Монографии, статьи, исследования 9 страница



27 F. Dahn. Op. cit., Bd. VI, S. 175; M. Torres. Lecciones.., vol. II, pp. 176—177.

28 Так, очевидно, крестьянские восстания, происходившие в правление Леовигильда, побудили III Толедский собор принять постановление, чтобы судья и прокураторы не отягощали жителей поборами, а взимая их, руководствовались бы соответствующими указаниями провинциальных церковных соборов (Conc. Tolet. III, can. 18).

29 Johan. Biclar. Chron., а. 581: Leovegildus rex partem Vasconiae occupat et civitatem, quae Victoriacum nuncupatur, condidit. После того как Свинтила нанес баскам поражение, они покорились готскому королю: Isid. Hist. Goth., 62:...obsides darent, Ologicus civitatem Gothorum stipendiis suis et laboribus conderent, pollicentes eius regno dicionique parere et quicquid imperaretur efficere.

30 Jоhаn. Вiсlar. Chron., а. 581; Isid. Hist. Goth., 54, 59, 62; La cronica Albeldense, p. 600. Фройю, восставшего против Реккесвинта, очевидно, поддерживали баски, которые в это же время вели военные действия против Вестготского королевства. См. Таiо. Sentent., col. 72; Contin. Hisp., 35—36.

31 Conc. Tolet. XVII, can. 8.

32 J. de lаs Саgigаs, Los mozárabes, t. I. Madrid, 1947, р. 45.

33 La cronica Albeldense, р. 602: Eo regnante, serui dorninis suis contradicentes, eius industria capti in pristina sunt seruitute reducti. По сообщению другой хроники, восставшие были либертинами. Sеbаst. Chron., р. 486:...cuius tempore libertini contra proprios dominos armas sumentes, tyrannice surrexerunt: sed principis industria superati, in servitutem pristinam sunt reducti.

34 Conc. Tolet. IX, can. 13; Conc. Hisp. II, can. 8; Valer. De gen. monach., cap. 26.

35 Conc. Emerit., can. 15:...dicentes ex ea homines aliquos maleficium sibi fecisse...; LVis., VI, 5, 15 Egica; Conc. Tolet. XI, can. 6; VI, can. 10. В постановлении провинциального собора фигурирует некий либертин Елисей, который, оказывается, не только покушался на благополучие епископа, но проклял и саму церковь — его патронессу. Conc. Hisp.II, can. 8:...ad contumaciae morbum transiliit, sicque per superbiam non solum eiusdem episcopi veneficiis artibus salutem laedere voluit, sed etiam patronam Ecclesiam libertatis immemor damnavit.

36 LVis., VI, 5, 12 Ch.

37 LVis., VI, 5, 13 Recces.

38 Правда, Эгика, желая, очевидно, предотвратить дальнейшее обострение борьбы сервов против господ, снова ввел в Вестготскую правду закон Реккесвинта (LVis., VI, 5, 13 Egica).

39 LVis., V, 4, 17; IX, 3, 1; IX, 3, 2; IX, 3, 3; Conc. Ilerd., can. 8.

40 LVis., IX, 1, 8; IX, 1, 11; IX, 1, 14; IX, 1, 15 Antiqua emendata.

41 Conc. Tolet. IV, can. 70; Conc. Tolet. VI, can. 9.

42 Conc. Caesaraugust. III, can. 4. Характерно, что в одной из вестготских формул об освобождении серва епископом имеется особая оговорка, возбраняющая преемникам епископа нарушать этот акт освобождения (Form. Wis., No. 6).

43 Conc. Hisp. I, can. 1, can. 2; Conc. Tolet. IV, can. 67, can. 68; Conc. Emerit., can. 21.

44 Х Толедский собор рассматривал дело о завещании епископа Рицимера, который, как заявил его преемник епископ Фруктуоз, якобы отпустил многих сервов на свободу, сделал щедрые дары либертинам и тем самым резко сократил доходы церкви. Собор принял решение о мерах, необходимых для того, чтобы церковь сохранила свои доходы. Вопрос же о либертинах и их имуществе был передан на усмотрение самого Фруктуоза. Он должен был решить, следует ли оставить в силе распоряжение Рицимера об освобождении сервов и наделении их имуществом (см. Conc. Tolet. X, aliud decretum).

45 Edictum Ervigii regis de tributis.., p. 479.

46 LVis., X, 1, 13.

47 LVis., X, 1, 11.

48 Sulp. Sever. Dial. III, 11, 5.

49 Об истории присциллианства см. M. Menéndez Pelayo. Historia de los heterodoxos españolos, t.I, Madrid, 1880; П. А. Прокошев. Присциллиан и присциллианисты. Казань, 1900; Е. Babut. Priscillien et le priscillianisme. Paris, 1908.

50 Взгляды присциллианистов на Троицу неоднократно предавались анафеме католической церковью. Conc. Bracar. I. Ср. Epist. Leonis ad Thuribium I. Contra Priscillianistas qui sanctum Trinitatem non personis, sed tantum nominibus distinguunt, р. 716. Ср. A. ďAlès. Priscillien et ľEspagne chrétienne à la fin du IV-e siècle. Paris, 1936, р. 122.

51 Conc. Tolet. I, Regula fidei catholicae, 13.

52 Ibid., 6.

53 Противопоставляя ортодоксальное учение о природе Христа взглядам присциллианистов, I Толедский собор отмечал;...nec imaginarium corpus aut phantasmatis alicuis in eo fuisse, sed solidum atque verum, hunc et esurisse, et sitisse, et doluisse, et flevisse, et omnes corporis injurias pertulisse...

54 Conc. Bracar. I, can. 7.

55 Conc. Tolet. Regula, 1, 9; can. 10, 11, 15; Conc. Bracar. I, can. 5, 9.

56 Conc. Tolet. I, Regula, 16, 17; Conc. Bracar. I, can. 11, 14.

57 F. Paret. Priszillianus. Ein Reformator des vierten Jahrhunderts. Würzburg, 1891, SS. 106—108.

58 С. Torres. Priscilliano «doctor itinerante, brillante superficialidad». CEG, XXVII, 1954, р. 77.

59 Соответствующие цитаты из их сочинений приведены в упомянутой работе Э. Бабю.

60 Priscill. Tract., II, 51—52; F. Paret. Op. cit, SS. 106—108.

61 Conc. Tolet. I. Mansi, t. III, p. 1004.

62 См. К. Künstle. Antipriszilliana. Freiburg und Breisgan, 1905, S. 23.

63 CSEL, t. XVIII, p. 153. Э. Бабю предполагал, правда, что Орозий процитировал не письмо Присциллиана, а какое-то манихейское произведение.

64 Priscill., tract. III: Liber de fide et de apocryphis.

65 F. Paret.Op. cit., SS. 286—287.

66 Conc. Caesaraug. I, can. 7.

67 Conc. Tolet. I. Mansi, t. III, p. 1006; ср. Priscillianus. Canones, can. XL; Conc. Caesaraug. I, can. 4.

68 S. Leonis. Epist. XV, can. 15, р. 688. Один из канонов Присциллиана (компендиум посланий апостола Павла), согласно которому члены христианской общины должны обращаться со своими делами не в государственные суды, а в церковные (сап. XLVI), проникнут, по мнению Ф. Парэта, духом раннехристианской церкви. Имеется в виду установка на то, чтобы передавать все дела на суд общины верующих (см. F. Paret. Op. cit, S. 33).

69 Conc. Bracar. III, can. 1; см. M. Menéndеz Реlауо. Ор. cit., pp. 142—143.

70 Conc. Caesaraugust.I, can. 2.

71 S. Philastr. Liber de haeresibus, LXXXIV. Abstinentes. Sunt in Gallis et Hispanis, et Aquitania veluti abstinentes qui et Gnosticorum et Manichaeorum particulam perniciosissimam aeque secuntur, eademque non dubitant praedicare separantes persuasionibus conjugia hominum et escarum abstinentiam promittentes. В то же время присциллианисты допускали внебрачное сожительство с женщинами. См. К. Künstle. Ор. cit., S. 39.

72 Sulp. Sever. Dial. III, 11, 5:...etenim solis oculis judicabatur, cum quis pallore potius aut veste, quam fide haereticus aestimaretur. Cp. CTh., XVI, 5, 40:...Huic itaque hominum generi nihil ex legibus sit commune cum ceteris.

73 Conc. Tolet. I; Mansi, t. III, col. 1006:...habentes hanc fiduciam, quod cum illis propemodum totius Gallaeciae sentiret plebium multitudo. В начале V в. Сульпиций утверждал, что Присциллиан... multos nobilium pluresque populares auctoritate persuadendi et arte blandiendi aplicuit in societatem. Sulp. Sever. Hist. sacra, II, 46.

74 Leon. Epist. XV, c. 5: Quae vero illic aut quanta pars plebium a contagione pestis huius aliena est... (col. 680).

75 Conc. Bracar. I, 1. J. Vives. Conc., p. 66:...ne quis tamen aut per ignorantiam aut aliquibus, ut assolet, scribturis deceptus apocryfis aliqua adhuc ipsius erroris pestilentia sit infectus, manifestius ignaris hominibus declaretur quia in ipsa extremitate mundi et in ultimis huius provinciae regionibus constituti aut exiguam aut репе nullam rectae eruditionis notitiam contingerunt. Интересно, что гораздо позднее в феодальной Франции XII—XIII вв. еретики в изображении церковных писателей — это simplices et pauperes homines, illiterati, idiotae. См. H. Grundmann. Literatus — illiteratus. AKG. Band. XL, H. I, SS. 54—57.

76 Sulpic. Sever. Hist. sacra. II, 46.

77 Leon. Epist. XV, c. 3 (col. 680).

78 Sulpic. Sever. Hist. sacra. II, 51: Ceterum Priscilliano occiso non solum non repressa est haeresis, quae illo auctore proruperat, sed confirmata, latius propagata est...

79 Cod. Theod. XVI. 5, 40 (407 г.); XVI, 5, 43 (408 г.); XVI, 5, 48 (410 г.); XVI, 5, 59 (423 г.); XVI, 5, 65 (428 г.); Nov. Valent. XXXV (445 г.). Заслуживает внимания, что наряду с донатистами, манихеями и некоторыми другими сектами имперское законодательство относило присциллианистов к числу наиболее опасных еретиков (см. CTh., XVI, 5, 65).

80 Oros. Op. cit., р. 152: Dilacerati gravius a doctoribus pravis quam a cruentissimis hostibus sumus.

81 Leon. Epist. XV.

82 Turrib. Epist. (Idacioet Ceponio episcopis), c. 2.

83 Hydat. Chron., 130.

84 Ibid., 135.

86 Убийство епископа Льва в 449 г. в Тириассоне во время пребывания там отряда багаудов — событие, о котором нам слишком мало известно, чтобы делать какие-нибудь выводы о совместных выступлениях багаудов и присциллианистов. Обращает на себя внимание, что Идасий, рассказывающий о тех и о других, не усматривает никакой связи между ними, которую он не преминул бы подчеркнуть, если бы для этого имелись хоть какие-либо основания. Августин ведь всячески выпячивал близость донатистов к агонистикам.

86 LRVis., NVal., II, 1.

87 LRVis., N. Theod. III, 1.

88 Архиепископ Толедо Монтан в письме, относящемся к 30-м годам VI в., особо выделяет заслуги некоего Турибия в искоренении ереси присциллианистов и язычества в районе Паленсии (в северной Испании). См. Mansi, t. VIII, р. 788.

89 Conc. Bracar. I. Praefatio.

90 Conc. Bracar. I (Proposita contra Priscillianam haeresem capitula).

91 Conc. Bracar. II, can. 67, 42, 57. На заключительном заседании собора митрополит потребовал, чтобы епископы объявили о решениях, принятых в Бракаре, в своих диоцезах и отлучили бы от церкви всех клириков и монахов, зараженных присциллианистской ересью. См. Mansi, t. IX, р. 773.

92 LVis., XII. 2, 2 Ch.: De omnium heresum erroribus abdicatis.

93 Интересно отметить, что присциллианистские прологи к четырем Евангелиям нашли отражение в некоторых Евангелиях школы Ады во Франкском королевстве (IX в.).См. R. M. Walker. Illustrations to the Priscillian Prologues in the Gospel Manuscripts of the Carolingian Ada School. The Art Bulletin, 1948, March, v. XXX, pp. 1—10.

94 В актах VII Толедского собора в 646 г. говорится, что лишь наиболее достойные и ученые монахи могут жить вне монастырей. Всех же недостаточно добродетельных и ученых, и тех, кто бродят по стране, епископы должны принудить поселиться в монастырях.

95 М. Menéndez Реlауо. Ор. cit., pp. 168—170.

96 Conc. Hisp. II, can. 12; De quodam Acephalorum episcopo, can. 13; Conc. Tolet. XIV, can. 8, 9; см. М. Menéndеz Pelayo. Ор. cit., pp. 199—200; «Historia de España», dir. роr R. Menéndez Pidal, t. III, p. 271.

97 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 7, стр. 361.

ГЛАВА VIII

1 CEur., 277.

2 Сидоний Аполлинарий обвинял римского префекта претория Галлии — Сероната в том, что он римским законам предпочитает готские. Apoll. Sidon., II, 1:...leges Theodosianas calcans, Theodoricianasque praeponens.

3 Hydat. Chron., 193 (а. 459); 197 (а. 459); 201 (а. 460); Chronica Gallica, 652, 653.

4 Ароll. Sidоn. Epist. IV, 22, 3; VIII, 9, 5.

5 Greg. Turon. Hist. II, 20: Eoricus autem Gothorum rex Victorium ducem super septem civitatis praeposuit anno XIV. regni sui.

6 Ароll. Sidon. Epist. I, 2, 9:...redeunt pulsantes, redeunt summoventes, ubique litigiosus fremit ambitus. К вестготскому королю обращаются знатные галло-римляне с просьбой вернуть им земли, захваченные готами. Ibid., VIII, 9, 1; 2.

7 CEur., 277:...libram auri cui rex iusserit coactus exsolvat.

8 Codicis Euriciani leges ex lege Baiuvariorum restitutae, No. 1.

9 Iord. Getica, 216. См. Apoll. Sidоn. Epist., I, 2.

10 Cod. Euric. leges restitut, No. 14.

11 Ibid., No. 2.

12 Salv. De gubern. Dei V, 36: Gothi... subiectos tributis non premunt; Сassiоd. Variae V, 39, 13.

13 Apoll. Sidon. Epist., I, 2, 4 (о дворе Теодориха I): circumstitit sellam comes Armiger; pellitorum turba satellitum ne absit, admittitur, ne obstrepat, eliminatur sicque pro floribus immurmurat exclusa a velis inclusa cancellis.

14 Е. Delaruellе. Toulouse — capitale Wisisgothique et son rempart. «Annales du midi», t. 67, 1955, fasc. 3, pp. 211—221.

15 Ароll. Sidоn. Epist., VIII, 3, 3.

16 Commonitorium Alarici regis, MGH, Legum sectio I, t. I, pp. 465—467.

17 Двор Эйриха иногда находился в Бордо. См. Ароll. Sidon. Epist. VIII, 9; Paul. Pell. Eucharist., vers. 501—514.

18 CEur., 322 (comes civitatis); CEur., 304 (territorium civitatis).

19 Iоrd. Getica, 233. Ср. Iord. Get. 190.

20 Greg Turon. Hist, II, 20; Chronica Gallica, 652—653.

21 O. Seeck. Comites. PRE, Bd. III, SS. 631—642; H. Вrunner. Op. cit, Bd. II, SS. 220—221.

22 Apoll. Sidon. Epist. VII, 2, 5. Cp. Hуdat. Chron., 170 (а. 456); 217 (а. 462 — 463).

23 Еще во время пребывания вестготов в Италии Атаульф, впоследствии вестготский король, получил от Аттала звание comes domesticorum equitum. Zоsim. Hist. nova, VI, 7; Sozom. Hist. eccles. IX, 8.

24 LVis., IX, 2, 1; IX, 2, 3; IX, 2, 4. Можно предположить, что эти Antiquae Вестготской правды, отражающие первоначальную воинскую систему варваров, соответствуют и отношениям, характерным и на рубеже V—VI вв.

25 CEur., 322; LVis., VII, 1, 5. Ср. LVis., III, 4, 17.

26 Судья, например, заботится о том, чтобы дети, оставшиеся без отца, не лишались своего имущества вследствие злоупотреблений их матери. Получив соответствующую жалобу, судья напоминает ей (commoneat), что она не имеет права тратить это имущество (CEur., 322). Он расторгает браки, заключенные между близкими родственниками (nuptias incestas). Codic. Euric. leges restitutae, No. 2. Местные судьи (locorum iudices) оценивают размеры компенсации, которая должна быть выплачена покупателю, если он оказывается вынужденным вернуть приобретенную вещь ее прежнему владельцу (CEur., 289).

27 Codicis Euriciani leges restitutae, No. 1: ludex si accepta pecunia male iudicaverit...

28 CEur., 322.

29 Ароll. Sidоn. Carm. VII, v. 452 sq.

30 Apoll. Sidon. Carm. VII, v. 452 sq.:...luce nova veterum coetus de more Getarum contranitur...

31 Hуdat. Chron., 243 (а. 467).

32 Ароll. Sidоn. Carm. VII, v. 459.

33 Ibid., v. 486 sp.: Prorumpit ab omni murmur concilio fremitusque et proelia damnans seditiosa ciet concordem tumultum; Iоrd. Getica, 190:...adclamant responso comites duci, laetus sequitur vulgus.

34 В 451 г. народное собрание рассматривало предложение имперского правительства о союзе против Аттилы (Iоrd. Getica, 188—190), в 455 г. — вопрос о мире с империей. Apoll. Sidon. Carm. VII, v. 486-488.

35 Iord. Getica, 215: At Gothi Theodorito adhuc iusta solventes armis insonantibus regiam deferunt maiestatem fortissimusque Thorismud bene gloriosos manes carissimi patris, ut decebat filium patris exequias prosecutus...

36 Hуdat. Chron., 243; Isid. Hist. Goth., 35.

37 Эти термины отсутствуют в фрагментах кодекса Эйриха и встречаются лишь в правде. LVis., III, 4, 17; VI, 2, 4 Ch.; VII, 2, 6; VIII, 1, 3; VIII, 4, 14; VIII, 5, 6 R; IX, 2, 2.

38 CEur., 274: Si quis autem dum arat vel plantat vineam, terminum casu, non volumtate evellerit, vicinis praesentibus restituat terminum et nullum damnum patiatur.

39 CEur., 276: Cum autem proprietas fundi nullis certissimis signis aut limitibus probatur, quid debeat ovservari, eligat inspectio iudicantium, quos partium consensus elegerit. Cp. CEur., 275.

40 LVis., X, 1, 3: Si plures fuerint in divisione consortes quod а multis vel melioribus iuste constitus est, a paucis vel deterioribus non convenit aliquatenus inmutari.

Этот закон, известный нам как Antiqua Вестготской правды, учитывает уже не только мнение большинства, но и «лучших». Вероятно, в V в. решающее значение имела все же позиция большинства общинников. Ср. LVis., X, 1, 8: Sed quod a parentibus vel a vicinis divisum est, posteritas inmutare non temtet.

41 LVis., VIII, 4, 14; VIII, 5, 6 Recces.

42 LVis., III, 4, 17; VI, 2, 4 Ch.; VII, 2, 6; VIII, 1, 3; IX, 2, 2.

43 Conventus publicus, выступающий позднее как concilium, concejo, выполнял судебные функции и в период реконкисты. Е. Нinojosa. Origen del régimen municipál en León у Castilla. Estudios sobre la historia del derecho español. Madrid, 1903, pp. 18—20.

44 См. G. Wаitz. Deutsche Verfassungsgeschichte, Bd. II, 2. Graz, 1953, S. 143. Закон Эйриха, касающийся спора о границах римского имения, предполагает, что римские и готские земледельцы по соглашению избирают третейских судей. CEur., 276.

45 CEur., 275. Ср. LVis., X, 3, 4 Recces.

46 CEur., 276: Nullus novum terminum sine consorte partis alterius aut sine inspectore constituat. Cp. LVis., X, 3, 5.

47 См. А. И. Неусыхин. Возникновение зависимого крестьянства, стр. 348.

48 Короли у свевов избирались. См. Hydаt. Chron., 181. Им, т. е. королям, принадлежала высшая военная власть, руководство внешними сношениями. Христианство было принято свевами лишь в середине V в. Римляне в городах сохранили свои учреждения. См. L. Sсhmidt. Geschichte der deutschen Stämme bis zum Ausgange der Völkerwanderung. 2. Abth. Die Geschichte der Westgermanen, SS. 231—233; W. Reinhardt. Historia general., pp. 64—68.

49 См. Нуdаt. Chron., 163 (а. 455). Ср. Ароll. Sidоn. Carm. VII, v. 486—521. Римское правительство, в свою очередь, подчеркивало, что считает Вестготское королевство частью империи. См. Iоrd. Getica, 188: auxiliamini etiam rei publicae, cuius membrum tenetis.

50 Iоrd. Getica, 237; Ароll. Sidоn. Epist., VII, 6.

51 Сидоний Аполлинарий, сам долго боровшийся против расширения владычества варваров в Галлии, в то же время называл вестготского короля Теодориха оплотом римлян. Romanae columen salusque gentis. Apoll. Sidon. Carm. XXIII, v. 71. Эннодий писал о «железном господстве» (ferrea dominatio) Эйриха. Еnnоd., 80.

52 Проявлением этих противоречий было сохранение арианства у готов до 589 г., у свевов — до 561 г., сохранение принципа личного права вплоть до VII в., запрещение смешанных браков, отмененное лишь в VI в.

53 См. выше, стр. 162—163, 244—245.

54 LVis., X, 1, 16: Ut, si Goti de Romanorum tertiam quippiam tulerint, iudice insistente Romanis cuncta reforment. Данный закон, как полагал К. Цеймер, взят из кодекса Эйриха. См. MQH, Leges, t. I, р. 389, n. 1.

55 LRVis., CTh., I, 6, 4.

56 LRVis., CTh., I, 6, 4 (iudices provinciarum); I, 11, 2 I; ibid., III, 11, 1 I: si aliquis de his iudicibus qui provincias administrant vel etiam his, quibus civitates vel loca commissa sunt...

57 Ibid, XII, 1, 1; I, 6, 1.

58 LRVis., CTh., II, 1, 8; II. 4, 2; XI, 5, 1.

59 LRVis. CTh., XII, 2, 1; 2 (exactores, susceptores); LRVis., CTh., VII, 1, 1. Ср. Саssiоd. Variae, V, 39, 2.

60 См. выше, стр. 171—172, 215—216.

61 Conc. Tolet. III (подписи).

62 LVis., XII, 1, 2.

63 Соmmоnit. Alaricis regis. MGH, Leges, t. I, p. 466: adhibitis sacerdotibus ac nobilibus viris...

64 Isid. Hist. Goth., 51:...primusque inter suos regali veste opertus solio resedit: nam ante eum et habitus et consessus communis ut populo ita et regibus erat.

65 LVis., VII, 4, 5; XII, 1, 2 Reccar.:...dum iudices ordinamus, nostra largitate eis conpendia ministramus.

66 Иногда правитель провинции обозначается в Вестготской правде, как и в Lex Romana Visigothorum, термином rector provinciae (LVis., XII, 1, 2 Reccar.). Возможно, это общее наименование должностных лиц, возглавлявших провинции.

67 LVis. VII, 1, 5.

68 LVis. VII, 4, 2; VII, 4, 4; VIII, 1, 9; VIII, 4, 29; III, 4, 17.

69 LVis. XI, 1, 2.

70 LVis. IX, 2, 3.

71 LVis. IX, 2, 3.

72 LVis. IX, 2, 6.

73 LVis. II, 1, 23; II, 3, 2; VII, 1, 1; III, 4, 1.7; IV, 3, 3; IX, 1, 3; VIII, 1, 9; VIII, 4, 29.

74 LVis. XII, 1, 2. Conc. Tolet. III, can. 18; 21.

75 LVis. V, 7, 9.

76 Fragm. Gaud, XII; ср. LVis., II, 1, 8 Ch.; VI, 1, 5 Ch.

77 См. выше, стр. 215—217.

71 См. А. Р. Корсунский. Города Испании в период становления феодальных отношений, стр. 49—60.

79 См. письмо Теодориха его уполномоченному в Испании Ампелию о нарушениях правил взимания налогов. Саssiоd. Variae, V, 39, 2:...dehinc non polyptychis publicis, ut moris est, sed arbitrio compulsorum suggerentur provincialium subiacere fortunae. Cp. LVis., V, 4. 19 Ch.

80 L. de Valdeavellano. Op. cit., t. I, part I, pp. 329—330.

81 LVis, XII, 1, 2 Reccar.; IX, 2, 6.

82 LRVis., CTh, XIII, 1, 1.

83 Cassiod. Variae. V, 39, 14; LRVis., CTh., VIII, 2, 1; LVis., V, 4, 19; XII, 1, 2.

84 LVis., X, 1, 16.

85 LVis., V, 4, 19 Ch.

86 Ср. F. Тhibаult. Ľimpôt direct dans les royaumes des ostrogoths, des wisigothes et des burgundes, pp. 34—39; «Historia de España», dirig. por R. Menéndez Pidal, t. III, p. 228.

87 LVis, XII, 2, 13 Sis.

88 LVis., X, 2, 4; X, 2, 5 Egica; Conc. Tolet. IV, can. 47; Conc. Тоlet. XVI, tomus; Conc. Tolet. XIII, tomus.

89 F. Dahn. Op. cit, Bd. VI, SS. 256—257.

90 LVis., XII, 2, 18 Egica.

91 Согласно сообщению Григория Турского, в 507 г.на стороне вестготов сражался против франков отряд римлян во главе с сыном Сидония Аполлинария. Greg. Turon. Hist. II, 37.

92 LRVis., PS, III, 4, 3; CTh., I, 11, 1; CTh., II, 1, 9; II, 1, 2; II, 12, 6.

93 См. А. Р. Корсунский. Ук. соч., стр. 21.

94 LVis., IX, 2, 6.

95 LVis., IX, 2, 2; IX, 2, 5.

96 LVis., II, 1, 16 Recces.; II, 1, 27 Recces.

97 LVis, V, 3, 3; V, 3, 4; IV, 5, 5.

98 LVis., IV, 2, 15. Cp. CEur., 323.

99 Даже в начале VII в. воины имели право удерживать пленных как свою военную добычу, так что король, желая их освободить, выкупал этих пленников у своих воинов. Король Сизебут выкупал таким путем византийских солдат. Isid. Hist. Goth., 61:...adeo post victoriam clemens, ut multos (paene omnes) ab exercitu suo hostili praeda in servitutem redactos pretio dato absolveret eiusque thesauris redemptio existeret captivorum. Готские законы часто упоминают об имуществе, приобретенном воином во время походов. См. CEur, 323; LVis., IV, 2, 15; IV, 2, 16 Recces.; IV, 5, 5.

100 LVis., IX, 2, 1; IX, 2, 3; IX, 2, 4; IX, 2, 5.

101 F. Dahn. Op. cit., Bd. VI, SS. 225—226; M.Torres у R. Prietо Ваnсes. Op. cit, p. 222.

102 E. Hinоjоsa. Origen del régimen municipal en León у Саstilla, pp. 18—20.

103 E. Hinоjоsa. Das germanische Element im spanischen Rechte, S. 291.

104 Ibid., SS. 338—339.

105 Ibid., S. 299.

106 LVis., II, 1, 13.

107 LVis., VII, 4, 1 Recces. Данный закон относится к VII в., но, как отмечал К. Цеймер, сходное постановление имелось уже в законах Эйриха. См. MGH, Legum sectio I, t. I, р. 300.

108 LVis., VIII, 4, 14.

109 LVis., IX, 1, 8.

110 LVis., X, 3, 2.

111 LVis., X, 3, 3.

112 LVis., VIII, 3, 15; VIII, 3, 6.

113 LVis., VII, 5, 1.

114 Э. Вольгауптер переводит auditores как Untersuchungsrichter (Е. Wohlhaupter. Gesetze der Westgoten, S. 193). Едва ли можно согласиться с таким переводом. Вестготскому праву неизвестны какие-либо особые следственные судьи. По мнению Ф. Дана, auditores — знатоки законов, судебные заседатели, привлекаемые судьей к рассмотрению дела (см. F. Dаhn. Westgotische Studien. Würzburg, 1874, S. 245.). Это толкование следует признать более удачным. Упомянутый готский закон не смешивает auditores с судьями. Термин auditores применялся в Южной Галлии для обозначения судебных заседателей — скабинов, и после того как там было ликвидировано вестготское господство. См. G. Wаitz. Deutsche Verfassungsgeschichte, Bd. 4, 3 Aufl. Graz, 1955, S. 391; LVis., V, 6, 3; XI, 1, 1; VI, 1, 5 Ch.; I, 21 Eg. X, 17 Ch.; VI, 1, 2 Ch. Правда, в одном законе VII в; honesti viri не только свидетели. Епископы рассматривают некоторые судебные дела (контролируя светских судей) вместе с «почтенными людьми». LVis., II, 1, 30 R.:...adiunctis sibi aliis viris honestis. Однако имеются основания предполагать, что honesti viri здесь — это не общинники, а скорее местные магнаты.

115 LVis., IV, 2, 14. Ср. CEur., 322.

116 LVis., IX, 2, 1;IX, 2, 4; IX, 2, 5. Cp. LVis., II, 1, 16 Recces.

117 LRVis., CTh., I, 6, 2 I: ludex... sciturus, non se in secretis domus aut in quibuscunque angulis finitivam sententiam prolaturum, sed apertis domus suae ianuis intromissisque turbis, ut neminem lateat, quicquid secundum vel veritatis ordinem fuerit iudicatum.

118 LVis., II, 2, 3. По мнению К. Санчес-Альборноса, в этом законе речь идет о столкновении в суде двух родственных групп (С. Sánchez-Albornoz у Menduiña. Ruina у extinción del municipio romano en España, p. 87).

119 LVis., II, 2, 2 Ch.: Audientia non tumultu aut clamore turbetur, sed in parte positis, qui causam non habent, illi soli in iudicio ingrediantur, quos constat interesse debere.

120 LVis., II, 1, 23: Iudex, ut bene causam agnoscat, primum testes interroget, deinde inscripturas requirat, ut veritas possit certius inveniri, ne ad sacramentum facile veniatur.

121 LVis., VII, 2, 1; II, 1, 23; V. 5, 1; V, 5, 2; V, 5, 7; IX, 1, 4; IX, 1, 8; IX, 1, 14; VIII, 4, 14; X, 1, 14. С конца VII в. целесообразность вопроса о применении клятвы решалась судьей. LVis., II, 1, 23 (ред. Эрвиг.): In quibus tamen causis et a quo iuramentum detur pro sola investigatione iustitie, in iudicis potestate consistat.

122 LVis., VI, 1, 8.

123 Вергельд выплачивал владелец быка, ставшего виновником смерти свободного человека (LVis., VIII, 4, 6); судья, который подверг пытке неповинного свободного, закончившейся его гибелью (LVis., VI, 1, 2 Сh.); люди, участвовавшие в сговоре об убийстве, но не являвшиеся исполнителями этого преступления (LVis., VI, 5, 12 Ch.).

124 LRVis., PS, IV, 5, 3.

125 LVis., II, 1, 14 Recces.: Ut terminate causa nullatenus revolvantur, relique ad libri huius seriem terminentur, adiciendi leges principibus libertate manente.

126 См. А. Р. Корсунский. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. Изд-во МГУ, 1963, стр. 175—176.

127 LVis., II, 1, 2: Quod tam regia potestas quam populorum universitas legum reverentie sit subiecta. Cp. Isid. Sententiarum lib. III. 51, 1, 2: Iustum est principem legibus obtemperare suis...; Cp. LRVis., CTh., I, 2, 1 I: Quaecunque contra leges a principibus fuerint obtenta non valeant.

128 F. Dahn. Op. cit., Bd. VI, S. 503, Anm. 4.

129 LVis., II, 1, 33 Recces.: Quicumque ingenuorum regiam iussionem contemnere invenitur, si nobilior persona est, tres libras auri fisco persolvat; si autem talis sit, qui non habeat unde hanc rei summam adinpleat... С hictus flagellorum accipiat.


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!