Исследуя и изучая другие религии



Baker Academic

Grand Rapids, Michigan

 

18 глава — Столкновение религий мира

 

Введение

В одно прекрасное сентябрьское утро 2001 года разделительная черта между исламом и христианством стала отчетливей, чем когда либо, а произошедшие события окончательно изменили религиозный климат Соединенных Штатов Америки. Впервые узнав из новостей о воздушных атаках здания Всемирного Торгового Центра и Пентагона, многие христиане подумали, что мир стоит на пороге новой исторической эпохи. Подсознательно они поняли, что жизнь больше никогда не будет такой, как прежде. Нападение на территорию США разорвало в клочья идею о безопасности американских граждан. Стало совершенно ясно, что произошедшие события повлияют также и на миссионерскую деятельность. Вероятней всего, миссионерское служение среди мусульманского населения и, вполне возможно, в среде последователей других религий, уже не будет таким как прежде.

 

Даже при беглом рассмотрении окна 10/40 (см.карту 18.1), видно, что огромное количество людей, которые еще должны услышать призыв к покаянию, обратиться ко Христу и поклониться Богу, пребывают в культурном контексте, который, в большей мере, если не полностью, имеет характеристику нехристианских религий. Люди, которые приняли Христа, и живут в нехристианском окружении, неизбежно столкнутся с альтернативными религиозными утверждениями об истине. Эти утверждения не просто теория, а настоящая практика повседневной жизни.

 

Должен ли китайский буддист, принявший христианство, отказаться от участия в почитании духов предков? Следует ли новообращенному африканцу перестать посещать знахарей, в случае болезни членов его семьи?

 

Влияние агностической науки будет казаться детской забавой в сравнении с вызовом христианскому богословию со стороны других религий. Макс Уоррен (Клендин 1995, 11)

 

Нужно ли христианину, коренному жителю тихоокеанских островов, запретить своим детям участвовать в языческой церемонии инициации? Должен ли обращенный из ислама в христианство человек прекратить молиться пять раз в день или поститься во время праздника Рамадан? Американские миссионеры никогда не сталкивались с такого рода вопросами у себя на родине, тем не менее, это именно те вопросы, которые задают себе люди, обращенные из других религий в христианство. В дополнение к этим трудным вопросам, современная североамериканская культура (как и многие религии мира) утверждает, что все религии ведут к одному Богу, хотя и разными путями. Всякий, кто пытается противоречить данному утверждению, считается «религиозно нетерпимым человеком», который просто «отстал от времени».

 

18.1: Спектр мусульманской контекстуализации Джон Трэвис (Заимствовано из работы Трэвиса (используется с разрешения автора))
  В данной таблице представлен весь спектр используемых в наши дни практик для контекстуализации христианской веры в мусульманском окружении.   С1. Традиционная церковь, которая говорит на языке иного контекста*. Это может быть православная, католическая или протестантская церковь. В современном христианском мире существуют тысячи С1 церквей. Многие из них представляют западную культуру. Существует огромная культурная пропасть между такой церковью и доминирующим мусульманским населением. Некоторые из бывших мусульман являются членами С1 церквей. С1 верующие называют себя «христианами».   С2. Традиционная церковь, которая говорит на языке своего контекста*. В целом такая же церковь, что и С1, за исключением языка. Хотя она и говорит на языке своего контекста, тем не менее, не использует исламский религиозный словарь, отстаивая свою идентичность. Все же культурный разрыв между мусульманами и С2 церковью, велик. В С2 церквях бывших мусульман намного больше, чем в С1 церквях. Большинство церквей, существующих в мусульманском мире, либо С1, либо С2. С2 верующие также называют себя «христианами».   С3. Контекстуализированные христоцентричные общины, которые говорят на языке своего контекста и используют религиозно нейтральные, культурные формы своего контекста. Религиозно нейтральные формы могут представлять собой народную музыку, одежду, искусство и т. д. Исламские элементы (где они есть) «подвергаются фильтрации» и используются исключительно в качестве «культурных» форм. Цель — сократить, насколько это возможно, «акцент на иностранном происхождении Евангелия и Церкви» посредством контекстуализации в библейски допустимых культурных формах. Могут проводить собрания в церковных зданиях или в религиозно нейтральных местах. Члены С3 церквей состоят, в общем, из бывших мусульман. С3 верующие называют себя «христианами».   С4. Контекстуализированные христоцентричные общины, которые говорят на языке своего контекста и используют библейски допустимые культурные и исламские формы. Они похожи на общины С3, однако используют библейски допустимые исламские формы и обычаи (например, молятся с поднятыми руками, постятся, не употребляют в пищу свинины, алкоголя, в качестве домашних животных не держат собак, используют исламские термины, носят традиционную одежду и т. д.). Избегают форм С1 и С2. Собрания не проводятся в церковных зданиях. Общины С4 практически полностью состоят из бывших мусульман. С4 верующие, несмотря на свою глубокую контекстуализацию, не рассматриваются мусульманским окружением, как мусульмане. С4 верующие идентифицируют себя, как последователи Исы Мессии (арабская форма имени Иисус).   С5. Христоцентричные общины «мессианских мусульман», которые приняли Иисуса как своего Господа и Спасителя. С5 верующие пребывают, по закону и социальному положению, в мусульманской общине. Они чем-то похожи на мессианских иудеев. Аспекты мусульманского богословия, которые противоречат библейскому учению, отвергаются или подвергаются интерпретационной обработке, если есть такая возможность. Участие в общем исламском богослужении зависит от выбора человека или целой группы верующих. С5 верующие регулярно общаются с другими С5 верующими и рассказывают о своей вере не спасенным мусульманам. Не спасенные мусульмане могут рассматривать С5 верующих как придерживающихся богословски неприемлемых взглядов, что, в конце концов, может привести к исключению их из исламской общины. В случае обращения в христианство целых селений, С5 могут превратиться в «мессианские мечети». С5 верующие воспринимаются мусульманским окружением, как мусульмане. Они сами называют себя мусульманами, последователями Исы Мессии.   С6. Маленькие христоцентричные общины тайных (подпольных) верующих. Они похожи на общины преследуемых верующих, которые страдают от притеснений тоталитарного режима. По причине страха, изоляции или опасности правительственных преследований, наказаний и даже смертной казни, С6 верующие поклоняются Христу тайно (индивидуально или редко собирающимися небольшими группами). Многие приходят ко Христу благодаря снам, видениям, чудесам, радиопрограммам, брошюрам, христианскому свидетельству, которое было услышано во время пребывания за рубежом или чтению Библии по собственной инициативе. С6 (в отличие от С5) верующие обычно не говорят о своей вере. С6 не являются идеалом. Ведь Бог желает, чтобы Его люди свидетельствовали о своей вере и постоянно собирались вместе (Евр. 10:25). Тем не менее, С6 верующие являются частью нашей большой семьи во Христе. Хотя Бог и может призвать некоторых христиан к страданиям, тюремному заключению или мученичеству, тем не менее, Он может быть удовлетворен тайным поклонением, по крайней мере, на некоторое время. С6 верующие рассматриваются мусульманским окружением как мусульмане, и они сами считают себя таковыми.   * «Язык иного контекста» - относится к местному населению, которое не является мусульманским. * «Язык своего контекста» - относится к местному мусульманскому населению.   Размышление и обсуждение 1. Где нужно провести линию в данном спектре? 2. Какой подход вы бы использовали для обучения верующих С6? 3. Ваш друг решил заниматься благовестием в мусульманском обществе, используя подход С5. Но прежде он желает посоветоваться с вами. Что бы вы ему посоветовали?  

 

Конечно, миссионерский подход к религиям этого мира не может быть основан на предпосылках современной культуры. Сам факт, что эти предпосылки являются «современными», доказывает, что они не могут быть актуальными для всех времен. Однако это не означает, что христиане должны полностью игнорировать окружающую их современную культуру. Они должны понимать ее, но, в то же время, не быть ее рабами (Ин. 17:13-19). Какие же предпосылки и подходы следует использовать христианам, в особенности миссионерам, в отношении великого множества нехристианских религий этого мира?

 

Исследуя и изучая другие религии

Одним из важных шагов, который должен предпринять христианский миссионер, является желание изучать религии, являющиеся очень важными для людей, среди которых он работает. Этот процесс включает в себя исследование и наблюдение. В своем служении каждый миссионер должен задавать себе два вопроса, которые тесно взаимосвязаны (частично адаптировано из Muck 1993). Первый вопрос: «Какую роль вы играете?» Второй: «Что для меня означает выражение “воспринимать серьезно другие религии”?»

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 11; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!