Тема: «Образ как основная единица художественной формы».



Темы и задания для практических занятий.

Раздел: «Литература как вид искусства»

Тема: «Образ как основная единица художественной формы».

1. Дайте определение художественного образа.

2. Отличие художественного образа от конкретно-чувственных образов (иллюстративных, фактографических, информационно-журналистских).

3. Прокомментируйте особенности художественного образа: сочетание общего и особенного, эмоциональность, экспрессивность (выражение идейно-эмоционального отношения автора к предмету), самодостаточность, ассоциативность, многозначность, тщательный отбор деталей.

4. Типология художественных образов.

5. Образ человека – главный образ художественной литературы. Образ-персонаж, -действующее лицо, -герой, -характер, -тип.

6. Типизация и ее формы (способы).

7. Средства и приемы создания образов. Образ и образные детали.

8. Автор. Образ автора.

9. Отличительные черты эпических, лирических и драматических образов и способов их создания.

Задание: подобрать примеры из художественной литературы.

Литература:

1. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные

понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. М., 1999. С.209—220.

2. Виноградов И.А. Образ и средства изображения // Виноградов И.А. Вопросы марксистской поэтики. Избранные работы. М., 1972.

3. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995. С.68—76.

4. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М., 1982.

5. Эпштейн М.Н. Образ художественный // ЛЭС. М., 1987.

 

Раздел: «Форма и содержание художественного произведения»

Тема: «Тема и идея литературного произведения»

1. Тема литературного произведения. Различие между жизненным материалом и темой художественного произведения.

2. Эстетическое кредо, эстетический идеал и эстетические намерения автора.

3. Главная тема и частные темы. Тематика. Тематическая целостность художественного произведения.

4. Идея, идейное содержание художественного произведения.

4. Тема и идея, их взаимосвязь в произведении.

5. Неоднозначность интерпретации идеи художественного произведения (идея объективная и субъективная).

 

Теоретические положения необходимо подтвердить любыми примерами из литературы. Например, определить тему (тематику), проблему (проблематику) и идею пяти рассказов из цикла «Денискины рассказы» В.Ю. Драгунского («Старый мореход», «Он живой и светится», «Англичанин Павля», «Рабочие дробят камень», «Чики-брык») или пяти рассказов из «Записок охотника» И.С. Тургенева («Бежин луг», «Хорь и Калиныч», «Касьян с Красивой Мечи», «Бирюк», «Два помещика»).

Литература:

1. Введение в литературоведение: Хрестоматия, М., 1988.

2. Советская детская литература / Под ред. В.Д. Разовой. М., 1978. С.7-25.

3. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова и

П.А. Николаева. М., 1987.

4. Соответствующие главы в учебниках по литературоведению и теории литературы.

Дополнительная литература:

1. Лебедев Ю.В. «Записки охотника» И.С. Тургенева. М., 1977.

2. Наумова Н.Н. Иван Сергеевич Тургенев. Л., 1976.

3. Сивоконь С. Веселые ваши друзья. М., 1980. С.160 - 188.

 

Тема: «Сюжет литературного произведения»

1. Понятие о сюжете. Сюжеты хроникальные, концентрические, многолинейные. Бродячие сюжеты.

2. Внесюжетные элементы.

3. Соотношение сюжета и фабулы.

4. Понятие мотива.

5. Связь сюжета с темой и идеей художественного произведения.

6. Конфликт, его своеобразие в эпосе, лирике и драме.

7. Экспозиция, ее роль и место в произведении.

8. Завязка, ее роль и место в произведении.

9. Развитие действия. Перипетия.

10. Кульминация, ее значение.

11. Развязка, ее роль и место в произведении.

12. Пролог и эпилог.

13. Сюжет в эпическом и драматическом произведениях. Особенности сюжета в лирическом произведении. Покажите на примере комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», одного из рассказов И.С. Тургенева, стихотворения А.А. Фета «Бабочка».

14. Динамизм сюжета – отличительное свойство произведений для детей.

Литература:

1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1988. С. 197—215.

2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. М., 1999. С.202—209 (мотив); 381—393 (сюжет).

3. Добин Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали. Л., 1981

4. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Вып. 2. М., 1964.

5. Левитин Л.С., Цилевич Д.М. Основы изучения сюжета. Рига, 1990.

6. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. С. 282—288.

7. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996. С. 176—209 (сюжетное построение); с. 230—243 (о лирическом сюжете).

8. Эпштейн М.Н. Фабула // Краткая литературная энциклопедия. Т.7. М., 1972. С.874.

9. Гладыш И.А., Динесман Т.Г. «Горе от ума»: Страницы истории. М., 1971.

10. Орлов В.Н. Грибоедов. Л., 1967.

11. Тынянов Ю.Н. Сюжет «Горя от ума» // Пушкин и его современники. М., 1968.

12. Фомичев С.А. Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. М., 1983.

13. Бухштаб Б.Я. А.А. Фет: Очерки жизни и творчества. Л., 1990.

14. Дарский Д. Радость земли: лирика А.А. Фета. М., 1986.

15.Кожинов В. Книга о русской лирической поэзии ХIХ века. М., 1978.

 

Тема: «Композиция литературного произведения»

1. Понятие о композиции литературного произведения. Типы композиции: простая и сложная. Обусловленность композиции идейным замыслом.

2. Внешняя композиция (архитектоника): соотношение целого и составляющих его элементов: глав, частей, строф.

3. Композиция и сюжет. Внесюжетные элементы.

4. Различные способы построения сюжета (монтаж, инверсии, умолчание, вставные новеллы, сюжетное обрамление и др.).

5. Композиция отдельных образов. Роль портрета, интерьера, речевой характеристики, внутреннего монолога, диалога, взаимохарактеристики персонажей, дневников, писем и других средств.

6. Композиция несюжетных произведений. Роль в ней стихотворных размеров и ритма, изобразительно-выразительных средств языка и др.

Каждое положение подтвердить примерами из любого произведения художественной литературы.

Литература:

1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1988. С. 188 –215.

2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец; М., 1999 (См. соответствующие понятия в Сводном указателе терминов).

3. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений // В.М. Жирмунский Теория стиха. Л., 1975.

4. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 2. М., 1964.

5. Левитин Л.С., Цилевич Д.М. Основы изучения сюжета. Рига, 1990.

6. Ревякин А.И. Композиция художественного произведения // Ревякин А.И.

Проблемы изучения и преподавания литературы. М., 1972.

7. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.

8. Хализев В.Е. Композиция // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С.164.

Раздел: «Поэтический язык»

Тема: «Поэтическая лексика»

1. Литературный язык и язык литературного произведения, их особенности, взаимосвязь и взаимозависимость.

2. Язык как «первоэлемент литературы» (М. Горький). Язык и стиль.

3. Язык автора и действующих лиц. Речевая характеристика персонажей.

4. Общеупотребительные слова как основа поэтической лексики.

5. Архаизмы, их роль в детской книге. Покажите на примере стихотворения С.Я. Маршака «Быль-небылица».

6. Неологизмы, их роль в детской книге. Покажите на примере произведений К.И. Чуковского и В.В. Маяковского.

7. Диалектизмы, их роль в детской книге. Покажите на примере рассказа М.А. Шолохова «Нахаленок», сказов П.П. Бажова.

8. Вульгаризмы, их роль в детской книге. Покажите на примере повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда».

9. Художественные функции омонимов, синонимов и антонимов.


Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!