Проблемы трансформации капитализма



 

Джон К. Гэлбрейт (1909г.) развил идеи крупной корпорации. В книге «Новое индустриальное общество» (1967г.) он выдвинул теорию зрелой корпорации и техноструктуры (управляющих всех уровней, инженеров, юристов и т.д.). Господство крупных корпораций приводит к замене рынка свободной конкуренции рынком олигополии. Но это не является негативным явлением, т.к. олигополии обладают возможностью использовать технические новшества. К тому же технократия использует корпоративное планирование для обеспечения устойчивого экономического роста, что несовместимо с эксплуатацией общества через механизм высоких цен и снимает противоречие между интересами крупных корпораций и общества. Он пишет, что экономика состоит как бы из двух миров, значительно отличающихся друг от друга. Первый - мир корпораций, быстро развивающийся в техническом отношении, обладающий огромными капиталами и сложной организационной структурой. Второй – сфера деятельности тысяч мелких традиционных собственников. Эти отличия пронизывают каждый аспект экономической организации и деятельности, включая и сами мотивы этой деятельности. Первому миру он дает название «индустриальной системы». В рамках такого общества уравновешивается рыночная и планирующая системы, существуют уравновешивающие корпорации силы (профсоюзы, союзы потребителей, крупные торговые фирмы и т.д.).

Идеи трансформации общества получили широкое распространение в 60-80-е гг. В 1960 г. У. Ростоу опубликовал работу «Стадии экономического роста». Он выделил непять стадий развития общества:

1- традиционное общество, в котором отсутствуют, либо не применяются современная наука и техника, уровень производства низок, экономика носит сельскохозяйственный характер, типично простое воспроизводство.

2 - переходное общество (Западная Европа конца ХVII- нач. ХVIIIв.) характеризуется проникновением наук в производство, расширением национальных и мировых рынков, накоплением капиталов, появлением нового типа предприимчивых людей, созданием единой национальной власти. Однако эти изменения занимают небольшое место в обществе, и хозяйство характеризуется все еще традиционными способами производства при низкой производительности труда.

3 - подъема (для Англии конец ХVIII – нач. ХIXв.) характеризуется резким ростом технологического уровня промышленности и сельского хозяйства, образованием капитала общехозяйственного назначения (транспорт, связь дороги и т.д.), увеличивается число фабрик, растет новый предпринимательский класс растут города и т.п.

4 - быстрого созревания (зрелости) обладает такими чертами как включение экономики страны в мировое хозяйство; инвестирование 10-20% национального дохода, что приводит к более быстрому росту производства по сравнению с ростом населения, перенос центра тяжести на станкостроение, химическая и электротехническая промышленность.

5 - стадия массового потребления, которая означает революцию в потреблении. Ведущими отраслями становятся потребительские товары длительного пользования и услуги. Ширится переселение из городов в односемейные домики в пригородах, возникает новый средний класс.

В 1971 г. Ростоу высказал идею о новой, шестой стадии – поиска качества жизни, на которой главное место занимает проблема духовного развития человека.

Во Франции институционально-социологическое направление получило развитие благодаря работам Франсуа Перру (1903-1987), одной из основных работ которого является «Экономика 20 века» (1961). В данной работе он выделяет три части. В первой рассматривает современное капиталистическое хозяйство. Во второй – указывает пути и методы совершенствования капиталистического хозяйства с помощью государственного регулирования. В третьей рисует общество будущего, в котором производство осуществляется для каждого человека, отсутствуют нужда и насилие.

Идея о влиянии НТР на развитие общества получила широкое развитие. Так Раймон Арон выдвинул идею индустриального общества, под которым понимается техническое, научное или рациональное общество. В этом обществе существуют все формы собственности, плюрализм социальных страт. Эволюция общества ведет к меньшей разнородно-сти страт и меньшей однородности внутри страт, к меньшему неравенству в образовании и к большей социальной мобильности и возможности выдвинуться. Именно мобильность и возможность продвижения убивает, по мнению Арона, миф коллективизма, т.к. благодаря им формируется правящая элита, в которую может попасть любой. Это делает общество устойчивым и сглаживает конфликты между стратами.

Арон считает, что все общества продолжают воспитывать тех людей, которые им нужны. Но ни одно из них, вопреки провозглашенным целям, не нуждается в том, чтобы все люди полностью реализовали все свои возможности. Ни одно из них не нуждается в том, чтобы многие из людей стали личностями, вполне свободными по отношению к среде. Он считает, что всякая форма социализации, вынуждающая к подчинению общей цели, ведет к подавлению личности человека, его инстинктов и прирожденных стремлений.

НТР приводит к тому, что не может быть общей цели индустриального общества, т.к. каждый имеет свою систему ценностей. А это означает, что Арон приходит к выводу о невозможности предсказать будущее общества.

Д. Белл в 1971 г. выдвинул идею постиндустриального общества в книге «Пришествие постиндустриального общества». Постиндустриальное общество характеризуется а) приходом индустрии на место промышленности; б) господством преимущественно профессионального и технического труда; в) фундаментальным теоретическим значением; г) контролем над новой технологией и доступом к ней; д) применением интеллектуальной технологии принятия решений. Стратегическую роль играют наука и элита ученых.

З. Бжезинский выделил три сектора экономики США:

- технотронный, в котором сосредоточены новые отрасли производства средства массовой информации, науки;

- индустриальный, где находятся традиционные отрасли, рабочие которых хорошо обеспечены;

- доиндустриальный, объединяющий рабочих с низкой квалификацией, которым затруднен доступ к образованию, а также группы населения, являющиеся жертвами расовой дискриминации. Это сектор - главный источник социальных потрясений, которые могут быть устранены путем мер, направленных на увеличение доходов. Это возможно в технотронную эру.

А. Тоффлер в книгах «Шок будущего» (1970), «Экоспазм» (1975) и «Третья волна» (1980) утверждает, что НТР лежит в основе перехода от индустриального общества к супериндустриальному, которое принципиально меняет основы бытия человека. В таком обществе меняются все шесть цивилизационных принципов: а) индивидуализация и дестандартизация меняют характер производства, сбыта, потребления, идей и убеждений, типов поведения, форм семьи и т.д.; б) децентрализация меняет характер менеджмента, политической жизни и социальных отношений; в) возрождение мелкого бизнеса перестраивает все представления людей о прекрасном и достойном; г) индивидуализация условий труда предоставляет свободу творчеству работника и потребителя; д) территориальное рассредоточение; е) разнообразие организационных форм деятельности людей создают принципиально новую среду производственной деятельности и социальной жизни людей.

Решающим фактором такого перехода является усиление эфемеризации (т.е. темпа обновления явлений повседневной жизни). Возрастает тенденция к одноразовому использованию вещей, к сокращению времени контактов между людьми, к быстрому изменению места человека в системе социальных организаций и т.д. Тоффлер утверждает, что в жизни супериндустриального общества «вещи, места, другие люди, идеи и организации изнашиваются гораздо быстрее». С ростом эфемеризации происходят фундаментальные изменения в отношениях собственности, т.к. развивается психология «выбрасывателей». Собственность в любой форме исчезает, само понятие собственности станет бессмысленным. Целью экономической деятельности становится психологическое удовлетворение; «потребители начинают коллекционировать впечатления, как прежде они коллекционировали вещи».

Он выявляет скрытый смысл тяжелых экономических и социальных потрясений переходного периода как времени абсолютно необходимого, гигантского и многостороннего развития основной массы населения.

Таким образом, во всех концепциях трансформации общества развитие производительных сил рассматривается как главное преобразование общества, ведущее к новому строю.


Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!