На поклонение Честному и Животворящему Кресту, в среднюю неделю Великого поста



1. Наступил у нас каждый год повторяющийся день, всечестнейшая и светоносная средняя седмица святого поста, когда приносится треблаженный и животворящий Крест Спасителя нашего Иисуса Христа и предлагается для поклонения, причем поклоняющиеся ему с чистым сердцем и с непорочными устами освящаются и делаются более ревностными и более бодрыми для последующего шествования на поприще святого поста. Поэтому, так как ныне день, установленный для поклонения Честному Кресту, то приступите сюда, друзья, обнимем его со страхом и любовью. Испуская лучи Христова воскресения, он своими дарами всех просвещает и освящает. Будем же лобызать его, душевно радуясь. Сегодня — радость на небе и на земле, потому что предлагается миру светоносный и животворящий Христов Крест, силой которого прогоняются демоны, изгоняются болезни, удаляется мрачная тьма и освещаются все пределы земли. Сегодня Христова Церковь делается другим раем, предложив публично всесвятое древо Честного Креста и торжественно предуказывая Крестом на грядущие страдание Христа и Его воскресение. Сегодня исполнилось пророческое изречение, говорящее: «поклонимся подножию ног Бога нашего» (поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его) (Пс. 131:7). Радуйся же и веселись, Христова Церковь, приведи своих чад, очищенных от страстей воздержанием и постом и блистающих сияющими божественным светом добродетелями, и ликуй с неизглаголанным весельем. Как некогда в пустыне те, которые были укушены змеей, взирая на медного змия, избавлялись от смерти, так и теперь прошедшие половину поприща поста, прикасаясь ко Кресту, умерщвляют духовного змия и сами получают бессмертие и, своим воздержанием показав себя общниками Христовых страданий, делаются участниками и в Христовом Воскресении. И не только это совершив, но мужественно устремляясь и к тому, что следует далее, они возносят Богу победные гимны. Крест Господень — оружие, доставляющее трофеи и победы; он — непреоборимое оружие царей, рог Церкви, истребитель врагов и спасение верных; и действительно, блаженны и треблаженны те, которые сподобляются обнимать его с непорочными губами и с чистыми устами. Поистине они на деле исполняют то, что сказано Господом: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф. 16:24). И смотри, как Он говорит, не делая никому принуждения. Не сказал: «Хотите ли или нет, но вам надлежит испытать это»; а как говорил — «Если кто хочет идти за Мною». Я не делаю насилия, не принуждаю; но делаю каждого господином своего выбора, почему и говорю: если кто хочет идти за Мною. Зову к тому, что прекрасно и честно, а не к худому и ненавистному, не к наказанию и истязанию, но к небесному царству и к небесной жизни. Ведь и самые естественные особенности дела достаточно имеют сил, чтобы привлечь к себе. Если кто хочет идти за Мною, будет ли то муж или женщина, начальник или подчиненный, и если он желает спастись, пусть идет этим путем». Три предмета, о которых говорится: отречение от самого себя, подъятие креста и следование. Но сначала посмотрим, что значит отречься от самого себя. Узнаем, что значит отречься от другого, и тогда узнаем, что значит отречься и от самого себя. Итак, что значит отречься от другого? Отрекающийся от другого, например, от брата или друга, или соседа, или кого бы то ни было иного, хотя бы видел этого бичуемым или заключаемым в оковы, или терпящим что–либо иное, не защищает его, не помогает, не проявляет к нему сострадания, не испытывает ввиду него никакого чувства скорби. Раз навсегда отрекся от него, как бы от чужого. Так, следовательно, Бог желает, чтобы мы не дорожили своим телом, чтобы не уклонялись, хотя бы нас ради Него подвергал кто либо бичеваниям, или наказывал, или гнал, или причинял нам что–либо другое. Это значит отречься; то есть, ничего да не имеет человек для самого себя, но да предает себя опасностям, состязаниям, и, когда страдает другой, пусть будет настроен таким же образом. И не сказал Господь: «?????????» (пусть откажется от себя), но «???????????» (пусть отречется от себя), этой малой прибавкой выражая наиболее высокую степень. «И возьмет крест свой». Ты видел, как небесный Царь вооружил следующего за Ним воина? Он не дал щита, не дал шлема, ни лука, ни панциря, ни наколенников, ни иного чего–либо из такового, но дал то, что крепче всего этого, безопасность, проистекающую от креста, знамение победы над демонами. Это — меч, это — щит, это — панцирь, это — шлем, это — наколенники, это — надежная охрана, это — гавань, это — убежище, это — венец, это — победная награда, это — сокровищница всех благ, как настоящих, так и имеющих когда–либо быть. Подобно тому, как кто–либо, взяв крепкое оружие, дает его своим воинам, так делает и Христос. «Посмотрите, — говорит Он, — на то, что совершил Мой Крест; сделайте и вы такого же рода оружие — и совершите то, что хотите». А в другом случае Он обещал даже большее по сравнению с тем, говоря: «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Иоанн. 14:12). Что же значит это изречение: «возьми крест свой и следуй за Мной»? То ли, чтобы каждый из нас носил древо? Никоим образом. Какая в этом добродетель? Но то, чтобы мы были настроены к перенесению опасностей, «нося кровь свою в душах», готовые к претерпению заклания и к ежедневной смерти, все делая так, как если бы мы уже не надеялись, что наша жизнь не угаснет до наступления вечера, — как бы несомненно долженствующие умереть. Это именно говорил и апостол Павел: «каждый день умираю» (1 Кор. 15:31). Не одна ли дана тебе природой смерть? Однако, если хочешь, можно бесчисленное количество раз умереть за своего Господа.

2. Такова благодать, что, в силу щедрости Господа, назначающего венцы не только по окончании дел, но и за намерение состязающихся, она превращает бывающую у ее друзей бедность в великое богатство. Но что значит: «возьми»? «Пусть будет так готов к тому, чтобы претерпеть заклание и быть распятым на кресте, — говорит Господь, — как готов тот, кто несет крест на своих плечах. Пусть считает себя в столь близком соседстве со смертью». Перед таким человеком все приходят в изумление, потому что мы не так боимся вооруженных бесчисленным человеческим оружием и крепких мужеством, как человека, одаренного такой свободой. Ничто в такой степени не обращает смерти в бегство, как проявление к ней презрения. А чтобы никто не подумал, что достаточно только этого, т. е., быть готовыми к смерти (ведь таковы и разбойники, и чародеи, и все убийцы), то для этого присоединил: «и следуй за Мной». «Я не ищу, — говорит Он, — только мужественного человека, не ищу только неустрашимого ввиду конца его жизни, но — честного, целомудренного, умеренного и преисполненного всякого рода добродетели. Ты видел услуги креста, не только в отношении к Господу, но столь сильно заявляющие о себе и в рабах Его? Это сделало Петра главой; это сделало таковым же и Павла. Поэтому он и говорил: «Кто отлучит нас от любви Христовой? Скорбь, или теснота, или гонение, или опасность, или меч?» (Рим. 8:35). Это сделало мужественными воздерживающихся не только от яств, но и от страстей. Возлюбленные, оградим себя силой креста и, вооружившись по отношению к остальному, с большей ревностью приступим к посту и с презрением отнесемся ко всем сладостям жизни. Богатство, слава, могущество, любовь и все таковое по той причине и приятно, что мы чрезмерно любим свою жизнь и, так сказать, пригвождены к настоящей жизни. Когда же последняя презрена нами, то для нас не остается никакого смысла в тех приманках. Прекрасна настоящая жизнь, прекрасна и приятна, так как она — дар Божий; но когда явится будущая, тогда первая по справедливости окажется в пренебрежении. Итак, да не устыдимся святых символов нашего спасения и да не оттолкнем от себя, предавшись невоздержности, пьянству и прожорливости, великое основание благ, которым мы живем и существуем, но, как венец, понесем, Христов крест, то есть, умертвим свои страсти. Ведь все у нас совершается через него: надлежит ли возродиться — является крест, нужно ли питаться той таинственной пищей, быть рукоположенным или сделать что–либо другое — всюду у нас знак креста. Поэтому с большой ревностью мы начертываем его на жилище, на стенах, на окнах, на челе и в уме. Это — знамение нашего спасения, всеобщей свободы и милосердия Господня. Потому он и назван печатью, что им, как бы некоторой царской печатью и перстнем, запечатываем все Божии залоги, какие бы мы ни получили, и уже ничто злое не дерзает приблизиться. Если мы вручим кому–либо власть над народом и если возведем кого–либо в достоинство священства, то, после того как совершим бесчисленное множество молений и призовем сошедшую затем благодать Духа, запечатлеваем избранника крестом, как бы запирая сообщенный дар в надежном казнохранилище. Таким образом крест употребляется и при священнодействиях. Крест Христов — меч и древо, на котором закланный иудеями–богоубийцами Христос разрушил дела диавола и низложил самого диавола, пригвоздив на нем (т. е. древе) наши грехи. По этой причине крест и употребляется при священнодействиях, как бы некоторый меч и царский бич, поражающий и прогоняющий всякий демонский набег и сатанинское нападение. Поэтому божественные и священные учители, как бы некоторые копьеносцы, предложив царский бич, им прогоняют всякое неприятельское и враждебное войско, уделяя божественные и царские дары лицам, посвящающим в таинства, и вместе с ними воздавая почитание Царю–Христу.

3. Итак, когда ты запечатлеваешь себя крестным знамением, представляй в мыслях все значение креста, и тогда ты угасишь свой гнев и все остальные страсти. Всякий раз как ограждаешь себя тем знамением, преисполни свое чело великим дерзновением; грудь, очи и всякий член представь в качестве благоугодной Богу жертвы. В этом и состоит разумное служение Богу. Это знамение и во времена наших предков отверзало заключенные двери, оно угашало губительные яды, оно парализовало силу ядовитого растения цикуты, оно исцеляло укушения ядовитых зверей. Если оно отверзло врата ада и открыло небесный свод, восстановило вход в рай и сокрушило силу диавола, то что удивительного, если оно преодолевает губительные яды? Поэтому вырежь его в своем уме и обними его — спасение наших душ. Этот крест спас вселенную, прогнал заблуждение, возвратил истину, землю сделал небом, людей соделал ангелами. Благодаря ему демоны уже не страшны, но презренны, и смерть не есть смерть, но сон и бодрствование. Благодаря ему иссушаются плотские страсти, враждующие с теми, кто постится. Поэтому, если бы кто–либо из иудеев сказал тебе: «Ты покланяешься Распятому?» — то ты ответь ему ясным и сильным голосом и с радостным лицом: «Да, и покланяюсь, и не перестану покланяться». И хотя бы он стал смеяться, плачь о том, что он безумствует и не понимает того, что говорит; и возблагодари Господа Христа за то, что Он проявил к нам такие благодеяния, которых никто не в состоянии даже и постигнуть без помощи небесного откровения. Ведь и смеется он потому, что, как «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1 Кор. 2:14). Но что говорит безумный, неблагодарный и непокорный иудей? «Если Христос есть Бог, как вы говорите, и Сын Божий и пришел для спасения людей, то зачем Он распят и умер такой позорной смертью?» Мы ответим ему немногими словами, выбрав их из писаний пророков. О, беззаконный и неблагодарный иудей, Христу надлежало быть распятым, потому что закон и пророки возвестили так; человечеству надлежало получить спасение через Христа. Прежде всего Моисей говорит: «Вы увидите жизнь вашу, висящую перед вашими, и не будете иметь веры жизни вашей» (Второз. 28:66). И Исаия: «как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» (Ис. 53:7). Также и Иеремия: «придите, и вложим древо в хлеб его» (Иерем. 11:19). И: «Взяли цену Его, и дали за землю горшечника, как сказал мне Господь» (Матф. 27:9, 10). А что распятый Христос есть Бог, послушай Ездру, который говорит: «Благословен Господь, распростерший Свои руки и спасший Иерусалим перед очами нашими». И когда змеи умерщвляли народ, Моисей, по повелению Божию, повесив змия на древе, говорил: «Взирайте на него, и не умрете» (Числ. 21). И опять Иеремия, как бы от лица распявших Господа, говорит: «Придите, и истребим его от земли живущих» (Иерем. 11:19). И, в свою очередь, Христос устами того же пророка говорит: «А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал» (там же). А также затем и Давид, как бы от лица Христа, говорит: «пронзили руки мои и ноги мои, и делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (Пс. 21:17, 19). И снова Исаия: «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» (прострох руце Мои весь день к людем непокаряющимся и противу глаголющим, иже не ходиша путем истинным, но в след грехов своих) (Ис. 65:2). А что крест Христов и его образ досточтим и достопокланяем, также и об этом учат пророки. Давид говорит: «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» (дал еси боящимся Тебе знамение, еже убежати от лица лука) (Пс. 59:6). И опять: «покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся» (Пс. 85:17). А устами пророка Иезекииля Бог говорит: «На челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, сделай знак. И идите, и поражайте, и не щадите. Старика, юношу и девицу, и младенцев, питающихся материнским молоком, бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак» (Иезек. 9:4–6). И Соломон говорит: «Благословите древо, чрез которое бывает правда!» (Прем. Солом. 14:7). А Исаия говорит о том, откуда и какие были деревья, составлявшие крест: «Кипарисом и певком и вместе кедром прославишь место святилища Моего» (Ис. 60:13). Моисей же, бросив кусок дерева в Мерру, сделал горькие воды сладкими, прообразуя этим Христов Крест, усладивший мир, который был проникнут горечью демонов. И жезл Моисеев, разделивший скалу, прообразовал этим Крест Христов, разверзший человеческие сердца и вложивший в них благодать Святого Духа.

4. И это поистине путь жизни, и все, остающиеся на нем, живут. Оставившие же его получат смерть и бесконечное наказание. Закон и пророки возвещают Святую Троицу. И поистине, возвещенный пророками и законом, грядущий во имя Господне — Господь Иисус Христос, Он не иной кто–либо, как только рожденный в Вифлееме иудейском от Девы и Богородицы Марии при кесаре Августе. Не принимающий Его и не верующий в Него — отступник от Бога, и да будет ему анафема. Поэтому Исаия, говоря о вас, впавших в заблуждение, восклицает: «Народ мой пойдет в плен за то, что на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют» (пленни быша людие мои, за еже не ведети им Господа) (Ис. 5:13). С того времени, как пришел Христос, сила войска вашего, иудеи, уничтожена, священство отнято и вы рассеяны римлянами. О распявших Христа Исаия говорит: «За грехи наши Бог отвратил от нас Свое лицо, и оставшиеся из нас — во грехах. Если бы не был Сам Христос — Тот, Кто родился от Марии, Кто избран Богом и есть истинный Его Сын, Кто возвещен законом и пророками, то ваш народ иудейский был бы прославлен, оказался бы в состоянии возвыситься и царствовать, как умертвивший безбожника и обольстителя. Но с тех пор, как был водружен крест, и на нем был распят вашими отцами Христос, с того времени и до сегодня ваш народ обречен на погибель и бесчестие, и Бог разгневался на вас сильнее, чем во времена вавилонского плена. Тогда по истечении семидесяти лет Бог сжалился и отозвал вас обратно. А теперь Он оттолкнул вас от Себя совершенно; истину сказал отец ваш, пророк и патриарх Иаков — все ваши законные установления пали, вы изгнаны из Иудеи, вашей страны, рассеяны по различным местам и служите предметом презрения и поругания во всей вселенной — от востока до последнего края земли. А наши христианские дела с каждым днем процветают, возрастают и укрепляются, и проповедь о нашей благочестивой вере распространилась по всей вселенной; над нами царствует Христос; мы покланяемся Честному и Животворящему Его Кресту и храним последний, как многоценное сокровище». Крест Господень, действительно, блистательнее и великолепнее всякого царского венца. Но что я говорю — царского венца? Он превосходит своим блеском даже самые солнечные лучи. В древнее время распятие было наказанием за порочную жизнь и безнравственные дела; теперь же Крест — символ божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которого невозможно похитить, дар, которого невозможно отнять, основание святости. Его мы носим с собой и на ложе, и за трапезой, и всюду, где бы мы ни были. Как многие из воинов ни обедают, ни спят без оружия, так и мы ныне привесим вместо меча к своему ложу крест, вместо засова начертаем на дверях его же, им же окружим всякий дом вместо стены, им оградим внутреннее и внешнее. Он сокрушил смерть, отверз небеса, сделал чистой землю, возвел наше естество на царский престол, положил конец тирании диавола. Образ Креста двоякий: один из вещества: или из золота, или из жемчуга, или из драгоценных камней; он часто и похищается варварами или ворами; а другой — невещественный, потому что сущность его не из вещества, но она — из веры, материал — из внутреннего настроения того, кто совершает крестное знамение. Крест хранит спящих, он доставляет безопасность бодрствующим, он спасает находящихся в опасностях, благодаря ему, прекращается война и утверждается мир. Прославляю Твое, Господи, о мне таинство домостроительства, исполненное долготерпения и незлобия; покланяюсь честному и животворящему Твоему кресту, Господи; обнимаю страдания Твои, лобызаю гвозди и целую язвы на членах Твоего тела; чрезмерно радуюсь трости, копию и губе; как царскую диадему, надеваю на себя венец из терния; как блестящими камнями, горжусь заплеваниями, и, как наиболее великолепным украшением, горжусь заушениями. Исповедую, что Ты — истинный Бог, один из лиц Святой Троицы — Иисус Христос, за меня восприявший страдание, завернутый в плащаницу, подвергнутый осмеянию со стороны беззаконных иудеев, наконец, погребенный и воскресший в третий день и снова грядущий судить живых и мертвых. Твоя слава и держава, с Отцом и Всесвятым и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Слово о том, что не должно стыдиться прославлять Честный Крест, что Крестом Христос спас нас и что нам надлежит хвалиться им; также о добродетели, о том, как (Христос) желает нашего спасения, и о милостыне

1. Это, братья, то знамение, которое Господь обещал дать всем, говоря: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Матф. 12:39). Господь разумел смерть, погребение и воскресение. И опять, в другом случае выясняя силу креста, Он говорил: «Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я» (Иоанн. 8:28). «Когда распнете Меня, — говорит Он, — и будете думать, что победили Меня, тогда всего более узнаете Мою силу». И в самом деле, после того, как был распят Христос, иудейские обрядные установления прекратились, проповедь процвела, слово о Господе распространилось до границ вселенной; силу Господню всегда возвещают и земля, и море, и населенная, и ненаселенная части мира.

Поэтому никто да не стыдится священных символов нашего спасения и основания благ, которым мы живем и благодаря которому существуем; но будем носить Христов крест, как бы венец. Все, имеющее отношение к нам, совершается при посредстве креста: нужно ли получить возрождение, является крест; нужно ли быть вскормленным той таинственной пищей, или быть рукоположенным в известный церковный сан, или сделать что–либо другое, всюду — символ нашей победы. Поэтому с большой заботливостью начертываем его и в жилищах, и на стенах, и на дверях, и на челе, и в уме. Это — знамение нашего спасения и всеобщей свободы и доказательство милосердия Господа нашего: «как овца, веден был Он на заклание» (Ис. 53:7). Поэтому, когда ограждаешь себя крестным знамением, то размышляй в своем уме о всем значении Креста и угаси свой гнев, а также и все прочие страсти. Когда ограждаешь себя крестным знамением, то преисполни свое чело великим дерзновением, сделай свободным свой дух. Знайте же, во всяком случае, что доставляет нам свободу. Поэтому и Павел, побуждая нас к этому самому, то есть, к приличествущей нам свободе, так наставляет, напомнив о Кресте и Крови Господних. «Вы куплены, — говорит он, — дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7:23). «Подумай, — говорит, — о той цене, какая уплачена за тебя, и не будешь рабом никого из людей». Ценой он называет Кровь, пролитую на Кресте. Не просто пальцем надлежит напечатлевать его, но прежде всего расположением сердца с великой верой; и когда он таким образом бывает начертан на твоем лице, то ни один из нечистых демонов не будет в состоянии стать вблизи тебя, видя меч, которым нанесен ему удар, видя нож, от которого он получил смертельную рану. И, если мы приходим в ужас, видя те места, в которых подвергаются смертной казни осужденные, то подумай, что испытает диавол, видя оружие, которым Христос уничтожил всю его силу и отрезал голову у дракона.

2. Итак, не устыдись столь великого блага, чтобы и тебя не устыдился Христос, когда придет со славой Своей и когда перед лицом Его явится знамение, сияющее сильнее солнечного луча. Тогда именно явится Крест, который будет говорить своим наружным видом и перед лицом всей вселенной станет вести защиту в пользу Господа и доказывать, что Господь не пренебрег ничем из относящегося до спасения людей. Это знамение и во времена наших предков отверзало заключенные двери, оно угашало силу губительных ядов, оно парализовало силу ядовитого растения цикуты, оно исцеляло укушения ядовитых зверей. Если оно открыло врата ада и отверзло небесный свод, если оно восстановило вход в рай и сокрушило крепость диавола, то что удивительного, если оно преодолевает и губительные яды, и зверей, и остальное подобное же? Поэтому начертай его в твоем уме и обними его — спасение наших душ. Этот Крест обратил на истинный путь вселенную, изгнал заблуждение, возвратил истину, землю сделал небом, людей соделал ангелами. Поэтому демоны уже не страшны, но презренны; и смерть не есть смерть, но сон. Отсюда все, что враждовало с нами, низринуто на землю и попрано. Поэтому, если кто–либо скажет тебе: «Ты покланяешься Распятому?», то ответь ясным голосом и с радостным лицом: «И покланяюсь, и никогда не перестану покланяться». А если он будет насмехаться, оплачь его в виду того, что он безумствует. Возблагодари Господа за то, что Он окружил нас такими благодеяниями, которых без небесного откровения никто не в состоянии даже и постигнуть. Он смеется по той причине, что «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1 Кор. 2:14); ведь и дети испытывают то же, когда увидят что–либо великое и достойное удивления. Дитя будет смеяться, хотя бы ты ввел его в таинства. Эллины похожи на этих детей, лучше же сказать: они более несовершенны, чем даже последние, а потому и более несчастны, так как не в незрелом возрасте испытывают то же, что и дети, а в совершенном, почему не заслуживают даже и снисхождения. Мы же звонким и сильным голосом станем возглашать и говорить, и, хотя бы тут были все эллины, скажем с особенным дерзновением, что Крест — предмет нашей гордости, что он — основание всех благ и что, наконец, он же — наше дерзновение и всякого рода венец. Я желал бы иметь возможность говорить вместе с Павлом: «Для меня мир распят, и я для мира» (Галат. 6:14), но, не допускаемый разнообразными страстями, не могу. Поэтому советую как вам, так прежде вас себе самому распяться миру и не иметь ничего общего с землей, но питать любовь к горнему отечеству, к славе, которой ожидаем оттуда, и к вечным благам. Мы — воины Царя небесного, и надели на себя оружие духовное. Итак, зачем же нам проводить жизнь корчемников и сборщиков, лучше же сказать — червей? Где царь, там надлежит находиться и воину. Ведь мы сделались воинами не тех, которые находятся вдали от нас, но находящихся вблизи. Земной царь, конечно, не потерпел бы, чтобы все находились в царском дворце или чтобы все толпились по сторонам непосредственно около него; Небесный же Царь желает, чтобы все находились вблизи Царского престола. «Но как возможно, — скажет кто–либо, — чтобы мы, которые находимся здесь, стояли подле того трона?» Возможно, потому что и Павел, будучи на земле, находился, однако, там, где пребывают серафимы и херувимы, и он был ближе ко Христу, чем эти щитоносцы к своему царю. Эти часто обращают свои глаза на многие места, а на того ничто другое не производило впечатления, ничто другое не развлекало его, но весь свой ум он устремил к Царю и Господу.

3. Поэтому, если пожелаем, то и для нас возможно тоже. Если бы Господь был разделен от нас местом, тогда ты основательно недоумевал бы; а если Он всюду присутствует, то, следовательно, близок к тому, кто проявляет усердие и употребляет крайние усилия в деле искания Его. По этой причине и пророк говорил: «не убоюсь зла, потому что Ты со мной» (Пс. 22:4). И, в свою очередь, Сам Бог говорил: «Разве Я — Бог только вблизи, а не Бог и вдали?» (Бог приближаяйся Аз есмъ, а не Бог издалеча) (Иерем. 23:23). Поэтому, как грехи разлучают нас с Ним, так праведные дела соединяют Его и нас. «Тогда ты воззовешь, — говорит, — и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: вот Я!» (Ис. 58:9). Какой отец мог бы когда–либо в такой степени внимать своим детям? Какая мать так настроена, чтобы непрерывно стоять в ожидании, не позовут ли ее когда–нибудь дети? Никого нет — ни отца, ни матери. А Бог стоит, непрерывно ожидая, не позовет ли когда–нибудь Его кто–либо из Его рабов, и, если мы когда–либо позвали Его, как следует, Он ни разу не оставил нашей просьбы без внимания. Поэтому и говорит: «Не жду, чтобы ты окончил свою молитву, но тотчас услышу тебя». Итак, будем звать Его, как Он хочет быть призываемым. А как Он хочет этого? «Разреши, — говорит, — оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: вот Я!» (Разрешай всяк соуз неправды, разрушай одолжения насильных писаний, всякое писание неправедное раздери. Раздробляй алчущему хлеб твой, и нищия безкровныя введи в дом твой. Аще видиши нага, одей, и от свойственных племене твоего не презри. Тогда разверзется рано свет твой, и исцеления твоя скоро возсияют, и предъидет пред тобою правда твоя, и слава Божия объимет тя. Тогда воззовеши, и услышу тя, еще глаголющу ти, скажу: се приидох) (Ис. 58:7–9). «И кто может совершить все это?» — скажет кто–нибудь. Скажи мне: кто не может? Что тяжелого в том, что сказано? Что трудного? Что нелегкого? Все это не только возможно, но и так легко, что многие превзошли даже и меру, не только разорвав не согласные с правдой счетные записи, но даже снявши с себя все, что у них было, не только радушно принимая бедных в свой дом и приглашая их к своей трапезе, но даже трудясь до телесного пота, чтобы пропитать их, благодетельствуя не только родственникам, но и врагам.

Что же, словом, трудного в сказанном? Он не сказал: «перейди гору, перейди море, раскопай столько–то и столько–то участков земли, оставайся без пищи, облекись во вретище»; но: «Сделай других участниками в пользовании твоим домом, уделяй свой хлеб, разорви несогласные с правдой счетные записи». Что легче этого, скажи мне? А если, по твоему мнению, это трудно, то посмотри, прошу, на награды, и тогда все будет тебе легко. Как цари во время состязаний на конских ристалищах полагают перед состязающимися венцы, одежды и победные награды, так и Христос полагает посреди ристалища победные же награды, протягивая их, как бы многими руками, словами пророка. Но у царей, как у людей, их изобилие истощается и предметы, щедро раздаваемые ими, издерживаются; поэтому цари ревностно стараются о том, чтобы показать незначительное в качестве важного. По этой причине, вручая всякий в отдельности предмет отдельному из своих слуг, таким образом выносят их на середину. Наш же Царь, напротив, собрав все вместе, так как Он весьма богат и не делает ничего напоказ, таким образом выставляет на середину все, что собрано; а то будет бесчисленно и потребует многих рук, которые взяли бы. А чтобы ты понял это, рассмотри каждое из Божиих обещаний со тщательностью. «Тогда, — говорит Он, — разверзется рано свет твой». Не кажется ли тебе, что речь идет о каком–то одном даре? Но он не один. Внутри себя он содержит многое: и венцы, и победные награды, и другие воздаяния; и если желаете, мы покажем все богатство по отдельным его частям, насколько, конечно, мы в силах показать это; только не утомитесь, слушая нас. И прежде всего, постараемся понять, что значит «разверзется»? Оно показывает нам скорость и изобилие и то, как сильно Он желает нашего спасения, как озабочен тем, чтобы блага сами изливались, и как старается об этом. И ничто не будет в состоянии препятствовать неизреченной Его стремительности. Всем этим показывается изобилие благ и бесконечность их богатства. А что значит «рано»? Это значит, что не после того, как ты окажешься в искушениях, и не после посещения тебя несчастьями, но прежде, чем явится все это. Как относительно плодов говорим, что такой–то плод — ранний, именно, явившийся прежде времени, так и здесь, в свою очередь, обозначая скорость, Он сказал таким образом (т. е., употребив слово «рано»), подобно тому как выше говорил: «еще говорящему тебе скажу: вот Я». Но о каком Он говорит свете, и что это вообще за свет? Не этот чувственный, но другой, во многих отношениях лучший, который показывает нам небо, ангелов, архангелов, херувимов, серафимов, престолы, господства, начала, власти, все воинство, царские города, обители. Если ты удостоишься того света и увидишь то, что сказано, то избавишься от геенны, от ядовитого червя, от зубовного скрежета, от мучительных уз, от скорби и страдания, от беспросветного мрака, от рассечения тебя пополам, от огненных рек, от проклятия и от мест мучения, и удалишься туда, где нет скорби и печали, где царят великая радость, мир, любовь, наслаждение и веселие, где жизнь бесконечна, слава неизреченна и красота несказанна, где обители вечны, слава Царя неизглаголанна и где находятся те блага, которых глаз наш не видел, ухо не слышало и мысль о которых не приходила человеку на ум; где духовный Жених, небесные чертоги, девы со светлыми лампадами и слуги, держащие в руках брачное одеяние; где находятся чертоги Господа и сокровищницы Царские. Видел ли ты, сколь великие и сколь многие победные награды Он указал одним словом, и как собрал все воедино? Таким образом, раскрыв и каждое из последующих слов, мы нашли бы великое изобилие и неизмеримое море. Итак, не отложим на неопределенное время и не замедлим оказывать сострадание нуждающимся; нет, прошу; но, хотя бы нам нужно было все бросить, хотя бы нам предстояло быть ввержеными в огонь, или отважиться против угрожающего меча, или прыгать на ножи, или потерпеть что–либо другое, будем переносить все спокойно, чтобы получить одеяние Небесного царства и ту неизреченную славу. О, если бы мы все достигли ее, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

Notes

Примечания

Глиняный …. Из мягкой глины; такими бывают сосуды во время работы над ними горшечника, отсюда название — «горшечный». «Горшечный» — обожженый глиняный = — Выражение «сосуды горшечника» характеризует людей ветхозаветных, а слова апостола о «сосудах горшечника» относятся к людям, обновленным благодатью крещения.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!