Солнечные Ангелы – Агнишватты



Вводные замечания

Мы приступаем к рассмотрению Агнишватт, или Огненных 680] дэв ментального плана, – наиболее обширной и значительной теме, связанной с нашей планетарной эволюцией. Она имеет в высшей степени оккультное значение для человека, поскольку эти Солнечные Ангелы[207] имеют отношение к его собственной сущностной природе, а также являются той творческой силой, посредством которой он работает. Для всех практических целей и освещения духовной эволюции человека данный раздел представляет огромный интерес и имеет первостепенное значение; он должен стать одним из наиболее широко изучаемых разделов настоящего трактата. Человек всегда испытывает к себе глубокий интерес, и прежде чем он сможет должным образом развиваться, ему необходимо научно понять законы собственной природы и состав собственного «способа выражения». Он должен также до некоторой степени осознать взаимоотношение трёх огней, с тем чтобы в будущем «воссиять» самому.

Вопрос об этих Огненных Дхиани и их отношении к человеку представляет собой глубочайшую тайну. Вся эта тема настолько обросла путаными легендами, что учащиеся почти отчаялись когда-либо обрести желанную и необходимую ясность мышления. Пока нет возможности полностью рассеять облака, скрывающие главную тайну, однако благодаря должной систематизации и синтезу, а также осторожному дополнению к уже сообщенной информации, представления мудрого учащегося могут стать несколько более упорядоченными.

В «Тайной Доктрине» есть два утверждения, которые часто упускаются из виду при поверхностном чтении. Если над ними 681] достаточнопоразмыслить, они сообщают много сведений. Давайте же отметим их:

1. Необходимы два соединяющихся принципа. Это требует живого духовного Огня среднего принципа из пятого и третьего состояний Плеромы. Этот огонь принадлежит Треугольникам.

2. Эти Существа – Нирвани предыдущей махаманвантары.

Мы в какой-то мере рассмотрели дэв эволюционной направленности, которые получили общее название «лунные Питри».[208] Эти лунные Питри разделены на четыре группы и заняты строительством двойственного физического тела человека, его астрального и низшего ментального тел; эти оболочки энергетизируются силой Питри через посредство постоянных атомов. Но при исследовании субъективной природы человека их надо рассматривать как три группы – эфирная, астральная и низшая ментальная. Работа Агнишватт (самосознательных принципов, Строителей, или конструкторов, эгоического тела на высших ментальных уровнях) заключается в том, чтобы объединить три высших принципа – атма, буддхи, манас – с тремя низшими и так стать поистине средним принципом человека. Сами они происходят от логоического среднего принципа.[209] Так завершается эзотерическая семерка. Физическое тело в своём самом плотном проявлении, как мы знаем, эзотерически принципом не считается.

682] Дэвы низших ментальных уровней работают с человеком через ментальную единицу и разделены, грубо говоря, на четыре группы, будучи в действительности первой конденсацией троичного низшего тела человека. Они образуют часть его лунного тела. Они напрямую связаны с высшими духовными сущностями и представляют собой самое низшее проявление силы, эманирующей с Космического ментального плана и устанавливающей связь с человеческой Иерархией через ментальные единицы. Они – газообразные дэвы логоического физического тела. В данный момент мы не будем разбирать их более подробно, так как при изучении пятого принципа некоторые положения станут яснее, а их работа в связи с человеком может быть раскрыта дальше по ходу нашего рассмотрения. Сейчас обилие подробностей только усложнит предмет.

Давайте выясним, что же мы рассматриваем. Это:

1. Пятое состояние сознания, называемое ментальным планом.

2. Субстанция этого плана, существующая в двух аспектах: рупа и арупа.[210]

3. Жизни, одушевляющие эту материю, особенно в их отношении к человеку.

4. Эго, или самосознательные единицы, образующие среднюю точку проявления.

5. Строительство каузального тела, открытие эгоического Лотоса и создание групп, которые мы называем эгоическими группами.

6. Индивидуальность тех Существований, которые мы называем:

а) Агнишваттами;

б) Манасадэвами;

в) Огненными дхиани;

г) Солнечными Ангелами, или Солнечными Питри;

д) Асурами;

и многими другими именами, упоминаемыми в оккультных книгах.

683] В умах учащихся существует большая путаница относительно различия между Агнишваттами, которые воплотились в качестве человека, и теми, кто просто отвечал за внедрение манасической, или ментальной, искры в животного человека. Это открывает для нас тему самой индивидуализации и воплощения некоторых духовных существований, о которых, когда они находятся в телесной форме, говорят как об Аватарах, Буддах Действия или прямых проявлениях Логоса. Вся эта тайна скрыта в отношениях между индивидуальными Монадами, образующими различные центры в теле Планетарного Логоса, и самосознательной Индивидуальностью Самого Планетарного Логоса. Здесь учащийся должен учитывать тот факт, что ментальный план есть первый аспект плотного физического тела Планетарного Логоса, а буддхический план – это космический эфирный план, тот, на котором находятся эфирные центры Небесного Человека.

С буддхического плана (в планетарном или солнечном смысле) приходит жизненность и импульс, гальванизирующий плотный физический проводник для целенаправленного и согласованного действия; поэтому именно на ментальном плане этот импульс ощущается в первую очередь и контакт между двумя планами осознаётся. Здесь содержится намёк, который, если над ним подумать, послужит своей цели. Учащемуся необходимо осмыслить место и назначение ментального плана и то, как этот план соотносится с Планетарным Логосом и Солнечным Логосом. По мере все более глубокого исследования природы своего собственного эфирного тела, он должен распространить это знание на высшие уровни и стараться понять состав той большей сферы, частью которой он является. Когда им будет лучше понята природа его собственных центров и эффективность их воздействия на его плотное физическое тело, он придет к более полной оценке соответствующего процесса в теле Логоса.

Именно на ментальном плане (отражении в трёх мирах третьего и пятого состояний Плеромы*) ощущается полная сила самой 684] эфирной жизненности. Намек на значение этого факта можно обнаружить в том, что эфирное тело человека принимает и передает прану непосредственно в физическое тело и что жизненность физического каркаса определяется, главным образом, состоянием и работой сердца. Сердце распределяет жизненность по мириадам клеток, составляющих плотную физическую оболочку. Нечто аналогичное видно в утверждении о том, что огненные дэвы – это «Сердце в теле Дхиан Чохана»,[211] поскольку их энергия поступает из Духовного Солнца, так же как энергия пранических дэв эфирного тела поступает из физического Солнца. Эта энергия Агнишватт проявляется на ментальном плане, газообразном подплане Космического физического плана, также как энергия эфирных центров, расположенных на четвертом эфирном подплане, в первую очередь и наиболее мощно воздействует на газообразную материю физического тела. Вот почему Сыны Мудрости, воплощающие буддхический принцип, жизненную силу, или аспект любви, тем не менее известны на пятом плане как самосознательные принципы; буддхи использует манас в качестве своего проводника, и оккультные авторы зачастую говорят в терминах этого проводника. Эго, или самосознательная Индивидуальность, в сути своей – поистине Любовь-Мудрость, но проявляется оно в первую очередь как мыслящее сознание.

Попытаемся тщательно изучить следующее утверждение, касающееся кама-манаса и относящееся к условиям, обеспечивающим индивидуализацию, или приводящим Монады, ищущие полного самовыражения, к самосознательному Бытию. Вот оно:

Только когда сердечный центр Небесного Человека оживляется и достигает определенной вибрационной мощности (это происходит циклически, причем цикл у Каждого из Них свой), становится возможной индивидуализация Монад согласно Закону.

Только когда тройственное плотное физическое тело Планетарного Логоса (выраженное нашими тремя мирами – ментальным, астральным и плотным физическим планами) достигает 685] соответствующей вибрации, повторив циклическое развитие предыдущей махаманвантары, производится тот вибрационный контакт, который приводит к воссиянию эгоических групп на ментальном плане. Он вызывает проявление сердечных импульсов Небесного Человека и, следовательно, вводит в объективность те Монады (энергетизированные жизнью Сердца), которые формируют различные центры. «Древний Комментарий» гласит:

«Когда Сердце Тела пульсирует духовной энергией, когда его семеричное содержимое трепещет под духовным импульсом, тогда токи распространяются и циркулируют, и божественное проявление становится Реальностью; божественный Человек воплощается».

Аналогия на физическом плане наблюдается в жизненной стимуляции, ощущаемой между третьим и четвертым месяцем дородового периода, когда сердце ребенка начинает пульсировать жизнью и становится возможным индивидуальное существование.

Эта жизненная вибрация эманирует из души матери (соответствия Плеромы, или универсальной Души) и совпадает с пробуждением третьей спириллы постоянного физического атома младенца. Необходимо иметь в виду следующее: так же как в каждом круге быстро повторяются все предыдущие стадии, так же как зародыш в течение внутриутробного периода повторяет в процессе своего формирования эволюцию, или историю, предыдущих царств, так и в Солнечной системе наблюдается подобная процедура. Когда достигается определенная точка и три низших плана[212] вибрируют, или насыщены энергией, тогда космическое воплощение становится возможным; «Сердце» оккультно пробуждается, и рождается «Сын Божий», выражение желания и любви Логоса.[213] Космическое воплощение определенных возвышенных Существ завершено, и одним из показателей этого является появление эгоических групп на ментальных уровнях и, как следствие, 686] индивидуализация. Метод и время могут различаться в зависимости от природы конкретного Планетарного Логоса, но для всех и каждого «Сердце Тела» должно трепетать пробуждающейся жизнью, прежде чем придет отклик от низшего. Лунные Питри должны продолжать работу в нашей схеме и системе, пока Солнечные Ангелы, трепеща в предвкушении, не завладеют формами, подготовленными благодаря усилиям Лунных Питри, и начнут стимулировать эти формы для самосознательной жизни и самостоятельного существования. Поэтому четыре великих схемы Солнечной системы, являющиеся проводниками четырёх Планетарных Логосов (составляющих логоический Кватернер), должны достичь определенной стадии вибрационной способности и сознания, прежде чем аналогичное событие произойдет во всей своей полноте в Солнечной системе и низшие четыре синтезируются с высшими тремя. Логоическое сердце трепещет, и отклик приходит уже из всех схем, поскольку во всех них вибрируют три спириллы, однако Сын Божий пока ещё не полностью космически самосознателен. По мере прихода отклика центры пробуждаются. На сердечную стимуляцию полностью отзывается один логоический центр – это Венера, которая проходит свой последний круг.

Если учащийся пытается отделить нашу Солнечную систему от той, что ей предшествовала, и если он считает пралайю в конце нынешней махаманвантары заключительной, полным завершением всего, то он ошибается. В предыдущей системе Космический физический план достиг определенной вибрационной способности, дэвы внутренних топок (относительно) высоко развились, после чего вспыхнули «огни материи». В той более ранней системе достигли самосознания определенные Существования, являющиеся теми «нирвани», о которых говорит Е.П.Б..[214] Как и следовало ожидать, они характеризуются активным интеллектом, обретенным и развитым в ходе материальной эволюции в предшествующей махаманвантаре. Они –Манасадэвы и в своей сумме 687] являются проводниками Божественного Ума, дхиан-чохани-ческими силами, совокупностью Ах-хи. В нынешней Солнечной системе доминирующей становится вибрация Космического астрального плана, и благодаря этой вибрации, проходящей через Четвертый космический эфир (на котором, как ранее утверждалось, находятся эфирные центры Планетарного Логоса) и наш системный астральный план, становятся возможными определенные события. «Сыны желания», логоического или человеческого, могут усвоить определенные уроки, пройти через необходимый опыт и добавить раскрытую способность любви-мудрости к ранее обретенному интеллекту.

Наш Солнечный Логос и Небесные Люди поляризованы на Космическом астральном плане, и результат воздействия Их жизненной энергии, протекающей через системное «Сердце», может наблюдаться в активности астрального плана и в той роли, которую секс и страсть играют в развитии человека. По завершении нашей махаманвантары будут готовы к проявлению в будущей, Третьей системе нирвани, которые по самой своей сути будут «активной интеллектуальной любовью». Им придется ждать, пока пять низших планов системы не достигнут стадии вибрационного развития, которая позволит им прийти – так же как нирвани в нашей системе ждали, когда три низших плана станут адекватными по своему вибрационному отклику. Сейчас мы говорим в терминах Небесных Людей. В Земной схеме эта аналогия проявлена в приходе Эго в Третьем круге, в третьей коренной расе и в третьей цепи. Индивидуализация, как мы её понимаем, была возможна не ранее, чем было достигнуто «третье состояние плеромы», как в смысле универсальном, применительно к Небесному Человеку, так и в относительном – в связи с человеческой единицей.

Если смотреть снизу вверх, то речь идет о животном третьего царства, которое индивидуализируется. Если смотреть сверху вниз, то пятое, духовное царство одушевляет третье и производит четвертое, или самосознательное человеческое царство. Эти цифры 688] следует изучить, поскольку они содержат тайну, и хотя истинное оккультное значение не может быть раскрыто до Третьего главного посвящения, а полностью понято – не ранее Пятого, на эту сложную картину всё же можно попытаться пролить свет. Равным образом и в будущей Солнечной системе индивидуализация (если столь неадекватный термин вправе употребляться по отношению к состоянию сознания, невообразимому даже для посвященного Третьего посвящения) станет возможной не ранее второй или шестой стадии Плеромы. Сознание тогда вспыхнет на Монадическом плане, и именно он станет планом индивидуализации. Все состояния сознания ниже этого высокого уровня станут для Логоса тем же, чем сейчас для Него является сознание трёх миров. Так же как физическое тело человека – не принцип, так и все планы ниже Четвертого космического эфира в настоящее время Логосом не считаются принципами.

Наши нынешние Солнечные Ангелы, или огненные Дэвы, займут тогда положение, аналогичное тому, какое занимают сейчас лунные Питри, ведь все они будут составлять часть божественного сознания, хотя эзотерически будут считаться находящимися «ниже порога» сознания. Человек должен научиться контролировать, направлять и использовать дэва-субстанции, из которых сделаны его низшие оболочки. Эта цель подразумевает развитие полного самосознания, которое осуществляется при посредничестве Солнечных Ангелов, строящих и оживотворяющих эгоическое тело; именно благодаря им самосознание становится фактом. В следующей Солнечной системе они тоже перестанут воплощать тот тип сознания, к которому стремится человек. Ему нужно будет подняться до ещё большей реализации, и именно в результате оккультного «попрания» Солнечных Ангелов эти высшие типы реализации станут возможны. В нынешней Солнечной системе человек должен подниматься посредством попрания змеи материи. Он возвышается благодаря владычеству над материей и сам становится змеем мудрости. В будущей Солнечной системе он взойдет наверх при помощи «змея мудрости» и благодаря господству и контролю над Агнишваттами придет к тому, 689] чего пока не в состоянии постичь даже просветленный ум наивысшего Дхиан-чохана.

А. Пятый принцип

Солнечные Ангелы – это Питри, строители тела Эго, творцы индивидуализации, или самосознания, Агнишватты, великие дэвы Ума.

В качестве введения в этот огромной важности практический предмет, а также в попытке связать нынешнюю Солнечную систему, в её фундаментальном манасическом аспекте, с предыдущей и будущей, были изложены некоторые широкие общие положения.

Раздел, к которому мы подходим сейчас, описывает развитие божественных Манасапутр. Они рассматриваются как коллективное целое, включающее в себя Божественный Ум, а индивидуальная Монада, которая отзывается на Их жизнь, рассматривается как часть тела этих Дхиани Будд.

(а.) Пятый принцип, рассматриваемый космически. Здесь уместно привести оккультное изречение, которое содержит ключ к тайне пятеричных Дхиани:

«Высшие Три в циклическом созвучии старались познать и быть познанными. Низшие три (восьмой мы здесь не учитываем) не знали и не видели; они только слышали и осязали. Четвертого не было. Пятый (который также четвертый) образовал в срединной средней точке космическое ТАУ, которое отразилось в космическом Седьмом».

Е.П.Б. утверждает,[215] что индивидуализированная Монада обладает более духовным сознанием, чем сама монада на своем собственном, втором плане. Нужно помнить, что Планетарные Логосы находятся в нашей системе лишь в Своем физическом 690] воплощении, а Их тела индивидуализации – на Космическом ментальном плане, поэтому полное выражение во время проявления для Них невозможно. Следовательно, если провести аналогию, человек способен полностью выразить себя во время проявления лишь тогда, когда он достигает «сознания высоких мест». Поэтому уже в самом начале нашего исследования пятого принципа следует указать, что божественные Манасапутры на своем собственном плане должны рассматриваться с точки зрения физического воплощения, тогда как человек может рассматриваться с точки зрения того, что для него является духовным аспектом.[216]

Человеческая индивидуализация, или возникновение самосознательных единиц на ментальном плане, включена в более объемлющее развитие, так как она синхронизирована с присвоением Планетарным Логосом плотного физического тела, которое состоит из материи наших трёх низших планов. По мере всё большего своего оживления эфирные центры Манасапутр на Четвертом космическом эфирном плане вызывают повышенную активность на системном ментальном плане, Космическом газообразном, и начинают давать о себе знать сознание Небесного Человека и Его жизненная энергия. Одновременно, согласно Закону, с пятого космического плана – Космического ментального плана – вливается умственная сила, или манасическая энергия. Эта двойственная энергия, соприкасаясь с тем, что присуще плотному физическому телу Логоса, производит соответствующие изменения в центрах на этом плане, и появляются эгоические группы. Латентно они сочетают три типа электричества и сами представляют собой электрические явления. Они состоят из тех атомов, или типов жизни, которые являются частью Четвертой 691] Творческой Иерархии, совокупности чисто человеческих Монад. Эта тройная сила, порожденная сознательным присвоением Небесным Человеком плотного физического тела, похожим образом оживотворяет дэва-субстанцию, и плотное физическое тело Планетарного Логоса проявляется объективно. Вот что имеется ввиду в утверждении о том, что дэвы находятся только в трёх мирах. Это утверждение аналогично тому, что человечество находится только в трёх мирах; тем не менее человеческие Монады семи типов находятся на плане духа, а поскольку это план двойственности, дэва-монады тоже находятся там.

Учащимся всегда нужно помнить, что эти оккультные темы могут излагаться двояко:

В терминах трёх миров, или с точки зрения логоического плотного физического тела.

В терминах силы или энергии, или с точки зрения логоического тела праны, или жизненности, четырёх космических эфиров.

То, что мы понимаем под пятым принципом, есть всего лишь выражение на каузальном плане той силы, или энергии, что поступает из логоического каузального тела на Пятом космическом плане через логоическое соответствие ментальной единицы. (Эти соответствия включают понятия, недоступные в наше время даже посвященному). В Пятом круге внутреннее значение станет для ученика более очевидным. По мере того как логоическая воля последовательно трансмутируется в желание и тем самым производится физическое воплощение, происходит гигантский приток животворной силы с Пятого космического плана, который поступает на наш пятый, ментальный план. Именно эта сила в нужный циклический момент вызывает определенные события во времени-пространстве и в трёх мирах – Его плотном физическом теле. Первое из этих событий – присвоение Логосом этого плотного 692] физического проводника, возникновение физического Солнца и физических планет. Хотя оно, с нашей точки зрения, занимает невообразимо долгий период времени, для Логоса это всего лишь краткий период созревания, который проходят все тела. Второе важное событие – это присвоение различными Праджапати,[217] или Небесными Людьми, своих физических тел – опять-таки в разное время и в соответствии со своей эволюционной стадией. Для семи оно осуществляется позже, чем для трех. Представление о смысле этого различия может быть получено учащимся, когда он разберется в процессе воплощения Эго.

Какую же последовательность мы обнаруживаем? Прежде всего импульс, или волю-быть, эманирующую с ментального плана, затем желание, эманирующее с астрального плана и вызывающее проявление на плотном физическом.

Эту идею следует распространить на трёх Логосов, или на три логоических Аспекта, и тогда мы получим ключ к тайне девяти Сефирот, тройного Тримурти.

Следует отметить ещё одно событие – это принятие индивидуальными Монадами, в более поздний период во времени и пространстве, своих тел проявления.

Приток этой силы, или энергии, эманирующей из пятого логоического Принципа, вызывает две вещи:

1. Принятие семеричным Логосом Своего плотного физического тела.

2. Появление на пятом системном плане каузальных тел человеческих Монад.

Для большей Жизни – это воплощение.

Для меньших жизней – это индивидуализация.

Над этим следует поразмыслить.

693] Таким образом, всем мыслителям должно стать очевидным, почему пятый принцип побудил третий аспект к самосознательной активности.

(б.) Пятый принцип, рассматриваемый в аспекте гилозоизма. [218] Продолжая наше исследование пятого логоического Принципа, теперь осмыслим его в аспекте гилозоизма. Мы убедились, что этот принцип можно рассматривать как силу, энергию, или качество, эманирующее из логоической ментальной единицы на Космическом ментальном плане. Это неизбежно оказывает определенное действие на пятый системный план и на пятый подплан физического плана, газообразный. Прежде чем подробно разбирать тему Агнишватт, усвоим три пункта:

Во-первых, следует помнить, что все планы нашей системы, если рассматривать их как дэва-субстанцию, являются спириллами в физическом постоянном атоме Солнечного Логоса. На это указывалось и ранее, но здесь следует это вновь подчеркнуть. Всё сознание, вся память, все способности хранятся в постоянных атомах, и, следовательно, мы имеем дело с этим сознанием, поэтому учащемуся нужно иметь в виду, что логоическое сознание (как бы не было оно удалено от Реальности) центрируется именно на атомных подпланах. Постоянный атом Солнечной системы, так же относящийся к логоическому физическому телу, как человеческий постоянный атом – к физическому телу человека, является приёмником, или получателем, силы, а потому восприимчив к силовым эманациям из другого внесистемного источника. Некоторое представление об иллюзорном характере проявления, как человеческого, так и логоического, можно получить из сопоставления постоянных атомов с остальной структурой. В отдельности 694] от постоянного атома человеческого физического тела не существует.

Опять-таки формы, как и царства, различаются в соответствии с природой протекающей через них силы. В животном царстве то, что соответствует постоянному атому, отзывается на силу инволюционного характера, эманирующую из определенной группы. Человеческий постоянный атом отзывается на силу, эманирующую из группы на эволюционной дуге, и на Луч того Планетарного Логоса, в теле Которого человеческая Монада занимает определённое место.

Во-вторых, следует заметить, что ввиду вышеизложенного очевидно, что мы в данный период манасического притока и развития заинтересованы в достижении полной жизненности и активности пятой логоической спириллы. Это оживление выражается в интенсивной активности ментального плана, и об этом же свидетельствует тройственная природа электрических явлений.

а) Атомный подплан............. манасические............. позитивные

постоянные атомы

б) Четвертый подплан.......... ментальные................ негативные

единицы

в) Эгоические группы........... каузальные тела........ нейтральные, равновесие

695]
Все они выявляются в ходе эволюции. Здесь мы имеем дело с аспектом субстанции и рассматриваем энергию в её различных проявлениях. Отклик дэва-субстанции на приток силы на ментальный план воздействует на Логоса, или Семеричность, тройным образом:

1. Он приводит к сильному повышению жизненности логоических центров в Четвертом космическом эфире в результате обратного действия, которое ощущается и выше, и ниже плана активности.

2. Он стимулирует усилия высших представителей третьего царства, и этим достигается двойственный результат: на физическом плане появляется четвертое царство природы, а Триады отражаются на ментальном плане в каузальных телах, находящихся на нём.

3. Как ранее утверждалось, плотные физические тела связаны и скоординированы с эфирными телами Солнечного Логоса и Планетарного Логоса. Следовательно, три низших плана синтезируются с четырьмя высшими, и дэвы предыдущей махаманвантары, или солнечного цикла, приводятся в соединение с дэвами нового порядка, ожидавшими подходящих условий. Процесс физического воплощения Логоса завершается. Взаимное притяжения и взаимодействие с высшей силой трёх низших царств, негативных по отношению к этой силе, приводят к возникновению четвертого, или человеческого, царства. Три огня – ума, Духа и материи – соединяются, и работа раскрытия полного самосознания начинается.

Наконец, учащемуся нужно очень внимательно исследовать значение чисел 3, 4 и 5 в эволюции сознания. До сих пор нумерология изучалась в основном – и это правильно – в аспекте субстанции, и мало – с точки зрения обладающей сознанием энергии. Триада, например, обычно рассматривается нашими учащимися в виде треугольника, составленного манасическим, буддхическим и атмическим постоянными атомами; куб означает низшего материального человека, а пятиконечная звезда зачастую интерпретируется очень довольно материально. Такое видение необходимо и должно предшествовать изучению субъективного аспекта, но оно ставит акцент скорее на материальном, чем на субъективном; тем не менее этот предмет должен изучаться с точки зрения психологии. В нашей Солнечной системе упомянутые числа – самые важные с позиции эволюции сознания. В предыдущей системе тайну 696] скрывали числа 6 и 7. В будущей системе ими будут 1 и 2. Всё это относится только к психическому развитию. Позвольте мне проиллюстрировать: пятиконечная звезда на ментальном плане означает (кроме прочего) эволюцию пятого принципа посредством пяти чувств в трёх мирах (которые также можно рассматривать и в пятеричной дифференциации), достижение самосознания и развитие пятой спириллы.

На буддхическом плане, открывающемся при посвящении, число пять означает полное развитие пятого принципа, или качества, завершенный цикл Эго на пяти Лучах под водительством Мохачохана, усвоение всего, чему можно на них научиться, и достижение не только полного самосознания, но и сознания группы, к которой человек принадлежит. Это подразумевает полное раскрытие пяти из эгоических лепестков; четыре остальных откроются перед последним посвящением.

При посвящениях на ментальном плане над головой посвящаемого вспыхивает пятиконечная звезда. Это относится к первым трем посвящениям, проходящим в каузальном проводнике. Было сказано, что первые два посвящения происходят на астральном плане, и это верно, но это утверждение дало повод для недоразумения. Посвящения сильно глубоко ощущаются в астральном и физическом телах, а также на низшем ментальном, и приводят к контролю над ними. Поскольку основной эффект ощущается в этих телах, посвященный может считать, что посвящения происходят на соответствующих планах, по причине яркости этого эффекта и стимуляции главным образом астрального тела. Однако всегда необходимо помнить, что главные посвящения принимаются в каузальном теле или – при отделении от этого тела* – на буддхическом плане. При последних двух посвящениях, которые освобождают человека от трёх миров и позволяют ему функционировать в логоическом теле жизненности и управлять силой, оживотворяющей этот логоический проводник, 697] посвященный становится пятиконечной звездой. Она нисходит на него, соединяется с ним, и его можно видеть в самом её центре. Это нисхождение осуществляется действием Посвятителя, владеющего Жезлом Могущества, и вводит человека в соприкосновение с тем центром Тела Планетарного Логоса, частью которого он является; это происходит сознательно. Два посвящения, называемые Шестым и Седьмым, происходят на атмическом плане; пятиконечная звезда «вспыхивает изнутри себя», как это выражено в эзотерической фразе, и становится семиконечной звездой; она нисходит на человека и он вступает в Пламя.

Посвящение и тайна чисел относятся, главным образом, к сознанию, а не к «способности функционировать на плане», и не к энергии материи, как можно заключить из множества оккультных книг. Они имеют отношение к жизни субъективной, жизни как части сознания и самореализации Планетарного Логоса, или Владыки Луча, а не к жизни в материи в нашем понимании. Небесный Человек функционирует в Своём праническом проводнике, в котором находится Его сознание, относящееся к нам в данной системе. Он сознательно работает через Свои центры.

Суммируем: в эволюции сознания имеется стадия, когда 3, 4 и 5 сочетаются и сливаются в совершенстве. Путаница по этому поводу возникает по двум причинам, зависящим от точки индивидуального достижения учащегося. Мы интерпретируем и окрашиваем утверждения в соответствии с состоянием нашего собственного внутреннего сознания. Е.П.Б. намекает на это[219] при обсуждении принципов; толкование этих цифр зависит также и от применяемого ключа. Пятое, или духовное, царство открывается, когда единицам четвертого царства удаётся оживить пятую спириллу во всех атомах троичного низшего человека, когда они 698] раскрыли три эгоических лепестка и находятся в процессе раскрытия четвертого и пятого и когда они начинают осознавать праническую силу Небесного Человека.

(в.) Солнечные Ангелы и пятый принцип. Теперь мы можем исследовать Сущности, связанные с этим пятым принципом, и их воздействие на эволюцию сознания.

Для человека Солнечные Ангелы, Агнишватты, производят объединение духовной Триады, или божественного «Я», с Кватернером, или низшим «я». Для Логоса, солнечного или планетарного, они обеспечивают условия, при которых эфирное тело и плотное физическое тело становятся единицей.

Они демонстрируют особый тип электрической силы. Их работа – смешивать и сплавлять, и, кроме всего прочего, они – «трансмутирующие огни» системы, агенты, которые проводят жизнь Бога через свои тела пламени по мере её нисхождения из высшего в низшее и, снова, по мере её восхождения от низшего к высшему. В своих наивысших группах они связаны с той частью логоического головного центра, что соответствует сердцу, и в этом – ключ к тайне кама-манаса. Камические ангелы оживотворяются из «сердечного» центра, а манасические ангелы – из логоического головного центра через точку внутри этого центра, связанную с сердцем. Эти две преобладающие группы составляют совокупность кама-манаса во всех его проявлениях. Существуют три группы Солнечных Ангелов, все они связаны с аспектом самосознания, все они соединены с пятой спириллой логоического постоянного атома и энергетизируются ею, и все работают как единица.

Одна группа, наивысшая, связана с головным центром Логоса – солнечного или планетарного. Она работает с манасическими постоянными атомами и выражает волю-быть в плотном физическом воплощении. Её могущество чувствуется на атомном и втором подпланах. Она – субстанция и жизнь этих планов. Другая 699] группа определённым образом связана с каузальными телами всех Эго и имеет первостепенное значение в нынешней Солнечной системе. Она исходит из сердечного центра и выражает его силу. Третья группа, соответствующая горловому центру, демонстрирует свое могущество на четвертом подплане через ментальные единицы. Она – совокупность способностей Эго к зрению, слуху и речи (звучанию) в строго оккультном смысле.

Здесь можно дать намек для тех, кто обладает способностью видеть. С пятым логоическим принципом в его троичном проявлении связаны три созвездия: Сириус, две из Плеяд и одно небольшое созвездие, чье название учащийся должен определить с помощью интуиции. Эти три созвездия контролируют присвоение Логосом Своего плотного тела. Когда последняя пралайя закончилась и скоординировалось эфирное тело, в Небесах, согласно закону, сформировался треугольник, который позволил прийти потоку силы, производящему вибрацию на пятом системном плане. Этот треугольник существует до сих пор и является причиной непрерывного притока манасической силы. Он связан со спириллами в ментальной единице Логоса, и пока поддерживается его воля-быть, протекание энергии будет продолжаться. В Пятом круге приток манасической силы будет чувствоваться максимально.

Обсуждая Сущности,[220] давшие человеку манасический принцип, мы должны помнить, что они – существа, достигшие в предыдущих манвантарах своей цели и ждавшие в нынешнем круге 700] подходящего момента, чтобы войти и продолжить свою работу. Параллельный процесс можно увидеть в приходе – во времена Атлантиды – Эго из Лунной цепи. Аналогия неточная, так как на Луне имели место своеобразные условия, и лунные Эго были приведены в то время в силу особой кармической цели.

Следует помнить, что на Луне пятый принцип манаса вызревал нормально, инстинкт постепенно развивался, пока незаметно не перешел в манас, поскольку имел подобную природу. В нашем круге особые условия потребовали внепланетарной стимуляции, и эта особая группа Питри обеспечила переход низшего в высшее путём нисхождения энергии из внесистемного центра через Прототип Земли*.

Три центральных круга, плана и принципа – самые важные для эволюции самосознательных единиц в нашей системе, и работа в направлении совершенства трёх, четырёх и пяти отмечает для Планетарного Логоса, как и для человека, цикл зрелости. Более ранний цикл относится к росту, более поздний отмечает сбор плодов предыдущего опыта. В этом же аспекте могут рассматриваться и Три Зала, причем средний период соответствует Залу Обучения.

Эти манасадэвы работают на всех планетах, всегда тремя группами, но их методы различаются в соответствии со стадией эволюции планеты и кармой её Планетарного Владыки. Метод их работы на Земле можно изучить по «Тайной Доктрине», он – самый важный и интересный для людей в наше время.[221] Следует тщательно рассмотреть эти три группы с точки зрения их оккультной работы, на которую намекают следующие определения:

а) Те, кто отказался воплощаться.

б) Те, кто внедрил искру манаса.

в) Те, кто принял тело и сформировал тип.

701] Вторую, промежуточную, группу (б) можно подразделить на две меньшие:

а) Те, кто внедряет искру манаса,

б) Те, кто питает и раздувает скрытое пламя в лучших типах животного человека,

что опять же даёт нам в итоге пять. Эти утверждения были приняты буквально, но до сих пор мало внимания обращается на их реальный смысл. Учащийся извлечет для себя большую пользу, если исследует предмет с точки зрения энергии и магнетического взаимодействия. Те, кто отказался воплощаться, или энергетизировать своей жизнью подготовленные формы, действовали по Закону, и их сопротивление воплощению в эти формы было основано на магнетическом отталкивании. Они не могли энергетизировать предоставленные формы, так как это вызвало бы сопротивление того, что оккультно является тем же самым. Меньшее не было негативно к большей Жизни. Там же, где была внедрена Искра, имелась восприимчивость негативного аспекта к позитивной силе и потому – прогресс в работе. В каждом случае есть дэва-субстанция одной полярности, энергетизированная другой полярностью с целью (в результате их взаимодействия) уравновешивания сил и достижения третьего типа электрических явлений.

Вопрос о приходе Владык Пламени будет обсуждаться далее под заголовком «Индивидуализация». Здесь же мы рассматриваем лишь работу этих сил этих Чоханов в системном и космическом смысле. Эти солнечные существа, будучи освобожденными интеллектуальными Сущностями, пребывали в пралайе вторичной природы, пока не подошло время для их повторного проявления. Когда прозвучало СЛОВО, породившее в Триаде желание самовыражения, а звук низшего проявления смешался с ним и возвысился до Небес, как говорится об этом в оккультных книгах, тогда 702] пришел отклик от некоторых родственных созвездий. Это высвободило энергию, которая устремилась в Солнечную систему, неся с собой тех Солнечных Ангелов, которые «покоились в Сердце Бога, пока не настал час». Их появление на ментальном плане привело к объединению Духа и материи, которые породили самосознательную Индивидуальность, Эго. На космических уровнях аналогичный процесс происходит с такими величественными Индивидуальностями как Солнечный Логос и семеричные Жизни.

Стимуляция, происходящая в логоическом теле, подобна схождению энергии стремящегося к воплощению человеческого существа с плана интенсивного намерения, ментального плана, в физический проводник на газообразном, или пятом подплане. Более или менее похожий процесс, связанный с этой энергией, наблюдается также в случае, когда в человеческом теле она стимулирует жизнь индивидуальной клетки, привлекая ее к относительному интеллектуальному сотрудничеству в групповой работе и позволяя занять свое место в составном теле. Так же обстоит дело и с человеческими Монадами, клетками логоического тела. Когда наука признает этот факт (что едва ли случится в скором времени), будет обращено внимание на неуловимые, летучие сущности, или эссенции, присутствующие в теле, а также на связь сердечного центра с этими газообразными элементами. Будет обнаружено, что сердце – это не только мотор, осуществляющий циркуляцию жизненных флюидов, но и генератор определенного вида интеллектуальной эссенции, являющейся позитивным фактором в жизни клетки.

Отсюда можно получить некоторое представление о микрокосмическом процессе, поскольку индивидуализация единиц вызывается макрокосмическим событием, производящим следствия в микрокосме.

Последнее положение следует подчеркнуть особо. В оккультном понимании пять Кумар, или Умом-рожденных Сынов Брахмы, воплощают манасическую силу на нашей планете; но Они 703] лишь отражают (в Иерархии нашей планеты) функцию пяти Кумар, или Риши, Которые являются Владыками пяти Лучей, проявляющихся через четыре меньшие планеты и синтезирующую планету.

Указанные пять Кумар – каналы манасической силы, и один из Них, Владыка планеты Венера, воплощает в Себе функцию Пятой Иерархии. Этим объясняется активность Венеры в момент индивидуализации в нашем круге. В следующем круге Пятая Иерархия будет таким же образом использовать нашу Земную схему, и тогда мы во всей полноте увидим работу манаса в человеческом семействе. Пятая Иерархия Агнишватт в своих многочисленных степенях воплощает «принцип Я», порождает самосознание и выстраивает тело человеческой реализации. Во времени-пространстве и на ментальном плане они – сам Человек в своей сокровенной сути. Они позволяют ему выстроить собственное тело причин, раскрыть собственный эгоический лотос и постепенно освободиться от ограничений сооруженной им формы, чтобы перейти со временем на линию восприятия другого типа энергии, энергии буддхи. Другими словами, благодаря Их работе человек со временем может быть сознательным без манасического проводника, ведь манас – всего лишь форма, через которую проявляется более высокий принцип. Жизнь Бога циклически подпадает под влияние различных Иерархий, или сил, каждая из которых временно строит для этой жизни проводник, пропускает её через свою субстанцию, тем самым придавая ей определенное качество, или окраску, и повышая её вибрационную способность до тех пор, пока в конечном счете эта жизнь не освободится от иерархического ограничения. Тогда она возвращается к своему вечному Источнику, обладая возросшей энергией и обогащенная опытом в результате этих разнообразных переходов.

Тщательно усвоим, что Лучи – это позитивный аспект в проявлении, который нисходит на негативную материю, дэва-, или 704] иерархическую, субстанцию, вызывая в ней определенную активность. В свою очередь, Иерархии в отношении Лучей представляют собой негативный аспект, отзываясь на лучевой импульс. Но внутри каждого Луча и каждой Иерархии в нашей системе вновь обнаруживается двойственная сила. Сыны Бога – двуполые. Дэва-субстанция также двойственна, поскольку, например, эволюционные дэвы суть позитивная энергия атома, клетки или дочеловеческой формы, а электроны или меньшие жизни внутри формы – негативные.

В этом, а также в функции Пятой Иерархии скрыта тайна Манасапутр, и раскрыть большее не представляется возможным. Секрет буддхи – шестого принципа, принципа Христа – касающийся этих Сынов Божьих, а также секрет Пятой Иерархии, которая является проводником, или приёмником, буддхи, не могут раскрываться вне круга посвященных. В них заключается возможность эгоического раскрытия и скрывается тайна кармы Небесных Людей, пяти Кумар.

Пятый принцип манаса воплощен в пяти Кумарах, и если учащийся исследует значение первых пяти лепестков, раскрывающихся в эгоическом лотосе, он сможет коснуться края этой тайны. Пятый Луч, то есть Луч пятого Кумары, в значительной мере отзывается на энергию, протекающую через Пятую Иерархию. Как известно изучающему оккультизм, Владыка Пятого Луча занимает в семеричном перечислении пятое место, но в пятеричной классификации он занимает третье, или среднее, место.

1. Космический Владыка Воли, или Могущества.

2. Космический Владыка Любви-Мудрости.

3. Космический Владыка Активного Интеллекта............. 1.

4. Космический Владыка Гармонии.................................. 2.

5. Космический Владыка Конкретного Знания................. 3.

6. Космический Владыка Абстрактного Идеализма........ 4.

7. Космический Владыка Церемониальной Магии........... 5.

705] Над этим фактом следует поразмыслить, помня при этом о тесной связи Владыки Пятого Луча как передатчика силы внутри третьей, Лунной, цепи с третьим, животным, царством и Третьим кругом. Один из символов, который можно обнаружить в архаических записях вместо Его Имени или описания, – это перевернутая пятиконечная звезда со светящимся Треугольником в центре. Следует заметить, что восемь вершин этого символа олицетворяют картину того особого состояния сознания, когда ум видится как убийца Реального. Здесь скрыта тайна планетарного авичи,[222] при этом Третья главная схема может рассматриваться как системная авичи. Луна одно время занимала аналогичное положение по отношению к нашей схеме. Необходимо интерпретировать эти факты в терминах сознания, а не местоположения.

В Пятом круге, в его средней точке, произойдут определенные события.

Пятая Иерархия достигнет своего полного могущества. Это достижение будет предшествовать Судному дню и отметит момент жесточайшей борьбы, так как манасический проводник, «манас» (который она воплощает), восстанет против передачи жизни внутрь (буддхи). Таким образом, в расовом масштабе, с участием одновременно миллионов людей, повторится та же самая борьба, что раздирает человека, пытающегося превзойти свой ум и жить жизнью Духа. Это будет последний, решающий Армагеддон, планетарная Курукшетра, за которой последует Судный день, когда Сыны Манаса будут изгнаны и воцарятся Драконы Мудрости. Это означает лишь то, что те, в ком манасический принцип будет слишком силён или слаборазвит, будут рассматриваться как неудачи, и им придется ждать более подходящего 706] периода для развития, тогда как те, кто будет жить буддхической жизнью и в ком она будет расти и крепнуть – духовные люди, стремящиеся, ученики разных степеней, посвященные и Адепты – будут оставлены, чтобы продолжить естественный ход эволюции в нашей схеме.

В этих пяти*, а также в словах Библии, упоминающих «овец и козлов»[223] скрыта тайна Козерога. Христианство намекает на это, говоря о Христе, царствующем на Земле тысячу лет после пленения змия[224]. Принцип Христа восторжествует со времени Судного Дня до конца манвантары, а низшая материальная природа и ум будут держаться в подчинении до следующего круга, когда для некоторых групп отвергнутых появится новая благоприятная возможность, хотя большинство из них будет оставлено ждать проявления в другой системе. Нечто подобное произойдет и в пятой цепи, но поскольку при этом будет задействован центр Планетарного Логоса, о котором известно лишь немногое, нам не следует об этом распространяться.

Планетарные цепи воплощают определенные центры. По мере своего пробуждения и стимуляции эти центры вовлекают в физическое воплощение определенные типы Манасапутр. Тот тип, которым управляет энергия пятой цепи, пока что мало известен, так как он ещё находится в процессе эволюции в другой, пятой схеме, поэтому рассмотрение этого типа Манасапутр будет для нас потерей времени. Он связан с раскрытием пятого эгоического лепестка Планетарного Логоса на Его собственном плане и, следовательно, с активностью пятой спириллы. Когда пробьет час, эти единицы энергии «войдут» из другой схемы с потоком космической энергии, который устремится через особый системный треугольник. В нашем круге подобным образом пришли Эго.

Здесь следует указать, что Солнечные Ангелы, связанные с пятой Иерархией, являются, естественно, мощным фактором в эволюции пятого, или духовного, царства. Именно они делают её 707] возможной, поскольку выстраивают мост не только между четвертым и третьим царствами, но также между четвертым и пятым.

Нам более не следует рассматривать тему пятого принципа по двум причинам.

Во-первых, этот предмет был достаточно для наших целей охвачен в предыдущем разделе, а во-вторых, полное откровение о космическом манасе и сущностях, которые подпадают под его влияние, не может быть дано в настоящий момент. Сообщенного в «Тайной Доктрине» вместе с изложенными здесь подробностями достаточно для исследований, которые предпримут учащиеся будущего поколения. Каждое поколение должно давать тех, кто способен сам убедиться в субъективных фактах. Они воспользуются экзотерическим и известным как ступенями на пути к совершенному знанию. Они будут знать и распространять уже сообщенное учение, и только в следующем пятидесятилетнем цикле, после того как завершится их работа, последует признание многими истины, поведанной немногими. В случае Е.П.Б. это уже очевидно. На волне нынешнего усилия «Тайная Доктрина» будет подтверждена, а проделанная Е.П.Б. работа – оправдана.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!