Единство происхождения права, морали и религии



Существование между моралью, религией и правом общих черт обусловлено единством их происхождения. Уже на этапе первобытнообщинного строя существовали правила, которые регулировали поведение членов общества в сфере производства, распределения и обмена продуктов. Эти правила ученые называют мононормами (от греч. monos – один и лат. norma – правило). Основными способами регулирования были запреты, дозволения, обязывание, санкции.

Запреты существовали главным образом в виде табу. Например, запрет на браки между близкими родственниками.

Дозволения также определяли поведение человека или, указывая, например, на пользование той или иной территорией.

Обязывание имело своей целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, подержания огня.

Санкции являются важнейшим элементом регулятивной системы любого общества. За нарушение мононорм применялись такие наказания как общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения, смертная казнь.

Формами выражения с оциальных норм были мифологические системы, традиции, обычаи, ритуалы, обряды.

Таким образом, регулятивная система присваивающих обществ и в целом по своему содержанию, и в своих элементах была совершенно иного типа, чем та, которая возникла в производящей экономике. Эти мононормы отличаются от права, которое как иное состояние регулятивной системы появляется лишь на слудующем этапе развития общества. Отличаются они и от морали и религии. В частности, их исполнение обеспечивается не только общественным порицанием, но и наказанием на основе твердо фиксированных санкций.

Под воздействием социально-экономических и политических условий мононормы перерастают в нормы права, морали и религии производящих обществ как путем «расщепления» на эти нормы, так и путем появления новых, позитивно-обязывающих норм.

Появляются способы, регулирующие поведение человека путем указания на то, что обязательно надо делать («должно»), что разрешено делать («можно»), что запрещено делать («нельзя»). Этот новый способ регулирования характеризует право.

А нормы морали, появившиеся в ходе расщепления мононорм, содержат указания на то, к какому виду поведения можно отнести соответствующее поступки: добро это или зло, честно, справедливо или постыдно. Таким образом, возникают основные категории морали.

Таким образом, мораль и право благодаря общности происхождения имеют схожие по содержанию нормы, которые на первоначальном этапе развития производящих сил не вступали в противоречие друг с другом. Дифференциация морали и права происходила под влиянием неолитической революции, глубоких изменений в общественной и государственной структуре общества.


Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!