Мысль притчи о неправом управителе. Об отвращении главной беды — осуждения за грехи. Как обеспечить свое будущее благотворением и милостыней



 

Пишете, что какой-то говорун, бывший у вас, наговорив многое, добрался до Евангелия и на­чал разбирать действия Спасителя, восхищаясь многим и коря тоже многое. — Это что за сума­сшедший?! — Да вы-то как его слушали, когда он стал корить действия Христа Спасителя?! Как только он начал такую дурацкую речь, вам следовало или оговорить его и заставить замол­чать, или удалиться от него. А вы продолжали болтать,— и о всем этом так равнодушно расска­зываете. На что это похоже?! Любите вы и чтите хоть сколько-нибудь Спасителя своего? Если да, то как могли вы сносить такие речи и не зажали рта этому сумасброду?! Нет; верно, вы только вид держите верующей и любящей Господа, а на деле и в сердце состоите в заговоре против Него с врагами Его, как неверка и индифферентка (равнодушная, безучастная.— Ред.). Если б кто стал худо говорить при вас о тех, кого вы искренно любите, об отце, матери, брате,— стер­пели бы вы это не оговоривши? Конечно нет. Итак, если вы так спокойно отнеслись к хулите­лю Господа, не хвалитеся и не лжите на истину: нет у вас и на волос любви к Господу.— И чего ради вы не прописали этих хульных речей? Я бы разъяснил вам всю ложь хулителя и свеял наседшую на ум ваш пыль богохульную. — А теперь эта хула будет отравлять всякую мо­литву вашу и всякое помышление о Господе. Я совсем не узнаю вас в этом действии ва­шем — нелепом.

«Добрались,— говорите,—до притчи о не­правом управителе,— и оказалось, что никто из нас не понимает ее». Из всех притчей Спасителя эта, кажется, самая трудная. Наши, однако ж, святые толковники сумели упростить дело. Вооб­ще во всех притчах не должно доискиваться таинственного истолкования всякой черты при­точного сказания, а только на то обращать вни­мание, к чему направлена притча. То же тем паче следует соблюдать при истолковании настоящей притчи. Куда должно обратить все внимание, Сам Спаситель руководит, сказав: Похвали гос­подь (то есть хозяин) дому строителя неправеднаго, яко мудре сотвори (Лк. 16, 8). За что похвален неправедный эконом? Не за правду, а за то, что умудрился выпутаться из стеснительных обстоя­тельств, в какие попал. Это умудрение и есть то, что хотел внушить Спаситель. Он как бы гово­рит: видите, как поступил этот управитель? Не стал охать и ахать или ждать, пока беда всею тяжестию обрушится на его голову, а тотчас, как узнал, что грозит беда, взялся за дело и ухитрил­ся отвратить ее. Так ухитряйтесь и вы отвратить главную беду, грозящую вам. Какую беду? Ту, что ведь вы грешны, а за грехи что ожидает вас? Осуждение и такое состояние, в коем вы будете бедственнее всякого бедствующего. Вы находи­тесь теперь совершенно в таком же положении, в каком тот управитель. Вот-вот будете отставле­ны, то есть придет смерть и поставит вас в то горькое положение. Не предавайтесь же беспеч­ности, не тратьте попусту время, но позаботьтесь отвратить беду и обеспечить свое будущее. — Мудрость правителя в чем состояла? В том, что он умудрился обеспечить свое будущее. Умудри­тесь и вы то же сделать. Как? Чрез благотворе­ние и милостыню. Облегчайте участь нуждаю­щихся,— и это спасет вас. Управитель тот облег­чил купцов, предполагается, не бедных. Но сила речи в том, что облегчил,— хоть те не были из числа неимущих, но долг все лежал у них на плечах и тяготил их. Вот это — облегчать поло­жение тех, кои подавляются им, и хотел внушить Спаситель, как способ выпутаться из грозящей всем беды по смерти. Помогай нуждающимся от имения своего или от всего, что во власти твоей, и этим уготовишь себе обители, в кои и будешь принят по смерти.— Смущает многих, что будто рекомендуется благотворение от неправедного достояния. Нет, это не рекомендуется. Обратите внимание на слова Господа: Сынове века сего мудрейший паче сынов света в роде своем суть (Лк. 16, 8). Управитель назван сыном века сего, действующим по духу века. Ему противополага­ются сыны света — ученики Господни. Господь говорит как бы: тот умудрился в своем роде; умудряйтесь и вы в своем роде, то есть дей­ствуя по законам правды. Мудрость правителя рекомендует, а способ его не рекомендует. Тот способ пригож для сынов века; а вы употребите такой способ, какой вам пригож в роде вашем. Посему когда говорит вслед за сим Господь: И Аз вам глаголю: сотворите себе други от мамоны неправды, да егда оскудеете, приимут вы в вечным кровы (Лк. 16, 9),— то не внушает помогать нуждающимся от неправо приобретенного или неправо себе присвоенного имения, а делать это без нарушения правды, как свойственно сынам света. Мамоною неправды назвал Господь име­ние вообще,— и вот почему,— что оно неверно, обманчиво; мы полагаемся на него, как на креп­кую гору, а оно — ныне есть, а завтра ищи его. Итак, Господь внушает: облегчайте участь всяко­го нуждающегося и тяготящегося бедою от име­ния своего — и тем приобретете себе друзей, кои примут вас в вечные кровы, когда оскудеете, — то есть когда истощится жизнь ваша, и вы перейдете в другую жизнь, оставив все имеемое здесь на земле. На тот свет поступите ни с чем: только если успели вы посредством благотворе­ния предпослать туда должную часть от имения вашего, это самое там встретите, и то будет со­ставлять вечный кошт ваш. Чем больше туда перешлете посредством рук бедных, тем там обильнее будете насыщаться и довольнее жить. Кто эти други, можно не пытать. Главное в том, что будете приняты в вечные кровы. Или, если уж желательно определять, то это будет Сам Господь, совмещающий в Себе всех бедных облагодетельствованных. Ибо Он сказал: Понеже сотвористе единому сих братии Моих меньших, Мне сотвористе (Мф. 25, 40). За всех друзей — Он один,— и довольно. Он и примет в обители небесные, которые и пошел на небеса уготовать верным Своим.

Все другие частности в приточном сказании оставляю без иносказательного толкования. И не следует этого делать. Станешь толковать, только затемнишь главную мысль и цель притчи.

Заключаю искренним желанием, чтоб вы, ког­да услышите пустые речи, затыкали уши, дабы не сквернить ими чистой мысли своей.

Если же услышите что против воли, не остав­ляйте того неизгнанным из памяти. Восставляйте веру и молитесь, пока душа не умиротворится.

 


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 11; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!