Иоанн Златоуст, святитель
(ок. 347 – 407 гг.)– монах, мечтавший о том, чтобы мир стал огромным монастырём – общиной братьев, скреплённых любовью ("я часто молил, чтоб миновалась нужда в монастырях, и настал и в городах такой добрый порядок, чтобы никому никогда не нужно было убегать в пустыню", "то именно и извратило всю вселенную, что мы думаем, будто только монашествующим нужна большая строгость жизни, а прочим можно жить беспечно" - говорит Иоанн Златоуст).
Он выбрал служение в миру, прославился в Антиохии как проповедник (откуда и прозвание "Златоуст"), был приглашён в Константинополь столичным епископом. Там Златоуст устравиват целую благотворительную систему: больницы, убежища и т. д. Златоуст разоблачает благополучие "христианского общества", напоминает о эпохе гонений: "безопасность есть величайшее из гонений на благочестие, — хуже всякого гонения. Никто не понимает, не чувствует опасности, — безопасность рождает беспечность, расслабляет и усыпляет души, а диавол умерщвляет спящих" - актуальные слова и для нашей эпохи - сохраняем ли мы память о советских гонениях?
Златоуст боролся с обмирщением Церкви, её уподоблению миру, превращение в структуру власти: "христианам в особенности запрещается исправлять впадающих в грех насилием, — говорил он, — наша война не живых делает мертвыми, но мертвых живыми, ибо полна кротости и смирения… Я гоню не делом, но словом, и преследую не еретиков, но ересь… Мне привычно терпеть преследование, а не преследовать, быть гонимым, а не гнать. Так и Христос побеждал распятый, а не распиная, не ударяя, но приняв удары". Своей бескомпромиссной борьбой с пороками власти, духовенства и всего общества, защитой бедных, короче смелым и радикальным проведением в жизнь (личную, социальную, политическую) евангельских идеалов свт. Иоанн Златоуст нажил себе могущественных врагов: императрицу и александрийского Папу, которые сняли его с константинопольской кафедры и оправили в ссылку, где Иоанн Златоуст и скончался. Здесь, как нигде, виден парадокс христианизации мира: великого праведника преследовали «христианская» империя и «христианское» духовенство: истинных христиан всегда гонят.
|
|
Настоящее Полное собрание творений свт. Иоанна Златоуста является воспроизведением издания С.-Петербургской духовной академии, осуществленного в 1898 г. Следует, однако, подчеркнуть, что предлагаемые книги до сих пор являются единственным относительно полным изданием основных творений великого отца и вселенского учителя Церкви на русском языке, выполненным полиграфическим способом.
Первая книга первого тома включает в себя ранние проповеди, посвященные различным навственным, аскетическим и экклезиологическим вопросам, среди которых, в частности: "К Феодору падшему увещание", "Апология монашества, слова 1, 2, 3", "Cравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жини", "О душевном сокрушении два слова", "К Стагирию подвижнику, одержимому бесом, три слова", "Слово к жившим с девственницами; к девственницам, жившим с мужчинами", "Книга о девстве, ч. 1-2", "К молодой вдове два слова".
|
|
Свт. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. Т. 1. Ч. 1. · К ФЕОДОРУ ПАДШЕМУ
- УВЕЩАНИЕ 1–е.
- УВЕЩАНИЕ 2–е.
· К ВРАЖДУЮЩИМ ПРОТИВ ТЕХ, КОТОРЫЕ ПРИВЛЕКАЮТ К МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ.
- СЛОВО ПЕРВОЕ.
- СЛОВО ВТОРОЕ: К НЕВЕРУЮЩЕМУ ОТЦУ.
- СЛОВО ТРЕТЬЕ: К ВЕРУЮЩЕМУ ОТЦУ.
- СРАВНЕНИЕ ВЛАСТИ, БОГАТСТВА И ПРЕИМУЩЕСТВ ЦАРСКИХ С ИСТИННЫМ И ХРИСТИАНСКИМ ЛЮБОМУДРИЕМ МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ.
· О СОКРУШЕНИИ.
- СЛОВО ПЕРВОЕ.
- СЛОВО ВТОРОЕ.
· К СТАГИРИЮ ПОДВИЖНИКУ,
- СЛОВО ПЕРВОЕ.
- К ТОМУ ЖЕ СТАГИРИЮ
- К ТОМУ ЖЕ СТАГИРИЮ
· СЛОВО К ЖИВШИМ ВМЕСТЕ С ДЕВСТВЕННИЦАМИ.
· СЛОВО К ДЕВСТВЕННИЦАМ, ЖИВШИМ ВМЕСТЕ С МУЖЧИНАМИ.
· КНИГА О ДЕВСТВЕ.
· К МОЛОДОЙ ВДОВЕ
Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!