого общества, что в них случайно, а что рождено требованиями самой жизни;

- познакомить с реалиями взрослой жизни.

Инструкция к игре. Ведущий: «Волею судьбы вы оказались на необитаемом острове. Здесь богатый животный и растительный мир, но есть и опасности: ядовитый растения, дикие животные, визиты каннибалов с соседних островов и т. д. Сплочённой группой продержаться можно, а в одиночку - почти не реально. В ближайшие 20 лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни в родные края. Ваша задача - создать для себя условия, в которых вы могли бы выжить. Настройте себя серьёзным образом, наблюдайте за собой: как вы проявите себя в этой жизни?

Вы должны освоить остров, организовать хозяйство. На листе бумаги (ватмане) нарисуйте карту острова и нанесите обозначения.

Решите следующие задачи:

1. Как вы будете распределять обязанности?

2. Какие законы будут действовать в вашем обществе? '

3. Какая власть: демократия или кто-то будет управлять вами? \

4. Какие условия проживания (вместе или отдельно)? |

5. Частная собственность? |

6. Как будете решать отношения между мужчинами и женщинами?

7. Религия, традиции, летопись?

Вам предоставляется полная свобода действий в рамках задания. Постарайтесь, чтобы ваше пребывание на острове было активным и богатым событиями. Может быть, вам удастся не только выжить, но и создать идеальное общество».

Потерпевшие кораблекрушение

Это упражнение выполняется всеми членами группы. Ведущий сообщает, что группа - это одна команда, оставшаяся в живых после какого-либо происшествия. Например: «Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и её груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии 2000 км к юго-западу от ближайшей земли».

На отдельном листе даётся список предметов, которые остались неповреждёнными. Задача каждого участника группы самостоятельно классифицировать их в соответствии с их значением для выживания. «Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2-у второго по значению и т.д.». На это даётся 15 - 20 минут.

После того, как завершена индивидуальная классификация, группе даётся 45 минут для выполнения общего задания. Группа должна прийти к единому мнению относительно места каждого предмета в классификации.

 

Список предметов:   Мой ответ   Ответ экспертов   Ответ группы  
Зеркало              
Канистра с водой              
Сетка от москитов              
Одна коробка с армейским рационом              
Карта Тихого океана              
Подушка (плавательное средство)              
Канистра нефтегазовой смеси              
Маленький транзисторный радиоприёмник              
Репеллент, отпугивающий акул              
6 кв. метров непрозрачного пластика              
Одна бутылка рома крепостью 80°              
5 метров нейлонового каната              
Две коробки шоколада              
Рыболовная сеть              
Всего:              

После завершения работы группой, предоставляется информация о правильной классификации предметов. А ведущий отмечает для себя:

- кто оказывал наибольшее влияние на принятие группового решения, т. е. лидировал;

- кто участвовал, а кто нет;

- какие виды поведения помогали достижению согласия, а какие мешали;

- какая была общая атмосфера. Правильная классификация предметов:

Согласно экспертам, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными.

1. Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.

2. Двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси. Важна для сигнализации. Нефтегазовая смесь может быть зажжена денежным банкнотом и спичкой, она будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.

3. Пятигаллоновая канистра с водой. Необходима для утоления жажды.

4. Одна коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу.

5. Шесть квадратных метров непрозрачного пластика. Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.

6. Две коробки шоколада. Резервный запас пищи.

7. Рыболовная снасть. Ценится меньше, чем шоколад, так как нет уверенности, что вы поймаете рыбу.

8. Пять метров нейлонового каната. Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.,

9. Плавательная подушка. Если кто-то упадет за борт, она может служить спасательным средством.

10. Репеллент, отпугивающий акул.

11. Одна бутылка рома крепостью 80°. Используется в качестве антисептика при любых травмах.

12. Маленький транзисторный радиоприемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.

13. Карта Тихого океана. Бесполезна без навигационных приборов.

14. Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.

Кулак, палец, ладонь

Все участники становятся в круг. Детям предлагается, не договариваясь, на счет «три» (ведущий считает: раз, два, три) «выкинуть» кулак, большой палец вверх или открытую ладонь, всей группе одно и тоже.

Затем все обсуждают - удалось или нет. Что помогало - мешало, был ли один человек, на которого ориентировались или ориентировались на большинство, что чувствовали?

Для ведущего это упражнение дает дополнительную информацию об уровне развития группы (кулак - повышение агрессии, открытые ладони - открытость, общительность).

Упражнение можно усложнить: выкинуть определенное количество пальцев на одной руке (от 1 до 5), на двух руках.

 

Счет

Все участники садятся в круг. Ведущий говорит: «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше, и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то, как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга».

Ведущий несколько раз называет группе разные числа. В начале лучше назвать 5-7, в середине - 1-2. В ходе выполнения упражнения ведущий блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.

Анализ

Что помогало справляться с задачей и что затрудняло ее выполнение? На что ориентировались, когда принимали решение встать? Какая была тактика? Как можно было организовать работу, если бы была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?

Обсуждение позволяет участникам группы осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других. В ходе дальнейшего обсуждения можно рассмотреть вопросы проявления инициативы и проблемы принятия на себя ответственности за то, как выполняется упражнение.

Переключатели

Участники группы встают произвольно в комнате. Ведущий считает: раз, два, три! На счет «Три!» все участники должны подпрыгнуть и повернуться на 90 градусов в какую-либо сторону. Задача заключается в том, чтобы все повернулись лицом в одну сторону. Выполнять задание надо молча, не договариваясь друг с другом.

Анализ: Что помогало (мешало) справиться с поставленной задачей? Что могло бы помочь справиться с задачей быстрее?

При обсуждении ведущий акцентирует внимание на необходимости ориентироваться друг на друга, согласовывать свои действия с действиями других, вникать в логику других. В ходе обсуждения, обычно, обнаруживается, что не стоит оказывать давление в ситуациях, которые предполагают сотрудничество как наиболее эффективный способ взаимодействия.

Счётная машинка

Все участники сидят или стоят в кругу.

Участники называют числа от одного до 10, либо до числа, определяющего количество участников, по порядку. Нельзя договариваться между собой о том, кто будет называть следующее число, а также называть числа по кругу. Если двое или более участников назвали число одновременно, игра начинается сначала. Идеальный вариант:

когда до участников дойдёт, что надо использовать тот порядок участников называющих числа, который был в предыдущем туре (и закончился неудачно), затем подключаются те участники, которые называют следующие числа.

Игра заканчивается, когда все правильно смогли посчитать, либо когда устают.

 

Пожелания, комплименты

Инвентарь: мяч.

Дети встают в круг, и ведущий говорит: «Начнём работу с высказывания пожеланий друг другу на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким, желательно в два-три слова. Ведущий бросает мяч кому-то и одновременно говорит своё пожелание или комплимент. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему своё пожелание или комплимент и т. д.

Ведущий должен отслеживать, чтобы мяч побывал у всех участников игры.

Ранжирование ценностей

Задача игры - попытаться найти компромиссное решение с учетом всеобщих ценностей. Все участники должны быть довольны конечным результатом.

Это игра учит умению говорить на важные для нас ценностные темы и умению находить общий язык с совершенно разными людьми, в том числе и с теми, которые отличаются от нас по мировоззрению.

Участники разбиваются на группы из четырёх человек. Что бы группы оказались подобраны по случайному принципу, попросите участников рассчитаться на первый - четвёртый. Те участники, у которых совпал номер, объединяются в одну группу.

Ведущий кратко рассказывает о значении ценностей в жизни человека - как в личной, так и в профессиональной.

Ведущий раздаёт приложения по одному на группу. У каждой команды есть задание - расположить 18 предложенных ценностей в порядке убывания и значимости, но значимость не для отдельного человека, а для всей команды. Таким образом, участники будут вынуждены искать компромиссное решение в каждом случае.

Какие ценности были особенно важными и допускали единственную трактовку? При обсуждении каких ценностей допускались приемлемые для всех различия в мнениях?

На работу группам даётся 30 минут.

Затем команды собираются вместе и представляют результаты своей работы. Выделите время для подведения итогов:

- Что в данное время является основной ценностью в моей жизни?

- На сколько успешным был процесс принятия единого решения?

- Какие ценности были признаны всеми членами команды?

- Почему изменяются ценности?

Приложение к упражнению «Ранжирование ценностей»

Человек, работающий в команде, должен быть:

1. Вежливый (дружелюбный, с хорошими манерами);

2. Владеющий собой (сдержанный, уравновешенный, уверенный в себе);

3. Готовый помочь;

4. Интеллигентный (думающий, разумный, понимающий);

5. Искренний (правдолюбивый, честный);

6. Компетентный (профессиональный, успешный);

7. Логичный (рациональный, последовательный);

8. Мужественный (отстаивающий собственные убеждения);

9. Независимый (самостоятельный, уверенный в себе);

10. Оптимистичный (приятный, радостный, счастливый);

11. Ответственный (надёжный, достойный доверия);

12. Открытый, общительный (свободный от предрассудков);

13. Порядочный;

14. Послушный (сознающий свой долг, соблюдающий субординацию);

15. Прощающий (не злопамятный);

16. Творческий (умеющий продуцировать нестереотипные идеи, готовый к риску);

17. Честолюбивый (стремящийся к успеху);

18. Эмоциональный (сопереживающий, чувствующий, сердечный).

Маска, я тебя знаю?

Для того чтобы принять человека, нужно уметь наблюдать, анализировать, сопоставлять...

Попробуем?

Инвентарь: по 2 листа бумаги на каждого участника, карандаши, фломастеры, ручки.

Задание: каждый из участников рисует на одном листке автопортрет (можно для узнавания подчеркнуть детали внешности, одежды и т. д.), а на другом пишет не менее 10 слов, которые по-разному характеризуют его образ жизни (например, баскетбол, танцы, привлекательность и т. д.).

Затем все листы с портретами складываются в одну стопку, а с характеристиками -в другую. Каждый из участников наугад берёт листок из любой стопки и ищет соответствующий ему в другой стопке. При этом желательно обосновать свой выбор.

Вопросы для размышления:

- Что труднее: установить портретное или внутреннее сходство?

- Можно ли некоторые характеристики (или портреты) отнести ко многим людям? Почему - да или почему - нет?

- Что различает людей?

- Хорошо ли, что люди отличаются друг от друга? Почему - да или почему - нет?

Чемодан в дорогу

Эту игру лучше всего проводить в конце смены (сезона).

Цель игры: научиться видеть себя со стороны.

Суть игры: один из игроков садится спиной к остальным. Ведущий говорит, что участники должны помочь собрать багаж уходящему. Но в «багаж» кладутся не вещи, а личностные качества, которые помогут в жизни. Причём нужно называть те качества, которые действительно имеются у этого человека. И одновременно звучат слова, обозначающие явление, которое стоит оставить дома, потому что они могут навредить в дальнем пути.

В этой игре важна роль ведущего, который следит за тем, чтобы «багаж» личности ощутимо превысил то, что остаётся.

Улови взгляд

Группа рассаживается по кругу таким образом, чтобы каждый участник видел друг друга. Ведущий одному из игроков «передает» взгляд. После того, как игрок - «приемник» почувствовал, что взгляд адресован ему, «передает» этот взгляд другому игроку на выбор, таким образом став «передатчиком», третий игрок «передает» взгляд другому и т.д. До тех пор. пока взгляд «затеряется». Остальные участники должны внимательно следить за переходом взгляда. После того, как взгляд «затерялся», ведущий начинает расследование - кто кому передал взгляд и где он затерялся. После этого подсчитывается количество «передатчиков» - «приемников». Упражнение повторяется 2-3 раза.

Анализ: определяется степень внимательности группы; развивается у каждого участника наблюдательность; возрастает доверие друг к другу; развивается умение чувствовать другого человека.

 


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 305; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!