Сравнение формальной и народной религии



 

Формальная (высокая) религия Народная (низкая) религия
Отвечает на глобальные вопросы: происхождение вселенной, смысл жизни Отвечает на повседневные вопросы: болезнь, засуха, война
Написанный текст с фиксированной системой верований Нет записанных текстов: только мифы и ритуалы
Роль специалиста-лидера Неформальная, нет специалистов
Центральные институты: церковь, мечеть, храм Несколько институтов
Формальное обучение Обучение по системе «подмастерье»
Официально составленное нравственное учение Не затрагивает аспекты нравственности, более прагматично

 

Верования и ассоциированная практика народной религии часто, в большей степени, присутствуют на социальной периферии, чем в центре. Например, это видно в христианстве, где практика и верования в поместных церквях отличаются от верований и практики деноминационных и образовательных религиозных центров.

 

Более того, отдельные люди лишь на первый взгляд выглядят ортодоксальными верующими, но, на самом деле, их система взглядов и религиозная практика построена на основе анимистической и народной религиозной традиции. Многие миссионеры замечают, как христиане в разных частях мира принимают лишь внешнюю сторонухристианства, которая оказывает влияние на неизменную систему верований, пребывающую или не пребывающую в согласии с библейским учением. Наверное, нет такой области, где бы эта истина была представлена более полно, чем область верований и практики предков. Поэтому миссионеры правильно делают, когда кропотливо работая над пониманием верований предков, стремятся лучше понять, как христианская вера действует в жизни простых людей определенной местности.

 

Верования и практика народной религии, по сути своей, являются синкретическими — смешением формального учения с местными обычаями. Они очень «выносливы», так как более гибки и податливы к изменениям, в зависимости от обстоятельств в жизни своих представителей. Несмотря на то, что с течением времени они подвергаются изменениям (местные традиции), все же общее отношение к жизни, которое они предлагают, остается неизменным даже во времена радикальных религиозных изменений. Например, многие мусульмане Африки придерживаются практики почитания предков, точно так же, как и многие африканские христиане. Миссионеры, которые игнорируют проявления религиозной мысли и обычаи народной религии, часто не будут даже знать, что таковые присутствуют в жизни членов их церкви. Эту область ни один из миссионеров не должен игнорировать!

 

Синкретизм

Еще одним вызовом нехристианских религий этого мира является синкретизм. Говоря простым языком, синкретизм являет собой подмену важных истин Евангелия нехристианскими элементами (Moreau 2001c). Даже при беглом обзоре практики Израиля в Ветхом Завете, мы замечаем, что Бог отрицательно относится к синкретизму. Бог призвал народ Израиля к Себе и отделил его от других народов по причине их вопиющего идолопоклонства. Израиль должен был, помимо всего прочего, тщательно хранить себя от осквернения синкретизмом. Бог даже повелел Израилю уничтожить языческие народы, так как знал, что в противном случае, Его народ перенял бы их обычаи (Исх. 23:23-33, Втор. 18:10-14). К сожалению, Израиль не повиновался Богу. Кроме всего прочего, они были вовлечены в храмовую проституцию (3 Цар. 14:24), заключали смешанные браки (Езд. 9:1-2), участвовали в идолопоклонстве (Пс. 105:35-39) и занимались колдовством (4 Цар. 17:16-17). Печальная реальность наилучшим образом отображена в 4 Царств 17:41: «Народы сии чтили Господа, но и истуканам своим служили».

 

Новозаветная Церковь была более верной. Однако и в ней присутствовали элементы синкретизма как со стороны нехристиан (Деян. 8:9-24, 14:8-20, 28:1-7), так и христиан (Кол. 2:13-19, Откр. 2:14). В Новом Завете также есть несколько предупреждений, призывающих христиан остерегаться синкретической практики и ее учителей (например, 1 Кор. 10:20, 2 Кор. 11:13-15, 1 Тим. 6:3). Миссионеры, работающие среди людей, перешедших в христианство из другой религии, неизбежно столкнутся с синкретическими практиками. Одним из способов разрешения вопроса синкретизма является следующий. Миссионеру необходимо все сделать для того, чтобы у местных новообращенных христиан были необходимые знания, с помощью которых они бы сами (а не миссионер) решали, что делать с такими обычаями. Если миссионер прилагает усилия к тому, чтобы помочь местной церкви самостоятельно принимать решения на основании глубокого исследования Святого Писания, тогда эта община будет способной исправлять свои ошибки сама даже после отъезда миссионера. С другой стороны, миссионер, который стремится лично контролировать все церковные решения, только усиливает зависимость местной церкви от внешнего мнения. Такая церковь, в случае отъезда миссионера, будет менее подготовленной к принятию мудрых решений (см. Priest 1994).

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!