Арабские завоевания и образование халифата



После смерти Мухаммеда (632 г.) во главе мусульманской общины стал сначала Абу-Бекр (632-634 гг.), затем Омар (634-644 гг.), принявшие титул халифов, т. е. преемников (Мухаммеда). При этих первых двух халифах было закончено объединение Аравии и были одержаны первые крупные победы в борьбе с Ираном и Византией. В то время как при Мухаммеде только племена Хиджаза и западного Неджда признали власть главы ислама, при первых двух халифах была подчинена вся Аравия. Наибольшее сопротивление объединительной политике первых халифов оказали оседлые, земледельческие племена, в частности иемамское племя бену-ханифа, среди которого большую роль играл свой пророк Мусейлима.

Основной причиной военных успехов арабов являлось внутреннее состояние Ирана и Византии, которые были истощены упорной войной, закончившейся накануне вторжения арабов. Эта война, опустошившая Сирию и Ирак, способствовала обострению социальных противоречий и усилению классовой борьбы, в результате чего в арабах-завоевателях население видело избавителей от византийского и иранского гнета. Завоеванные арабами византийские и иранские области вошли в состав халифата, как впоследствии в Западной Европе стали называть государство арабов. Создателем халифата мусульманская историческая традиция считает халифа Омара, идеализированный образ которого следует рассматривать как олицетворение строя военной демократии. При этом строе арабы-завоеватели не принимали участия в общественном производстве завоеванных стран. Война с целью завоевания новых территорий и захвата добычи, а также получение даней с покоренного населения были основными занятиями арабов. Покоренное население было обязано платить поземельную подать - харадж - и подушный налог - джизия - в размере от 1 до 4 динаров в год деньгами и поставлять определенное количество пшеницы, оливкового масла и уксуса. Арабы приняли меры, чтобы не слиться с покоренным населением и не раствориться в его массе.

Уже в период первых завоеваний в руководящем слое мусульманской общины, который являлся как бы правительством халифата, наблюдались признаки соперничества и борьбы между курейшитской родовой аристократией и представителями демократических масс арабских племен. Третий халиф Осман (644-656 гг.), принадлежавший к знатнейшему курейшитскому роду Омейя, насадил повсюду в завоеванных провинциях в качестве правителей своих сородичей. Засилье мекканских аристократов, часто прибегавших к насилиям и вымогательствам, вызывало протесты и возмущения. В 656 г. арабы из завоеванных областей, поддержанные мединским населением, свергли и убили Османа и провозгласили халифом Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Но наместник Сирии Муавия, родственник убитого Османа, опираясь на племена своей провинции, начал вооруженную борьбу против Алия. Эта борьба сопровождалась дальнейшим развитием противоречий в арабском обществе и послужила одной из причин возникновения секты хариджитов. Это были поборники военной демократии, которые провозгласили принцип верховенства мусульманской общины. Исходя из этого принципа, они только общину признавали полномочной избирать и низлагать халифов, причем верховным избранником общины мог быть любой благочестивый мусульманин. Обоих боровшихся претендентов на верховную власть в халифате они считали узурпаторами, которых надлежало устранить силой. В 661 г. в Куфе Алий пал от руки одного хариджита. Покушение на Муавию не удалось. Он провозгласил себя халифом и основал династию Омейядов. Сторонники и последователи Али, число которых быстро возрастало с каждым новым поколением, стали известны под названием шиитов. Они составили активную оппозицию Омейядам.

 

Халифы.

1. Абу Бакр - первый праведный халиф, сподвижник и один из тестей Мухаммада. Родился в семье Османа. До принятия ислама был одним из богатейших купцов Мекки. Составил себе значительное состояние торговыми предприятиями; занимал место судьи, пользовался в Мекке большим уважением, благодаря основательному знакомству с историей своего племени и искусному толкованию снов. После смерти Мухаммада в 632 году, на небольшом собрании ансаров и мухаджиров, Абу Бакр был избран халифом. Мусульмане называют его «преемником посланника Аллаха».

За непродолжительный период правления он сумел твердо навести порядок среди мусульман, усмирить племена, которые после смерти пророка перестали подчиняться Медине и завоевать Сирию. Абу-Бекр умер в 634 году и был похоронен в Медине рядом с Пророком. Умирая, Абу Бакр указал на своего друга Омара, как на своего преемника. Абу Бакра описывают человеком мягкого нрава, но с твёрдыми нравственными правилами. Он собрал рассеянные части Корана и начал покорение Сирии. Похоронен рядом с пророком.

2. Омар ибн Хаттаб – родился в Мекке, является вторым праведным халифом. В ноябре 644 во время утреннего намаза в мечети персидский раб Фируз, ударил Омара ножом в живот. Омар скончался через три дня, но предварительно назначил совет, который должен был избрать нового халифа. Одним из его последних указаний было наставление будущему халифу не смещать назначенных им наместников провинций в течение года. Десятилетнее правление Омара стало временем победоносного шествия ислама. Эффективная политика позволила противостоять внутренним противоречиям, возникавшим при бурном развитии, сохраняя единство общины.

3. Осман ибн Аффан — один из сподвижников Мухаммеда и третий арабский халиф (с 644 года). При Османе была завершена кодификация Корана. Сунниты рассматривают его как одного из четырёх праведных халифов. Осман стал Халифом по единогласному мнению всех сподвижников пророка Мухаммада. Османа убили лицемеры из числа тех кто лишь внешне принял ислам, и прикрываясь мусульманами вводили всякие новшества в религию чтобы разрушить единство мусульман и тем самым ослабить Халифат

4. Али ибн Абу — выдающийся политический и общественный деятель; двоюродный брат, зять и последователь пророка Мухаммада, четвёртый праведный халиф (656—661) и первый имам в учении шиитов. Когда Али исполнилось девять лет, он принял ислам. Так Али стал первым ребёнком-мусульманином и вообще первым мусульманином, приняв ислам после самого Мухаммеда.

 

Арабский халифат.

1. исторические предпосылки возникновения государственности у арабов.

2. общественный и государственный строй арабского халифата.

3. кризис и падение арабского халифата.

1. масса арабов жила племенным строем. племена возглавляли вожди: саеды, шейхи. арабы-кочевники периодически формировали крупные межплеменные объединения (протогосударства). дальнейшее развитие государственности затруднялось ненавистью арабов к лидерам - царям (маликам) и часто их убивали. однако существовали мелкие локальные государственные образования у арабов: пальмира, набатея, государство химьяритов (на территории современного Йемена), а так же существовали царские династии, ориентировавшиеся на персидскую (гассаниды) и византийскую (лохмиды) империи. это объясняется тем, что аравийский полуостров оказался в сфере влияния византийской империи, персидской империи, государства Аксум (прообраз совр. Эфиопии). все три государства соперничали между собой, стремились к переделу сфер влияния, вторгались на территорию Аравии. но эти вторжения не имели успеха, в связи с плохой экологией и воинственными племенами арабов. Аксум стремилось укрепить свое положение на юге аравийского полуострова. в начале 6 века (517 год) во главе государства химьяритов встал Зунулас, прозванный "еврейским царем", так как он принял иудаизм. с принятием иудаизма что вызвало изгнание христиан (единоверцев аксумитов). в ответ аксумиты вторглись в химьян и покорили государство химьяритов. движение на Мекку аксумитов было нарушено оспой.

В 570 году родился Мухаммед из рода хашим и племени курейш. Его появление на свет связали со спасением Мекки. в этот период Аравия переживала нелёгкий период своего развития. Политикой Зунуласа недоволен оказался и Хасроф I - персидский царь, вытеснивший из химьяра аксунитов. На смену Аксума приходит господство персидское. Смена господ в химьяре повлекла переориентацию торговых путей, жизненно важная для верхушки оседлых и кочевых арабов транзитная торговля переместилась на север. Эта политика повергла Аравию в состояние кризиса: межплеменные стычки, война всех против всех, экономический кризис.

Род Мухаммеда был бедным. Ведущие позиции принадлежали в Мекке клану Омейя из рода курейш. будущий пророк рано осиротел и вынужден был пасти стада своего дяди Абу-Талиба. Мухаммед видел в Мекке богатство и власть, а сам оказался внизу социальной пирамиды. Разность потенциалов, благородное положение, низкое положение порождало в душе Мухаммеда стремление компенсировать превратности судьбы. пасет стада - занимается караванной торговлей. разъезды позволили ему познакомиться с ведущими мировыми религиями того времени. в эпоху кризиса Мухаммед решил последовать за ханифами (пророков), которые стремились эмпирическим путем найти дорогу к единому богу. Мухаммед стал уединяться на горе Хире. на Хире Мухаммед встретил посланника. "о горе мне - я поэт!" Хадиджа провела эксперимент с целью выяснения принадлежности посланника к богу. с того времени начинается цикл его проповедей. отождествление единого бога с родовым богом курейшитов был сделан мухамедом на основе синтеза языческих верований арабов, христианства, иудаизма, зороастризма. последователи Мухаммеда стали с фанатичной активностью стали нападать на язычников. и тогда в 619 году пророк был вынужден отправить наиболее активных мусульман в изгнание в государство Аксум. в том же году одновременно умирает Абу-Талиб и дядя Хадиджи, что привело к гонениям на Мухаммеда. Престиж и авторитет ведут человека к власти. И тогда Мухаммед бежит в родной город матери в Ятреб "мадинат аннаби". В 622 году он бежит в Мекку. Для погашения межплеменной вражды в ятребе был призван посредником Мухаммед. Мухаммед изгнал все племена евреев из Медины. Однако мусульмане должны были на что то жить. Умма (мусульманская община) занимается грабежом мекканских караванов. Мекканские войска в 3 сражениях проигрывает Мухаммеду. Незадолго до смерти пророк принимает капитуляцию Мекки.

все ведущие посты были отданы представителям рода курейшитов.

 

2. пророк концентрировал в своих руках всю полноту государственной власти: религиозная, светская власть: третейский судья, племенной вождь, походный вождь.

однако в 632 году пророк умер.

государство у арабов выросло под диктовку религиозного фактора.

халифы:

1. абу-бекр (632-634).

2. избрать лучшего из курейшитов был избран Омар ибн Хаттаб - подлинный организатор государства у арабов (военный деятель). (634-644). Он был убит рабом-персом из мести.

3. угодным для уммы выбирали в мечети путем прикасания руки представители верхушки мусульманской аристократии. Выбрали Османа. При нем были систематизированы проповеди пророка, и были сведены в Коран. Он был слабым и безвольным правителем, вместо него правили его родичи - омейяды. Засилье омейядов вызвало у мусульман недовольство. В 652 году осман был убит в мечети.

все эти три халифа считаются "праведными".

4. избирается его дальний родственник Али, женатый на дочери мухамеда фатиме. брат и зять пророка. Отстранённые от власти омейяды идут к муавие (наместнику Сирии). Муавия при помощи хитрости добился раскола в рядах Али - отборные войны али (12000) называют себя хариджитами (отделившимися), говорят о том, что халифом может быть любой праведный мусульманин. В 661 году в куфе Али был убит в мечети одним из хариджитов.

Внук пророка Хасан за деньги отказывается от должности пророка. Хусейн же (другой внук) был растерзан на клочки.

5. с 661 года в арабском халифате воцаряется династия омейядов. Первым халифом был Муавия. власть отныне передается по наследству. Нелегитимное правление продолжалось до 750 года. В эти годы омейяды переносят столицу халифата из Медины в дамаск. Этот период называется (сирийским, дамаским, амиядским). Халифат оставался религиозным государством, в котором большую роль играла религия. Возникла оппозиция со стороны убитого Али (алиды). Алиды образовали особу группу среди мусульман - шииты. Особое распространение шиизм получил среди новообращенных мусульман иранцев-персов, которые вынуждены были терпеть господство арабов. Персы избрали в качестве религиозного оружия шиизм. Помимо шиитов у омейядов были и врагами хариджиты. хариджиты отстаивали идею выборов наиболее достойного из мусульман в халифы. Шиитская пропаганда в Иране стала приносить свои плоды. К середине 8 века на севере Ирана в провинции Хорасан вспыхнуло восстание. Во главе восстания встал бывший раб ибн-муслин. воставшие подняли знамя аббасидов (передача власти родственникам пророка). Абассиды и пожали плоды шиитской пропаганды.

В 750 году омейяды были разбиты. Столица халифата была перенесена в Багдад (багдадский, иракский, аббасидский период).

750-1258 - багдадский период. аббасиды стали передавать власть по наследству - восторжествовал монаршеский тип государственного устройства. Опорной базой аббасидов становиться Иран. На смену господства этнических арабов приходит господство персов. Арабский халифат этого периода использует государственные иранские модели. Иран отныне база халифата. Арабские племена даже в составе имперского государства ведут межплеменную борьбу, что позволяет иранцам захватить власть. при аббасидах халифат представляет собой типичное восточное общество и восточное государство, в котором ведущая роль принадлежит государственной собственности и государственной эксплуатации. Ведущая роль госукладных отношений проявлялась в том, что государство эксплуатирует население при помощи различных налогов и повинностей, исходящих от государства. Особо тяжелым был поземельный налог (до 2/3 урожая)- харадж. Налог на веру - джизия. Здесь видно прямое копирование иранских образцов (хирак, гизит), т.е. происходит прямое заимствование арабами готовых образцов у персов. При халифе возникает визирь (помощник халифа). На первых порах халифы концентрируют и религиозную (имамат) власть и светскую (эмират) власть, но с течением времени с усилением персов светская власть переходит в руки визиря. Визирям подчинялись диваны (министерства).

Арабский халифат представлял собой рыхлое государственное образование. Его территория простиралась от Испании на западе до Китая на востоке.

Халиф - глава государства.

Эмиры - наместники провинций (назначались халифом и несли ответсвенность только перед ним).

Маибы - помощники эмиров.

Шейх - (глава местно мусульманской общины) управляли городами и поселениями.

Суд был отделен от администрации. Верховным судьей был халиф. В действительности судопроизводство находилось в руках духовенства. Высшей судебной властью обладала коллегия наиболее авторитетных богословов, которые от имени халифа назначали судей (кади) и лиц, контролировавших деятельность судов. при решении дел кади пользовались Кораном и сунной по-своему толкуя их нормы.

Предпосылки распада халифата:

1. Ограничение власти халифа визирем.

2. Возросла роль профессиональной наемной армии (мамлюки), что приводит к убийствам халифов военачальниками.

3. Усиление сепаратистских тенденций в провинциях (власть эмиров и племенных вождей становится все более независимой от халифа), что приводит к тому, что они сами становятся правителями.

Восточный арабский халифат был завоеван и упразднён в 13 веке монголами.

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!