ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ художественная школа.
Земля наиболее приближенная к Москве
Москва – окраина владимиро-суздальского княжества
Рассвет владимиро-суздальского княжества вторая половина 12 – начало 13 века
Первая треть 12 века – икона «Владимировская Богоматерь»:
· золотой фон (из Византии)
· канон – богоматерь умиление
· главная икона Руси
Главный храм – Успенский собор во Владимире (1158-1161)
Лучший храм – Церковь Покрова на реке Нерли (1165)
· из белого камня
· в честь победы под Владимиром
Дмитриевский собор или Церковь Дмитрия Солунского (1197)
Ансамбль в Боголюбове
Златые ворота
Важной отличительной особенностью владимиро-суздальского иск-ва был скульптурный арнамент (наружные стены храмов покрывались декоративной скульптурой (Дмитриевский собор, церковь Покрова на реке Нерли))
Адрей рублев (1360 – 1430)
Расписывал Благовещенский собор
Успенский собор во Владимире
Церковь святой троицы
Роспись церкви Спаса
Канон:
· Традиции классического Везантийского искусства
· Живопись московской школы
· Персонажам присуще: духодный восторг, невисомость, созерцание, музыкальность, нежная цветовая гамма
· Приглушение класических канонов
· Гармония духовного и материального начала
Звенигородский чин.
Нововведения Андрея рублева:
· Нет строгих линий
· Горизонтальное членение фрески
· Ангелы и апостолы одного масштаба
«Троица, или гостиприимство Авраама» Рублева:
· Уходя, ангелы предсказывают Аврааму рождение ребенка
|
|
· Единство троих
· Ангелы помещены в круг
· Их ноги не касаются земли
· Использоване ляписа лазури (берюза с золотым отливом, краска была дороже золота); рецепт краски утрачен
· Святое таинство
Каноническая троица:
· Сочные густые краски
· На иконе изображены ангелы + Авраам с женой
· Четкое изображение дома, дерева
· Изображен ягненок
· Обытовление сюжета
Татьяна Сельвинская «Троица» (современная)
Дионисий – породолжатель работы Рублева
Искусство 17 века
В 17 веке иск-во лишается целостности предшествующих эпох (художники пытаются выйти за рамки канонов, но пока не знают как надо)
В 17 веке ведущей тенденцией развития иск-ва является обмирщение
Обмирщение – привнесение светских элементов в религиозное иск-во
Усиление декоративного начала:
· Храмы начинают напоминать терема (Храм Василия Блаженного, Церковь покрова в Филях (нарыжкинское борокко, на основе древнерусского иск-ва))
· нет сторогости
· фрески как ковры покрывают стены храмов
Ярославль: Церковь Ильи пророка (фреска с изображением жатвы)
Иконопись:
· максимальное приближение к реальности
· появление телесного цвета
|
|
Кремлевские дворцы (Потешный и)
Симон Ушаков (1626-1686)
Возглавлял живописную мастарскую при оружейной палате кремля
«Спас нерукотворный»
«Троица»
Главная икона – «Похвала Богоматери Владимирской. Насаждение древа государства московского (российского)»:
· В центре, в медальоне изображение Богоматери
· Вокруг Богоматери изображены покровители руси и др персонажи, способствующие просвящения руси
· У подножья древа Алексей михайлович
· Предвасхищаются два будущих жанра светского иск-ва: портрет и пейзаж
Последним видом др. русского иск-ва явл парсуна
Парсунное письмо явл переходом от иконописи к будущему портретному жанру
Парсуна – уже не икона, но еще не портрет
Парсуна:
· Плоскостное решение
· Изображение реального человека
· Изображались цари, бояре и т.д.
Парсуна с изображением Скопина Шуйского:
· В углу изображение христа, что означало – человек находится под божьим покровительством
Строгоновская шкона:
· Декоротивность, узорчитость
Парсунное письмо переходит в 18 век
Парсуной завершается этап развития иск-ва древней руси и с парсуной входит в иск-во 18 века
Искусство 18 века
1. Развитие портретного жанра
В 18 в рус к-ра приобретает светский х-р, т.е. руководит развитием иск-ва светская власть
|
|
Портрет явл первым жанром, т.к. в нем нет сужета и один единственный персонаж
Первыми рус портретистами стали художники, кот вошли в ист иск-ва как петровские-пенсионеры
2. Основные направнения арх-ры (борокко, классицизм)
3. Классицизм в живописи и скульптуре
Петровские пенсионеры – начинающие живописцы, кот. проявлял интерес и склонность к иск-ву и на государственные средства отправляются учиться за границу (1. в Италию, т.к. там родился стиль борокко; 2. Голандия, т.к. с ней был связан Петр I + оттуда родом Рембрант), им выдавались средства для работы и жизни за границей.
И. Никитин (1690 - 1741)
В юношестве пел в церковном хоре
Позднее увлекался точными науками, в том числе и черчением, откуда и пошло его увлечение живописью
Был послан в Италию на обучение
Рассвет его иск-ва – 20 годы XVIII века
Стремился к тому, чтобы х-р модели читался по лицу
Портрет канцлера графа головкина:
· Парадный портрет
· Полнозвучный цвет
· Мощная светотень
Портрет напольного Гетмана:
· Парадный портрет
· Простое обветренное лицо
· «Слуга царю, отец солдатам»
Портрет Натальи Алексеевны Нарыжкиной
Несколько портретов Петра I
|
|
Петр I на смертном одре
Никитин был послан в сибирь при бироновщине и позднее при возвращении в Петербург заболел и умер.
Матвеев (1701 - 1735)
Учился в Голандии
Автопортрет с женой (1-ый семейный портрет в русском искусстве)
К русским портретистам XVIII века спустя столетие была допущена историческая несправедливость, в кот. повинны художники-передвижники, кот. ошибочно пологали, что если художник пишет парадный портрет – значит он присмыкается перед вышестоящими лицами (хотя художники в своих произведениях всегда отражали свое отношение к модели), однако художники серебрянного века реабилитировали художников-портретистов.
А. Антропов (1716-1795)
Рассвет творчества – 50-е – 60-е годы XVIII века
Портрет стац дамы Измайловой
· мужеподобна
· нельзя сказать, что умна
Портрет Петра III (1762 г.)
· лучшая работа
· изображен по всем канонам
· отражение образа ребенка
Вторая половина XVIII века – наряду с парадным портретом, получает развитие камерный (интимный) портрет
Камерный портрет более непосредственный, нежели парадный
Ф. Рокотов (1735 (36) – 1808 (09))
Парадный портрет Екатерины II
Портрет неизвестной в розовом платье
· полуулыбка
· душевная тайна
В камерных портретах чаще всего изображаются неизвестные или меннее известные люди, нежели в парадных
Портреты Струйской, Новосильцевой, Суровцевой, Майкова
Во всех работах присутствует полуулыбка
Крупнейшим русским партретистом последней трети XVIII века, успешно работавшим в парадном портрете – Д. Левицкий
Д. Левицкий (1735-1822)
Родом с Украины
Навыки художника получил от отца
Отправляется в Петербург, где в 1757 г. По распоряжению сената учреждается императорская академия художеств, кот. была связана с классицизмом
1773 – Левицкий получает заказ от императрицы на создание серии портретов, в рост, смопянок
Портрет Нелидовой (1773):
· героине 16 лет
· изображена в театральной роли «Служанка-Госпожа»
· пейзаж на заднем плане – театральная декорация
Портрет Хованской и Хрущевой:
· девушкам 15 и 18 лет
Портрет Борщевой
Портрет Демидова (1773)
· парадный портрет
· под халатом камзол, на ногах чулки
Портрет Екатерина II законодательница:
· парадный
· изображена как богиня Фемида
Портрет Марии Львовой (1781) | Одна и таже девушка |
Портрет Марии Дьяковой (1778):
· девушке 18 лет
· камерный портрет
Портрет Анны Давиа:
· героине 25 лет
· шансоньетка
· Граф Безбородко заказал у Левецкого портрет Анны
· Безвкусно и пестро одета
В. Боровиковский:
Творчество Боровиковского падает на эпоху сентиментализма (предвестник романтизма)
Боровиковский учился у Левицкого и Лампи
Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке:
· Не молодая женщина с собачкой
· Формально парадный
Портрет Марии Лопухиной (1797):
· Лучший портрет
Классицизм в живописи
Классический – (лат.) образцовый
Ровняется на античное иск-во
Образы античности идеальны как и классицизм
Персонажи одеты в античные одежды (античный маскарад), античные сюжеты и образы
Класицизм – регламентация жанров (высокие (исторический или мифологический), низкие (бытовой))
Главная ф-ция – воспитательная (воспитать человека-гражданина)
Главная идея – идея гражданского долга
Комфликт долга и чувства (побеждает долг)
Ведущее вырозительное средство – композиция, скульптурность поз
Колорит – тональный, приглушен
Классицизм – иск-во разума
3 этапа классицизма:
· 1760-1780 ранний классицизм
·
· поздний классицизм
Крупнейшим живописцем рус. классицизма последней трети 18 века является Антон Павлович Лосенко (1737-1773)
В юности был певчим в придворной капелле
Поступил в академию художеств
В первых работах выступает как портретизм
Портрет Федора Волкова (1763)
· театральный музей им. Бакрушина (неорусский стиль переходящий в модерн)
· изображен в театральной роли (из классицистской тагедии Сумарокова)
· на персонажа наброшен плащ, в руке меч, на лице маска
1772 – Лосенко становится председателем совета академии
Владимир и Рогнеда (1770)
· изображена театральная мезансцена
Прощание Гектора с Андромахой (1773)
· изображен античный храм
· Гектор обращается к богам с просьбой помочь после его смерти его жене воспитать их сына достойным гражданином
· Гектор идет на верную смерть (т.к. он убил Потрокла) в сражении с Ахилесом
· Андромаха не плачет
· Плачет только служанка
· Напоминает театральную декорацию
· Одна из первых сюжетных многофигурных исторических композиций
· Воспитывала зрителей в духе гражданских патриотических идеалов
Ученики Лосенко: Соколов, Акимов
Григорий Угрюмов
Исторический живописец
Испытание силой Яна Усморя
Наивысшие достижения рус. классицизма связаны со скульптурой, ибо в скульптуре классицизма происходит утверждение героического монумент ального образа
М.И. Козловский (1753-1802)
Учился у Желе
1790 – стал профессором
Скульптурная группа для петергофа «Самсон разрывающий пасть льву» (1800)
· Декоративная (фонтан)
· Монументальная
Памятник Суворову на марсовом поле (1801)
· Изображен в соответствии с канонами классицизма в виде бога войны марса в античной мифологии
· Нет партретного сходства
· Удачно выбранный интерьер
· Детали работают на образ Суворова (отставленная вперед нога; священный алтарь с эмблемами гос-в, кот. россия помогла в войне 1812; щит (защита) и меч (нападение либо салют в честь военской славы))
· Единственный памятник, кот во время блокады не был накрыт брезентом
Иван Мартас (1752-1835)
Сын казака
Скульптуры перед Казанским собором
Надгробные памятняки (княгини Волконской)
Памятник Минину и Пожарскому (был установлен в 1818; первый эскиз памятника 1804-1818)
· Раньше памятник находился не далеко от лобного места
· Изображены в античных одеждах
· Героический монументальный образ
· Рука Минина не пропорционально велика по отношению к массе тела
· Минин обращается ко всей россии дать отпор врагу
Иск-во 1 половины 18 века
1. романтический портрет
2. романтический пейзаж
3. Формирование реалистического творческогометода. Творчество Тропинина и Венецианова
4. Карл Брюлов («Всадница»)
5. Александр Иванов
6. Формирование иск-ва критического реализма. Творчество Павла Федотова
Романтизм – направление иск-ва, кот появилось во Франции на рубеже 17-18 вв.
Франц. Романтизм бунтарский
Рус. романтизм более одухотворенный
Романтизм – иск-во чувства
Человек интересен сам по себе
Орест Адамович Кипренский (1782-1836) – первый русский живописец, получившим европейскую известность
Тропинин
Кружевница (1823)
· Типичная словянская внешность
· Нет античности
· Идеализация персонажа (романтизм)
Гитаристы
· Типичный мужской образ
Портрет Булахова (1823)
· Типичный образ москвича
· Нейтральный фон
· Праздный
· Обоятельный
Портрет Арсения
· Сын художника
· Типичный детский портрет
Портрет Брюлова
Автопортрет
· На фоне кремля
Тропинн стоял у истоков будущей московской живописной школы с ее интересом к бытовому жанру
Венецианов А.Г. (1780-1847)
Сын небогатого московскогокупца
Отец продавал работы Венецианова
Брал уроки у Боровиковского
1810 – получает звание «назначенного»
1811 – получает звание академика живописи за портрет Головочевского(инспектор академии) с воспитанниками
Увлекался карикатурами (на французов)
Служит в министерстве департамента
Делал копии с картин в эрмитаже (12 лет)
1820 – в эрмитаже проходит выставка художника Гране (Гранет) из которой Виницианов выносит следующее: «Ничего не изображать иначе, чем в натуре является»
Веницианов преувеличил значение работ Гране
Гумно
· Бытовой жанр
Пастушок на лугу
· Бытовой жанр
На пашне. Весна
· Крестьянская тема
· Романтизация образа (красивая одежда, кокошник)
· Античная богиня Флора
· Русская природа во всей ее красоте (реализм)
Венецианов, не будучи пейзажистом, приступает к формированию русского пейзажа
На жатве. Лето
· Больше реализма
Девушка в платке
Захарка
Венецианов вошел в ист не только как живописец – поэт крестьянской жизни, нои как педегог (открывает частную художественную школу, обучал по собственной программе: натюрморт – интерьер – пейзаж – портрет)
Ни один из учеников не встал с Венециановым в ровень
Среди учеников были: Сорокин, Зарянка (Перов был его учеником)
Пед программа Веницианова станет основой обучения в московском училище живописи и вояния (МУЖВ)
Карл Брюлов (1799-1852)
Испытал что такое всеевропейская слава
Аполон Мокрицкий о внешности Брюлова: «Кудри Аполона Бельвидерского…»
Николай 1 изъявил желание написать портрет, однако Брюлов так и не написал портрет императора
Брюлов работал очень легко и быстро
Закончил Художественную академию с золотой медалью
Воспевал стихию жизни
Брюлов жил в Риме
«Версавия»
· Жена царя Давида
· Красота зрелого женского тела
«Последний день помпеи»
· Заказ от Демидова
· В подготовительный период работы над картиной Брюлов выступает как реформатор исторического жанра (изучение конкретного события, пребывание автора на месте событий)
· 1830-1833 – работа над картиной
· Брюловым были нарисованы 2 эскиза данной картины: 1-ый эскиз романтический (колорит, светотень), 2-ой эскиз классицистский (композиция)
· В картине соединяются романтизм (борьба ч-ка и природы) и классицизм (скульптурность поз) + реализм (главный герой – народ перед лицом катастрофы)
· Все женские образы писались с возлбленной Брюлова графини Самойловой
· Брюлов оживил исторический жанр
· Продлевает жизнь классицизму
«Осада Пскова…»
· Не закончил
Получает заказ на роспись купола Исакиевского собора, однако из-за слабого здоровья Брюлова заказ передали другому художнику (начальные наработки сохранены в Питере)
Брюлов работает над портретным жанром, однако главным жанром он считал мифологический
«Всадница» (1832)
· Вымышленный пейзаж
· Парадный портрет
· Приемные дочери Самойловой
«Графиня Самойлова удаляющиеся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини»
Портрет Нестора Кукольника
Портрет Струговщикова (1840)
Портрет Ивана Андреевича Крылова
Портрет Ланчи
Автопортрет
· Лучший портрет Брюлова
· Существует легенда: что портрет был написан за 4 часа
· Психологический портрет
· Жрец искусства
· Красная обивка дивана тонирует с глазами Брюлова
1852 – появление термина брюловщина (стремление к внешним эффектам, отсутствие глубины, наигранность сцен)
Положительное в технике Брюлова – Психологизм, уменее передать х-р
Термин брюловщина
Творчество Александра Иванова (1806-1858)
Полная противоположность Брюлова
«Приам, и спрашивающий у Ахилеса тело Гектора» (1824)
· По всем канонам классицизма
· Картина ученическая
Аполон, Геоцинт и Кипарис
· Воспоминания о золотом веке ч-ва
· Писалась в мастерской при искусственном освещении
· Иванов: «Поэт славяно-русский должен быть вроде пророка, художник его вторит»
· Иванов: «Скромный сюжет мой станет поважнее пожара или язвы»
· Иванов стремился к тихой выразительности
Явление Христа народу
· Создание картины: 1837 (был написан первый эскиз)-1857; 1833 (подготовительная работа над картиной) – 1857
· Первый эскиз – «Венецианский», т.к. яркий колорит
· На картине изображен Гоголь
· Иванов хотел поехать в Палестину (где происходило действие, изображенное на картине), но его не пустили
· Картина имеет недостатки
· Все персонажи развернуты лицом к зрителю, персонажи сгруппированы (явления классицизма)
· Композиция носит кольцевой х-р, а пейзаж устремляется вдаль
· На первых набросках раба нет, позднее Иванов изображает его реалистично (выбитые зубы, клеймо на лбу и т.д.), в конечном варианте картины раб выглядит очень прилично
· Мечтал выставить картину в народном храме
· Картину называют габеленом
· Центральная картина русского иск-ва
Иванов опережает свое время, предвосхетил кинематограф
Крамской после смерти Иванова: «Мир твоему праху Иванов, другого не будет»
Иванов не был понят при жизни, но стал гением после смерти
Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 9; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!