Рецепция римского права. Историческое значение римского права и его роль на современном этапе развития российского права



Российская национальная правовая система тяготеет к романо-германской (континентальной) правовой семье. Все основные признаки правовых систем этой семьи производны от рецепции римского права процесса заимствования основных категорий, институтов и других конструкций римского права правовыми системами других государств более позднего периода. Рецепция является одним из проявлений преемственности в праве.

Началом этого процесса принято считать конец XI – начало XII вв., когда в передовых во всех отношениях для того времени странах Западной Европы (прежде всего в Италии и во Франции, а позже и в Германии) с большим интересом стали изучать «универсальное» античное римское право и приспосабливать его для регулирования общественных отношений, прежде всего в частноимущественной их сфере. Образовавшаяся в Болонье школа изучения римского права направила свои усилия на чтение и понимание кодификации Юстиниана, поэтому романистов этой школы называют глоссаторами. 2 Следующее поколение романистов (XIV-XV вв.) называют комментаторами, или постглоссаторами, так как их пояснения к текстам были более пространными, и иногда – проблемно организованными. В XVI-XVIII вв. наиболее активно действовали романисты Франции, что определялось политическим единством страны.

На основе рецепции римского частного права был разработан Гражданский кодекс Наполеона 1804 г. – первый буржуазный гражданский кодекс, в котором римские правовые формы наполнились новым содержанием, а также Германское гражданское уложение, вступившее в силу в объединенной Германской империи 1 января 1900 г.

Процесс рецепции римского права в России происходил не напрямую, а через посредника: уже усовершенствованное римское право попало к нам из Византии вместе с христианством. Особенно активно заимствование древнеримских правовых институтов осуществлялось в эпоху Петровских преобразований, и снова между классическим правом Древнего Рима и российской правовой системой того времени были посредники – правовые системы развитых государств Европы. Кроме того, на «российском варианте» рецепции римского права сказались 74 года советской власти, когда римское право воспринималось как нечто чуждое («мертвое право»), неприемлемое для социалистического образа жизни.

Сегодня Россия в оформлении своей правовой системы во многом опирается на передовой опыт западных государств. Об этом можно судить по содержанию принятых в 1994 – 2001 гг. I, II и III частей Гражданского кодекса РФ. Рецепция римского права в настоящее время – основополагающая составляющая нашей правовой действительности. Изучение римского права, которое является неотъемлемой методологической базой профессионального юридического образования, введено новым государственным стандартом высшего профессионального образования во всех юридических вузах страны.

3. ИСТОРИЧЕСКОЕ СИСТЕМЫ РИМСКОГО ПРАВА:

Рим был государством рабовладельческим. Классу рабовладельцев противостоял класс рабов. Раб был вещью, находившейся в собственности господина, и никаких прав не имел. Права предоставлялись лишь свободным людям, и одной из основных задач римского частного права являлось закрепление за рабовладельцами неограниченной возможности эксплуатировать рабов. Коренное противоположение свободных и рабов, бесправие рабов являлось важнейшим принципом римского частного права, проходящим через всю историю. В силу особенностей исторического развития к I – IV вв. н. э. в составе римского права можно различать отдельные системы, которые возникли не одновременно, а складывались последовательно одна за другой.

· Цивильное право

· Преторское право

· Право народов (ius gentium)

Справедливость

Естественное право (ius naturale)

ЦИВИЛЬНОЕ ПРАВО - древнейшее название этого права – Квиритское право. Цивильное право закрепляло патриархальное строение семьи с безусловным господством домовладыки, в его рамках не было развитого права собственности и всего того, что закономерно обусловливает обращение такой собственности. Отношения гражданства заканчивались на пороге римского дома и определяли только военно-общественную и религиозную деятельность узкого круга глав родов и семей в традициях, восходящих еще к временам военной демократии. Источники цивильного права — обычаи и законы. Это привилегированное право, которое отделяло членов римской общины от неримлян. Эти нормы права исходили от народного собрания, а позднее от сената.

ПРЕТОРСКОЕ ПРАВО - совокупность правил и формул, созданных претором. Источники преторского права — эдикты преторов. Это связано с тем, что эдикты преторов постепенно вытеснили старое cjus civile и создали новую систему норм — преторское право. Преторское право представляло собой наиболее динамично развивающуюся часть римского частного права. Преторское право действовало не только в отношении римских граждан. С разрастанием Римской империи и развитием товарооборота, в который вступали лица, не имеющие римского гражданства, возникла необходимость в правовом оформлении данных отношений. Эта проблема была решена созданием должности претора перегринов.

ПРАВО НАРОДОВ - Jus gentium появилось во второй половине существования Республики в Древнем Риме, когда он стал центром всемирной торговли. С развитием торговли, в Римскую Республику стали прибывать торговцы из разных стран, которые именовались иностранцами (peregrini). Так как jus civile не предусматривало для иностранцев никакой защиты, возникла необходимость урегулирования правовых отношений как между самими иностранцами на территории Рима, так и в случае, когда одной стороной являлся римский гражданин, а другой — иностранец. Разбором таких конфликтов занимался перегринский претор. Источниками jus gentium являются эдикты преторов и магистратов по делам иностранцев. В jus gentium появляются новые средства защиты: преторские иски, реституция, интердикт и введение во владение (неисковой способ защиты).

 

СПРАВЕДЛИВОСТЬ - Практикой юристов был введен в обиход принцип справедливости. Считалось не совместимым с принципом справедливости, чтобы кто-нибудь путем обмана (dolus) извлекал какую-либо выгоду. Противоположность обману составляла добрая совесть — bona fides. Когда претор во многих формулах предписывал судье вынести решение, принимая во внимание соображения доброй совести, то это было лишь применением на практике принципов aequitas. Этот принцип находил особо широкое применение в преторском эдикте и, таким образом, us aequum проникало многие положения эдикта и преторского права.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО - Цицерон первый определил его как требования морали и утверждал, что право покоится на неизменном нравственном сознании и законе, который природа вложила в сердца всем людям. В этом определении как право народов, так и естественный разум, в качестве его естественного источника, совершенно освобождаются от принадлежности к правовой системе какого-либо государства и возводятся до степени порядка, соблюдаемого всем человечеством.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 37; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!