Хозяйство и общественный строй арабов



Таким образом, в Аравии VI в. получили свое развитие две основные отрасли производства: кочевое скотоводство и земледелие. На это обратил внимание еще Маркс, который в своем письме к Энгельсу 1 июня 1853 г. писал: "У всех восточных народов можно... установить общее взаимоотношение между оседлостью одной части этих племен и продолжающимся кочевничеством другой части".

Как кочевники, так и оседлое население Аравии в V-VI вв. жили в условиях первобытнообщинного строя, объединяясь в роды и племена по признаку кровного родства. Каждое племя, распадаясь на ряд родов, занимало территорию, закрепленную за ним преданием и простиравшуюся на тысячи квадратных километров, где оно имело свои становища, зимовья и летние пастбища. Каждое племя (а иногда и большой род широко расселившегося племени) представляло собою вполне самостоятельную кровнородственную организацию. Считая себя происходящими от общего предка, все члены одного рода и племени называли друг друга братьями и все вместе признавали себя сыновьями своего мифического родоначальника;

Все члены одного рода обычно жили вместе, раскидывая свои палатки или шатры из верблюжьего войлока недалеко от источника или по соседству с оазисом. В каждой палатке жила семья, главой которой был отец, являвшийся хозяином палатки. Взрослый сын, вступив в брак, как правило, ставил свою палатку и становился главой отдельной семьи. Арабская семья в VI в. была патриархальной, хотя остатки матриархата, равно как и некоторые пережитки группового брака наблюдались во всех племенах: именно встречались (хотя и редко) семьи, в которых главенствующая роль и право развода принадлежали не мужу, а жене; в ряде племен бытовали вполне ясные следы полиандрии. Институт кровной мести господствовал как в степях, так и в оазисах, поскольку при отсутствии государственной власти и ее учреждений взаимозащита членов рода и племени служила единственной гарантией безопасности людей и неприкосновенности имущества.

Тем не менее, арабское общество этого периода носило в себе определенные признаки уже далеко зашедшего процесса разложения первобытнообщинного строя. Имущественное и социальное равенство в арабских племенах существовало только в виде довольно смутных воспоминаний. В каждом племени уже выделилась родовая аристократия, которая владела большими стадами скота и стремилась к захвату лучших пастбищных участков. Но самым важным и ярким признаком распада родовых связей и разложения первобытнообщинного строя являлось наличие рабства и связанной с ним эксплуатации. Рабовладельцами были преимущественно родовые аристократы, которые эксплуатировали труд иноземных (преимущественно африканских) рабов в качестве пастухов. Обладание рабами давало родовой аристократии громадные преимущества. В то же время возможность эксплуатировать рабский труд побуждала аристократию увеличивать поголовье своих стад и захватывать обширные пастбища. Это приводило к нарастанию противоречий между родовой аристократией и основной массой скотоводов, среди которых растет число малоимущих и неимущих. Последние начинают борьбу против рабовладельческой аристократии, угоняя скот, нападая на палатки предводителей - сейидов, шейхов - в целях захвата их имущества, а иногда и убивая их.

Эти экономические и социальные противоречия особенно болезненно переживались арабскими племенами по той причине, что в Аравии в VI в. обнаружился кризис. Он был вызван относительным перенаселением, поскольку арабы не могли увеличить пастбищных пространств, чего требовал рост людей и скота. Ограниченные с трех сторон морем, а с четвертой - границами Византии и Ирана, арабы оказались в тяжелом экономическом положения. Экономический кризис развивался и переходил в кризис социальный, ускоряя разложение родовых отношений и обостряя противоречия между родовой аристократией и массой кочевников в каждой племени.

Лишенные возможности свободно расселяться по более обширной территории за пределами их родного полуострова, арабы встали перед необходимостью силой прорвать византийскую и иранскую границы, чтобы овладеть новыми областями. Процесс образований классов, начавшийся в Аравии в V-VI вв., вызвал зарождение арабского государства. Стали образовываться союзы племен, что являлось непосредственной предпосылкой к объединению всей Аравии. В идеологической области стремление арабов к объединению получило свое отражение в учении ханифов. Ханифы, появившиеся в VI в. в целом ряде арабских племен, решительно восставали против племенных и местных культов, проповедовали веру в единого бога иудейско-христианского типа. Ханифизм был непосредственным предшественником ислама.

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!