Коментарий к статье 1266



1. Закрепленное в комментируемой статье право на неприкосновенность произведения и защиты от искажения является также личным неимущественным правом.

В Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений данное право именуется "правом на защиту репутации автора". Рассматриваемое право направлено на защиту творческой деятельности автора, его интеллектуального вклада в созданное произведение.

С одной стороны, право на защиту репутации автора охватывает запрещение вносить в произведение любые изменения. Запрет на внесение изменений касается любых элементов произведения. С другой стороны, право на защиту репутации автора означает, что с автором согласуются любые изменения и дополнения созданного им произведения.

Право на защиту репутации автора имеет пределы, установленные законодательством, т.е. в законе установлены случаи, когда нарушение целостности произведения не нарушает его неприкосновенности. К таким случаям можно отнести цитирование в оригинале и в переводе в научно-исследовательских и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объемах, оправданных целью цитирования.

К случаям ненарушения прав на защиту репутации (неприкосновенность произведения и защиты от искажения) можно отнести и адаптацию программы для ЭВМ.

2. Пункт 2 комментируемой статьи отнес нарушения прав на неприкосновенность произведения и защиты от искажения к тем случаям, когда подлежат применению нормы Гражданского кодекса о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Право на неприкосновенность произведения тоже может порождать для автора имущественные последствия. Например, искажение театром пьесы при постановке может снизить посещаемость зрелищного учреждения или привести к исключению пьесы из репертуара театра. В свою очередь это приведет к уменьшению размера вознаграждения или прекращению его выплаты.

Практически трудно выделить личные и имущественные права в чистом виде, поскольку одно и то же принадлежащее автору право может охранять его имущественный и неимущественный интересы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА НА ЗАЩИТУ РЕПУТАЦИИ

Содержание права на защиту репутации автора, предусмотренного Законом "Об авторском праве и смежных правах", может оцениваться по-разному. С одной стороны, расширительная трактовка его содержания подразумевает, что автор может защищать произведение от любого искажения, суть данного права состоит в том, что "при издании, публичном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название, без согласия автора снабжать произведение при его использовании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими-либо другими пояснениями". С другой стороны, понятое буквально право на защиту репутации предполагает запрет лишь на те искажения, которые непосредственно наносят ущерб чести, достоинству или деловой репутации автора. Если искажение не наносит ущерб чести, достоинству автора или его деловой репутации - такое искажение формально не запрещено, если не нарушено имущественное правомочие на переделку или иную переработку произведения (абз. 9 п. 2 ст. 16 Закона "Об авторском праве и смежных правах").

Последнее понимание, более правильное с формальной точки зрения, на деле часто вызывало протест у авторов произведений, болезненно воспринимающих любые посягательства на его форму и не принимающих даже те изменения, которые с точки зрения стороннего наблюдателя в принципе не должны были бы нарушить их честь, достоинство, деловую репутацию (как, например, остекление балконов в домах или изменение цвета стен интерьера квартиры). Кроме того, в механизме реализации права на защиту репутации автора содержались и чисто юридические недостатки. Характеризуя это право, нельзя упускать из виду то, что специальный механизм защиты чести, достоинства и деловой репутации гражданина, разработанный в действующем ГК РФ (ст. 152), рассчитан на случаи распространения о гражданине не соответствующих действительности и порочащих его сведений. Именно об этом буквально говорится ст. 152 ГК РФ. Однако категорию "распространение сведений" чрезвычайно сложно применить к квалификации действий, посягающих на форму произведения. Внесение в произведение изменений, снабжение его неподобающими иллюстрациями и комментариями может стать поводом для распространения об авторе порочащих его сведений, но повод еще не есть распространение, а юридической защиты от поводов для распространения порочащих сведений ст. 152 ГК РФ не предполагает. Из-за этого специальная норма ст. 152 ГК РФ в большинстве случаев, когда имело место посягательство на форму произведения без согласия автора, была неприменима, а для защиты своих личных неимущественных прав автор должен был использовать общие способы защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ), исходя из особенностей нарушения.

Потому введение права на неприкосновенность имеет под собой и логическое, и практическое обоснование. Вместе с тем появление в гражданском законодательстве этого личного неимущественного права порождает ряд серьезных вопросов.

Из содержания п. 1 ст. 1266 ГК РФ следует, что право на неприкосновенность как юридическая возможность, относящаяся к одному из способов использования произведения, по сути своей должна рассматриваться в неразрывной связи с исключительным имущественным правом, что, конечно же, нарушает логическую стройность выделения среди авторских прав исключительного права и прав неимущественных (включая право на неприкосновенность). Предельно тесная связь права на неприкосновенность с исключительным правом и, более того, пересечение правовых возможностей, которые закрепляются и в первом, и во втором, проявляются в том числе в том, что после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или в иной письменной форме. То есть правопреемник, который приобрел исключительное право, одновременно приобретает право выдавать разрешения, которые по сути своей тождественны согласию автора, выдаваемому при осуществлении им права на неприкосновенность.

При этом из содержания ст. 1266 ГК РФ неясно, какова природа согласия, о котором говорит статья, является ли такое согласие всегда и только односторонней сделкой либо может наряду с разрешениями, относящимися к осуществлению имущественных правомочий автора, входить элементом в лицензионный договор и предполагать встречное предоставление - выплату вознаграждения. Непонятно из содержания ст. ст. 1266 и 1270 ГК РФ, взятых в их системе и взаимосвязи, также и то, предполагается ли такое согласие, если автор отчуждает другому лицу исключительное право на произведение, либо обладатель исключительного права должен в дальнейшем дополнительно обращаться к автору за согласием каждый раз, когда имеет намерение внести в произведение изменения, сокращения, дополнения, снабдить произведение иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или пояснениями.

С одной стороны, из толкования абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ, говорящего о том, что лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений после смерти автора, можно сделать вывод о том, что до смерти автора у обладателя исключительного права такой возможности нет и в этом смысле автор сохраняет полный контроль за использованием произведения путем внесения в него изменений, даже уступив исключительное право на него. Значит, возможность внесения в произведение изменений, сокращений, дополнений, снабжение произведения иллюстрациями, предисловием, послесловием комментариями или какими бы то ни было пояснениями не входит в содержание исключительного права.

С другой стороны, внесение изменений, частичное (фрагментарное) использование, иллюстрирование с очевидностью являются способами использования произведения, а исключительное право как раз и предполагает возможность использование произведения любыми формами и способами, поскольку именно так формулируется его понятие. То есть правомочие на внесение изменений должно входить в состав исключительного права. Более того, существенные изменения, носящие творческий характер, зачастую являются переработкой произведения (т.е. ведут к созданию производного произведения), а правомочие на переработку прямо включено в состав исключительного права (подп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).

Введение в гражданское законодательство права на неприкосновенность произведения позволяет по-новому взглянуть и на проблему взаимосвязи прав на произведение и его материальный носитель.

В п. 1 ст. 1227 ГК РФ прямо закреплено, что интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результаты интеллектуальной деятельности. Пункт 2 ст. 1227 ГК РФ говорит о том, что переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности, выраженные в этой вещи, за исключением случая, предусмотренного п. 2 ст. 1291 ГК РФ.

Положение о независимости прав на произведение от права собственности на его материальный носитель длительное время являлось одним из краеугольных камней теории исключительных прав и важным принципом защиты прав автора или иного правообладателя на произведение как на особый объект гражданского права.

Вместе с тем утверждать полную независимость прав на произведение и его материальный носитель уже нельзя. Это отчетливо видно из содержания четвертой части ГК РФ, предусмотревшей в том числе особый режим для подлинника (оригинала) произведения и описавшей случаи, когда собственнику оригинала произведения предоставляется право использовать произведение как объект авторского права указанными в законе способами (ч. 2 п. 1 ст. 1291 ГК РФ) либо вообще предоставляется возможность приобрести исключительное право на произведение при приобретении права собственности на его оригинал (п. 2 ст. 1291 ГК РФ).

Выделение понятия и особого правового режима оригинала произведения является важной новеллой современного российского права не только потому, что позволяет более четко и правильно урегулировать фактически сформировавшиеся общественные отношения в этой области, но еще и потому, что открывает возможности для дальнейшего совершенствования и развития российского авторского права в ряде весьма важных аспектов. Подлинник (оригинал) - это особая вещь, первый по времени материальный носитель произведения, созданный самим автором. Вне зависимости от теоретических представлений, называющих произведение лишь идеальной формой, созданной мыслью человека, для которой вещественная материя выполняет сугубо служебную роль и которая, как идеальная форма, одинакова в любом из своих экземпляров, общество выделяет категорию подлинника предельно четко, наделяя ее особой ценностью и ставя выше других экземпляров произведения по ее материальной и культурной значимости.

В случае подлинника особо четко видны элементы правовой связи между правом собственности и исключительным правом. Так, с одной стороны, при отчуждении оригинала произведения его автором к приобретателю не переходит исключительное право на произведение (абз. 1 п. 1 ст. 1291 ГК РФ). С другой стороны, при отчуждении оригинала произведения его собственником, который автором не является, но при этом обладает исключительным правом на произведение, исключительное право к приобретателю переходит, если иное не определено договором (п. 2 ст. 1291 ГК РФ).

Приобретатель оригинала, не являющийся обладателем исключительного права, вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами (абз. 2 п. 1 ст. 1291 ГК РФ). К оригиналу произведения привязаны обязанности, корреспондирующие с авторскими правами доступа (ст. 1292 ГК РФ) и следования (ст. 1293 ГК РФ). Взаимосвязь прав на произведение и материальный носитель проявляется также в конструкции "исчерпания прав", в соответствии с которой, если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот на территории России путем их продажи или иного отчуждения, их дальнейшее распространение допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения (ст. 1272 ГК РФ).

Очевидно, что способы использования произведения, которые заключены в исключительном праве, разнообразны и в них по-разному проявляется связь прав на произведение и материальный носитель. Исторически на первом этапе развития авторского права, возникшего как право на использование литературных произведений, принципиальную важность для автора имело право на воспроизведение (изготовление экземпляров) - одно из важнейших правомочий автора и на сегодняшний день. "Авторское право охраняет произведение как систему идей, мыслей и образов именно в связи с возможностью его воспроизведения". Наделение собственника вещи, в которой выражено произведение, возможностью его копировать в подавляющем большинстве случаев повлекло бы умаление интересов автора и в итоге подорвало бы систему исключительности его прав. Неслучайно именно независимость права на воспроизведение от прав собственности на материальный носитель приводится наиболее часто в качестве примера логичности и справедливости такого положения вещей.

 

Вместе с тем, когда произведение, выраженное в материальном носителе - вещи, составляет с вещью неразрывное целое и это неразрывное целое имеет самостоятельную ценность в глазах участников гражданского оборота в своем единстве, концентрируя на себе их интересы, можно говорить о возникновении особого комплексного объекта гражданского права, требующего особого правового регулирования, четко связывающего режим права собственности и исключительного права.

С расширением перечней объектов авторского права в их числе появились такие, для которых пренебрежение подобного рода связью как минимум нелогично. Наиболее яркий пример - это произведения архитектуры, градостроительства, ландшафтного и садово-паркового искусства.

Ценность недвижимой вещи может оказаться несоразмерно выше ценности (и материальной и художественной) ее архитектурного решения, которое к тому же охраняется авторским правом вне зависимости от его достоинства. По этой причине стеснение права собственности правом на неприкосновенность произведения в отношении объектов, имеющих по преимуществу утилитарное назначение (объекты архитектуры, градостроительства, ландшафтного, садово-паркового дизайна, объекты декоративно-прикладного искусства), не должно строиться по той же модели, что и для объектов, служащих в основном эстетическим или иным подобным целям.

Объективное развитие общественных отношений с неизбежностью принудит законодателя найти решение вопроса о соотношении права на неприкосновенность и правомочий на изменение формы произведения, заключенных в исключительном праве. Столь же неизбежно придется решить вопрос о тех пределах, в которых собственник материального носителя произведения вправе вносить в него изменения, соответствующие нуждам в использовании вещи.

 

 


 


Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!