Внимание: травмоопасная игра!



Те, кто ловят, обязательно должны крепко держать руки и откинуть назад голову. Игра проводится в старших отрядах.

Колокол (Свеча)

Цель игры: удержать водящего в центре круга и уберечь его от падения. Эта игра даёт участникам замечательную возможность научиться доверять друг другу на практике, а также воспитывает чувство единства и доверия, так же, как и игры «Скала» и «Свободное падение»

Все участники стоят в кругу, вытягивают руки вперёд. Один участник выходит в центр, выпрямляется, ноги соединяет вместе, и не сдвигается со своего места.

Участник в центре закрывает глаза и медленно начинает падать вперёд или назад Стоящие в кругу, осторожно, медленно ловят его ладонями и передают по кругу. Затем участник в центре меняется.

Передача

Все участники плотно ложатся в две линии так, чтобы их головы находились в шахматном порядке (голова, между голов соседей). Поднимают руки вверх.

Одного участника медленно кладут на поднятые руки лежащих участников. Теперь все, кто лежит на полу, осторожно должны передавать свою «ношу». В конце должны стоять люди, которые помогут подняться участнику, которого передавали. Затем выходит следующий, а тот, кого передавали, занимает его место.

Подъём на двух пальцах

Один участник ложится на стол, все остальные подкладывают под него по два пальца каждой руки.

Все медленно поднимают лежащего. Игру можно закончить, когда все поиграют, либо когда устают.

Спина к спине

Участники стоят в парах спиной друг к другу. Каждый участник выбирает себе партнера приблизительно одного с ним роста. Их задача заключается в том, чтобы вместе сесть на пол, не упав при этом, а затем вновь встать. Это упражнение можно повторять несколько раз.

Прогулка с компасом

Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Парам нужно пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне. Ведущий (компас) движением своих рук, помогает ведомому (туристу) держать направление, избегая препятствий - других «туристов» с «компасами».

Анализ (обсуждение): описать ощущения человека с завязанными глазами, который вынужден полагаться на своего партнера. Что способствовало или мешало чувству доверия? Как ведущие помогали своим ведомым?

Шаг навстречу

Задание 1

Участники разбиваются на пары. Стоя лицом, друг к другу, участники соединяют свои ладони с ладонями партнера. Затем одновременно делают шаг назад, не отпуская ладоней. Затем еще шаг назад и еще... При этом между партнерами постоянно существует контакт глаз и ладоней. «Отступление» продолжается как можно дольше. Если участники, полагают, что «дошли до точки», то начинается обратный процесс. При этом ладони продолжают надежно связывать партнеров.

Задание 2

Пары те же, однако, задание изменено. Партнеры стоят друг перед другом на расстоянии двух-трех шагов. Нужно качнуться навстречу друг другу (не отрывая ног от пола) так, чтобы соединиться, опереться ладонями (как в задании 1). Если получилось, то прекрасно. Затем каждый делает шаг назад и вновь устремляется навстречу своему партнеру. И еще шаг назад...

Игра учит доверию, помогает установить оптимальную дистанцию для общения, для контакта, показывает, как важна тактильная поддержка в общении.

Воздушный шар

Инвентарь: один воздушный шар на группу из 4 - 6 человек.

Ребята делятся на группы от 4 до 6 человек. Затем каждая группа становится в свой круг и берётся за руки. Ведущий надувает шарик, завязывает его и дает задание участникам:

— Вы должны перебрасывать шарик друг другу, стараясь не дать ему коснуться земли, подталкивая его любой частью тела, в том числе и руками, которые должны оставаться соединёнными.

Если шарик касается земли, группа теряет право - подталкивать его руками.

Каждый раз, когда шарик касается земли, запрет распространяется на ещё одну часть тела.

Варианты

Игроки сидят на полу, подталкивая шарик.

Можно выбрать ведущего, который будет давать команды: «только руками», «только головой», «только локтями», «только большими пальцами ног» и т. д.

Печатная машинка

Все участники сидят в кругу.

По очереди каждый называет буквы алфавита в алфавитном порядке и запоминает буквы, которые ему достались. Выбирается любое предложение, можно строчка из стихотворения и т. д. (желательно, чтобы в ней было много разных букв). Теперь каждый отвечает за свою букву одним хлопком. Например, выбранная строчка: «Если с другом вышел в путь...». Первым хлопает свою букву человек, которому досталась буква «Е», затем хлопает человек с буквой «С» и т. д. Когда простучали таким образом одну строчку, делается один общий хлопок. Желательно выдерживать определённый ритм при хлопках.

Игра заканчивается, когда весь текст «напечатан», либо когда участники устают. По окончании игры можно оценить, кто вышел победителем.

Автомобиль

Рисуется автомобиль на большом листе (ватмане) со всеми деталями: фары, руль, колёса, водитель, мотор, газ, багажник, тормоз, дворники, пассажир, клаксон, сирена (мигалка) и т. д.

Участникам предлагается после какого-либо мероприятия (например, вечерней программы) подписать своё имя к той части машины, которой они, на свой взгляд являются в данный момент времени.

Игра заканчивается обсуждением и выяснением дальнейшей стратегии.

Групповой ритм.

Участники сидят в кругу. Затем все по очереди кладут левую руку на правое колено соседа слева, а правую - на левое колено соседа справа.

Первый участник начинает отбивать несложный ритм. Сосед справа, услышав ритм, отбивает его правой рукой (по левому колену первого участника). Сосед первого участника справа, услышав ритм, отбивает его левой рукой (по правой ноге первого участника). И так далее по кругу.

Игра заканчивается, когда ритм выдержан до конца, или когда участники устают.

Пир слепых

Инвентарь: платок для завязывания глаз. Стакан воды, столовая ложка.

Соревнующиеся пары с завязанными глазами. У каждого в руке столовая ложка и стакан воды. Оба напарника сидят друг напротив друга.

По сигналу начинается питьё. Оба напарника поят друг друга с завязанными глазами. На питьё дано ограниченное время, а пары соревнуются между собой.

Пара, которая смогла закончить первой, победила.

Что изменилось?

Участники выстраиваются в два ряда. У каждого есть напарник в ряду напротив. В течение отведённого времени напарники рассматривают друг друга и стараются запомнить подробности одежды. Причёску и внешний вид напарника. По сигналу они поворачиваются спиной друг к другу и изменяют 4 разные детали в своём облике. По следующему сигналу они поворачиваются снова лицом и пытаются определить изменения у напарника в течение 1 минуты. По истечении минуты устраивают проверку -сколько изменений каждый нашёл. По числу найденных изменений каждый получает очки. Затем меняют пары. Всё начинается снова.

В конце игры подсчитывают очки и объявляют победителя в команде.

Такое уж семейство (деление на группы)

Инвентарь: записки, на каждой название животного. Каждые три записки относятся к одному и тому же семейству. Например: лев, львица, львенок; заяц, зайчиха, зайчонок; слон, слониха, слонёнок и т.д.

Участники сидят по кругу. Ведущий раздаёт сложенные записки, по одной каждому.

По сигналу каждое семейство должно собраться вместе и сесть на один стул, так, чтобы глава семейства сидел на стуле, а все остальные, по старшинству, сидели у него на коленях.

Побеждает семейство, которое первым устроилось и запело песню, где упоминается их имя (название животного). Можно изменить содержание записок в соответствии с желательной темой, или изменить степень трудности в соответствии с возрастом участников.

На Северный полюс (конкурс)

Ребята делятся на две команды, каждая выбирает одного смельчака. По сигналу каждая команда начинает надевать на своего смельчака как можно больше одежд, жертвуемых членами команды. Через 5 минут снова сигнал, и два представителя предстают перед командами, чтобы все теперь сосчитали количество слоев одежды на них.

Побеждает команда, чей представитель лучше «снаряжён на Северный полюс».

Испорченный телефон

Для проведения этой игры вам понадобится короткий рассказ, включающий много подробностей (названия мест, имена людей, номера, коды, длинные слова и т. д.).

Выбирается команда из пяти участников. Один остаётся в комнате. А остальные выходят, и у каждого из них есть номер, от двух до пяти.

Ведущий читает оставшемуся участнику вслух рассказ, сопровождая чтение движениями. Затем приглашается участник номер 2. и его товарищ рассказывает ему ту же историю, сопровождая ее движениями. Зрители должны сидеть тихо. Затем приглашается участник номер 3, и участник номер 2 рассказывает ему ту же историю, и т. д.

Ведущий повторяет первоначальный вариант рассказа, сопровождая его теми же движениями. А участники находят различия.

Скульптура группы

Группа должна построить скульптуру своего отряда (семьи). Каждый день можно строить такую скульптуру и наблюдать за сплочением участников группы. Если есть возможность - фотографировать, и в последний день сделать фотоальбом группы, газеты и т.д.

Искусствоведы

Инвентарь: газетные листы, бумага, письменные принадлежности.

Группа делится на тройки. У каждой тройки бумага и письменные принадлежности. Желательно, чтобы тройки сидели по кругу, чтобы была возможность передавать листы бумаги по кругу.

Каждая группа делает рисунок в углу. По сигналу ведущего передают лист тройке справа. Каждая тройка пытается дать название рисунку, который был ей передан. Сразу же после этого они должны сложить лист так, чтобы первый рисунок был закрыт, и только данное ему название было видно. По сигналу ведущего, они должны передать лист тройке справа. Теперь задание - сделать рисунок, подходящий к написанному названию. Затем нужно сложить лист так, чтобы название стало закрытым, и только новый рисунок был бы виден. И снова по сигналу ведущего передают лист тройке справа. Можно прекратить игру после 3-4 передач или продолжать ее по всему кругу.

Каждая тройка проверяет, что «накрутилось» на их первый рисунок.

Пишем заметку

Инвентарь: листы бумаги и письменные принадлежности по числу участников.

Участники сидят в кругу. У каждого листы бумаги и ручка.

Каждый пишет первое предложение в «сенсационной заметке» и передаёт лист сидящему слева. Одновременно он получает записку от сидящего справа. Каждый добавляет предложения в заметку, продолжая первое. Теперь каждый сгибает строчку, которая была написана первой и передаёт лист налево. Следующий по очереди пишет предложение в продолжение к открытому предложению, и когда он заканчивает, загибает предыдущее предложение, так, чтобы только нижнее предложение было видно и т. д.

(имеет смысл остановить игру после 6-8 ходов, чтобы её участникам не стало скучно).

Затем ведущий собирает листы и просит одного из участников зачитать заметки. Вся команда даёт подходящее заглавие каждой заметке.

Болото

Для проведения этой игры вам нужно будет обозначить болото. Участники должны пройти его, используя как можно меньше конечностей. Идеальный вариант: все садятся друг за другом на пол, закидывают ноги к соседу спереди, один человек тащит всю цепочку через болото. Таким образом, будет задействовано всего две ноги.

Игра заканчивается, когда болото будет пройдено.

Сильный круг

Участники стоят по кругу, держась за руки. Один стоит в центре круга, не двигаясь с места.

Ведущий объявляет: «вправо», «влево», «назад», «вперёд», команда должна быстро двигаться в том направлении, куда он сказал. По следующему объявлению - тотчас же изменить направление. Команда двигается в быстром темпе и участники должны держаться за руки в кругу и остерегаться дотронуться до стоящего в центре. Два участника, руки которых расцепились, или участник, коснувшийся стоящего в центре, получают штрафные очки. Коснувшийся сменяет стоящего в центре.

Когда дети устают, подсчитывается количество очков каждого, и игра заканчивается.

Равновесие

Участники стоят по кругу, держась за руки. Каждый ставит ноги вместе и старается стоять устойчиво.

Заранее устанавливают номера 1 и 2 по порядку в кругу. Нужно подчеркнуть, что необходимо крепко держаться за руки. По сигналу первые номера отклоняются вперёд, в центр круга, а вторые - назад, наружу. Необходимо откланяться вперёд или назад одновременно сразу же по сигналу, не теряя равновесия. Каждый упавший или расцепивший руки получает штрафное очко. Начинают новую игру из исходного положения. По прошествии нескольких туров можно поменяться ролями. Первые будут откланяться назад, а вторые вперёд.

Стенка

Участники делятся на две команды. Обе стоят в два ряда спиной к спине, все участники держатся за руки. Каждые двое, из разных рядов, прислоняются спинами друг к другу. Каждый держит за руки соседа, стоящего к нему спиной товарища.

По сигналу члены обеих команд должны сесть вместе на землю (пол), не расцепляя рук. По следующему сигналу они должны встать в исходное положение. Действия должны быть быстрыми, чтобы опередить команду соперников и получить очко.

Игру имеет смысл закончить, когда дети устанут (желательно не более 4-5 раз).

Цепочки

Две команды построены в ряд за линиями, начерченными на земле, одна напротив другой на расстоянии 5 метров. В каждом ряду участники перекрещивают руки за спиной, т. е. каждый даёт руку тому, кто стоит через человека от него слева и справа.

По сигналу обе команды должны поменяться местами, не расцепив рук, скрещенных за спинами.

Побеждает команда, опередившая соперника и построившаяся за линией, где раньше стояла другая.

Сядем на колени друг к другу

Все становятся в круг плечом к плечу.

Участники делают поворот направо и стоят теперь затылок в затылок.

Каждый участник очень осторожно садится на колени участнику, стоящему сзади. Садиться на землю никому нельзя.

После того как все сели, каждый может помахать руками, или похлопать соседа по спине.

Можно даже попытаться двинуться вместе по кругу.

Отжимания каре

Выберите четырех участников одинакового роста, умеющих отжиматься. Первый участник ложится лицом вниз, ладони на земле на уровне плеч. Второй занимает ту же позицию под углом 90 градусов к первому; его ступни находятся на пояснице первого.

Третий занимает ту же позицию и кладет ступни на поясницу предыдущего. Четвертый располагается так, что его ступни находятся на пояснице третьего, а ступни первого - на его пояснице, так что сплетение тел всех четверых образует четырехугольник.

По сигналу ведущего все четверо начинают отжиматься. При согласованности усилий над землей поднимутся четыре тела, а касаться земли будут лишь восемь рук. Будучи в поднятом положении, попытайтесь перевернуться на 360 градусов. Добавьте в эту группу еще одного участника и снова попробуйте отжаться; потом еще одного, и т.д.

Лунный шар

Инвентарь; от одного до трех надувных пляжных мячей, в зависимости от численности группы.

В этой игре запрещается действовать ногами.

Группа участников располагается на площадке.

Играя одним, двумя или тремя надувными мячами (в зависимости от численности группы), пытайтесь не допускать падения мяча (мячей) на землю.

Участник не может отбивать мяч два раза подряд.

Каждый удар приносит команде одно очко.

Сосчитайте, сколько очков может набрать команда.

Фигуры

Инвентарь: длинная веревка. Свяжите два конца веревки, и пусть участники возьмутся за нее, образовав круг.

Все участники закрывают глаза.

Ведущий дает группе задание - расположить веревку, не выпуская ее из рук, по контуру определенной фигуры (например, квадрат). Глаза открывать нельзя.

Когда участники считают, что фигура построена, каждый должен поднять одну руку. Когда руки поднимут все, можно разрешить им открыть глаза и посмотреть на получившуюся фигуру.

Стройте различные фигуры.

Исчезающий остров

Инвентарь: любые метки границ участка 50 на 50 см.

Попытайтесь всей группой разместиться на «острове» (заранее отмеченный участок 50 на 50см.), чтобы нога ни одного из игроков не касалась земли за пределами острова.

Можно ввести ограничение во времени, предупредив игроков, что приближается акула, которая проглотит того, кто не успел забраться на остров, а потом, почувствовав прилив сил, прыгнет на остров и съест всех остальных.

Если группа может справиться с этим заданием, предложить игрокам сделать тоже самое на меньшем острове, постепенно «исчезающем в воде».

Костюм из газеты

В этой игре группа работает со множеством ограничений, чтобы обострить ощущения и разбудить фантазию. Каждая команда может в конце задания отпраздновать победу воображения над силой обстоятельств, в которых ей пришлось работать.

Инвентарь: каждой тройке потребуются старая толстая газета, клеящий карандаш и 5 английских булавок.

Группа делится на команды по три человека. Каждая команда решает, кто будет А, Б и В.

Каждый участник обладает специфическими ограничениями:

«А» — видит, разговаривает, но не может ни к чему прикасаться.

«Б» — не видит, не разговаривает и не может ни к чему прикасаться. В качестве компенсации ко всем этим ужасам игроки А и Б наряжают его в фантазийный костюм.

«В» — не видит, но говорит и может действовать руками.

У каждой команды есть 15 минут, чтобы соорудить для игрока «Б» как можно более экстравагантный костюм из газеты. Настоящая одежда «Б» должна быть как можно больше скрыта под бумажным костюмом. Костюм нужно закрепить на «Б» так хорошо, чтобы он смог продемонстрировать его на «подиуме».

Газету нельзя резать ножницами, можно только рвать руками. Костюм скрепляется клеем и булавками. Как только игра началась, «Б» и «В» закрывают глаза, а игрок «А» закладывает руки за спину. Все трое несут ответственность за то, как работает их команда.

Команды по возможности не должны видеть друг друга за работой - можно сделать шторы или спрятаться за мебелью.

Через 15 минут тройки встают в круг, и каждая команда проводит по кругу игрока «Б» в придуманном костюме.

Отведите 10 минут на подведение итогов внутри команд, затем сделайте краткое заключение для всей группы:

— Какое было настроение у команды?

— Как протекал процесс общения?

— Что более всего мешало взаимодействию команды?

— Как повлияли ограничения возможностей игроков на результат?

Рисование лидера (или любого заданного образца)

Участвуют несколько групп.

Инвентарь: каждой группе выдается лист бумаги форматом А2, маркеры и фломастеры.

Ведущий предлагает группе в течение 10 минут обсудить выполнение задания, не касаясь материалов. Затем следующие 10 минут группа рисует лидера, не произнося ни слова. По истечении этого времени группы представляют свои работы. В заключение ведущий с группой анализирует, что происходило в момент работы: как себя чувствовал каждый, какую роль выполнял, почему взял на себя данную роль, была ли у него возможность высказаться, внести предложение, всех ли выслушали в процессе подготовки, были ли доброжелательны между собой члены группы. Встречались ли вы с подобными ситуациями в жизни, что при этом чувствовали? Чему вы научились в этом упражнении, какие уроки для себя извлекли на будущее?

Машина

Машина «строится» из членов группы.

Ведущий: «Вам нужно построить любой действующий механизм. 10 минут вы обсуждаете, как выполнить задание, 10 минут строите модель, не произнося ни слова, затем представляете модель». После выполнения задания всем предлагается разойтись по малым группам и поговорить о том, что произошло.

Плетень

Группа вместе с ведущим встают лицом круг и берутся за руки. Затем ведущий дает команду: повернуться всем на 180 градусов, не расцепляя рук. Необходимо зафиксировать это положение. Затем по команде «раз» нужно снова развернуться и встать в первоначальное положение, также, не расцепляя рук.

Анализ: упражнение проходит эмоционально, требует массу нестандартных движений, что приводит к внутреннему раскрепощению.

Бег ритма

Участники встают в круг и, начиная с ведущего, отбивают ритм хлопком в ладоши:

та-та, та-та-та-та-та-та-та, та-та. Каждый играющий делает только один хлопок (11 человек - 11 хлопков). Должен сохраниться общий рисунок ритма. Кто сбился, с того начинают снова отбивать ритм. Упражнение повторяется до тех пор, пока не наладится четкий рисунок ритма.

Анализ: вырабатывается чувство ритма, чувство единства, сплоченность группы, способность к слаженному, совместному действию.

Развиваются способности: принимать во внимание чужое поведение и отвечать на едва заметные перемены в чужом поведении. Переходить из одной ситуации в другую, взаимодействуя с другими участниками.

Зеркало

Участники разбиваются на пары, встают лицом друг к другу. Один из партнеров - «зеркало», и его лицо, следовательно, - отражение лица второго партнера, оно должно следовать всем его движениям. Пусть некоторое время они делают, что хотят. Возможно, один будет смешить, и отражению будет трудно за ним следовать. Затем ведущий дает указание: «Смотрите в глаза своему партнеру и, используя периферическое зрение, следуйте его движениям. Делайте их достаточно медленно, в одном ритме, не старайтесь обмануть друг друга.

Добейтесь того, чтобы можно было отличить, кто является «отражением».

После определенных достижений в синхронности пар можно предложить кому-нибудь из других пар определить, кто ведущий, а кто его отражение.

После того, как пары сработаются, предложите поменяться партнерами (возможна неоднократная смена партнеров).

Анализ: упражнение развивает умение чувствовать партнёра и схватывать логику его движения, это очень хорошее средство развития психологического контакта; упражнение развивает способность к перевоплощению, учит попытке смотреть глазами другого человека на привычные вещи, на окружающих людей, на самого себя.

Стыковка

Игра проводится в четверках. Два участника садятся друг против друга, чтобы их колени соприкасались, и закрывают глаза. Указательные пальцы правых рук - «космические станции» - они вытягивают навстречу друг другу. Двое других игроков становятся позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих участников начинает с помощью словесных команд управлять движениями правой руки сидящего перед ним. Цель стоящих за креслами игроков - свести концы указательных пальцев своих партнёров.

Возможен и другой вариант игры: один из игроков стремится увести свою «мишень» - ладонь сидящего перед ним человека от преследующей его «ракеты» - указательного пальца того, кто сидит напротив. При этом ладонь должна, всегда оставаться в пределах досягаемости пальца, а лицо в целях безопасности - вне его пределов.

Анализ! польза от этого упражнения та же, что и от упражнения «Зеркало».

Крики вволю

Ведущий: «Прошу всех встать, сбросить напряжение и расслабиться. Сейчас вам предстоит от души покричать. Кричим все, на разные голоса, кто как может, как можно громче. Вместе с криками сбрасываем с себя усталость, нервное напряжение, утомление. Итак, все выдохнули, набрали побольше воздуха и начали кричать как можно громче, на разные голоса. Начали! (...). Неплохо. Сейчас мы попробуем покричать ещё разок, уже без оглядки, сопровождая свои крики движениями, прыжками, раскачиваниями. Пусть это будет своеобразный крик вашего тела. Покричим подольше, останавливаться будем только по команде ведущего. Итак, снова начинаем кричать, но теперь сопровождаем свой крик движениями тела. Пожалуйста. (...). Прекрасно! (по усмотрению ведущего упражнение выполняется несколько раз). Заканчиваем! Оцените сами освежающий эффект этого замечательного упражнения».

Прорыв

Ведущий: «Способны ли вы добиться своего, невзирая ни на какие препятствия? Способны ли вы защитить свои позиции, отстоять своё мнение, несмотря на мощный натиск противника? Сейчас мы можем попробовать свои силы в этих двух направлениях. Давайте разделимся на две половины и образуем два круга - внутренний и внешний. По моему сигналу участники, стоящие во внутреннем круге, начинают двигаться по часовой стрелке, а те, кто находится во внешнем кругу, - против часовой стрелки. По сигналу ведущего - хлопку - останавливайтесь. Образовались пары. Задача «внешнего партнёра» любыми доступными ему средствами (это могут быть слова, физическая сила в пределах приличия, хитрость и т. д.) прорваться в центр. Задача «внутреннего партнёра» - не пустить ни за что. Он также применяет все имеющиеся у него на вооружении способы препятствия своему противнику. Итак, если задание понято, то мы можем приступать к первому поединку».

Игра повторяется несколько раз. Можно поменяться наоборот, то есть внутренний

круг будет прорываться во внешний. В конце определяются самые настойчивые игроки.

Моечная машина

Цель: снятие комплекса тактильного контакта, раскрепощение участников. Участники разбиваются на пары и встают парами в колонну лицом друг к другу - это сама «моечная машина». Одна пара разбивается и один человек встаёт в начале колонны - это «вещь», которую необходимо отмыть, а другой - в конце - это «сушилка». «Вещь» начинает медленно двигаться внутри колонны, а все её гладят, трогают, говорят ласковые слова и т. д., то есть «моют». «Сушилка» принимает в свои объятия вымытую «вещь» и «сушит» её, крепко-крепко обнимая. Затем «вещь» и «сушилка» меняются местами.

Игра продолжается до тех пор, пока через «моечную машину» не пройдёт каждый участник игры.

Передача эмоций

Участники игры садятся в круг. Первому предлагается накопить максимум отрицательных эмоций и в одной - двух фразах «выплеснуть» весь накопленный запас на своего соседа, постаравшись вложить максимум темперамента и эмоций. Второй же, не ответив никак первому, «вымещает» зло на следующем. Как это обычно бывает в жизни, он разряжается на первом попавшемся под руку. Игра проходит в один - два круга. Пока не иссякнет.

Затем задание меняется. Первый пытается сбросить заказ отрицательных эмоций и расшевелить все добрые и светлые силы души одной - двумя приветливыми фразами, делится своим хорошим настроением с соседом. Второй, получив заряд положительных эмоций, передаёт его третьему и т. д. Можно воочию сравнить цепи отрицательных и положительных реакций.

Тренинг со стульями (синхронность)

Количество стульев соответствует количеству участников. Стулья ставят в круг так, чтобы их можно было обойти.

Ведущий: «Всей группе необходимо выполнить синхронно такое задание - всем сесть на стулья, встать за спинку, поднять стул на уровне груди, опустить, пройти на исходную позицию и снова сесть на стул. Во время выполнения задания разговаривать нельзя. Если правила будут нарушены, прозвучит хлопок, и нужно будет начинать снова».

Упражнение выполняется до тех пор, пока не будет полной синхронности в движениях всех участников.

Картина

Инвентарь: листы бумаги (ватман) и фломастеры

Участники делятся на группы и выстраиваются в линию. Первый игрок приглашается к столу или к стене, на которой прикреплен большой лист бумаги. Рядом фломастеры. Ему предстоит начать рисовать «картину». Ведущий сообщает ему, какой пред-

мет необходимо изобразить (другие не слышат задания). Он рисует один из элементов рисунка.

Приглашается второй игрок. Первый игрок объясняет второму мимикой, жестами, что ему нужно изобразить на листе бумаги и встаёт в конце линии, только после этого второй рисует. Приглашается третий игрок и т. д., пока все не примут участие в рисовании картины.

Всем группам ведущий даёт одинаковые задания, но группы об этом не знают. Каждая группа по истечению 10 минут представляет свою картину. Ведущий произносит вслух задание, и группы смотрят, что у них получилось.

Это упражнение на умение передать информацию мимикой, жестами, на интуицию, на умение правильно, без искажений принять информацию.

Молекулы

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению. Под музыку участники танцуют, бегают, прыгают и т. д. Затем ведущий выключает музыку и выкрикивает число, например «5», участники должны образовать группы по 5 человек, взяться за руки и крикнуть «Мы», если число «3» - группы по три человека и т. д.

Затем ведущий снова включает музыку, все двигаются до тех пор, пока он не выключит музыку и не выкрикнет число.

Сменяющиеся команды

(разновидность игры «Молекулы»)

Инвентарь: свисток или колокольчик.

Участники разбиваются на команды (каждый раз новые) и выполняют задания ведущего. Ведущий даёт сигнал (свистит или звонит в колокольчик) и выкрикивает, например, «четвёрки» это означает, что игроки должны как можно быстрее образовать группы по 4 человека в каждой.

Как только команды появились, ведущий называет действие, которое должны выполнить игроки, например, «пожмите каждому руку и представьтесь друг другу». Затем ведущий подаёт следующий сигнал и следит за тем, чтобы каждый раз образовывались новые команды.

Основная идея игры заключается в том, чтобы участники всё время находились в движении, общались и разговаривали с как можно большим количеством людей.

Возможные варианты команд, действий:

— «Тройки!» — участники берутся за руки и рассказывают друг другу, какие запахи им особенно нравятся;

— «Шестёрки!» — игроки выставляют вперёд правое плечо, каждый говорит о том, что умеет хорошо делать;

— «Четвёрки!» — все члены команды поднимают руки над головой и сообщают дату и место своего рождения;

—«Пятёрки!» — игроки поднимают брови, и каждый говорит о том, кого считает лучшим из мужчин или прекраснейшей из женщин;

— «Семёрки!» — попытавшись пошевелить ушами, члены группы рассказывают друг

другу о звуках, которые им приятно слышать;

— «Двойки!» — игроки хлопают себя по плечу и вслух вспоминают свои достижения за прошлые годы;

—«Восьмёрки!» — каждый участник, почесав подбородок, задаёт какой-нибудь волнующий его вопрос.

В конце занятия игроки собираются посередине комнаты, встают в круг и обхватывают за талию стоящих рядом. Ведущий предлагает всем сделать шаг вперёд, чтобы круг стал настолько тесным, насколько это возможно, и громко крикнуть: «Ура!».

Можно не предлагать сменяющим друг друга командам выполнять действия, а просить их лишь высказываться на различные темы, например: «Четвёрки!» скажите друг другу, чему вы здесь хотите научиться или все вместе создайте загадочную машину (счастливого зверя, космический корабль и т.п.).

Пишем гимн

Эта игра дает возможность участникам посмотреть на себя с новой точки зрения. Инвентарь: бумага и карандаши.

Ведущий начинает с разговора о том, что своему телу необходимо уделять достаточно внимания: «Часто мы относимся к себе сверхкритично и судим себя по самым строгим меркам. Большинство из нас недовольны своим телом. Существует исключительная возможность изменить представление о собственном теле, обратив особое внимание на ту часть тела, которая особенно не нравиться. Группе предстоит узнать о некоем трюке, помогающем улучшить эмоциональное отношение к этой части тела».

Сначала каждый участник должен записать на листе бумаги название той части тела, которую бы хотел изменить: сделать больше или меньше, прямее или более изогнутой. Трюк состоит в том, что вместо того, чтобы критиковать, мы постараемся превознести эту часть тела в самых высоких тонах.

Каждый игрок должен написать гимн этой части тела. Чем причудливее и необузданнее будет полёт фантазии, тем лучше. Этот гимн может принимать произвольную форму, лишь бы он в достаточной мере передал восхищение автора.

Участникам даётся 10 минут времени на то, чтобы они написали свои гимны. После того они могут собраться по трое или четверо и продекламировать друг другу свои сочинения. В это время можно вносить изменения в собственный текст, пытаясь сделать его ещё более выразительным.

Во время представления группа сидит полукругом; поэт встаёт перед публикой и зачитывает своё произведение. Пример:

О, мой нос, источник радости, мой чудесный нос,

Ибо он приносит мне волшебные запахи свежего пирога и дымящегося кофе,

Не говоря уже об аромате, источаемом розами и лавандой.

Какое чувство радости мне дарит мой нос, когда я ощущаю эти запахи!

И каким восхитительным чувством самоутверждения

Одаряет меня мой выдающийся нос, когда я, сморщив его,

Говорю «нет» тем предложениям, которые мне не по нутру.

Любимый нос, я так высоко ценю тебя!

О, символ моего сладострастия и моего стремления к свободе!

Примечание

Игру следует проводить в не очень больших (от 12 до 14 человек) группах. Во время игры участники должны помнить о важнейших предпосылках успеха - юморе, жизнерадостности и толике самоиронии.

Категории

Инвентарь: колокольчик или свисток.

Для проведения этой игры нужно отставить в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению.

Предложите участникам походить по помещению, сделать два - три несложных упражнения. Объясните, что физическая активность способствует умственной деятельности.

Первый раунд: «Найдите всех участников, которые родились в той же части страны или света, что и вы. Это нужно сделать как можно скорее...» (Если в группе занимаются люди из одного города, искать друг друга могут жители одного района, округа и т. д.). Ведущий следит за тем, чтобы участники выполнили задание действительно быстро! Как только образуются соответствующие команды, ведущий предлагает каждому её участнику вкратце рассказать о месте проживания.

Второй раунд: «Быстро найдите игроков, которые родились под тем же созвездием, что и вы...». Образовавшиеся команды можно попросить показать своё созвездие.

Третий раунд: «Найдите как можно больше участников, у которых столько же братьев и сестёр, сколько и у вас. А единственные дети собираются в свою команду...». Варианты (другие признаки, по которым могут составляться команды):

- одинаковый цвет глаз;

- одинаковое настроение;

- общий любимый цвет;

- рост;

- количество пуговиц на одежде;

- размер ноги и т. д.

Выглядим комично

Проводить эту игру нужно в свободном помещении. Если на улице хорошая погода и неподалёку есть травяная площадка или лужайка, лучше провести игру на свежем воздухе. В любом случае единственное условие для проведения этой игры - чтобы каждый мог свободно пройти по прямой как минимум 10 метров.

Ведущий просит играющих забыть о грации и элегантности и пройти 10 м. один за другим, приложив все силы к тому, чтобы выглядеть комично и даже безумно. Можно изображать необычных людей, героев кинофильмов и т. п. Чем более причудливым и гротескным будет изображаемый персонаж, тем лучше. Пусть тот или иной игрок попробует пройти, как:

- звонарь с колокольни Нотр-Дам;

- годовалый ребенок;

- робот;

- деревенский дурачок;

- супермодель с мировым именем;

• марширующий солдат;

• человек с избыточным весом в сто килограммов;

• граф Дракула;

• неряха и т. д.

Пока участники, дефилируя поодиночке, демонстрируют глубокое знание человеческих недостатков, особенностей и причуд, публика должна воодушевлять и подбадривать их. Когда одиночные проходы по «подиуму» будут закончены, наступает очередь пар... Затем комичный «карнавал» продолжают группы из трех человек. В конце игры вся группа объединяется в общем параде гротеска. После этого игроки награждают друг друга бешеными аплодисментами и радостными улыбками.

Калейдоскоп

Проводить игру нужно в просторном помещении.

Эта игра должна проходить в быстром темпе. Ведущий говорит группе приблизительно следующее: «Я собираюсь озадачить вас множеством маленьких вопросов и заданий. Как только вы найдете ответ, тут же начинайте искать других участников, нашедших тот же ответ. Встаньте рядом с ними и, если у вас еще останется время, обменяйтесь несколькими фразами. Вероятность того, что вы найдете немало общего со многими игроками, весьма велика, и вы можете сделать из этого некоторые выводы. Позднее мы поговорим об этой игре, а также о тех вопросах, которые, возможно, еще будут вас интересовать».

Нижеприведенный список весьма обширен и включает множество вопросов, которые можно использовать при проведении этой игры. Обычно я задаю от пятнадцати до двадцати вопросов. Просмотрите список и выберите те из них, которые лучше всего подходят именно Вашей группе. Перемежайте простые вопросы более сложными. Старайтесь, чтобы вопросы, на которые есть лишь два ответа (соответственно при этом образуются лишь две группы), сменялись неоднозначными. Позаботьтесь о том, чтобы образовавшиеся группы существовали недолго: сразу же подкиньте участникам новый вопрос». Вопросы к игре «Калейдоскоп»

Сложи пальцы в кулак. Твой большой палец внутри или снаружи?

• Если бы ты обладал сверхъестественными способностями, что бы ты больше хотел уметь делать: путешествовать во времени, быть невидимым, читать мысли, просвечивать все взглядом, как рентгеновскими лучами, превращаться в кого-либо или что-либо, предвидеть будущее или различать неслышимые звуки?

• Сложи руки вместе. Какой большой палец — правый или левый — оказался сверху?

• Скрести руки на груди. Левая или правая рука сверху?

• Когда ты надеваешь брюки, с какой ноги ты начинаешь?

• Ты, скорее, замкнутый или общительный человек?

• Кем бы ты хотел быть: снобом, гением, рок-звездой, руководителем фонда?

• Какой ногой — правой или левой — ты качаешь в такт музыке?

• Если бы ты захотел улучшить мир, что бы ты в нем изменил?

• Используя свой указательный палец как карандаш, нарисуй в воздухе круг... Твой палец движется по часовой стрелке или против нее?

• Что бы ты хотел делать, даже если это тяжело или невозможно?

• Нарисуй указательным пальцем в воздухе очертания собаки... Собака смотрит налево или направо?

• Используй одну руку как подзорную трубу... Каким глазом ты смотришь в эту трубу?

• Придумай двусложное слово на каком-нибудь выдуманном языке.

•Представь, что ты перепрыгиваешь через низкую стену... Какой ногой ты отталкиваешься?

• Представь, что ты уже жил раньше. Кем или чем ты был?

• На какой стороне кровати ты лежишь, если спишь в одной постели с кем-нибудь?

• Назови свой любимый цвет.

• Обувь, какого размера ты носишь?

• В каком месяце ты родился?

• Под каким знаком зодиака ты родился?

• Когда ты что-то покупаешь, считаешь ли ты сдачу?

• Сколько у тебя родных братьев и сестер?

• Какой музыкальный инструмент ты любишь слушать больше всего?

Автомобиль

Для проведения этой игры нужно отставить в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению.

Каждый ищет для себя партнёра, который ему интересен.

Правила игры таковы. Один участник изображает автомобиль: он закрывает глаза и поднимает руки на уровень груди, создавая своеобразный «бампер» (это усиливает чувство безопасности). Другой — водитель, управляющий автомобилем. Водитель стоит сзади. Отсюда он может руководить движением «автомобиля», используя следующие сигналы:

• нажатие указательным пальцем между лопаток означает «двигаться вперед»;

• нажатие на левое плечо — поворот дороги влево, чем дальше от шеи, тем круче поворот;

• нажатие на правое плечо означает поворот дороги вправо;

• если руку положили на затылок, надо ехать назад;

• если руку сняли со спины, это сигнал «Стоп»;

• скорость регулируется с помощью слабого или соответственно сильного нажатия. Так как на трассе одновременно находятся сразу несколько «автомобилей», водители должны действовать очень внимательно. Это поможет избежать столкновений. Водители полностью отвечают за сохранность «автомобилей». Вербальные контакты запрещаются. Цель водителя и «автомобиля» — элегантно и безопасно пересечь зал, избегая столкновений с другими «автомобилями» или какими-либо предметами. Через 5 минут остановите игру, чтобы партнеры поменялись ролями. Затем следует обсуждение между партнерами, а после — общее. Вопросы для обсуждения:

• Как вы себя чувствовали в роли водителя? А в роли «автомобиля»?

• Знакомы ли вам ощущения, испытываемые другими людьми?

• Насколько уверенно вы чувствовали себя в парах?

• Насколько отчётливо подавались сигналы?

• Усиливалось или ослабевало ваше чувство доверия в процессе игры?

Бабушкины ключи

Эта игра проводится в просторном помещении. Один игрок берет на себя роль бабушки. Он становится в углу комнаты и поворачивается лицом к стене. За бабушкой, прямо у ее ног, лежит маленькая связка ключей, которую можно спрятать в одной руке.

Остальные игроки становятся на расстоянии, по меньшей мере, 6 м позади бабушки. Обозначьте с помощью ленты линию старта, чтобы «воришки ключей» знали, куда им возвращаться.

Каждый раз, когда бабушка оборачивается, остальные участники должны замереть. Если бабушка заметит движение какого-нибудь игрока, он должен будет вернуться на стартовую линию. Бабушка оборачивается без предупреждения.

Цель игры заключается в том, чтобы взять ключи и принести их обратно на линию старта. При этом бабушка не должна видеть ключей. Они должны оставаться только в руке игрока. Когда игрок захватил связку ключей, он должен дотронуться до каждого игрока, прежде чем достигнет линии старта. Если бабушка увидит связку или заметит, как движется игрок с ключами, то ключи возвращают бабушке. Попавшийся игрок отправляется на линию старта. Ход игры трудно предсказать. Ее можно остановить через заранее определенное время, например через 15 минут. Однако если игроки получают большое удовольствие, продлите время до тех пор, пока они не «обманут бабушку».

Бинго

Для проведения этой игры нужно отставить в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению.

Ведущий раздает «Бинго - формуляры». Каждый игрок находит участника, соответствующего одной из характеристик, и просит его поставить свою подпись в нужной клетке. Первый, кто соберёт пять разных подписей по горизонтали, вертикали или диагонали, должен крикнуть: «Бинго!». Если группа большая, то единственное правило игры звучит так: «Игроки не должны ставить свои подписи в один и тот же формуляр более одного раза».

Участники ищут подходящих кандидатов. Тот, кому удалось собрать нужное количество подписей, должен за одно назвать имена игроков, расписавшихся в его формуляре.

Игра продолжается до тех пор, пока в ней не окажется несколько победителей.

Замечание.

Утверждения, представленные в таблице, должны быть подобраны так, чтобы каждое из них подходило, по крайней мере, к одному из участников.

 

Бинго-Формуляр

 

Играет на музыкальном инструменте     Регулярно занимается спортом   Терпеливо переносит дождливый день   Имеет домашнее животное     Имеет прозвище  
Говорит больше чем на одном языке     Регулярно ходит в театр   Любит беллетристику   Ведёт дневник   Посмотрел фильм в последние выходные  
Может приготовить уху Единственный ребёнок в семье Левша Имеет больше трёх братьев и сестёр Никогда не лежал в больнице
Обладает холерическим темпераментом (холерик) Имеет родимое пятно   Является членом клуба     Любит готовить     Может свистеть на пальцах  
В последний год менял место жительства   Спит по воскресеньям до 12 часов   Умеет играть в преферанс   Обладает хорошим музыкальным голосом   Участвовал в акции, демонстрации, митинге  

 

Гордиев узел

Участники разбиваются на группы по 8-10 человек. Каждая группа образует круг. Все участники вытягивают левые руки в центр круга. Затем каждый сжимает руку какого-то другого игрока, только не руки своих соседей.

После этого каждый игрок вытягивает правую руку и находит чью-либо свободную руку. Обратите внимание играющих на то, что нельзя держать обе руки одного и того же человека.

В результате всех манипуляций получится узел, и группа должна, не разрывая соединения рук, распутать его. Важные правила: чтобы никто не вывихнул и не повредил руки, в одно и то же время двигаться может только один участник; если какой-либо игрок почувствует, что его рука выворачивается, он может на мгновение отпустить руку, чтобы затем принять терпимое положение.

В конце игры важно подвести итоги, предоставив участникам право ответить на следующие вопросы:

• Пытался ли кто-нибудь взять на себя контроль над выполнением задания?

• Оставался ли кто-то из игроков совершенно пассивным?

• Какой была атмосфера в группе?

• Проявлялись ли по ходу игры нетерпение, готовность помочь?

• Не оказалась ли возникающая по ходу игры ситуация стрессовой для кого-то из участников?

• Можно ли сравнить игру с повседневными социальными ситуациями?

• Как пережили участники тесный физический контакт с другими членами группы?

• Не чувствовали ли себя участники несвободными, словно в тюрьме?

• Получили ли члены группы удовольствие от игры?

Замечания

Играя в соответствии с вышеуказанными правилами, игроки могут решить поставленную перед ними задачу, лишь переговариваясь, друг с другом. У ведущего есть соблазн мешаться и «помочь» процессу, но это не очень хорошая идея. Предоставьте игроков самим себе — и тогда каждый сможет получить опыт соответствующего поведения. Группа выполнит это задание лишь в том случае, если игроки будут действовать сообща, если смогут услышать, обсудить и осуществить все поступившие предложения. Бессмысленные активные действия в данном случае не приведут ни к чему. Иногда игрокам удается выполнить задание, полностью распутать узел и образовать новый круг. Но, если образовались два сплетенных круга, можно предложить такое решение:

два участника разрывают руки, группа образовывает ряд и окончательно распутывается.

Варианты

Если Вы хотите сделать акцент в этом упражнении на решение проблемы, то можете провести игру, используя немудреный реквизит. Каждый участник получает веревку длиной 1,5 м. Игроки не держатся за руки, а «связаны» друг с другом с помощью веревки. Каждый держит один конец своей веревки и вручает второй какому-то другому игроку. Второй рукой он берет свободный конец веревки еще одного игрока.

В этом случае участники игры не должны стоять совсем близко друг от друга, и каждому будет лучше видно получившееся переплетение. Круг может состоять из большего числа игроков (вполне возможно участие пятнадцати человек).

Завершите предложение

Инвентарь: для каждой пары участников понадобится один экземпляр списка предложений «Если бы я был птичкой...» (см. ниже).

Каждый участник выбирает партнера, который ему интересен.

Партнеры садятся рядом и вместе рассматривают лист со списком неоконченных предложений. Ведущий говорит членам группы следующее «Закончите предложения, написанные на листе, чередуясь со своим партнером. Не размышляйте долго над ответом, а доверьтесь своей интуиции и говорите то, что сразу приходит в голову. Будет очень неплохо, если в конце игры вы сможете сами придумать несколько подобных неоконченных предложений».

Игроки не должны обсуждать каждый ответ, как только он получен, иначе творческий настрой снизится. В конце работы с карточкой у участников будет время на обсуждение того, что им удалось узнать друг о друге. На выполнение задания отводится 15 минут.

Участникам можно дать добавочных 5 минут для дополнительных вопросов и комментариев.

Затем вся группа собирается вместе, и каждый представляет своего партнера, рассказывая о тех его ответах, которые показались особенно интересными.

Список неоконченных предложений «Если бы я был птичкой...»

Участникам нужно завершить эти предложения, чередуясь с партнёром, стараясь делать это быстро.

- Если бы я был птичкой...

- Если бы я был цветком, то я бы был...

- Если бы я был камнем...

- Если бы я был деревом...

- Если бы я был зверем...

- Если бы я был музыкальным инструментом...

- Если бы я был транспортным средством...

- Если бы я был зданием...

- Если бы я был инструментом труда...

- Если бы я был дорогой...

- Если бы я был изобретатель...

- Если бы я был богат...

- Если бы я был беден...

- Если бы я был...

Когда участники ответят на вопросы, пусть обсудят с партнёром свои реакции:

- Какие ответы были для вас самыми интересными?

- Какие удивили?

Палатка на пятерых

Инвентарь: толстые газеты и катушки с пленкой любого фильма.

Для этой игры нужно отодвинуть столы и стулья в сторону и освободить место. Участники делятся на команды по пять или шесть человек в каждой.

Все команды получают по стопке газетной бумаги и катушке с пленкой.

Каждая команда должна построить из этих немудреных материалов палатку, в которой хватит места для всех ее членов. Также можно использовать столы и стулья, находящиеся в комнате.

На обсуждение и планирование «строительства» дается 4 минуты. В это время к бумаге и катушке прикасаться нельзя.

В планировании работ и в самом «строительстве» должны участвовать все члены команды. На проведение «строительных работ» отводится 8 минут.

В конце игры каждая команда должна продемонстрировать, что все ее участники действительно помещаются в палатке.

Затем ведущий предлагает участникам ответить на следующие вопросы:

- Насколько гармоничным было взаимодействие членов команды?

 

• Смогли ли вы проявить себя в данном задании?

• Удалось ли играющим соединить вместе отдельные инициативы?

• Каким было настроение игроков во время работы?

• Удалась ли совместная работа в командах?

• Нравится ли вам ваша палатка?

Если члены группы сильно ориентированы на соревнование, можно изменить правила игры. Игра проводится на скорость: побеждает та команда, которая первой поставит палатку и уютно устроиться в ней всем составом.

Главная цель задания - совместная работа и взаимное сближение членов команды.

Летний дождь

Для проведения этой игры нужно отставить в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению.

Члены группы должны образовать как можно более правильный круг. Как только это удалось, все поворачиваются направо, так что теперь все игроки стоят друг за другом на расстоянии вытянутой руки.

Ведущий рассказывает группе, что в этом упражнении каждый сможет услышать шум и шорохи летнего проливного дождя. И чем лучше будет взаимодействие в группе, тем прекраснее будет ощущение от игры.

Ведущий встаёт сам в круг вместе с группой и демонстрирует движения рук, которые производят желаемые шорохи:

• положите ладони на спину стоящего впереди игрока, приблизительно в районе лопаток, и опишите ими круг. Возникший шорох соответствует ветру, предшествующему проливному дождю (фаза А);

• потихоньку начните нежно похлопывать кончиками пальцев по спине партнера, чередуя при этом обе руки. Это начало дождя (фаза В);

• теперь начинайте барабанить ладонью по спине партнера (фаза С);

• вернитесь к фазе В;

• перейдите к фазе А;

• остановитесь, пусть руки спокойно полежат на спине партнера. Ведущий объясняет группе, что это упражнение дает потрясающий эффект, если при этом все закроют глаза. Начинайте игру с фазы А. Стоящий перед ведущим игрок «передает» это движение дальше — участнику, стоящему перед ним, и т. д., пока оно не вернется к ведущему. Когда он почувствует, как руки партнера совершают круги по его спине, начинает фазу В, и так далее, пока последовательность не дойдет до конца. (Каждый продолжает выполнять движение, которое он чувствует своей спиной, до тех пор, пока не получит новый сигнал.)

Машина с характером

Для проведения этой игры нужно отставить в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению.

Вся группа должна построить воображаемую машину. Ее детали — это только слаженные и разнообразные движения и возгласы игроков. При этом каждому участнику придется внимательно следить за действиями других членов команды. Во время игры

нельзя разговаривать.

Ведущий просит одного добровольца (игрок № 1) выйти на середину круга и говорит ему: «Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие-нибудь повторяющиеся движения. Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать руки вверх, или поглаживать живот правой рукой, или прыгать на одной ноге. Годится любое действие, но ты должен непрерывно повторять его. Если хочешь, можешь свои движения сопровождать возгласами».

Когда игрок № 1 определится со своими действиями, он становится первой деталью машины. Теперь следующий доброволец может стать второй деталью.

Игрок № 2, со своей стороны, выполняет движения, которые дополняют действие первого игрока. Если, например, игрок № 1 смотрит вверх, поглаживает себя по животу и при этом в промежутке попеременно говорит «Ах» и «Ох», то игрок № 2 может встать сзади и каждый раз, когда игрок № 1 говорит «Ах», разводить руками, а при заключительном «Ох» один раз подпрыгивать. Он может также встать боком к игроку № 1, класть ему правую руку на голову и при этом говорить «Ау», причем для своего «Ау» выбрать момент между «Ах» и «Ох».

Когда движения первых добровольцев обретут достаточную скоординированность, к ним может присоединяться третий игрок. Каждый игрок должен стать новой деталью увеличивающейся машины и пытаться сделать ее более интересной и многогранной. Каждый может выбрать себе место, где он мог бы расположиться, а также придумать свое действие и возгласы.

Когда задействованы все игроки, Вы можете позволить фантастической машине полминуты работать в выбранном группой темпе. Потом предложите, чтобы скорость работы несколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться. В конце концов, машина должна развалиться.

Ведущий подводит итоги игры, предложив игрокам ответить на следующие вопросы:

• Смогла ли группа создать интересную машину?

• Функционировала ли машина некоторое время без перебоев?

• В какой момент вы стали деталью машины?

• Как вы придумали свои действия?

• Трудно ли было придерживаться единого ритма и темпа работы?

• Что происходило, когда ход машины ускорялся или замедлялся?

• Трудно ли было разобрать машину?

• Как влияло на работу то, что вам нельзя было переговариваться друг с другом?

Варианты

Участники, разбившись по четверо или пятеро, могут изображать реально существующие механизмы, агрегаты, машины: будильник, кофемолку, мотор, планер. Игроки могут построить машину, аллегорически изображающую концептуальное понятие, например, машину любви, войны, мира и т. д.

Образуйте круг

Игра проводится в просторном помещении.

Члены группы стоят в произвольном порядке. Затем они закрывают глаза и, не говоря ни слова, начинают осторожно двигаться по комнате. Двигаться нужно медленно, чтобы избежать резких столкновений. Звуки шагов, дыхание, тепло, исходящее от других членов группы, — все это должно помочь участникам ориентироваться в помещении.

Через 1-2 минуты предложите участникам взять друг друга за руки. После этого они должны образовать замкнутый круг.

Когда соберутся все участники, ведущий информирует их о том, что круг полностью укомплектован. При необходимости он помогает отдельным «потерявшимся» членам группы найти дорогу к кругу. В конце игры все одновременно садятся на пол (можно и стоя), открывают глаза и кратко обсуждают свои впечатления.

Замечания

Это прекрасная игра для начала занятий.

Превращение кобры

Для проведения этой игры нужно отставить в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению.

Группа становится в круг посередине комнаты. Каждый кладет руки на плечи впереди стоящего. Ведущий рассказывает игрокам, что эта игра основана на старой бразильской легенде. Положение, в котором сейчас стоит группа, называется «Стеклянная кобра». Оно символизирует народ. Стеклянная кобра разобьется на много мелких кусков, но отдельные ее части снова соберутся вместе. И когда отдельные «фрагменты», слабые сами по себе, объединятся, они станут мощными и сильными, ибо в результате трудного процесса совместного роста превратятся в опасную кобру из стали:

Участники закрывают глаза и с помощью рук исследуют спину стоящего впереди игрока, пытаясь запомнить свои ощущения. Впоследствии именно эти ощущения окажутся весьма полезными.

Затем каждый отнимает руки и с закрытыми глазами покидает круг. В течение 1 минуты «осколки» стеклянной кобры бродят по комнате (Партнеры должны держать руки на уровни груди! Это защитит их в случае возможных столкновений друг с другом).

Ведущий даёт сигнал к объединению. Не открывая глаз, группа пытается воссоздать круг в первоначальном виде. Чтобы игроки смогли расслабиться и, следовательно, выполнять упражнение с большей эффективностью, скажите им, что в этой игре нет временных ограничений. Как и в бразильской легенде, процесс появления стальной кобры может длиться достаточно долгое время.

Ведущий наблюдает за действиями участников, помогает слишком далеко ушедшим «отдельно путешествующим» членам группы: осторожно возвращает их назад.

Варианты

Вместо круга можно построить членов группы в ряд. Тогда выполнить задание будет немного легче.

Замечания

Игру лучше проводить в средних по размеру группах (двенадцать-четырнадцать человек).

Профиль группы

Инвентарь: два листа ватмана, фломастеры, восковые мелки, старые журналы, ножницы, клей.

Нарисуйте человеческую фигуру на большом листе бумаги (один участник ложится спиной на бумагу, а другой обводит его контур).

Затем группа делится на подгруппы по три-четыре человека в каждой. Каждая команда обсуждает вопросы, которые в этом упражнении будут символически связаны с различными частями нарисованной фигуры. Вопросы следует предварительно записать на доске.

• Над головой: о чем мы размышляем во время групповой работы?

• Область глаз: на что мы охотно смотрим?

• Область ушей: что мы охотно выслушиваем?

• Область рта: о чем мы часто говорим?

• Область живота: что мы охотно едим?

• Область сердца: что нам особенно по сердцу?

• Плечи, какие проблемы нам надо решать?

• Правая рука, какая работа приносит нам удовольствие?

• Левая рука: чем мы охотно занимаемся в свободное время?

• Правая нога: места, где мы бываем?

• Левая нога: места, которые мы бы с удовольствием посетили?

• Правое бедро: чего мы боимся?

• Левое бедро: чего мы себе желаем?

Каждой группе отводится полчаса на то, чтобы продумать, что они расскажут по этим темам. Участники могут давать ответы разными способами: записать, нарисовать фломастерами или мелками, вырезать картинки из журналов, скомбинировать любые варианты.

Затем все подгруппы собираются на общее обсуждение. Каждая подгруппа выбирает одного рассказчика. Тексты и картинки наклеиваются на фигуру в виде коллажа.

Рецепт хорошей группы

Инвентарь: рецепт какого-нибудь блюда, фломастеры, альбомные листы. Участники разбиваются на подгруппы по четыре человека.

Каждой подгруппе нужно составить рецепт хорошей группы. Рецепт должен удовлетворять следующим требованиям:

• он должен устраивать всех участников;

• пища должна быть полезной и хорошо усваиваемой;

• пища должна быть разнообразной на вкус;

• форма рецепта должна быть обязательно сохранена. В качестве примера ведущий читает вслух принесенный с собой рецепт. Десерт «Бразилия»

1. 3-4 банана;

2. сок одного лимона и двух апельсинов;

3. щепотка корицы;

4. 1/8 литра красного вина;

5. 4-6 столовых ложек бананового сиропа;

6. сахар:

7. 4 чайных ложки тёртого на крупной тёрке горького шоколада.

Нарежьте бананы кусочками, добавьте фруктовый сок и несколько минут варите на маленьком огне. Компот охладить, добавить корицу, красное вино, банановый сироп и по вкусу немного сахара, подсыпать сверху шоколадом. Подавать в стеклянных бокалах или тарелочках.

Ведущий еще раз объясняет участникам, что составные части рецепта группы могут быть весьма различны. Призывает участников максимально использовать фантазию. Пример

Берем двадцать интересных участников, килограмм обязательности, 100 граммов опыта, обильно сдабриваем все это любознательностью, добавляем щепотку духа противоречия... и т.д.

На выполнение задания отводится 20 минут. Рецепты записываются на листах бумаги, а затем зачитываются вслух всей группе.

Считаем до двадцати

Участники расходятся по помещению. Они должны равномерно распределиться по комнате и ни в коем случае не образовывать ряд или круг. Как только каждый найдет удобное для себя место, он закрывает глаза.

Цель упражнения

Группа должна посчитать от одного до двадцати. (При небольшом количестве игроков достаточно досчитать до десяти.) При этом действуют следующие правила: один игрок не может назвать два числа подряд (например, четыре и пять), но в ходе игры каждый участник может назвать больше одного числа. Если несколько игроков одновременно назвали одно и то же число, игра начинается сначала. Участники не должны заранее договариваться о стратегии игры. Во время выполнения задания нельзя разговаривать.

Если игра никак не ладится, ведущий подбадривает участников, чтобы они не чувствовали себя слишком напряженно. Возможно, ему придется время от времени смешить игроков, потому что эта игра очень непроста.

Пусть игра продолжается до тех пор, пока участники получают от нее удовольствие. В некоторых группах участники даже забывают о времени и делают все для того, чтобы добиться успеха.

Замечания


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!