Дуккха-саччам – Истина о страдании



дуккхам арийа-саччам

Далее излагается Благородная истина о страдании – от самого грубого до самого тонкого ее уровня.

Джāти пи дуккхā, джарā пи дуккхā, (бйāдхи пи дуккхā,) маранам пи дуккхам, сокапаридевадуккхадоманассупāйāсā пи дуккхā, аппийехи сампайого пи дуккхо, пийехи виппайого пи дуккхо, йампиччхам на лабхати там пи дуккхам, сан˙кхиттена панчупāдāнаккхандхā дуккхā.

Каждое проявление дуккхи объясняется с помощью синонимов. Джāти – это рождение на каком-либо плане бытия. Джарā – старость, дряхлость, ослабление способности чувствовать. Бйāдхи – болезнь или слабость. Маранам – смерть на любом из уровней бытия, распад совокупностей. Сока – печаль, ментальное страдание, горе от утраты чего-то очень дорого, и паридева – вызванные эти горем слезы, рыдания. Дуккха – физическая боль, неприятные телесные ощущения. Доманасса – неприятные состояния ума. Упāйāса – ментальное страдание, скорбь вследствие утраты или несчастья. Всё это дуккха.

Здесь и в других объяснениях термин дуккха используется для обозначения неприятных или болезненных телесных ощущений, а доманасса (от слова мана, ум) – неприятных состояний ума. Это могут быть мысли, воспоминания, страхи. Точно так же термин сукха используется для обозначения приятных телесных ощущений, а соманасса – для приятных состояний ума. В главе веданāнупассанā используются термины дуккха и сукха веданā, и потому в этой традиции особое значение придается именно телесным ощущениям, которые выбираются в качестве объекта медитации.

На более тонком уровне аппийехи сампайого – это соединение с чем-либо неприятным: это может быть руˉпа – образ, цвет или свет; садда – звук; гандха – запах; раса – вкус; пхоттхабба – прикосновение; дхамма – мысль. Пийехи виппайого – разделение с приятным, например, разлука с теми, кто нам дорог, с друзьями и семьей.

Еще более тонкий уровень – иччхам на лабхати, неполучение желаемого. Например, если кто-то хочет вырваться из круговорота перерождений, но не достигает этой стадии, это на паттаббам – неисполнение желания. Это страдание. Подобным же образом, если появляется желание освободиться от старости, болезней, смерти, всякого рода ментальных страданий и физической боли, но это желание не исполняется, то возникает страдание.

Сан˙кхиттена – вкратце, на еще более глубоком уровне: панч-упāдāна-ккхандха. Упāдāна – привязанность к панча кхандхам, пяти совокупностям: руˉпа (материя), веданā (ощущение), саннā (распознавание), сан˙кхāра (реакция) и виннāна (сознавание) – есть страдание.

Принятие Первой благородной истины на уровне логики или из преданности не поможет: она должна быть пережита на опыте (йатхāбхуˉтам паджāнāти) и до самого конца. Это достигается путем практики шиˉлы и самāдхи. Сосредоточив ум, вы наблюдаете тонкую реальность, наблюдаете, как работают пять кхандх и шесть органов чувств. Таков процесс Благородного восьмеричного пути.

Испытываемые поначалу грубые, сильные, болезненные ощущения – это, несомненно, дуккха. Однако их нужно наблюдать с невозмутимостью, потому что реагирование будет лишь преумножать страдание. Если вы сохраняете невозмутимость, то ощущения рассыпаются, расщепляются, распадаются на части и растворяются, и даже если боль еще остается, глубоко внутри наряду с ней ощущаются едва уловимые вибрации. Размываемая этими волнами боль уже не воспринимается как страдание. И когда она уходит, остается лишь поток очень тонких вибраций, что способствует появлению пиˉти. Это всё еще сфера дуккхи, здесь нет истинного счастья, поскольку это аничча – возникновение и исчезновение. Первое переживание бхан˙ги очень важно для того, чтобы просто постичь истину, суть которой состоит в том, что вся материальная структура есть не что иное, как субатомные частицы. Однако не надо рассматривать эту стадию как освобождение от страдания, сфера дуккхи еще не пройдена до конца. Снова вернутся неприятные ощущения: это произойдет отчасти из-за того, что будут выходить на поверхность прошлые глубокие сан˙кхāры, отчасти из-за неудобной позы, болезни и еще каких-то причин. Любое приятное переживание, вследствии его непостоянства, содержит дуккху – такова его изменчивая природа.

На следующей стадии – пассаддхи, спокойствия, нет ничего неприятного и, казалось бы, нет и дуккхи, однако всё еще остается самудайа-вайа. Но тем не менее саббе сан˙кхāрā аниччā – всё созданное, всё составное рано или поздно неизбежно разрушится. Тяжелые переживания еще вернутся, потому что пассаддхи – это преходящее переживание, оно всё еще в сфере ума и материи. Сфера дуккхи пройдена еще не полностью. Можно будет сказать, что она полностью исследована, только тогда, когда достигнута стадия за ее пределами, где ничто не возникает, ничто не создается.

Итак, понимание дуккхи на грубом, поверхностном уровне нельзя назвать Благородной истиной. Париджāнāти (полное понимание) означает исследование всей сферы дуккхи на основе прямого переживания. И лишь когда достигается париннāтам (окончательное понимание), тогда оно действительно становится Благородной истиной.

 


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 1; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!