Взаимодействие морали, права и религии



Мораль и право

Существование морали и права отдельно друг от друга невозможно. Эти социальные регуляторы «поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, формировании у граждан должной юридической и нравственной культуры, правосознания. Их требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и моралью». В некоторых случаях мораль может быть индифферентна к требованиям права, либо даже порицать их, но в абсолютном большинстве случаев нормы морали и права совпадают. Всякое противоправное поведение, как правило, является нарушает требования нравственности.

В процессе социального регулирования мораль и право дополняют друг друга. «Там, где право отказывается давать какие-либо предписания, выступает со своими велениями нравственность; там, где нравственность бывает не способна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявления эгоизма, на помощь ей приходит право со своим внешним принуждением».

О взаимосвязи права и морали писали многие юристы и философы.

«Мораль требует, чтобы, прежде всего, было соблюдено право и лишь после того, как оно исчерпано, вступают в действие нравственные определения» - Гегель

«Законы призваны искоренять пороки и насаждать добродетели» - Цицерон

«Право – искусство добра и справедливости» - римские юристы.

«Правосудие не может быть отрешено от справедливости, а последняя состоит вовсе не в правомерном применении карательных санкций. Судебный деятель всем своим образом действий относительно людей, к деяниям которых он призван приложить свой ум, труд и власть, должен стремиться к осуществлению нравственного закона» - А.Ф. Кони

Мораль и религия

Религиозная мораль сосуществует с современными формами светской морали, такими как свободомыслие, гуманизм, утилитаризм, и другими. Современные монотеистические религии определяют хорошее и плохое законами и правилами, формулируемыми их священными книгами и толкуемыми религиозными лидерами в рамках веры. Политеистические религиозные традиции имеют тенденцию к меньшему абсолютизму. Например, в буддизме намерения человека и внешние обстоятельства учитываются при оценке моральности поступка. Другие различия между религиозными традициями морали рассматривались Барбарой Миллер, которая отмечала, что в индуизме "на практике хорошее и плохое определяются в соответствии с общественным положением, родством, и возрастом. Для современного человека на Западе, взращенного на идеалах универсализма и эгалитаризма, эта относительность ценностей и обязательств – наиболее трудный для восприятия аспект индуизма ". Религии предлагают различные пути решения моральных дилемм. Например, в индуизме нет абсолютного запрета на убийство, там признается, что "при определенных обстоятельствах этого невозможно избежать и это становится действительно необходимо". В монотеистических традициях определенные действия рассматриваются как однозначно неприемлемые, как например аборт или развод. Религия не всегда положительно ассоциируется с моралью.

Религия и государство (и право, как государственное установление)

Влияние религиозных общин и церквей на политическую жизнь зависит, прежде всего, от уровня социально-экономического развития.

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ:

1. Теократическое государство – религиозные нормы играют определяющую роль в его деятельности (Ватикан, до 1921 г. Монголия).

2. Государственная (официальная) религия – конституционно-правовой институт, означающий, что государство признает определенную церковь частью своей официальной организационной структуры.

3. Институт юридического признания церкви государством: ФРГ, Бельгия, Ирландия. Конституция не содержит норм о государственной религии. Государство оказывает церкви финансовую поддержку (прямо или косвенно). Государство не вмешивается в назначение священников, в регулирование внутренней организации и деятельности церкви. Государство признает за церковной церемонией заключения брака юридические последствия.

4. Полное отделение церкви от государства. Государство не финансирует религиозную деятельность, хотя содействует развитию благотворительной, культурно-просветительной, социально-значимой деятельности религиозных организаций. Деятельность госорганов не сопровождается религиозными обрядами. Религиозные организации не выполняют каких-либо функций госорганов. Школа отделена от церкви. Франция.

5. Клерикальное государство. Для мусульманских стран традиционно характерна огромная роль единоличного лидера в жизни общества и государства. Существует определенное различие государственно-правовых концепций суннитского и шиитского толков ислама.

суннитская концепция шиитская концепция
Центральный институт власти - халиф, выступающий как глава государства глава общины правоверных В ряде современных государств монарх хотя и не считается халифом, тем не менее признается духовным главой своих подданных. Основа организации и деятельности государства – принцип совещательности: при главе гос-ва есть совещательный орган из религиозных деятелей. Центральный институт власти – иммат (правитель), властные полномочия сосредотачиваются в руках непогрешимого имама, стоящего над государством и обществом. Пример – Исламская Республика Иран. Согласно Конституции, управление осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти под контролем Руководителя и вождя нации. Он назначает членов Попечительного совета, Генерального прокурора, председателя Верховного суда, высших военачальников, утверждает в должности Президента. Суды руководствуются не только законами Меджлиса, но и фетфами – посланиями Руководителя, которые стоят выше закона.

В некоторых мусульманских странах (например, в Турции), правовая система свобода от влияния шариата. Конституция объявляет республику демократическим светским и социально-правовым государством.

Во многих странах на религиозные объединения распространяется общее конституционно-правовое регулирование статуса общественных объединений.

Часто возникновение правоотношений связано именно с действием норм морали и религии. Пример: нормы, управомочивающие нанимателя прекратить трудовой договор в случае появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распития спиртных напитков, употребления наркотических средств или токсических веществ в рабочее время или по месту работы (п.7 ст. 42 Трудового кодекса). В таком случае лицо, уполномоченное принимать такие решения, оценивает поведение работника именно с позиций морали/религии. И только в случае, когда поведение этого работника порицается нормами морали, возникнут правоотношения, связанные с прекращением трудового договора


Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!