Последний имперский город



Рамадан и Пасха, зов муэдзина и колокольный звон, медресе и семинарии, новенькие мечети и старинные драгоценные шкатулки православных храмов, редкие издания Корана в книжных лавках и древние образа в серебряных окладах. Казань, столица Татарстана и третья столица России, с достоинством несет бремя имперского прошлого. В этом почтенном, зажиточном городе, набожном днем и легкомысленном ночью, еще чувствуется дух и обаяние Российской империи с ее редким даром веротерпимости, умением совмещать несовместимое и уникальным этническим многообразием. Именно здесь со времен Екатерины II, разрешившей строительство мечетей и на деле легализовавшей ислам, раскладываются карты государственного религиозного пасьянса, имя которому Равновесие.

Казань - один из немногих подлинно мультикультурных городов Европы. Халяльные кафе соседствуют с кошерными ресторанами, а японские «сушечные» - с пиццериями. Хорошенькие, грациозные, как кошки, татарочки могут пятничным утром в хиджабах отправиться в мечеть, а вечером зажечь в ночных клубах и дискотеках в столь откровенных нарядах, что где-нибудь в Саудовской Аравии им грозили бы арест и тюрьма. Подобные контрасты здесь никого не шокируют. По сочетанию светскости и религиозности Казань чем-то напоминает ближневосточный Бейрут в его самом мягком варианте, охлажденном тридцатиградусными зимними морозами.

Взрывоопасное соотношение 50 на 50 (татар-мусульман и христиан, включая русских, чувашей, марийцев, удмуртов, греков и украинцев) воспитало в жителях инстинктивное благора­зумие и умение ладить с соседями. Пять веков совместного мирного проживания - согласитесь, это срок. Пройдя сквозь перестроечный всплеск националистических страстей, Казань выжила и сохранила рассудок.

Репутация Татарстана как острова экономической стабильности и религиозной толерантности долгие годы была безупречной. Здесь необычайно высок процент межэтнических и межконфессиональных браков. Каждый пятый брак - христианско-мусульманский. (Для сравнения: в христианской Бельгии браки между двумя коренными народами - валлонами и фламандцами составляют менее одного процента! Настолько сильна и непреодолима межэтническая неприязнь.)

«Как на межконфессиональные браки смотрит церковь? С пониманием, - говорит отец Кирилл из местной епархии. - Мы никогда не отговариваем молодых людей от столь ответственного решения, а просто учим супругов жить во взаимном уважении к религии друг друга. Пусть муж-мусульманин не препятствует жене-христианке ходить в церковь, а жена не возражает против его посещений мечети. И для нас, и для мусульманского духовенства важно, чтобы в браке человек не менял веру».

В последние годы в Татарстане активно продвигается идея мягкого, просвещенного евроислама - своего рода «ислам-лайт». Трудно оценить, насколько либеральный ислам популярен в массах, но местные власти делают на него серьезную ставку.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!