Е письмо в С.-Петербург по поводу ереси тамошней



 

(О проповедниках веры не от лица Церкви. О пагубности слов лжеучителей: «Веруйте, и вы спасены». Проповед­ники проповедуют о спасении не так, как Господь и Апостолы. О степенях ниспадения в ложь и тьму католи­ков, протестантов и новых проповедников и отпадении их от единой веры и Церкви. Есть ли у них истина Бо­жия? Православная Церковь — единая истинная, Божию истину содержащая. Все учения, искажающие истину о Христе, Церковью обличены и прокляты. Проповедники криво толкуют и извращают Евангелие. О Пресвятой Троице. Что необходимо для спасения каждого. О благо­дати Святого Духа. Что мы должны содержать, если же­лаем быть спасенными. О крестном знамении. Отчего на­ши пастыри молчат, а проповедники всюду учат)

С удовольствием берусь ответить тебе или, лучше, обсудить вместе с тобою все, о чем писал ты в своем достойном всякого внимания письме. Я и прежде слышал кое-что о том, о чем ты го­воришь; но думалось, что это какие-либо пустя­ки. Теперь же из слов твоих вижу, что у вас там начинается нечто вроде пожара церковного, — и спешу написать тебе, что Бог пошлет, по твоему письму.

1) Пишешь: «У нас появился какой-то пропо­ведник веры,— надо полагать из дворян и, ка­жется, в немалом чине, который ездит по домам, не богатым только, но и бедным, читает Еванге­лие, толкует и учит веровать во Христа и каять­ся. От меня недалеко живет бедный переплетчик. К нему приезжает тот проповедник. Собирается народ, и я был там раза два-три. Слышно, что и в других местах бывают такие собрания, и наро­ду немало бывает».

Остановимся с тобою на этих словах. Явился проповедник веры, проповедник не от лица Церк­ви, как очевидно. Уж это одно должно было породить среди вас недоумения: как так учит не поставленный быть учителем? Это у нас небыва­лая новость. От недоумения же такого следовало вам тотчас перейти к таким суждениям: что-нибудь тут не так; он не от дома Божия, а отынуды (из другого места.— Ред.); потому вам следует держать себя настороже. — А так ли вы поступили?! — Никому и в голову не пришло поостеречься, а все слушали и слушаете, не давая себе труда обсудить,— право ли то, что слышите, и к добру ли приведет, если последовать тому? Вот первая ваша ошибка!

Говоришь, что он учит веровать во Христа и все из Евангелия берет. Но это-то и должно было побудить вас держать ухо остро. Разве вы татары или басурманы какие?! Вы же ведь веруе­те во Христа Господа и спасение свое содеваете во Святой Православной Церкви, и содеваете по образу спасения всех предшествовавших нам святых наших, Богом прославленных! Из этого вам следовало прямо заключить, что если он начал толковать о вере, и толковать нам, верую­щим, то эта его вера, должно быть, иная есть от той, которою мы веруем. Когда он начал вам толковать: веруйте во Христа,—вам следовало спросить его: да что ты толкуешь об этом? Разве мы некрещеные какие? — А у вас ни у кого и язык не повернулся. Говоря вам: веруйте во Христа,— он обличил вас в неверии; а вы слу­шаете, будто в самом деле неверы. Если же он иную веру проповедует, а вы все же слушаете, то вместе с ним охуждаете свою прежнюю веру, осуждаете и Церковь Святую и всех спасенных и спасающихся в ней. Вот ваша вторая вина, большая первой!

И как же это все у вас там деется?! Деется среди истинно верующих в Господа и идущих спасительным путем, свыше указанным?! Сыны Церкви спокойно и мирно содевают свое спасе­ние. Но приходит некто, им прежде неведомый, и начинает вопить: знаете ли что? — Христос за нас умер. Веруйте так, кайтесь, и вы спасены.— И они, как бы необычное нечто услышав, к нему пристают, готовы будучи оставить и Церковь свою, и пастырей своих, и все, чем пред сим дорожили, чем питалась и освящалась душа их! — Дивно это! А прежде-то разве не в Госпо­де Спасителе содевали вы свое спасение? Разве не в Его имя крещены вы? Разве не Его силою получали вы столько раз разрешение грехов в Таинстве покаяния? Разве не Его Самого прини­мали в себя, причащаясь пречистого Тела и пречистой Крови Его? Разве не к Нему обраща­лись вы в молитвах своих, и не на Него единого все упование спасения возлагали? Так что же особенного, что нового, чего бы вы не содержали в уме и сердце своем, возвещает вам этот неве­домый вам доселе пришлец, говоря: «Христос за вас умер; веруйте так,— и вы спасены»? Не это ли исповедуете вы, каждодневно читая в Симво­ле веры: «Верую... в Господа Иисуса Христа... нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятого же за ны...» и проч.? Не это ли сами себе возвеща­ете вы, поя в Церкви: «Единородный Сыне... распныйся Христе Боже... спаси нас, спаси нас»? Или: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу: спаси ны, Сыне Божий»? Или: «Свете тихий святыя славы... Сыне Божий, живот даяй»? Или: «Ныне отпущаеши... яко видесте очи мои спасение Твое»? — А литургия вся что есть, как не воспоминание или, больше, как не воспроизведение таинственное в бескровной жерт­ве жертвы кровной на кресте во спасение наше? Так что же нового слышите вы из уст сего пришельца, что готовы оставить все прежнее и устремиться вслед его, не зная еще наверное, куда он поведет вас, зная, однако ж, несомненно, что путь, которым вы шли доселе, есть настоящий путь?

Поистине это непонятно. Вы походите вот на кого: поют, положим, что-либо хором, и вы сами участвуете в этом пении. Пение идет стройно, все голоса сливаются в нем в один. Но вот вдруг среди всех появляется некто, встревает в ваше пение и своим голосом выдается из всех. И вы, оставя хор и свое пение прекращая, все внима­ние обращаете на этот выдающийся голос, изум­ляясь тому, как он выводит ноты. Хорошо ли он делает и хорошо ли вы поступаете, вам и в голову не приходит подумать, слушаете пото­му только, что он выдается, прежнее же пение припелось и прислушалось. А знатоки искусства в пении говорят, что выдаваться из других голо­сом в пении противно правилам сего искусства и что дивящиеся сему выдающемуся певцу облича­ют в себе отсутствие истинного вкуса. Вот этим подобны вы в деле содевания своего спасения. Содевали вы свое спасение мирно и тихо в хоре других братии и сестер спасающихся. Но се появился крикун и начал выкрикивать один стишок из всей совокупности спасительных ис­тин. И вы на него устремили очи свои, все прочее оставляя и от всех готовые отделиться. А о том и подумать не подумали, правильно ли он посту­пает, выделяясь с своим стишком, и правильно ли вы поступаете, становясь на его сторону. Ведаю­щие надлежащим образом дело спасения спра­ведливо укорят вас в безвкусии духовном,— вас, а тем паче того крикуна.

Таким образом, вам следовало с первых же слов оттолкнуть его от себя или отворотиться от него, а вы связались с ним, и все более и более вяжетесь.

2) Пишешь: «Он все говорит о Господе Иису­се Христе и спасении в Нем,— говорит с вооду­шевлением. Слушать его приятно,— так и тянет к нему».

А разобрал ли ты и другие, с тобою слушав­шие,— наш ли он или чужой? — Вам подума­лось, что как он говорит по-русски и русский есть, говорит о Христе Спасителе и притом с таким воодушевлением, то конечно он наш, в истине стоит и истину возвещает. Вы и потяну­лись к нему; но всем этим вы попали в обман. Он русский, но уже не русской веры. Был православным, но отпал в инославие. Он пропо­ведует о спасении в Господе, но не так, как возвестил о сем Сам Господь и святые Апостолы Его. Он говорит с воодушевлением, но это не свидетельствует об истине его слов, а только доказывает, что он вседушно увлечен своим уче­нием и ратует за него, как за истинное, хотя оно полно лжи и обмана.

Ужели все это вам неведомо? И разве вы не знаете, чей ученик есть этот крикун? По учите­лю судите и об ученике. Ведь зарождение этой лжи или этой заразы духовной там у вас на глазах всех совершилось. Приехал какой-то англичанин, начал ездить по домам и к себе зазывать, и своею проповедью сбил с толку некоторых наших барынь и бар, нетвердо стояв­ших в истине. Из числа этих сбитых с толку есть и ваш крикун, который теперь вместо того англичанина прогнанного разъезжает всю­ду и кричит, чтоб и других сбивать с толку, как сам сбился. Так — что есть в деле ве­ры тот англичанин, то есть и этот ваш крикун. А англичанин тот что есть по вере? — Он есть отпадший от истины Божией и стоит на четвертой степени ниспадения в ложь и тьму. Вот это как!

Не стану тебе разъяснять самую суть дела, а коротко очерчу только внешний ход такого ниспадения.— Была одна Церковь на земли с еди­ною истинною верою. Но пришло искушение: папа с своими увлекся суемудрием и отпал от единой Церкви и веры. Это первая степень ниспадения в ложь и тьму. Между папистами зародились потом протестанты и, увлекшись, по­добно папе, своим суемудрием, отпали от папской веры и церкви. Это вторая степень ниспадения в ложь и тьму. От протестантов народилось анг­лийское суемудрие. Это третья степень ниспаде­ния в ложь и тьму. Из английского суемудрия выродилось наконец и то, которым увлекся при­езжавший соблазнять наших англичанин, и со­блазнил вашего крикуна вместе с другими. Это четвертая степень ниспадения в ложь и тьму.— И вот на этой-то степени стоит и ваш крикун, который мычется (шатается.— Ред.) там у вас по домам и стогнам града с своею проповедию. Он есть истый ученик того англичанина, если только не прибавил еще чего и от себя к принятой им от англичанина лжи, чтоб остановиться, таким образом, уже на пятой степени ниспадения в ложь и тьму.— Так вот кто есть ваш крикун!

Ни у папистов, ни у протестантов, ни у англичан, ни у этих, к которым принадлежит ваш заразитель с зараженным крикуном, нет исти­ны Божией — настоящей, чистой, полной. Она пребывает только в единой истинной Церкви Православной. То правда, что сами они в обольщении думают, что обладают истиною, но истина далека от них. Паписты первые отпали от истины, но думают, что они-то и удерживают ее. Протестанты обличили несостоятельность па­пистов во многом, но сами не попали на истину, а еще дальше отбежали от ней, построив свою новую веру по своему суемудрию, а не по истине Божией; думать же и они, подобно папистам, думают, что напали на истину, которой чуждыми сочли папистов. Англичанам не понравилась не­мецкая вера, и они построили свою, тоже по своему суемудрию, а не по истине Божией, гово­ря: у немцев то и то не хорошо; мы свою со­чиним веру, которая нам пригожей,— и сочини­ли, уклонившись от истины Божией еще дальше, думая, однако ж, что стоят в ней тверже других. У англичан потом, равно как и у немцев, распло­дилось множество вер, которые все тоже хваста­ют, что напали наконец на истину, тогда как на деле еще дальше отступили от ней. Как они искали ее не там, где ее Бог положил, а в своем суемудрии, то не на истину напали, а приняли за истину разные призраки истины, и на них пост­роили свои верования. Из числа их есть и то суемудрие, которое завез к вам англичанин и которым прельстился ваш крикун.— Но когда на Западе множилось такое разнообразие вер, более или менее ложных, на Востоке неизменною пребывала в своем веровании Православная Церковь, единая истинная, Божию истину содер­жащая, ту самую истину, которая возвещена Гос­подом Спасителем и насаждена в Церкви святы­ми Его Апостолами. Мы — сыны Церкви Право­славной — содержим сию истину и стоим в ней. Чрез целый ряд веков шла непреложная истина в Церкви Православной и до нас дошла. Стоит в истине Святая Церковь; стоим в ней и мы. Благодарение Господу, благоволившему родиться нам в недрах единой истинной Православной Церкви!

Итак, вы стоите в вековечной истине; а этот крикун вчера только научился обольстительной лжи у обольщенного ложью англичанина тоже вчера. Но вот начал он среди вас мыкаться и выкрикивать свою ложь,— и вы без всякого разбора бросились к нему и стали на его сторону, готовые и совсем отстать от Святой Церкви и от содержимой ею истины Божией. — Сообразно это с чем-нибудь?! То, что мы исповедуем и как содеваем свое спасение, было в силе у наших отцов, дедов, прадедов, пращуров, прапращуров,— и всех россиян с самого просвещения их истинною верою при святом Владимире. Этому уже скоро тысяча лет. И сколько святых воспитала Святая Церковь наша, ходатаев и молитвенников о нас пред Господом, как указывают нетленные мощи их, по всей земли Русской рассеянные! И вдруг этот крикун, вчера прельстившийся ложью, поку­шается отторгнуть вас от сего святого сонма!!! Но идите далее,— то же исповедание и то же содевание спасения увидите вы у греков, от коих приняли мы святую веру. Идите и у них по векам; дойдете до Соборов, защищавших и ут­верждавших истину вселенскую. Пройдите Собо­ры до Константина Великого, и всюду будете зреть одну и ту же истину, всем сонмом верую­щих содержимую и по всей вселенной царствую­щую. Двигайтесь еще далее,— пройдете века гонений, дойдете до века апостольского,— и ус­мотрите и там то же исповедание и то же содевание спасения, какое теперь и у нас содер­жится и действует. А то, чему учили и что учредили Апостолы, принято ими от Господа, Господь же и говорил и делал, как принял от Отца Своего, в тайне Пресвятыя Троицы.— Вот откуда вера наша! Вот где ее источник! Вот как она, из глубин Божиих истекши, текла по тече­нию веков и до нас дотекла! — И сию-то Боже­ственную и вековечную веру вы готовы бросить и изменить на ложь, которую выкрикивает ваш вчера сам обольстившийся ею крикун! — Есть в этом какой-либо смысл?!

3) Слышу, что ты с своими товарищами, гоняю­щимися за этим крикуном, готов возразить: «Ка­кую же ложь он проповедует? Он истину возве­щает, спасение в Господе Иисусе Христе указы­вает, Евангелие благовествует».

Постой, постой! Не спеши с своим возражени­ем, а изволь порешить: можно ли о Христе Иисусе проповедовать нечисто и превратно, — и о спасении в Нем учить так, что если последуешь сему учению, то не спасение найдешь, а пагубу? Впрочем, и решать-то тут нечего или затруднять­ся тем; потому что это на деле и было и есть. Сколько было учений, искажавших истину о Христе Иисусе, и прежде Ария, и еще более после него? — Все они обличены Церковию и прокляты. Сколько расплодилось их на Западе? Счету нет. Но все они отвергаются Православ­ною Церковию, несмотря на то, что только и речи у них, что о Господе Спасителе. Стало быть, нельзя так заключать: поелику такой-то о Хри­сте Иисусе проповедует, то по тому самому истину возвещает; а следует проверять, право ли возвещает он истину о Христе Иисусе. У вас же там никто, кажется, не потрудился этого сделать, а все, как только услышали из уст его сладчай­шее имя Господа Спасителя, стали без разбора на его сторону, не подозревая, что сие покланяемое имя есть в устах его, прельщенного, затрава к уловлению простых в вере душ ваших. Не чита­ли разве вы в Евангелии предостерегательных слов Самого Господа: Внемлите (блюдитеся) от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы (Мф.7, 15)? Не подумайте, что Господь разумеет здесь таких, которые и имени Его не знают. Нет, — не таких Он разумеет, а именно таких, которые именем Его прикрываются, увлекая в ложь; ибо тут же говорит: Мнози рекут Мне в день он (то есть в день суда): Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом. — Видите? Во имя Господа про­поведуют; а Господь заповедует остерегаться их. А на суде, говорит, скажу им: Яко николиже знах вас (Мф. 7, 22 — 23). Как никогда не знал Тот, Кому все ведомо?! Господь сим сказывает, что Он никогда не знал их такими, какими они сами себя выставляют, то есть истинными о Нем про­поведниками. Они проповедовали о Нем, но так, что Господь в их словах не видел Себя Самого, что у них выходил иной некий Христос, а не Тот истинный, Который соделал спасение наше посреде земли. Видите, что может под именем Христовым проповедан быть совсем не Христос Господь. А вы без разбора бросились к этому крикуну, ради того, что Он именем Христовым прикрыл свою ложь. Думаете, что к нему не может относиться сказанное: Мнози приидут во имя Мое... и многи прельстят (Мф.24, 5)?! — Справедливо обратить к вам укорную речь свя­того Павла, какую он держал к коринфянам. Я вас обручил, говорит, Христу Господу, как деву чистую. Но боюсь за вас, как бы кто не повредил умов ваших, как некогда змий прельстил Еву лукавством своим. Вы так падки на новые уче­ния, что, приди кто к вам и стань проповедовать иного Иисуса, вы тотчас станете на его сторону, приняв его благосклонно (2 Кор. 11, 2 — 4). И вот чего опасался Апостол в коринфянах, то деется ныне у вас. Пришел крикун, начал пропове­довать иного Иисуса, и вы потянулись к нему. Скажете: «Да нет же, — какой тут иной Иисус? Ведь он все что ни говорит, берет из Евангелия и учит словами Евангелия: Покайтеся и веруйте во Евангелие (Мк. 1, 15). Он все твердит: Хрис­тос умер за нас; веруйте так, и вы спасены. Как же тут быть лжи и прелести?!» — Это поистине есть сладостное благовестие. И кто может без сердечной теплоты внимать ему? — Но что и к благовестию сему может прививаться ложь и из­вращать его, об этом послушаем святого Павла, который писал к галатам: Чуждуся, яко тако скоро прелагаетеся от звавшаго вы благодатию Христо­вою, во ино благовествование (Гал.1, 6). Галаты искренно уверовали в Господа Спасителя и вседушно приняли радостное благовестие о спасе­нии в Нем; святому же Павлу были так благо­дарны за просвещение их истиною, что готовы были очи свои извертеть и отдать ему. Но, по удалении от них святого Павла, пришли какие-то суемудренники тоже с Евангелием, или благове­стием, но не чистым, а с примесью лжи, и начали переучивать их. Галаты, не разобрав строго, а только увлекаясь именем благовестия, приняли сих благовестников, и попали в сети лжи. Слово их казалось привлекательным благовестием, но в существе дела было пагубным зловестием. Так прельстительна ложь, прикрывающаяся священ­ными и сладостными именами! Узнал об этом святой Павел и, образумив их, прописал, как неотложный закон на все времена, такое поста­новление: Аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче еже благовестихом вам, анафема да будет. И чтоб лучше это мы затвердили, снова повто­рил: Паки глаголю, аще кто благовестит вам паче, еже приясте, анафема да будет (Гал.1, 8 — 9).— Так видите, что бывает благовестие, или Еванге­лие ино, которого благовестники анафеме подле­жат. Мы же с вами забыли про это, и как только явился какой-то крикун с Евангелием в руках, бросились к нему и не вспомнив про то, что истинно веруем и содеваем свое спасение. Вы — точь-в-точь галаты. И праведно к вам обратиться с апостольским укором: О несмысленнии Галате, кто вы прельстил есть не покоритися истине?.. (Гал. 3, 1).

4) Ты говоришь, что он читает из Евангелия и учит. — Святое Евангелие и писания апостольс­кие, весь Новый Завет есть самый верный ис­точник истинного ведения христианского,ведения истинного пути ко спасению. Все спасающиеся там почерпают ведение о том, как должно соде-вать свое спасение. Но не всякий читающий Евангелие истинно уразумевает путь спасения. Иной читает Евангелие, но, криво толкуя читае­мое, извращает Евангелие. Такому Евангелие не служит в пользу, и то, что он держит в руках Евангелие, не избавляет его от укора и осуждения в неведении истины. Тут бывает то же, что, например, с куском материи. Вот пред тобою кусок хорошей материи. Но приходит портной, знающий свое дело, выкраивает из нее и сшивает добрую одежду, а приди портной неумелый, — он такую выкроит и сошьет одежду, что она ни стыда не будет прикрывать, ни от погоды защи­щать: только материю испортит. Так и из Еван­гелия иной выкраивает такое учение, которое никуда негоже, и не может вести к добру и уча­щего, и последующих ему. — Отчего так? Оттого, что он не умеет взяться за дело. В чем существо дела спасения, это состоит из нескольких пунк­тов: надо веровать, надо заповеди исполнять, надо благодать стяжать и проч. Но в Евангелии пункты эти не написаны в одном каком месте, а в разных,— в одном одно сказано, в другом другое. Чтоб познать истинно весь образ спасе­ния, надобно все эти пункты из разных мест собрать воедино, и собрать все, ни одного не пропуская. Вот на этом деле все претыкающиеся и претыкаются. Начнет иной собирать, не пони­мая, как это следует сделать, уткнет глаза на один или два пункта, выдернет их из общего Писания, и кричит: нашел, вот путь спасения! Иной кричит: веруй — и ты спасен; иной: стяжи благодать — и больше тебе ничего не нужно; иной: люби — и придешь к блаженному концу; иной — иное что. Все такие положения истинны и в Писании строго предписываются, но ни од­но из них поодиночке не обнимает всего дела спасения. Надо их все совокупить — и тогда получится полное представление настоящего об­раза спасения.

Вот и ваш крикун читает, говоришь ты, из Евангелия, и толкует, как спастись. Но все ли он пункты оттуда выбирает, или только часть их какую? — Прислушайся, и найдешь, что не все. У него только и есть на языке: Покайтеся и веруйте. А все ли тут? Гораздо не все. Да и в этих самых пунктах не все им сказывается. Покайтеся, говорит. Спроси его: а исповедаться должно? а разрешение получить надо? И он тебе на это ничего не скажет, а будет отвертываться пустыми словами. Потому что, скажи он, как ду­мает, — ты от него тотчас отворотишься (по его мудрованию ничего этого не нужно, хотя запове­дуется в слове Божием).

Он говорит, пишешь ты: «Докажи мне из Евангелия, что я лгу!» — Никто не станет ему доказывать, что он лжет, когда говорит: покайте­ся и веруйте. Ибо это необходимо для спасения и так заповедано Господом. Но как он твердит, что только и нужно для спасения, то лжет, по­тому что для спасения нужно и другое многое. Представь, что доктор дал рецепт на лекарство из многих трав и эссенций, а аптекарь вместо всех возьмет две-три вещицы и отдаст, говоря: на, вот тебе лекарство. Он будет лгун и обманщик. Так и наш Врач душ Христос Спаситель про­писал нам в Евангелии полное врачевство во спасение душ наших, в нескольких пунктах вы­ражаемое; а ваш крикун вырвал из Евангелия два-три пункта и кричит: вот вам спасительное врачевство! Принимайте и спасетесь. Он лгун посему и обманщик. Вы же, как только он вы­крикнул свое воззвание, стали в тупик, и тем больше придали ему дерзости и смелости громче и громче вскрикивать свое положение: веруйте в Господа Спасителя, и вы спасены.

5) Воистину так есть! — Несть иного имене под небесем... о немже подобает нам спастися (Деян. 4, 12). Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти (1 Тим. 3, 16); преклони небеса и сниде, да нас на небеса возведет. Радуйтесь, благодари­те, и теките вслед Его, Спасителя нашего и Бога, восшедшего на небеса и естество наше посадив­шего одесную Бога и Отца. Но все же не за­бывайте, что это один только пункт в деле спасения. К нему Самим же Господом Спасите­лем приложены другие пункты, которые тоже необходимо содержать, чтобы спасену быть. Об них скажу тебе после. Теперь же поясню тебе, что и этот самый пункт: «Веруй в Господа Спасителя»,— надобно так созерцать и так со­держать в уме и сердце, чтобы он стоял в согласном сочетании с таинством Пресвятой Троицы. А то может случиться, что, и слушая, и говоря все о спасении только в Господе Иисусе, так набьешь во внимание сию истину, что из него совсем выпадет помышление о Пресвятой Троице, и Пресвятая Троица совсем заслонится ликом Христа Спасителя. А это будет значить покривлять спасительный строй помышлений, или, скажу так, неверно в себе водружать христианс­кое сознание и помрачать его.

Вот что хочу я этим тебе напомнить,— что как образ спасения нашего устроен Сыном Божиим, воплотившимся не без Отца и Духа Свя­того, так и спасение каждого из нас совершается в Господе Иисусе Христе не без участия Отца и Духа Святого. И спасение нам устроил и спасает каждого из нас Бог, в Троице покланяемый, Отец, Сын и Дух Святой. Сие надлежит водрузить в сознании, и все спасающиеся имеют сие водру­женным в своем уме и сердце.

Смотри, как совершается крещение Христа Спасителя! Крещается Сын Божий вочеловечившийся; но на Нем и в Нем почивают Бог Отец Своим благоволением и Дух Святой — Своим общением. Это означает очевидно, что соверше­ние спасения нашего, начавшееся с сего момента, в дело произведено Господом Иисусом Христом со всегда присущим Ему благоволением Отца и действом Святого Духа. Сын ничего не творил без Отца и Духа; ибо, и воплотившись, Он не оставил недра Отча.

Видишь, как спасение наше совершено Богом, в Троице покланяемым? — Теперь смотри, как спасение и каждого из нас совершается тоже Богом, в Троице покланяемым.

Жизнь наша и спасение наше — в живом общении с Богом. Чрез падение мы потеряли сие общение. Явился Бог во плоти — Сын Божий единородный, и в лице Своем воссоединил пад­шее человечество с Богом, а чрез соединение ве­рующих с Собою и их всех воссоединяет с Богом. Сам Спаситель показал сие, говоря к свя­тым Апостолам: Аз во Отце Моем, и вы во Мне, и Аз в вас (Ин. 14, 20). Но что Апостолам сказано здесь, то ко всем верующим относится. Се — златая цепь воссоединения нашего с Богом! Сие подтвердил Господь и в другом месте: Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною (Ин. 14, 6).— Итак, ко Отцу прихо­дят чрез Сына, а к Сыну как? — А к Сыну при­водятся Отцем, как Сам же Господь говорит: Никтоже может прийти ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его (Ин. 6, 44). Если без привлечения к Сыну дело спасения каждого и начаться не может, а привлечение сие совершает­ся Отцем, то очевидно, что начальный Содетель спасения каждого есть Бог Отец. Помни же сие и исповедуй всяк, ищущий и чающий спасенным быть в Господе Иисусе, и за Ним всегда созерцай влекущую тебя к Нему десницу Отца Твоего Небесного.

Но и Отец как влечет к Сыну? — Влечет Духом Святым, Который затем и все требуемое для спасения совершает в умах и сердцах спасае­мых. Христос Спаситель, пострадавши, умерши на кресте и воскресши, вознесся на небеса и воссел одесную Бога Отца; вместо же Себя послал от Отца Духа Святого, Который, пребы­вая в истинной Церкви, и устрояет теперь спасе­ние каждого. Как вначале нисшедши на Апос­толов, Он водил их по лицу вселенной, давал им слово и слову сему возбудительную к вере силу, затем уверовавших облекал во Христа, освящал и укреплял во всяком добре, и из сонма их устроил Святую Церковь: и так и доселе дей­ствует Он в сей Церкви и устрояет спасение всех. И без Духа Божия никто не спасается и спастися не может. Почему и сказал Господь: Уне (лучше) есть... да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам (Ин. 16, 7). Этим Он сказал: напрасно Мое воплощение, напрасна смерть, напрасно воскресение, если не приидет Утешитель — Дух Святой. Вы останетесь неспа­сенными; ибо без Духа нельзя быть вам прет­воренными в таких, какими должны быть спа­саемые.—Таким образом несомненно веруя и уповая спасенными быть в Господе Спасителе, по благоволению Отца веруй и содержи, что совер­шает тебя спасенным Дух Святой, во Святой Церкви чрез Божественные Таинства подаемый, и в сердце твоем потом непрестанно дей­ствующий в руковождении и укреплении тебя в деле спасения.

Так видишь, как спасаемся? Спасаемся в Господе Иисусе Христе по благоволению Отца, благодатию Святого Духа. Сие и содержи всегда в уме и сердце, и в исповедании твоем. И знай, что, кто твердит тебе только: веруй в Господа, веруй в Господа, — а никогда не пополняет сего изъяснением участия в сем деле Бога Отца и Духа Святого, — тот видимо не содержит пол­ной истины, возмущает христианское сознание и помрачает свет Христов.

Разумели сие святые Апостолы, и смотри, как выражали свое благожелание спасения верую­щим! Святой Апостол Петр пишет: По прозрению Бога Отца, во святыни Духа, в послушание и кропление крове Иисус Христовы: благодать вам (1 Пет. 1, 2). Святой Апостол Павел молится: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа со всеми вами! (2 Кор. 13, 13). Последние слова без изме­нения повторяются в церкви пред началом со­вершения Таинства Тела и Крови Господа Спа­сителя на литургии. И все наши святые отцы, рассуждая о спасении, возводили его к Богу, в Троице покланяемому, Отцу и Сыну и Святому Духу, как к единому источнику. Так разумей и ты, так навыкни созерцать совершаемым дело спасения в тебе самом,— и затем сею мерой ме­ряй как теперешнего, так и всякого другого нового учителя.

6) Укажу тебе теперь зараз все, что необходи­мо для спасения каждого. Кратко это можно выразить так: веруй и, приемля благодатные силы, яже к животу и благочестию, чрез Святые Таинства, живи по заповедям Божиим, под руко­водством богоучрежденных пастырей, состоя в живом союзе со Святой Церковию. Чтоб тебе яснее было, как все это необходимо, сравни шествие путем спасения с обыкновенным путе­шествием. Чтоб путнику удобно и безопасно было идти, надобно, чтоб был свет, чтоб была проложенная дорога, чтоб сам он был здоров и крепок, чтоб в случае нужды, например при поворотах и перекрещиваниях дорог, был кто-нибудь, кто бы указал ему, по какой дороге идти. Подобное сему необходимо и в шествии путем спасения: необходим свет — это вера; необходи­ма проложенная дорога — это заповеди; необхо­димы здравие и крепость — это благодатные силы, чрез Таинства подаваемые; необходимы путеуказатели и руководители — это пастыри Церк­ви. Все сие видишь ты действующим во Святой Божией Церкви, с которою потому состоит в живом союзе всякий, надлежащим образом содевающий свое спасение. Все спасшиеся сим путем шли, и все спасающиеся им идут... другого пути спасения нет.

Я не думаю, чтоб для тебя нужно было особенно пояснять и доказывать необходимость для спасения каждого из сих пунктов. Приведу, однако ж, нечто.

Что вера необходима в содевании спасе­ния, об этом и говорить нечего. Неверующий и думать не думает о спасении. Посему Апостол Павел пишет: Без веры не возможно угодити Богу: веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающим Его мздовоздатель бывает (Евр. 11, 6). Веровать же надобно полно — во все, что благоволил Бог открыть нам, без прибавления и убавления, и веровать так, как содержит Святая Православная Церковь. Именно: что Бог Един есть существом, и Троичен в Лицах; что Он Сло­вом Своим сотворил мир и о нем промышляет; что нас создал Он для райской жизни, почтив в создании образом Своим, но мы потеряли ее, преслушав в прародителях заповедь Его; что из сего падения сами мы не могли восстать, но что Сын Божий сжалился над нами и, приняв на Себя дело нашего искупления и восстановления, пришел на землю, воплотился, пострадал, умер на кресте, воскрес, вознесся на небеса и седит одес­ную Отца, во свидетельство принятия Им жертвы Его и в ходатайственную силу о спасении верую­щих в Него; что по вознесении ниспослал Он от Отца Духа Святого, Который, нисшедши на Апостолов, преисполнил их всякою премудростию и силою, и они, воодушевлены быв Им, насадили на земле веру христианскую, и из всех верующих сложили одно тело Святой Церкви, под Главою Христом Господом, вверив ей все тайны веры и все Таинства, благодать подающие; что раздаятелями сих благодатных сокровищ и вообще продолжателями апостольского дела созидания Церкви, Апостолы по повелению Само­го Господа, оставили преемников своих — епис­копов и священников, особую на сие благодать приемлющих чрез рукоположение, непрерывно идущее от Апостолов и до нас дошедшее; что спасаемые спасаются в теле Церкви, то есть не одиночно, а обще со всеми, общею всем истинно верующим живя жизнью, Таинствами Церкви освящаясь и под руководством состоя пастырей; что спасение каждого здесь на земле сокровенно, паче в духе, совершается, хотя заведомо спасае­мому, во светлости же своей явится в другой жизни, — чаянием чего и воодушевляемся в пе­ренесении произвольных и непроизвольных ли­шений спасения ради; что отходящие от нас вратами смерти в другую жизнь не перестают пребывать в том же едином теле Церкви и взаимного с нами общения не лишены суть, толь­ко имеют его невидимое вместо видимого.

Всему сему надобно веровать. И мы испове­дуем сию веру, читая не раз каждый день Сим­вол веры. Коротко всю веру можно совместить в следующем положении: Бог, в Троице покланяемый, мир создавший и о нем промышляющий, спасает нас, падших, по благоволению Отца в Господе Иисусе Христе благодатию Святого Духа во Святой Своей Церкви, спасает спасением, здесь сокровенно в духе совершающимся, в будущей же жизни имеющим явиться во всей неизречен­ной светлости его. Видишь, что и все пункты, которые я перечислил как условия спасения, входят в предметы веры. И веруй вседушно, что так есть, и иначе быть не может.

7) Но одной веры недостаточно для спасения. Надобно и жить свято по всем заповедям Гос­подним. Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Божие, но творяй волю Отца Моего, говорит Господь (Мф. 7, 21). Воля же Отца Небесного выражена в заповедях Его. Читай Евангелие, и ты найдешь там, конечно, требования и веры, но не слишком много. Пре­имущественно же оно предлагает уроки святой и богоугодной жизни. Из него скорее выходит такое заключение: исполняй искренно и неутоми­мо заповеди, и спасешься, руководясь, конечно, верою и направляя сие к угождению Господу. Внимай, что говорит Господь: Имеяй заповеди Моя и соблюдали их, той есть любяй Мя: а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим; и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам. И еще: Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин. 14, 21, 23). Также и в Посланиях апостольских много пи­шется о вере, но о святой жизни еще больше. Святой Павел все дело спасения совместил в двух словах: Вера, любовию поспешествуема (Гал.5, 6). Под любовию разумеет исполнение всех заповедей и от всяких грехов и греховных стра­стей отчуждение (Рим. 13, 8 — 14). Почему во всех посланиях своих он всю заботу христиан обращает на святую и богоугодную жизнь, гово­ря: Елика суть истинна, елика честна, елика правед­на, елика пречиста, елика прелюбезна, елика добро-хвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала, сия помышляйте... и Бог мира будет с вами (Фил. 4, 8 — 9). И самое, говорит, домостроительство спа­сения нашего затем имело место, чтоб сделать нас способными жить свято. Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, цело­мудренно и праведно и благочестно поживем в ны­нешнем веце, ждуще блаженного упования и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Тит. 2, 11 — 13). То же настоятельно твердят и все другие Апостолы. Приведу слова Апостола Иакова. Кая польза, братие моя, говорит он, аще веру глаголет кто имети, дел же не иматъ? еда может вера спасти его?...Вера, аще дел не имать, мертва есть о себе. Но речет кто: ты веру имаши, аз же дела имам: покажи ми веру твою от дел твоих, и аз тебе покажу от дел моих веру мою. Ты веруеши, яко Бог един есть: добре твориши: и беси веруют, и трепещут. Хощеши ли разумети, о человече суетне, яко вера без дел мертва есть? Авраам отец наш не от дел ли оправдася, вознес Исаака сына своего на жертвен­ник? Видиши ли, яко вера поспешествоваше делом его, и от дел совершися вера... Зрите убо, яко от дел оправдается человек, а не от веры единым (Иак. 2, 14-24).

Видишь, сколько необходимо для спасения каждого исполнение заповедей! Я нарочно по­больше об этом написал, потому что те, которые сбили с толку вашего нового учителя, неправо о сем умствуют, все дело спасения приписывая вере, дела же почти совсем устраняя. Вероятно, и этот учитель ваш также неправо умствует. Вот и смотри. По слову Божию, вера и исполнение заповедей на одной линии стоят,— и ни той, ни сему предпочтения не дается. И вера без дел, и дела без веры — ничего не значат. Только в неразрывной связи содевают они спасение наше, и сами при сем приемлют настоящую свою цену, силу и значение.

8) Для того чтобы и вера была, как следует, и дела совершались достодолжно, необходи­ма нам благодать Святого Духа. Без нее не только поверовать, но и подумать о добром не можем (2 Кор. 3, 5); но если б и подумали, исполнить то не имеем сил. Ибо, как говорит Апостол, загадывать доброе мы еще загадываем; но как только подойдет дело, мы и прочь: Еже хотети, говорит, прилежит ми, а еже содеяти доброе, не обретаю (Рим. 7, 18). Таким образом, если б Господь показал нам только, чему веро­вать и как должно жить, и с этим одним оставил, то мы походили бы на того, кто освещен светом солнца, видит дорогу, по которой надо идти, и сознает, что он должен по ней идти, иначе пропа­дет; а сил к тому, чтоб идти, не имеет, потому что расслаблен и болен. Но в таком случае лучше бы ничего не знать и не видеть, чем, узнавши и увидевши, не иметь возможности воспользовать­ся узнанным и увиденным. Милосердый Господь и не оставил нас с этим одним, а благоволил устроить нам ниспослание Пресвятого Духа, чтоб Он, действуя в нас, содевал с нами спасение наше. Дух Святой сошел на Апостолов, а потом чрез них подаваем был всем верующим. Он чрез слово апостольское возбуждал веру в хотящих веровать, и тем, которые по вере восходили до решимости и жить свято в духе веры, подавал силу приводить сие решение в исполнение. Что делаемо было Апостолами, то делалось потом, и делается доселе их преемниками богоучрежденным порядком. И благодать Святого Духа пре­бывает в сонме верующих или во Святой Церкви, всех просвещая, укрепляя, освящая. И если кто спасен есть или спасается, то не иначе как бла­го датию. Благодатию есте спасени чрез веру, гово­рит святой Павел (Еф. 2, 8). О пребывании же благодати Святого Духа в верующих говорит он с такою уверенностию, что и сомнения в том не допускает: Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3, 16). И сам о себе он исповедал: Благодатию Божиею есмъ, еже есмъ (1 Кор. 15, 10). А святой Петр и за себя и за всех свидетельствует, что вся нам Божественныя силы Его, яже к животу и благочестию, пода­на (2 Пет. 1, 3). Почему все Апостолы, пиша послания верующим, и в начале и в конце их, как единственного блага желали им пребывания в них и преумножения благодати: Благодать вам да умножится; благодать Божия буди с вами.

Впрочем, о том, что благодать Святого Духа, как сила во спасение, необходима для нас и что только она одна сильна содевать в нас спасение наше, почти нет спорящих. Но о том, как полу­чается и приемлется благодать, есть спорники. Я нарочно и навожу тебя на этот предмет из опасения, не принадлежит ли и ваш новый учи­тель веры к числу неправо понимающих сие дело, ибо есть такие мудрецы, которые утверждают, что только уверуй, и благодать Божия тотчас войдет и вселится в тебя. Так вот знай и твердо держи то убеждение и ту веру, что благодать Святого Духа не иначе подается и принята быть может как чрез Таинства, Самим Господом учрежден­ные в Церкви руками святых Апостолов. Чтоб тебе в этом более увериться, приведу тебе не­сколько примеров получения благодати по ука­занию слова Божия.

Сам Господь и Спаситель, беседуя с Никодимом, сказал: Подобает вам родитися свыше, разу­мея благодатное рождение к новой жизни. Какой же указал Он к этому способ? — Сказал ли: ве­руй, отверзи уста, и благодать Духа, вошедши, возродит тебя? — Нет, не сказал. Что же ска­зал? — Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие (Ин. 3, 7, 5). Рождение водою и Духом есть святое креще­ние — первое христианское Таинство.

Но возрождение делает только естество наше способным приять, вместить и хранить дар Свя­того Духа; самое подаяние сего дара соверша­лось особым Таинством,— именно, возложением рук апостольских. До очевидности сие представ­ляет один случай, бывший в Ефесе во время апостольского там действования святого Павла. Пришедши в Ефес, Апостол встретил там двенад­цать человек верующих и спросил их: приняли ль вы Духа Святого, уверовавши? Те отвечали: мы и не слыхали, что есть Дух Святой. Как же вы крестились, спросил святой Павел? Иоанновым крещением, отвечали те. Тогда святой Павел объяснил им, что Иоанново крещение было толь­ко приготовлением к вере в Господа Иисуса Христа; затем, огласив их полнее евангельским учением, окрестил христианским крещением,— по крещении возложил на них руки,— и они прияли Духа Святого. Видишь,— крещение осо­бо, и возложение рук особо,— и дар Духа Свя­того только по возложении рук! Возложение рук Апостолы заменили потом миропомазанием, кото­рое и предали преемникам своим как Таинство, дар Святого Духа подающее верующим. Оно и действует теперь во Святой Церкви.

Этих двух примеров достаточно для тебя, чтоб видеть, что благодать Святого Духа подает­ся не мысленным путем чрез одну лишь веру, но путем видимым чрез Святые Таинства. Так Сам Господь учредил. Перечислю только другие Таинства. Отпущение грехов, в какие кто впадает по крещении, бывает не ради одного сокрушения и мысленного их исповедания Богу, но при сокрушении и решении не грешить более, по исповеди их духовному отцу, чрез разрешение от него. Живейшее общение с Господом совершает­ся чрез причащение Тела и Крови Его, в Таин­стве Евхаристии. Благодатная сила на продол­жение апостольского дела созидания Церкви подается чрез рукоположение архиереев и свя­щенников. Два брачащихся лица сочетаваются воедино Таинством брака. Болезни врачуются Таинством елеосвящения.

Вот все семь потоков Божественной благода­ти, действующих во Святой Православной Церк­ви. И иного пути к получению благодати нет. Кто станет тебе иной указывать путь к сему, отворачивайся от него, как от суемудренника.

9) Три изложенные пункта: вера, жизнь по заповедям в духе веры и благодать чрез Таин­ства,— требуют четвертого: богоучрежденного пастырства. Надо веровать; но как уверуют без проповедающего? И како проповедят, аще не послани будут? (Рим. 10, 15). Потребно благодать приять чрез Таинства; но как же это было бы без строителей и совершителей Тайн Божиих? (1 Кор. 4, 1). Необходимо жить по заповедям в духе веры; но как сему быть в исправности без руководителя, который бы указывал, остерегал, ошибки поправлял, падающих поднимал и на­правлял опять на путь уклоняющихся с настоя­щей дороги? Таким образом, для устроения спасения необходимы лица, от лица Божия действующие, которые бы вере учили, освящали бла­годатию чрез Таинства и руководили в жизни,— необходимы пастыри богодарованные и богопоставляемые. Их и благоволил учредить Господь. Вот тебе на это апостольское удостоверение! И Той (Господь) дал есть овы убо Апостолы, овы же пророки... овы же пастыри и учители, к соверше­нию святых, в дело служения, в созидание тела Христова (Еф. 4, 11 — 12). Да и само дело пока­зало сие. Господь послал Апостолов, чтоб шедше вере научали, наученных крестили, крещеных и наученных наставляли блюсти все заповедан­ное (Мф. 28, 19 — 20). Апостолы так и делали. Но как они не вечны, дело же их апостольское должно пребывать во вся веки, то, зная сие, они всюду, по Божию повелению, оставляли вместо себя преемниками пастырей и учителей, чтоб они продолжали их дело — совершение святых, слу­жение (Таинств совершение) и созидание тела Христова. Читай в Деяниях. Вот святые Павел с Варнавою просветили верою Листру, Дервию, Иконию, Антиохию Писидийскую. Пришло вре­мя воротиться им туда же, откуда вышли,— в Антиохию Сирийскую. Что же, они так и броси­ли уверовавших на произвол с одною верою? — Нет; они опять прошли по всем городам, все учредили, как им быть и жить по-церковному, и для наблюдения и должного всего исполнения поставили над ними пресвитеров, рукоположивше их (Деян. 14, 23). То же самое сделал он и для Ефеса с прочими асийскими городами, везде там наставил чрез рукоположение пастырей и учите­лей. Затем, когда, проезжая мимо Ефеса морем, не имел он времени побывать там лично,— позвал всех этих пастырей в Милет, где и про­стился с ними, дав им окончательные наставле­ния по пасению паств их: Внимайте себе и... стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию своею (Деян. 20, 28). И еще вот что было: воз­вращаясь из Рима, по освобождении от первых уз, Апостол заехал на остров Крит и распростра­нил там веру Христову. Но как сам не имел времени всюду поставить пастырей, то нарочно для сего оставил там святого Тита, — да устроит по всем градом пресвитеры (Тит. 1, 5). Святой Павел, конечно, и во всех других местах так действовал; а как он действовал, так действовали и все прочие Апостолы; ибо действовали не по своему усмотрению, а по повелению Господа. И ни одно общество христианское не было оставляемо без пастырей рукоположенных. Так сие продолжается в Церкви Божией доселе. — И се закон для верующих: Повинуйтеся настав­ником вашим (пастырям) и покаряйтеся: тии бо бдят о душах ваших (Евр. 13, 17). И что сказал Господь Апостолам, то и к пастырям должно быть нами относимо: Слушаяй вас, Мене слушает, и отметаяйся вас, Мене отметается; отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя (Лк. 10, 16). 10) Вот четыре пункта, которые мы должны содержать и по которым должны вести дело свое­го спасения, если желаем воистину спасенными быть. Но есть и еще один, именно: быть в теле Церкви живо сочетанными со всем сонмом верую­щих. Господь назвал Церковь Свою виноград­ным деревом, в коем Он — лоза, или ствол дере­ва, а все верующие — ветви на лозе. Церковь, или вся совокупность верующих, есть потому единое нераздельное целое, живо сочетанное с Господом и в себе во всех частях. Как ветвь, отломившись от дерева, засыхает и перестает жить, так перестает жить и всякий, кто каким-либо образом отделяется от Церкви Божией, а чрез то и от Господа (Ин. 15, 1—7). Святой Па­вел яснее это представил, назвав Церковь телом Господа. Мы все верующие — тело Христово; Христос же Господь есть Глава сего тела. Как в теле всякий член живет не своею, а общею всему телу жизнию, и если отделится от тела, умирает и истлевает, так и ни один верующий не живет особняком, но живет общею всего сонма верую­щих, или всей Церкви, жизнию, и если отделится от них или отособится, замирает духовно и поги­бает (1 Кор. 12; Еф. 4; Кол.) Так это велось и доселе ведется в среде истинно верующих, что законом жизни своей, — жизни, ведущей ко спа­сению, считают быть в Церкви. Церковь, испове­дуем мы, есть матерь наша. И верно слово, что кому Церковь не матерь, тому Бог не Отец. А если не Бог ему Отец, то кто же?! — Господь, устроив чрез святых Апостолов Святую Церковь, все спасительное в нее вложил для хранения и распространения на земле. В ней все тайны веры и все разумение истины; в ней вся благодать и все Таинства, подающие ее; в ней истинное пас­тырство, истинно ко спасению руководящее; на ней почивает благоволение Божие, блюдущее ее и послушающее молитвенного гласа ее; Ангелы и человеки, и вся разумная тварь, объединившись, единому служат всеблагому Богу.

Это — быть в теле Церкви и в ней содевать свое спасение — вот к чему обязывает всякого верующего: 1) веровать, как верует вся Церковь, от начала ее доселе, ее голосом поверять всякое свое или чужое соображение и разрешать всякое рождающееся недоумение, и ни под каким видом не позволять себе допускать что-либо хоть на во­лос несогласное с учением Церкви. Ибо она есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). Вни­май,— кто сего не соблюдает, тот язычник и мы­тарь, по слову Господа (Мф. 18, 17); 2) ни в чем не особиться от всех в порядках церковной жиз­ни: поститься, когда всем предлежит пост, говеть и причащаться Святых Христовых Тайн, как установлено в Церкви, и все другие соблюдать молитвенные и освятительные священнодействия Церкви, повинуясь слову Апостола, который зап­рещает оставлять собрания (Евр. 10, 25); 3) дер­жать то убеждение, что и небесные и земные состоят в непресекаемом между собою общении, живом и непосредственном. Почему наши к ним и о них молитвы и их молитвы о нас и слышат­ся, и действенны бывают. Мы — свои, родственны и Ангелам и всем от века Богу угодившим; ибо вцерковляясь, приступаем ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тмам Ангелов... и Церк­ви первородных на небесех написанных (Евр. 12, 22-23).

Сведем теперь опять воедино все сказанное о пути спасительном и повторим: хощешь спастися? Веруй всему богооткровенному учению, и, приемля благодатные силы, яже к животу и бла­гочестию, чрез Святые Таинства, живи неуклонно по заповедям Божиим под руководством богоучрежденных пастырей и в послушании им,— но все сие в духе Святой Церкви Божией, по ее законоположениям, и с нею состоя в живом сою­зе,— и спасешься.

К сему изображению спасенного пути с дерз­новением можно приложить следующее увеща­ние святого Иоанна Богослова: Всяк преступали, и не пребываяй в (сем) учении Христове, Бога не иматъ: пребываяй же в (сем) учении Христове, сей и Отца и Сына иматъ. Аще кто приходит к вам, и сего учения не приносит, не приемлите его в дом, и радоватися ему не глаголите: глаголяй бо ему радоватися, сообщается делом его злым (2 Ин. 1, 9-11).

11) После всего сказанного мною пред сим ты уже и сам можешь решить, сколько правды есть в приводимых тобою словах вашего нового учи­теля. «Однажды,— пишешь ты,— он много тол­ковал вам о том, что непременно надобно устами исповедать Иисуса Христа и что, как только кто исповедует Его устами, тотчас делается прияв­шим Его, и Он исполняет его и хранит Своею благодатию. К одному он очень приставал: испо­ведуй, исповедуй; но тот не согласился. Говорил: совестно как-то».

И хорошо очень сделал, что не согласился. Прав дух у него, потому что такое исповедание, ни с того ни с сего, противно воле Божией. Чуткая совесть этого доброго христианина и не позволила ему этого сделать. Это было бы фан­фаронство и фиглярство. Исповедание Иисуса Христа есть великий подвиг, и Господь обещал за него исповедать исповедавшего Его пред Отцем Небесным (Мф. 10, 32). Но в каких данное обстоятельствах исповедание так ценно в очах Господа? — В таких, когда предлежит или испо­ведать свою веру в Господа Иисуса Христа и за то тут же подвергнуться страшным мукам и быть замучену до смерти, или отвергнуться Христа и принесть жертву идолам. Исповедающий Христа в таких обстоятельствах в духе уже подъемлет мученичество. Оттого исповедание его так и цен­но. В Церкви Божией исповедники стоят наряду с мучениками. Мученики — те, которые, испове­дав Христа, были мучены и замучены до смерти; а исповедники — те, которые, исповедав Христа, были мучены, но по какому-либо случаю не были замучены до смерти. Вот о каком исповедании говорит Господь! Почему оно стоит у Него вмес­те с противоположным ему отвержением Его. А иже, говорит, отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже есть на небесех (Мф. 10, 33). А у вас там есть ли такие обстоятельства, что или исповедуй Христа и стра­дай, или отвергнись Его, и живи счастливо?! Нет. Стало быть, нет возможности явить и такое исповедание, которое столь ценно в очах Божиих. Пофанфаронить же, пофиглярничать всегда есть возможность. Выбеги на улицу и кричи: ве­рую во Христа и исповедую. Но такое исповеда­ние будет на ветер, как и то, которого требовал учитель ваш.

Ваш новый учитель с исповеданием соединяет такое обетование: как только исповедуешь устами Христа, так сделаешься приявшим в себя Христа. Откуда это он взял?! Смотри, как Господь и святые Апостолы учили о том, как кто приемлет в себя Христа. Святой Павел говорит: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). Облекшийся во Христа, конечно, приял Его в себя. Следовательно, кто крестится, тот делается приявшим в себя Христа. Пред креще­нием крещаемый исповедует Христа Господа, читая Символ веры; но чрез это не вселяется в него Христос, а он делается только способным приять Его в себя чрез святое крещение; самое же вселение совершается чрез крещение. Вот как учит Апостол; а ваш учитель иначе толкует. Это у него от своего ума, а не от Божия извещения и обетования.

Смотри еще. Господь говорит: Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6, 56). Если Господь пребывает в при­частившемся, то это потому, конечно, что в святом причастии он принял Его. Следовательно, прича­щающийся Святых Тайн Тела и Крови Христо­вых соделывается чрез сие самое приявшим Его. Пред причащением мы исповедуем Господа, гово­ря: «Верую Господи и исповедую...» Но не это исповедание вселяет Христа, а самое причащение Тела и Крови. Исповедание же только отверзает вход Господу для принятия Его, в Таинстве Тела и Крови Его.

Таким образом, видишь, что мы в силу креще­ния и святого причащения соделываемся прияв­шими Христа, а не в силу одного исповедания Его, хотя сие исповедание мы и даем прежде тех Таинств. А ваш учитель изобрел иной путь к приятию Господа. Это он делает по своему смышлению суемудрому.

В другом месте, у того же святого Иоанна Богослова, Господь указывает иной еще путь к приятию Его, именно исполнение заповедей Его. Имеяй заповеди Моя, говорит Он, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим; и Аз возлюблю его и явлюсь ему Сам. И еще: Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и оби­тель у него сотворим (Ин. 14, 21, 23). Не подумай, что это исполнение заповедей пролагает путь к вселению в нас Господа особо или отдельно от крещения и святого причащения. Благодать кре­щения и святого причастия дает силы к верному исполнению заповедей. Исполнивший все запове­ди благоукрашает душу свою всякими добродете­лями и делает сердце свое храмом, достойным быть обителию Господа. Он и вселяется в него тогда. Он в нем бывает с минуты святого креще­ния и еще приискреннее общится с ним во святом причастии. Но, помогая ему в жизни святой, все еще не всецело успокоивается в нем, потому что, пока не водворятся в душе все до­бродетели чрез исполнение заповедей,— в ней все еще остаются следы страстей,— неприятный Господу запах греха. Она и не успокоивается в нем, как бы не доверяя ему, и еще только изго­товляя себе покойную Себе в нем обитель. Когда же душа освятится добродетелями, тогда уже Он благонадежно входит в нее, как в дом, и оби­тает спокойно, нетревожимый неприятными Ему движениями греха и страстей. Таким образом вера привлекает Господа, Таинства сподобляют присутствия Его и содействия; когда же верую­щий, вспомоществуемый Господом, очистит себя от всех страстей исполнением заповедей и вне­дрением в сердце добродетелей, тогда наконец Господь окончательно вселяется в него и почива­ет в нем. Вот весь путь к приятию Господа. Оно имеет свои степени,— имеет свое начало, продол­жение и конец, или завершение. В приведенном месте Господь говорит о сем завершении. Но ко­рень всего дела сего есть приятие Господа в Таинствах. Без Таинств ни вера, ни добродетели не привлекут Господа. Они могут сделать только то, что Господь имеющего их приведет ради их к принятию Таинств, и чрез Таинства вселится, как было сие с Корнилием сотником. И исповедание Господа имеет здесь место, но как часть некая приготовительная, а не как то, что всю силу к приятию Господа в себе совмещает.

Исповедовать Господа не то одно имеет зна­чение, чтоб устами сказать, что верую в Господа. Оно значит и вообще быть христианином. Когда нас спрашивают: ты какого исповедания? и мы ответим: христианского; то этот ответ наш тоже будет значить, что: я христианин или мы христиа­не. Возьмем теперь это слово в строгом смысле. Что значит быть христианином? Значит и ве­ровать право, и жить свято, и освящаться Таин­ствами, и слушаться руководства пастырей, и к Церкви Божией Православной принадлежать, и все ею повелеваемое строго исполнять, то есть совершать все то, что, как прежде мы показали, составляет путь к спасению. Следовательно, ис­поведует Господа настоящим образом тот, кто, веруя в Господа и освящаясь Таинствами и благодатные чрез них получая силы, живет свято по заповедям Божиим под руководством пасты­рей, — и все в духе и по законоположениям Свя­той Православной Церкви. Вот настоящий испо­ведник! А не тот, кто устами только исповедует Господа. Святой Иоанн Богослов в первом сво­ем послании, говоря об исповедании, разумеет именно такое деятельное исповедание.

Ваш учитель плодом устного исповедания Господа считает еще исполнение исповедающего Господа благодатию. Если б исповедание вселя­ло Господа, то исполняло бы и благо датию: ибо благодать и есть присещение нас Господом и Его общение с нами. Но как пред сим объяснено, что Господь вселяется не чрез исповедание, а чрез Таинства, то очевидно, что благодатию исполняет не исповедание, а, по исповедании или при испо­ведании, Таинства. И выше еще я тебе объяснял, что благодать не иначе подается как чрез Таин­ства. И не было в Церкви Божией случая, чтоб она исполняла кого иным каким образом. Сле­довательно, нельзя так думать, будто одним уст­ным исповеданием можно получать благодать. Это очень похоже на то: разинь рот, и втечет благодать. По этому применению очень верно можно назвать учителя вашего и тех, которые соглашаются с его учением и одним устным исповеданием чают получить благодать,— рото­зеями.

12) Пишешь, что ваш новый учитель «молит­ся своими молитвами, но что при молитве ни крестного знамения не кладет на себя, ни покло­нов не делает».

Вот видишь, какой он модник? Весь мир хри­стианский кладет крестное знамение, даже и те, которые неправо исповедуют веру Христову; а он стыдится. Кто кладет крестное знамение, тот без слова исповедует Господа Иисуса Христа, за нас претерпевшего крестное распятие и смерть, и тем нас искупившего. Учитель ваш кричит: испо­ведуй Христа устами; а вы бы приступили к нему и его понуждали: исповедуй Христа крестным знамением. Все одно: и там исповедание и здесь; только там — словом, а здесь — делом. Дело сильнее слова. Он говорил тому, кто отказался исповедать устами Господа: а! стыдишься пред человеками! Говорите и вы ему: и ты стыдишься положить крестное знамение; но как оно есть тоже исповедание, то выходит, что сам ты сты­дишься исповедать Господа пред человеками.

Святитель Василий Великий свидетельствует, что полагать крестное знамение установлено Апостолами и что крестное знамение, с верою полагаемое, отражает невидимых врагов, разоряет все их козни и ограждает от их нападении. Господь крестом разрушил всю силу вражию. Знают сие враги, и бежат от крестного знамения. А кто не творит крестного знамения и не ограж­дает себя им, к тому враги имеют свободный доступ. Христианин без крестного знамения — что воин без оружия. Враг помыкает им, как за­хочет.

Крестным знамением освящаются все Боже­ственные Таинства; им же совершается освяще­ние и всякой вещи, потребной для жизни. Так прияла Святая Церковь от Апостолов, и так дей­ствуют все христиане. Отсюда естественно рож­дается вопрос: христианин ли тот, кто чуждается крестного знамения?

Наклонением головы мы обычно свидетель­ствуем и почтение и покорность. Сколько нео­тложно приступающему с молитвою к Богу иметь на сердце полное пред Ним благоговеинство и совершенную покорность, столько же неизбежно свидетельствовать пред Ним, невидимым, сии чувства поклонением. Христиане все и поклоня­ются Господу телесно, во свидетельство внутренного пред Ним страха и полной преданности в волю Его. Кто не кланяется, тот подвергает сом­нению, есть ли и в нем такие чувства. Но если их нет,— что же его молитва? У нас есть пого­ворка: у него шея не гнется — в показание, что человек такой — духа непокоривого, знать нико­го не хочет. Не такого ли духа и тот, кто не кладет поклоны в молитве. Всяко это худой обы­чай. Шапки не ломает, скажу просторечиво, и это пред Богом.

13) Пишешь: «Мне сказывали верные люди, что и учитель наш новый, и все, которые его дер­жатся, в церковь не ходят, святых не призывают в молитвах — ни Божией Матери, ни Ангелов, ни Апостолов и пророков, ни великих святителей, мучеников и преподобных, не соблюдают пос­тов, не говеют, не исповедуются и не причащают­ся Святых Христовых Тайн и праздников не знают».

Вот видишь, какие они молодцы? Настоящие молоканы, хоть научились таким премудростям у англичанина. Наши молоканы и духоборцы счи­тают себя духовными христианами, людьми Бо-жиими, святыми, для которых не нужны никакие внешние порядки церковные, никакие подвиги и никакие освятительные Таинства и священнодей­ствия. И ваши ротозеи — одного с ними по­кроя.— И я не умею понять, чего же вы там го­няетесь за этим новым учителем или позволяете ему жужжать вам в уши своим пусторечием?! Ведь после того, что ты сказал, уж осязательно ясно, что он отпал от Святой Православной Церкви, и если мычется с своим учением, то затем, чтоб и вас отбить от Церкви и составить особую какую-нибудь секту, чуждую Церкви и богоотверженную. А вы все же льнете к нему, как неразумные мухи к отравленной влаге.

Писать тебе, что учитель ваш и весь его скоп находятся в большом заблуждении, не принимая вместе с Церковию прописанных тобою пунктов, не буду. Но советую тебе достать книгу «Камень веры» Стефана Яворского. Там все те пункты защищены, не принимающие их обличены. Про­читай со вниманием и усвой написанное. Тогда этим камнем будешь легко заграждать уста гла­голющих лжу и сокрушать зубы погрешивших против истины, дерзко, однако ж, выступающих с словом своим, полным лжи и лукавства. Книга та писана против протестантов. Но протестанты тоже, что молоканы, только немецкие, как и эти ваши новшаки — молоканы английского покроя.

14) Пишешь: «Между нами ходит недоуме­ние, чего ради наши пастыри молчат. Тот учи­тель всюду разъезжает, хлопочет, учит, говорит с воодушевлением. А наши молчат. И в церкви редко кто из них говорит поучения: только службы исправляют. Нужно бы живое слово, а его нет».

Спрошу и я тебя: а вы обращались к своим пастырям с вопросом, что вот-де ходит какой-то учитель, собирает нас и учит,— посмотрели бы, хорошо ли он учит? — Ни один. Вот сколько раз ты писал ко мне, за тридевять земель,— и ни разу не помянул, чтоб обращался к своему пас­тырю, который у тебя под боком и которого ты видишь каждое воскресенье и праздник. Как же после этого пастыри узнают, что у вас там деется тайком? Пастырь ваш приходит в церковь, видит собранными своих прихожан и усердно молящи­мися,— и покоен, будучи посему уверен, что па­сомые им состоят в своем должном чине. Догма­ты ведь вы знаете, заповеди тоже помните, Церкви Божией во всем покорны. Что еще вам гово­рить? Разве только иногда пояснить для вас то догмат какой, то заповедь какую или какое-либо Таинство. Но это и делается, как сам ты пишешь, иногда. Да и без того все наше богослужение так составлено, что внимательному приводит на па­мять и догматы, и правила жизни, а прилепляться к Богу научает самим своим действием. И одно побывание в церкви поновляет весь религиозный дух, как это все испытывают. Я согласен с тобою, что пастырям следует чаще вести с своими пасомыми беседы в церкви или вне церкви заводить собеседования. Но на то не могу согласиться, будто поелику этого нет и не бывает, то пасомые совсем лишены всякой духовной пищи. Да и в том, что так не бывает, я готов, если уж надо обвинять, обвинять не менее и вас, пасомых, чем пастырей ваших. Изъявите желание, попроси­те,— и какой пастырь откажется удовлетворить такое доброе желание ваше? — Сами вы чуждае­тесь пастырей, и когда случается с кем из них встретиться, не заводите речей о потребностях веры. Смотря на вас, и он не заводит таких речей. А затем и в церкви не говорит поучений, боясь надокучить вам и от церкви отбить. Я не оправдываю молчащих пастырей: их долг есть разохотить себя — говорить, а пасомых своих — слушать. Но напоминаю только, что тут и ваша есть вина.


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!