Проблема личности в психологии



 

Личность - это человек как представитель общества, как носитель социальных качеств.

Личность (персона) по своему первоначальному значению это определенная социальная роль или функция человека. Такое понимание личности характерно не только для общей психологии, но даже в большей степени - для социальной психологии.

А. Н. Леонтьев критикует подобное понимание личности, поскольку собственные характеристики человека не всегда совпадают с содержанием его роли, которую он исполняет. Для понимания существа личности определяющее значение имеет не многообразие социальных ролей, а выбор, принятие человеком определенных социальных действий, внутреннее отношение к ним. Личность - это субъект, свободно определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории.

Б. Г. Ананьев выделяет в личности внешнюю структуру (связанную со статусом и ролью) и внутреннюю структуру (мотивацию, характер, склонности). В социальной психологии личности основной акцент в анализе сводится к изучению статуса, позиции и роли личности.

Статус описывает поведение человека, включенного в систему сложившихся социальных отношений, где для него заданы место и способ действия, тип нормативного поведения.

Но личность не определяется статусом и ролью. Личностное поведение – это поведение по собственному, свободному выбору. Личность – это субъект свободного социального действия или, по выражению М. М. Бахтина, - «субъект поступания». Поскольку человек проявляет свободный, самостоятельный, осознанный, ответственный выбор, то при характеристике личности необходимо анализировать позицию личности, в которой проявляется личностное, социальное и профессиональное самоопределение.

Быть личностью - значит быть:

1) субъектом собственной жизнедеятельности (реализовать свой жизненный путь, быть автором собственной жизни);

2) субъектом предметной деятельности;

3) субъектом деятельности общения;

4) субъектом деятельности самосознания (открытие человеком собственного Я).

 

А. Б. Орлов определяет личность как систему мотивационно-потребностных отношений, опосредующих взаимодействие субъекта и объекта. Вслед за А. Г. Асмоловым, А. Б. Орлов считает, что быть личностью – значит иметь активную жизненную позицию; осуществлять выборы; обладать свободой выбора; осуществить вклад в общество.

Личность – это система мотивационных отношений, которые имеет субъект. Составляющие мотивационного отношения – это:

1) опредмеченная потребность (активирующая функция);

2) распредмеченный мотив (побуждающая функция);

3) цель (направляющая функция);

4) смысл (осмысливающая функция).

А. Б. Орлов различает предметное, субъектное и объектное содержание личности. Предметное содержание – это совокупность мотивационных отношений человека и содержание его личности (содержание потребностей, мотивов, целей и смыслов). Субъектное и объектное содержания представляют собой совокупность квазимотивационных отношений, которые не опредмечены и не распредмечены, т.е. находятся на полюсах «субъект» и «объект». Потенциально осознаваемой является лишь область предметного содержания.

 

Существуют, по крайней мере, два подхода в анализе проблем личности:

1) структурно-функционалистская парадигма (акцент на структуре личности, попытка найти корреляции между внешними проявлениями черт личности и построение типологии личности);

2) феноменологическая парадигма (акцент на целостности личности).

С. Л. Рубинштейн подверг критике оба подхода как крайние позиции в трактовке личности.

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!