Самудайа-саччам – Истина о возникновении страдания
дуккхасамудайам арийасаччам
Вторая благородная истина – истина о возникновении страдания.
Йāйам танхā поноббхавикā нандиˉрāгасахагатā татрататрāбхинандиниˉ, сеййатхидам, кāматанхā бхаватанхā вибхаватанхā.
Это танхā, влечение: поноббхавикā – приводящее к новым рождениям, нандиˉ-рāга-сахагатā – связанное с желанием получать удовольствие, татра-татрāбхинандиниˉ – получать удовольствие повсюду; сеййатхидам – а именно:
Кāма-танхā – чувственное желание. Любое, даже слабое желание быстро перерастает во влечение; преобладающим является сексуальное желание.
Бхава-танхā – желание жить, даже несмотря на то, что тело, как и вся Вселенная, постоянно разрушается. Вследствие эго, а также влечения к процессу становления, кажутся привлекательными философские взгляды, проповедующие бессмертие.
Вибхава-танхā – противоположна бхава-танха и имеет две разновидности. Первая – это желание, чтобы цикл рождения и смерти прервался, однако имея неуравновешенный ум вследствие такого влечения, данной стадии достичь невозможно. Вторая – отказ признать, что страдание продолжается и после смерти, пока остаются сан˙кхāры. Причина его – боязнь последствий пагубных действий, совершенных в этой жизни. Отсюда неуравновешенный ум, влечение и цепляние за философию, по которой жизнь дается только один раз.
|
|
Вследствие этих трех видов влечения, танхā, и возникает дуккха.
Но где же возникает это влечение, танхā, и где оно пребывает?
Йам локе пийаруˉпам сāтаруˉпам еттхесā танхā уппадджамāнā уппадджати, еттха нивисамāнā нивисати.
Влечение возникает (уппадджати) и пребывает, укореняется (нивисати) в локе везде, где есть удовольствие(локе пийа-рупам сата-рупам). Слова пийа и сāта означают «приятный», «доставляющий удовольствие». Одно из значений термина лока – «мир», «план бытия», однако здесь он означает «в пределах тела».
Есть такая история. Однажды мимо монастыря, у ворот которого сидел Будда, проходил дэва по имени Рохита, напевая: Чараивети, чараивети – «Иди, продолжай идти». Отвечая на вопрос Будды, Рохита сказал, что таким образом хочет исследовать всю сферу локи, чтобы затем выйти за ее пределы. Будда улыбнулся и объяснил ему, что вся Вселенная, причина ее возникновения и прекращения, а также путь, ведущий к ее прекращению, находятся в пределах тела.
Буквально значение слова лока: лунджати палунджатиˉти локо – лока постоянно пребывает в процессе разрушения. Она возникает и исчезает. Она представляет собой всю сферу ума и материи, которая понимается в пределах тела. Всякий раз, когда вы сажаете семя какого-либо плана бытия, вы его переживаете. Очень неприятная сан˙кхāра ведет к тому, что вы переживаете лишь адский огонь внутри – сейчас и тогда, когда плод созреет. Сажая семя небесного плана, вы испытываете радость, сажая семя брāхманического плана, вы чувствуете покой – и сейчас, и в будущем. Стадия ниббāны, где ничто не возникает и ничто не исчезает – также переживается в пределах тела.
|
|
Следовательно, влечение возникает тогда, когда вы ощущаете что-то приятное в пределах тела. Теперь подробно говорится о том, где возникает влечение.
Чаккху локе пийаруˉпам сāтаруˉпам, еттхесā танхā уппадджамāнā уппадджати, еттха нивисамāнā нивисати… Сотам… Гхāнам… Дживхā… Кāйо… Мано локе пийаруˉпам сāтаруˉпам, еттхесā танхā уппадджамāнā уппадджати, еттха нивисамāнā нивисати.
Влечение возникает и остается на уровне чаккху – органа зрения, – когда человек видит что-то приятное, доставляющее удовольствие. То же самое происходит, когда человек что-то ощущает на уровне органа слуха, обоняния и вкуса, на уровне тела и ума.
|
|
Руˉпа… Саддā… Гандхā… Расā… Пхоттхаббā… Дхаммā… нивисати.
Везде, где ощущается удовольствие от соответствующих им объектов: формы, звука, запаха, вкуса, прикосновения или мысли – влечение возникает и там остается.
Чаккху-виннāнам… Сота-виннāнам… Гхāна-виннāнам… Дживхā-виннāнам… Кāйа-виннāнам… Мано-виннāнам… нивисати.
Влечение возникает в любой из шести виннāн, относящейся к органам чувств. Для общего описания ума вполне достаточно четырех составляющих в целом: виннāны, санни, веданы и сан˙кхāры. Но на более глубоком уровне изучения Випассаны их разделяют по органам чувств. Однако если эта стадия не достигнута, то начинается философствование, потому что несмотря на переживание возникновения и исчезновения кажется, что наблюдатель, которым является виннāна, вечен и не подвержен разделению или рассечению. Его рассматривают в качестве бессмертной души – дже виннāйа те āйа йе āйа те виннāйа (виннāна и есть душа, душа и есть виннāна). Однако на более глубоком уровне она разделяется: виннāна зрения не может слышать, виннāна слуха не может видеть, любая виннāна или сразу все эти виннāны могут остановиться, и когда виннāна ума также останавливается – наступает ниббāна.
|
|
Будда дает более подробное объяснение:
Чаккху-сампхассо…
Чаккху-сампхассаджā веданā…
Руˉпа-саннā…
Руˉпа-санчетанā…
Руˉпа-танхā…
Руˉпа-витакко…
Руˉпа-вичāро… нивисати.
Вследствие контакта (сампхассо) с любым из органов чувств возникает влечение, и это влечение там остается. Вследствие этого контакта также возникает ощущение (сампхассаджā веданā), и вновь влечение к нему возникает и остается. Затем идет оценивание, восприятие (саннā) объекта любого из органов чувств, по отношению к нему возникает влечение, и оно остается. Санчетанā (реакция ума) на объект является синонимом сан˙кхāры: и вновь здесь возникает влечение, и оно остается. Далее идет влечение (танхā), оно возникает и остается уже по отношению к объектам органов чувств. Затем – начальное приложение мысли к объекту (витакко). И наконец, вращение в этой мысли (вичāро). В каждом случае весь этот процесс происходит на уровне каждого из шести органов чувств.
Вторая благородная истина называется дуккха-самудайа. Для общего понимания можно сказать, что танхā есть причина страдания. Однако самудайа означает «возникновение», потому что страдание возникает одновременно с влечением, без какой-либо паузы.
Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 1; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!