Философские основы учения



В качестве наук Кант признает только естественные науки. Кант различает мир явлений и мир сущностей. Теоретический разум способен познать только мир явлений, как только теоретический разум переходит границы мира явлений, возникают антиномии (противоречия).

Мир сущностей – сфера практического разума. Это сфера должного, в которой действует нравственный закон, который Кант называет категорическим императивом.

Человек, как продукт среды, вовлечен в жесткие причинно – следственные связи. Но человек еще и нравственное существо. Каждый человек способен следовать категорическому императиву.

В 1784 году Кант формулирует концепцию всемирной истории. Он исходил из того, что существует идея прогресса. Кант говорит о прогрессе в последовательном историческом движении всего человеческого рода. Цель прогресса – свобода. В ходе прогресса постепенно развиваются задатки, заложенные в природе человека. Свобода воли каждого отдельного человека выражается в поступках этого человека. За их поступками действуют природные, объективные законы. В процессе развития человеческого рода развивается человеческий разум, следовательно, прогресс истории – прогресс просвещения. В природе человека заложена способность действовать, а также стремление к общению с себе подобными и стремление к изоляции. Кант считает, что человек от природы зол, он побуждаем завистью и честолюбием. Из соперничества и столкновений рождается прогресс. В ходе прогресса обнаруживается мера, которая способствует сплочению общества. Именно это пробуждает все силы человека. Только в обществе, где люди обладают свободой, может быть достигнута цель природы – развитие всех человеческих законов.

Учение о праве

Сущность права – свобода. Возникает вопрос: при каких условиях свобода одного совместима со свободой других? Отвечая на этот вопрос, Кант различает право с объективной и субъективной стороны. Право с объективной стороны - совокупность условий, при которых произвол одного совместим с произволом каждого другого по общему закону свободы. Право с субъективной стороны – принцип, требующий согласование произвола одного с произволом другого.

Право – мера свободы. Основа правовой свободы – моральное самоограничение личности. Право и мораль, по мнению Канта, взаимосвязаны.

Кант различает моральное и легальное поведение: Моральное – поведение, которое совершается с внутренним осознанием нравственного долга. Легальное поведение – такое, какое только внешне соответствует закону. Право – чисто внешний порядок поведения.

В центре учения о праве – теория естественного права. Кант различает естественное и положительное право. Положительное право зависит от воли законодателя, это «творение законодателя». Таким образом, можно сказать, что Кант различает право и закон. Естественное право – моральные требования, обращенные к законодателю. Это требования свободы, равенства, независимости. В отличии от философов-просветителей, Кант считает, что законодатель не обязан сразу учесть эти требования. Они исполняются в процессе исторического развития.

Кант делит естественное право на частное, которое называет подлинным естественным правом, и публичное. Кант различает частное и публичное право по критерию централизации и децентрализации.

Кант делит частное право на вещное, личное и лично – вещное. Говоря о вещном праве, Кант говорит о том, что частная собственность не является прирожденной. В личном праве Кант, прежде всего, выделяет право договоров, а формуле pacta sunt servanda придает значение категорического императива. К лично – вещному праву, в первую очередь, Кант относит семейное право.

Сутью и основным требованием публичного права является обязанность народа участвовать в создании Конституции.


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!