Обетование и откровение Иисуса на Тайной Вечере.



3. Когда для Иисуса приблизилось время, чтобы оставить этот мир, Oн возвестил апостолам о «другом Утешителе»16. Евангелист Иоанн, присутствовавший при этом, пишет, что во время Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти, Иисус обращается к ним с такими словами: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне… и Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины»17.

Именно Его – Духа истины, Иисус именует Параклитом, а Parakletos значит «Утешитель», а также «Ходатай» или «Заступник». Иисус говорит, что Параклит – это «другой» Утешитель, второй, ибо Он Сам есть первый Утешитель18, поскольку Он первый приносит и дарует Благую Весть. Дух Святой приходит вслед за Ним и благодаря Ему, чтобы продолжить в мире, посредством Церкви, дело Благой Вести спасения. Об этом продолжении совершения Своего дела Духом Святым Иисус говорит неоднократно во время того же прощального слова, готовя собравшихся в Сионской Горнице апостолов к расставанию с Ним, а именно к Своим Страстям и к Своей Крестной Смерти.

Слова, на которые мы здесь ссылаемся, находим в Евангелии от Иоанна. Каждое из них добавляет новые элементы к этому возвещению и обетованию. И в то же время они глубоко взаимосвязаны, не только в том, что касается самих событий, но и в том, что касается тайны Отца, Сына и Духа Святого, которая, вероятно, ни в одном тексте Священного Писания не получает столь яркого выражения, как здесь.

4. Вскоре после упомянутого возвещения Иисус добавляет: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам»19. Дух Святой станет Утешителем апостолов и Церкви, всегда пребывая посреди них, хотя и незримо, как Учитель той же Благой Вести, которую возвестил Иисус. Это «научение» и «напоминание» означает не только то, что Он, присущим Ему образом, продолжит содействовать распространению спасительной Вести, но и то, что Он поможет людям правильно понимать содержание Вести Христовой, т.е. обеспечит ей преемственность и тождественность ее понимания в изменчивых условиях и обстоятельствах. Дух Святой, таким образом, позаботится о том, чтобы в Церкви всегда пребывала та истина, которую апостолы услышали от своего Наставника.

5. Передавая Благую Весть, апостолы будут особым образом связаны с Духом Святым. Вот как об этом говорит Иисус: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне. А также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною»20.

Апостолы были непосредственными очевидцами и свидетелями. Они «слышали» и «видели своими очами», «рассматривали» и даже «осязали» Христа, как пишет в другом месте евангелист Иоанн21. Их человеческое, непосредственное и «историческое» свидетельство о Христе связано со свидетельством Духа Святого: «Он будет свидетельствовать о Мне». В свидетельстве Духа истины человеческое свидетельство апостолов обретет самую крепкую опору. И, затем, в Нем оно обретет также и глубинное основание своего продолжения на протяжении веков – в грядущих одно вслед другому поколениях Христовых учеников и верующих.

Если Сам Иисус Христос является высшим и наиболее полным откровением Бога человечеству, то свидетельство Духа вдохновляет, определяет и удостоверяет верную передачу этого откровения в проповеди и писаниях апостолов22, а само апостольское свидетельство обеспечивает его человеческое выражение в Церкви и в истории человечества.

6. Это становится очевидным также из тесной взаимосвязи содержания и цели вышеупомянутого предсказания и обетования, из взаимосвязи, отраженной в следующих словах текста Иоанна: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам»23.

В Cвоих предыдущих словах Иисус говорил об Утешителе, Духе истины, как о Том, Кто «научит» и «напомнит», а также как о Том, Кто «будет свидетельствовать» о Нем. Теперь говорит о Нем: «Он … наставит вас на всякую истину». Это «наставление на всякую истину», являющееся намеком на то, чего апостолы «теперь не могут вместить», необходимым образом связано с уничижением Христа в Его Страстях и Крестной смерти, время которых в тот момент, когда Он произносил эти слова, уже было близко.

Позже, однако, становится ясно, что это «наставление на всякую истину» относится не только к позору Креста, но и ко всему тому, «что… делал и чему учил» Христос24. Ибо вся тайна Христа в целом требует веры, поскольку именно вера должным образом вводит человека в реальность открываемой тайны. Следовательно, «наставление на всякую истину» обретается в вере и через веру: и это – дело Духа истины и результат действия Его в человеке. В этом деле Святой Дух должен быть высшим руководителем человека и светочем человеческого духа. Это относится к апостолам, очевидцам, которым отныне надлежит донести до всех людей весть о том, что Он «делал и чему учил», а особенно – весть о Его Кресте и Воскресении. В более отдаленной перспективе это касается также и всех поколений учеников и исповедников Учителя, ибо им надлежит воспринять с верой и исповедовать с чистым сердцем тайну Бога, действующего в человеческой истории, тайну, открытую человеку для того, чтобы объяснить конечный смысл этой истории.

7. Итак, в домостроительстве спасения между Духом Святым и Христом существует тесная связь, через которую Дух действует в истории человечества как «другой Утешитель», постоянно обеспечивая передачу и распространение Благой Вести, явленной Иисусом из Назарета. И в Духе Святом – Параклите, неизменно продолжающем в тайне Церкви и в ее деятельности историческое присутствие Искупителя на земле и Его спасительное дело, сияет слава Христова, о чем свидетельствуют следующие слова ап. Иоанна: «Он [Дух истины] прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам»25. Эти слова еще раз подтверждают все сказанное ранее: «Он научит…, напомнит…, будет свидетельствовать». Высшее и окончательное самооткровение Бога, свершившееся во Христе и засвидетельствованное проповедью апостолов, продолжает проявляться в Церкви благодаря миссии незримого Утешителя, Духа истины. Насколько тесно эта миссия связана с миссией Христа, сколь глубоко она черпает из нее силы, упрочивая и развивая в истории ее спасительные плоды, выражено словом «возьмет»: «от Моего возьмет и возвестит вам». Как бы поясняя слова «Он возьмет», подчеркивая Божественное и Тройственное единство источника этой миссии, Иисус добавляет: «Все, что имеет Отец, есть Мое; поэтому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам»26. Беря от «Моего», Он тем самым берет от того, «что имеет Отец».

В свете (…) слов «Он возьмет» можно также объяснить другие многозначительные слова, произнесенные Иисусом о Духе Святом в Горнице перед Пасхой: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о справедливости (перевод: К.К.) и о суде»27. К этим словам мы еще вернемся, чтобы поразмышлять над ними особо.

2. Отец, Сын и Дух Святой

8. Характерной особенностью Иоаннова текста является то, что Отец, Сын и Дух Святой ясно именуются Лицами, причем первое отличается от второго и от третьего, а каждое из них – друг от друга. Иисус говорит о Духе – Утешителе, многократно используя личное местоимение «Он»; в то же время, в Своем прощальном слове, Он раскрывает связи, соединяющие друг с другом Отца, Сына и Параклита. Так, «Дух истины… от Отца исходит»28, и Отец «дает» Духа29. Отец «посылает» Духа во имя Сына30, Дух «свидетельствует» о Сыне31. Сын просит Отца послать Духа-Утешителя32, но также говорит и обещает, в связи со Своим отшествием через Крест: «если пойду, то пошлю Его к вам»33. Итак, Отец посылает Духа Святого в силу Своего Отцовства, так же, как Он послал Сына34, но в то же время Он посылает Его в силу свершенного Христом Искупления, – и в этом смысле Дух Святой посылается также и Сыном: «Я… пошлю Его к вам».

Здесь следует отметить, что хотя все обетования, данные на Тайной Вечере, предрекают пришествие Духа Святого после отшествия Христа, то обетование, содержащееся в тексте Евангелия от Иоанна (16:7 и далее), включает в себя и ясно подчеркивает взаимную, можно даже сказать, причинно-следственную связь между проявлениями каждого из них: «если пойду, то пошлю Его к вам». Дух Святой придет, поскольку Христос уйдет через Крест: Он придет не просто вслед за этим, но благодаря Искуплению, совершенному Христом, по воле Отца и через деяние Отца.

9. Итак, мы можем сказать, что в пасхальной прощальной речи, достигнута вершина откровения о Троице. В то же время мы оказываемся на пороге решающих событий и последних слов, которые в конце концов выльются в миссионерское поручение, данное апостолам и – через них – Церкви: «Итак, идите, научите все народы»; в поручение, некоторым образом включающее троичную формулу Крещения: «крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа»35. Эта формула отражает внутреннюю тайну Бога, божественной жизни, которая есть Отец, Сын и Святой Дух, Божественное единство в Троице. Прощальное слово в Горнице можно воспринимать как особое предуготовление к этой троичной формуле, в которой выражена животворящая сила Таинства, дающего участие в жизни Триединого Бога, ибо в нем, как сверхъестественный дар людям, даруется освящающая благодать. Этой благодатью человек призывается к участию в непостижимой жизни Бога и соделывается «способным» к этому.

10. В Своей внутренней жизни Бог «есть любовь»36, любовь сущностная, общая для всех трех Божественных Лиц; личностная же любовь есть Дух Святой как Дух Отца и Сына. Поэтому Он, как несотворенная Любовь-Дар, «проницает и глубины Божии»37. Можно сказать, что во Святом Духе внутренняя жизнь Триединого Бога полностью становится даром, взаимным обменом любовью между Божественными Лицами и что через Духа Святого Бог существует как Дар. Именно Дух Святой является личным выражением этого дарения Себя, этого бытия любовью38. Он – Лицо-Любовь, Он – Лицо-Дар. Здесь мы обретаем неисчерпаемое сокровище реальности и невыразимую глубину понятия лица в Боге, которые мы можем познать лишь благодаря Божественному Откровению.

В то же время Дух Святой, будучи единосущным Отцу и Сыну по Божеству, есть любовь и несотворенный дар, от которого, как от источника (fons vivus) проистекает всякое ниспослание даров творениям (сотворенный дар): дар существования всего – посредством творения; дар благодати людям – посредством всего домостроительства спасения. Как пишет ап. Павел: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам»39.

3. Бог дарует Себя в Духе Святом для нашего спасения

11. Прощальное слово Христа во время Тайной Вечери имеет особое отношение к этому «дарованию» Духа Святого и «дарованию Им Себя». В Евангелии от Иоанна мы находим как бы откровение глубочайшей «логики» спасительной тайны предвечного замысла Божьего, сообщения невыразимого общения Отца, Сына и Святого Духа. Это – божественная «логика», ведущая от тайны Троицы к тайне искупления мира во Христе Иисусе. Искупление, совершенное Сыном в земной истории человечества и заключающееся в Его отшествии через Крест и Воскресение, в то же время, во всей своей спасительной силе, передано Духу Святому: Тому, Кто «от Моего возьмет»40. Слова Евангелия от Иоанна указывают на то, что, в согласии с божественным замыслом, отшествие Христа является необходимым условием для «послания» и пришествия Духа Святого, но эти слова также описывают начало нового спасительного дарования Богом Себя Самого в Духе Святом.

12. Это – новое начало по отношению к первому, изначальному спасительному самосообщению Бога, которое отождествляется с самой тайной творения. В самых первых строках Книги Бытия мы читаем: «В начале сотворил Бог небо и землю… и Дух Божий (ruah Elohim) носился над водою»41. Эта библейская концепция творения включает не только призвание к существованию самого бытия вселенной, т. е. не только дарование существования, но и присутствие при сотворении Духа Божьего, то есть начало спасительного сообщения Богом Себя тому, что Он творит. Прежде всего это относится к человеку, сотворенному по образу и подобию Божьему: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему»42. «Сотворим». Можно ли предположить, что множественное число, которое здесь употребляет Творец, когда Он говорит о Себе, уже некоторым образом указывает на тайну Троицы, на присутствие Троицы в деле творения человека? Читатель христианин, которому уже знакомо откровение об этой тайне, может уловить отражение ее и в этих словах. В любом случае, содержание Книги Бытия позволяет нам увидеть, что сотворение человека – это начало спасительного самосообщения Бога человеку, созданного по Его «образу и подобию».

13. Из этого следует, что и слова Иисуса в Его прощальной речи следует перечесть в свете этого далекого, но столь основополагающего «начала», о котором мы знаем из Книги Бытия. «Если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам». Говоря о Своем отшествии как об условии пришествия Утешителя, Христос связывает новое начало спасительного дарования Богом Себя в Духе Святом с тайной Искупления. Это – новое начало, прежде всего потому, что между первым началом и всей человеческой историей – начиная с первого падения – вторгся грех, противоречащий присутствию Духа Божьего в творении, и, более всего, противоречащий спасительному самосообщению Бога человеку. Ап. Павел пишет, что именно из-за греха «тварь… покорилась суете…, стенает и мучится доныне» и «с надеждою ожидает откровения сынов Божиих»43.

14. Поэтому Иисус Христос говорит в Горнице: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; … если пойду, то пошлю Его к вам»44. Отшествие Христа через Крест имеет искупительную силу – а значит и обновленное присутствие Духа Божьего в творении: новое начало самосообщения Бога человеку в Духе Святом. Как пишет ап. Павел в Послании к Галатам: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»45. Дух Святой есть Дух Отца, о чем свидетельствует прощальное слово в Горнице; но в то же время Он есть и Дух Сына: Он есть Дух Иисуса Христа, как засвидетельствовали апостолы, особенно Павел из Тарса46. Когда Дух Святой изливается в наши сердца, начинается исполнение того, чего «тварь… с надеждою ожидает», как читаем мы в Послании к Римлянам.

Дух Святой приходит ценой отшествия Христа. Хотя это отшествие вызвало у апостолов печаль47, достигшую своей кульминации во время Страстей и Смерти в Великую Пятницу, «но печаль эта… в радость будет»48. Ибо Христос дополнит это искупительное отшествие славой Воскресения и Вознесения к Отцу. Таким образом, печаль, просветленная радостью, является уделом апостолов во время отшествия их Учителя, отшествия «благого», ибо благодаря ему придет другой «Утешитель»49. Ценой Креста, принесшего Искупление, благодаря всей Пасхальной Тайне Иисуса Христа, приходит Святой Дух, чтобы со дня Пятидесятницы пребывать с апостолами, пребывать с Церковью и в Церкви, а через нее – в мире.

Таким образом окончательно осуществляется новое начало само-сообщения Триединого Бога во Святом Духе посредством дела Иисуса Христа, Искупителя человека и мира.

4. Мессия, Святого Духа Помазанник

15. Полностью осуществляется также и послание Мессии, то есть Того, Кто воспринял всю полноту Духа Святого для избранного Народа Божьего и для всего человечества. Слово «Мессия» буквально значит «Христос», то есть «Помазанник», и в истории спасения это значит «Помазанный Духом Святым». Такова была пророческая традиция Ветхого Завета. Следуя ей, Симон Петр скажет в доме Корнелия: «Вы знаете происходившее по всей Иудее… после крещения, проповедованного Иоанном; как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета»50.

От этих слов Петра и от многих подобных мест51 следует обратиться, прежде всего, к пророчеству Исаии, иногда называемому «пятым Евангелием» или «Ветхозаветным Евангелием». Указывая на приход некоего таинственного лица, которого новозаветное откровение отождествит с Иисусом, Исаия связывает Его личность и миссию с особым действием Духа Божьего – Духа Господня. Вот слова пророка: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится»52.

Этот текст важен для всей пневматологии Ветхого Завета, поскольку он устанавливает определенную связь между древней библейской концепцией «духа», понимавшегося в первую очередь как «харизматическое дуновение», и «Духом», как Лицом и даром, даруемым для личности. Мессия, происходящий из дома Давидова («от корня Иессеева»), есть именно Тот, на Котором «почиет» Дух Господень. Конечно, здесь невозможно еще говорить об откровении Параклита. Однако с этого завуалированного указания на образ будущего Мессии начинается, так сказать, путь к полному откровению о Духе Святом в Троической тайне, к той тайне, которая будет явлена в Новом Завете.

16. Сам Мессия и есть этот путь. В Ветхом Завете помазание становится внешним символом дара Духа. Мессия (более, чем любой иной помазанник в Ветхом Завете) является этим единственным великим Помазанником Самого Бога. Он Помазанник в смысле обладания полнотой Духа Божьего. Именно Он будет посредником в даровании этого Духа всему Народу. Это соответствует другим словам пророка: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное»53.

Помазанник также посылается «с Духом Господним»: «Ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его»54.

Согласно Книге Исаии, Помазанник и Посланный вместе с Духом Господним – это еще и избранный Отрок Господень, на котором почиет Дух Божий: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа моя. Положу дух Мой на Него»55.

Мы знаем, что Отрок Господень явлен в Книге Исаии как истинный Муж Скорбей: Мессия, страдающий за грехи мира56. И при этом Он именно Тот, чья миссия принесет всему человечеству подлинные плоды спасения: «возвестит народам суд…»57 и будет «в завет для народа, во свет для язычников…»58, «чтобы спасение Мое простерлось до концов земли»59.

Ибо «Дух Мой, Который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего, и от уст потомков потомства твоего, говорит Господь, отныне и до века»60.

Приведенные здесь пророческие тексты должны быть прочитаны нами в свете Евангелия – равно как и Новый Завет также особым образом проясняется благодаря замечательному свету, содержащемуся в ветхозаветных текстах. Пророк изображает Мессию как Того, Кто придет в Духе Святом, Того, Кто обладает полнотой Духа в Себе и, в то же время, для других, для Израиля, для всех народов, для всего человечества. С полнотой Духа Божьего связано множество различных даров, сокровища спасения, особым образом предназначенные для бедных и страдающих, для всех тех, кто открывает свое сердце этим дарам – иногда посредством болезненного опыта своей жизни – но, прежде всего, с той внутренней готовностью, которая происходит от веры. Об этом догадался старец Симеон, «муж праведный и благочестивый», на котором «был Дух Святый», во время Сретения младенца Иисуса во Храме, когда познал в Нем «спасение… пред лицом всех народов», даруемое ценой великого страдания Креста, которое Он перенесет вместе со Своей Матерью61. Дева Мария, «зачавшая от Духа Святого»62, предчувствовала это еще сильнее, когда Она слагала в Своем Сердце «тайны» Мессии, в единстве с Которым Она пребывала63.

17. Здесь следует подчеркнуть: не вызывает сомнения, что «Дух Господень», пребывающий на будущем Мессии – это прежде всего Божий дар этому Отроку Господню. Но Он Сам не является неким изолированным лицом, существующим сам по себе, ибо Он действует в соответствии с волей Господней, в силу Господнего решения или выбора. Хотя в текстах Исаии спасительное дело Мессии, Отрока Господня, включает действие Духа, осуществляемое через Него, все же в ветхозаветном контексте нет указаний на различие субъектов, или Божественных Лиц, которое существует в тайне Троицы и открывается затем в Новом Завете. И у Исаии, и во всем Ветхом Завете личностность Духа Святого остается полностью сокрытой: она утаена в откровении Единого Бога, так же как и в пророчестве о будущем Мессии.

18. Иисус Христос сошлется на это пророчество, заключенное в словах Исаии, в начале Своей мессианской деятельности. Это случится в том самом Назарете, где Он провел тридцать лет в доме плотника Иосифа с Марией, Своей Девственной Матерью. Когда Ему привелось говорить в Синагоге, Он открыл Книгу Исаии и нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня», – и, прочтя этот текст, сказал присутствующим: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами»64. Таким образом, Он исповедал и провозгласил, что Он – Тот, Кого Отец помазал, Мессия-Христос, в Котором обитает Святой Дух как дар Самого Бога и Который наделен всей полнотою Этого Духа; Тот, Который знаменует «новое начало» дара, даваемого Богом в Духе человечеству.

5. Иисус из Назарета, «возвышенный» в Духе Святом

19. Хотя в Своем родном городе Назарете Иисус и не принимается как Мессия, все же, в начале Его общественной деятельности, Его мессианское послание в Духе Святом открывается народу Иоанном Крестителем. Иоанн, сын Захарии и Елисаветы, пророчествует у Иордана о пришествии Мессии и подает крещение покаяния. Он говорит: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем»65. Иоанн Креститель предрекает Мессию – Христа не только как Того, Кто «грядет» в Духе Святом, но и как Того, Кто «приносит» Духа Святого, как более откровенно об этом скажет Иисус в Горнице. Здесь Иоанн верно повторяет слова Исаии, слова, которые у древнего пророка касались будущего, а в поучении Иоанна на берегу Иордана уже непосредственно вводят в новую мессианскую действительность. Иоанн является не только пророком, но и вестником: он – Предтеча Христа. Предсказанное им осуществляется у всех на глазах. Иисус из Назарета приходит к Иордану, чтобы самому тоже принять крещение покаяния. Видя Его приближение, Иоанн провозглашает: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»66. Он говорит это по вдохновению от Духа Святого67, свидетельствуя об исполнении пророчества Исаии. В то же самое время он исповедует свою веру в искупительную миссию Иисуса из Назарета. В устах Иоанна Крестителя слова «Агнец Божий» есть выражение истины о Спасителе, не менее богатое содержанием, чем слова Исаии об «Отроке Господнем».

Таким образом, благодаря свидетельству Иоанна у Иордана, Иисус из Назарета, отвергнутый Своими соотечественниками, возвышается в глазах Израиля как Мессия, то есть «Помазанник» Духа Святого. И это свидетельство подтверждается другим свидетельством высшего порядка, упомянутым тремя авторами синоптических Евангелий. Когда все люди были крещены, и Иисус, приняв крещение, молился, «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь»68, и в то же время был «глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»69.

Это Тринитарное Богоявление свидетельствует о возвышении Христа во время Его Крещения в Иордане. Оно не только подкрепляет свидетельство Иоанна Крестителя, но и являет иное, более глубокое измерение истины об Иисусе из Назарета как Мессии. Она состоит в том, что Мессия – возлюбленный Сын Отца. Это торжественное «возвышение» не ограничивается мессианским посланием «Отрока Господня». В свете Богоявления на Иордане это возвышение затрагивает тайну самого лица Мессии. Он возвышен, поскольку Он – возлюбленный Сын, в Котором Божье благоволение. Глас с небес говорит: «Сын Мой».

20. Богоявление при Иордане лишь мимолетно проясняет тайну Иисуса из Назарета, вся миссия Которого будет осуществляться при деятельном присутствии Духа Святого70. Этой тайне предстоит постепенно открываться и утверждаться Самим Иисусом посредством всего, что Он «делал и чему учил»71. На протяжении этого учительства и среди мессианских знамений, совершенных Иисусом до того, как Он произнес прощальное слово в Горнице, мы находим события и слова, представляющие собой особо важные моменты этого постепенного откровения. Так, евангелист Лука, уже представивший Иисуса как «исполненного Духа Святого» и «веденного… Духом в пустыню»72, сообщает нам, что после возвращения семидесяти двух учеников по завершении миссии, порученной им Учителем73, когда они с радостью перечисляли плоды своих трудов, «в этот час Он [Иисус] возликовал Духом Святым и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты сокрыл это от мудрых и разумных и открыл это младенцам. Да, Отче, ибо так было благоугодно Тебе»74. * Иисус возрадовался Отцовству Бога: Он возликовал, потому что Ему было дано явить это Отцовство; Он возрадовался, наконец, как бы особому излиянию этого божественного Отцовства на «младенцев». И евангелист описывает все это как «ликование Духом Святым».

Это «ликование» в определенном смысле побуждает Иисуса сказать еще больше. Мы слышим: «Все Мне предано Отцом Моим; и никто не знает, кто есть Сын, кроме Отца; и кто есть Отец – никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть»75. *

21. То, что во время Богоявления на Иордане пришло, так сказать, «извне», свыше, здесь приходит «изнутри», то есть из глубины существа Иисуса. Это еще одно откровение Отца и Сына, соединенных в Духе Святом. Иисус говорит лишь об Отцовстве Бога и о Собственном Сыновстве – Он не говорит прямо о Духе, Который есть Любовь и потому – единство Отца и Сына. Тем не менее, то, что Он говорит об Отце и о Себе – Сыне, исходит из той полноты Духа, которая есть в Нем, и которая наполняет Его Сердце, проникает Его Собственное «Я», вдохновляет и оживотворяет из глубины Его действие. Отсюда это «ликование Духом Святым». Единение Христа со Святым Духом, единение, которое Он полностью осознает, выражается в этом «ликовании», через которое делается «ощутимым» и его сокровенный источник. Так проявляет себя особое откровение и возвышение, присущие Сыну Человеческому, Христу-Мессии, чье Человечество принадлежит Ипостаси Сына Божьего, единосущного в Божестве Духу Святому.

В изумительном исповедании Отцовства Божьего Иисус из Назарета являет Самого Себя, Свое божественное «Я» – ибо Он есть Сын «единосущный» и потому «никто не знает, кто есть Сын, кроме Отца; и кто есть Отец – никто, кроме Сына», того Сына, который «ради нас, людей, и ради нашего спасения» стал Человеком, воплотившись от Духа Святого и родившись от Девы по имени Мария.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!