Индивид и вопрос смысла жизни



У каждого времени свои неврозы, каждому времени требуется своя психотерапия.

Все больше и больше людей, независимо от их материального положения и социального жалуются на непреодолимое ощущение полной утраты смысла жизни.

Конечно, всякий больной желает когда-нибудь стать здоровым, а любой бедняк - когда-нибудь разбогатеть. Однако оба стремятся к этому лишь для того, чтобы иметь возможность вести такую жизнь, какую они считают осмысленной, чтобы осуществить смысл своей жизни!

Маслоу ввел различение низших и высших потребностей, говоря, что удовлетворение низших потребностей является необходимым условием для того, чтобы были удовлетворены и высшие (в том числе и стремление к смыслу). Из этой теории следует, что человек начинает интересоваться смыслом жизни только тогда, когда жизнь у него устроена. Но этому противоречат жизненные наблюдения: часто потребность и вопрос о смысле жизни возникает именно тогда, когда человеку живется худо… Свидетельством тому являются умирающие пациенты, уцелевшие бывшие узники концлагерей и лагерей для военнопленных.

Довольно часто люди, пытаясь восполнить утрату смысла жизни, пытаясь вернуть ощущение счастья, прибегают к использованию химических веществ. Однако нормальное ощущение счастья не должно выступать в качестве самоцели, а представляет собой сопутствующее явление, сопровождающее достижение цели. Но это сопутствующее явление, этот "эффект" может быть воспроизведен при принятии алкоголя, наркотиков и прочих одурманивающих веществ.

Вернемся теперь к экзистенциальному вакууму, к чувству отсутствия смысла. В одном из своих писем Фрейд писал: "Когда человек задает вопрос о смысле и ценности жизни, он нездоров, поскольку ни того, ни другого объективно не существует; ручаться можно лишь за то, что у человека есть запас неудовлетворенного либидо". Однако Франкл считает специфически человеческим проявлением не только ставить вопрос о смысле жизни, но и ставить под вопрос о существовании этого смысла.

 

Поиск смысла жизни

Смысл нельзя создать, его можно только найти. Создать можно либо субъективный смысл, простое ощущение смысла, либо бессмыслицу. Например, человек, который не может найти в своей жизни смысл, создает либо бессмыслицу (происходит на сцене – театр абсурда), либо субъективный смысл (при приеме наркотических веществ). Это напоминает физиологические эксперименты на животных, которым исследователи вживляли в гипоталамус электроды. При прохождении электрического тока животные испытывали удовлетворение физиологических потребностей (полового влечения, пищевой потребности). Через некоторое время они научились сами замыкать цепь и игнорировали реального полового партнера и реальную пищу, предлагаемую им.

 

В поисках смысла человека направляет его совесть - способность обнаружить уникальный смысл, который кроется в любой ситуации.

Смысл -это также и определенный смысл конкретной ситуации, всегда "требование момента". Он есть для каждого, и для каждого существует свой особый смысл.

Таким образом, смысл, о котором идет речь, меняется как от ситуации к ситуации, так и от человека к человеку.

Смысл вездесущ. Нет такой ситуации, в которой не было бы возможности найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело. Возможность осуществить смысл всегда уникальна, и человек, который может ее реализовать, всегда неповторим. Учение о смысле жизни утверждает, что смысл "в принципе доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и... религиозных убеждений".

Ни один логотерапевт не может указать пациенту, в чем заключается смысл, но может утверждать, что жизнь имеет смысл и сохраняет его в любых условиях и при любых обстоятельствах.

 

Проблемой логотерапии является проблема утраты современными людьми смысла жизни. Разрушение старых ценностей и традиций, быстрая дискредитация «новых», предлагаемых взамен, порождает у большинства людей ощущение бессмысленности их жизни.

Франкл выделяет три основные части своей концепции:

· учение о стремлении к смыслу;

· учение о смысле жизни;

· учение о свободе воли.

 

1) Учение о стремлении к смыслу

Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Из жизненных наблюдений, клинической практики и разнообразных эмпирических данных Франкл заключает, что для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, называемое Франклом экзистенциальным вакуумом, который рождает "ноогенные неврозы". Необходимым условием психического здоровья является определенный уровень напряжения, возникающего между человеком и объективным смыслом, локализованным во внешнем мире.

Таким образом, основной тезис учения о стремлении к смыслу: человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным.

2) Учение о смысле жизни

Учение о смысле жизни учит, что смысл "в принципе доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и... религиозных убеждений".

Франкл вводит представление о ценностях - смысловых универсалиях, кристаллизовавшихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории. Это позволяет обобщить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной: во-первых, с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы); во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей), и, в-третьих, посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Соответственно этому членению, выделяются три группы ценностей:

· ценности творчества;

· ценности переживания;

· ценности отношения.

 

Приоритет принадлежит ценностям творчества, основным путем реализации которых является труд (как вклад индивида в жизнь общества, но не просто его занятие). Смысл труда человека заключается прежде всего в том, что человек делает сверх своих предписанных служебных обязанностей, что он привносит как личность в свою работу. Ценности творчества являются наиболее естественными и важными, но не необходимыми. Смысл жизни может, согласно Франклу, придать задним числом одно-единственное мгновение, одно ярчайшее переживание. Из числа ценностей переживания Франкл подробно останавливается на любви, которая обладает богатым ценностным потенциалом. Любовь-это взаимоотношения на уровне духовного, смыслового измерения, переживание другого человека в его неповторимости и уникальности, познание его глубинной сущности. Вместе с тем и любовь не является необходимым условием или наилучшим вариантом осмысленности жизни. Индивид, который никогда не любил и не был любим, тем не менее может сформировать свою жизнь весьма осмысленным образом.

Новизна подхода Франкла связаны с третьей группой ценностей, которым он уделяет наибольшее внимание - ценностями отношения. К этим ценностям человеку приходится прибегать, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые он не в состоянии изменить. Но при любых обстоятельствах человек свободен занять осмысленную позицию по отношению к ним и придать своему страданию глубокий жизненный смысл. Пожалуй, наибольшие практические достижения логотерапии связаны как раз с ценностями отношения, с нахождением людьми смысла своего существования в ситуациях, представляющихся безвыходными и бессмысленными. Франкл считает ценности отношения в чем-то более высокими, хотя их приоритет наиболее низок - обращение к ним оправданно, лишь когда все остальные возможности более активного воздействия на собственную судьбу исчерпаны.

Правильной постановкой вопроса, однако, является, согласно Франклу, не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент. "Ставить вопрос в общем виде – все равно что спрашивать у чемпиона мира по шахматам: "Скажите, маэстро, какой ход самый лучший?"" Вопрос о том, как человек находит свой смысл, является ключевым для практики логотерапии. Франкл утверждает, что смыслы не даны нам, что мы можем лишь выбрать призвание, в котором мы обретем смысл с помощью совести. Совесть помогает человеку найти даже такой смысл, который может противоречить сложившимся ценностям, когда эти ценности уже не отвечают быстро изменяющимся ситуациям. Именно так, по Франклу, зарождаются новые ценности. "Уникальный смысл сегодня-это универсальная ценность завтра".

Никто, и логотерапевт в том числе, не может дать нам тот единственный смысл, который мы можем найти в нашей жизни, в нашей ситуации. Однако логотерапия ставит целью расширение возможностей клиентов видеть весь спектр потенциальных смыслов, которые может содержать в себе любая ситуация. "Все, что мы можем делать - это быть открытыми для смыслов, сознательно стараться увидеть все возможные смыслы, которые предоставляет нам ситуация, и затем выбрать один, который, насколько нам позволяет судить наше ограниченное знание, мы считаем истинным смыслом данной ситуации". Однако найти смысл - это полдела; необходимо еще осуществить его. Человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни. Франкл характеризует стремление, порождаемое смыслом, как то, что требует постоянного принятия индивидом решения, желает ли он осуществить его в данной ситуации или нет. Осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет тем самым сам себя, а самоактуализация является лишь побочным продуктом осуществления смысла.

Поскольку стремление к реализации уникального смысла своей жизни делает каждого человека уникальной личностью, Франкл говорит также о смысле самой личности человека, его индивидуальности. Смысл человеческой личности всегда связан с обществом, в своей ориентации на общество смысл индивида трансцендирует себя. И наоборот, смысл общества в свою очередь конституируется существованием индивидов.

Завершая рассмотрение учения о смысле жизни в теории Франкла, повторим основной тезис этого учения: жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден.

3) Учение о свободе воли

Основной тезис данного учения гласит, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами. "Необходимость и свобода локализованы не на одном уровне; свобода возвышается, надстроена над любой необходимостью". Франкл говорит о свободе человека по отношению к своим влечениям, к наследственности и к факторам и обстоятельствам внешней среды.

Свобода по отношению к влечениям проявляется в возможности сказать им "нет", принять или отвергнуть их. Свобода по отношению к наследственности -это отношение к ней как к материалу, возможность свободного духа строить из этого материала то, что ему необходимо. Франкл характеризует организм как инструмент, как средство, которым пользуется личность для реализации своих целей. Похожие отношения существуют между личностью и характером, который также сам по себе не определяет поведения. Напротив, в зависимости от личности характер может претерпевать изменения или сохранять свою неизменность. Свобода человека по отношению к внешним обстоятельствам хотя и не беспредельна, но существует, выражаясь в возможности занять по отношению к ним ту или иную позицию. Тем самым само влияние обстоятельств на человека опосредуется позицией человека по отношению к ним.

 

Наконец, важным вопросом учения о свободе воли является вопрос, для чего человек обладает свободой. Франкл определяет человека как существо, которое постоянно решает, чем он будет в следующий момент. Свобода-это не то, что он имеет, а то, что он есть.

"Человек решает за себя; любое решение есть решение за себя, а решение за себя- всегда формирование себя".

Принятие такого решения - акт не только свободы, но и ответственности. Свобода, лишенная ответственности, вырождается в произвол. Эта ответственность сопряжена с бременем выбора человеком, какие таящиеся в мире и в нем самом возможности заслуживают реализации, а какие нет. Это ответственность человека реализацию им смысла своей жизни. По сути, это ответственность человека за свою жизнь.

Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос.

 

Заключение

 

Завершая рассмотрение учения о смысле жизни в теории Франкла, повторим основной тезис этого учения: жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден.

· Теория личности Франкла включает три основные составляющие: учение о стремлении к смыслу, о смысле жизни и о свободе воли.

· Стремление к смыслу - врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основной движущей силой поведения и развития личности.
Отсутствие смысла порождает у человека состояние экзистенцильного вакуума, являющегося причиной ноогенных неврозов.
Главный тезис учения о смысле жизни — жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден.

· Учение о смысле жизни говорит, что смысл доступен каждому. Смысл вездесущ. Нет такой ситуации, в которой не было бы возможности найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело. Смысл - это также и определенный смысл конкретной ситуации, он меняется как от ситуации к ситуации, так и от человека к человеку.

· Учение о свободе воли - человек способен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами, такими как собственное влечение, наследственность и факторы и обстоятельства внешней среды.

· Свобода по отношению к влечениям проявляется в возможности сказать им " нет", принять или отвергнуть их. Свобода по отношению к наследственности -это отношение к ней как к материалу, как инструмент, которым пользуется личность для реализации своих целей. Свобода человека по отношению к внешним обстоятельствам - возможности занять по отношению к ним ту или иную позицию.

Франкл предлагает пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной:

ü с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы);

ü с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей);

ü посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в состоянии изменить.

Соответственно выделяются три группы ценностей: творчества, переживания и отношения.
Ценности, в свою очередь, представляют собой смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми человечеству пришлось сталкиваться в истории.

В нахождении смыслов человеку помогает совесть - интуитивная способность отыскивать единственный смысл ситуации.

Основной тезис учения о свободе воли гласит, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода ограничена объективными обстоятельствами.

· Психотерапевтический аспект логотерапии состоит в помощи клиенту найти утраченный смысл жизни и тем самым избавиться от ноогенных неврозов.

Список литературы

1. Франкл В. Человек в поисках смысла (Библиотека зарубежной психологии), 1990

2. Франкл В. “Доктор и душа”, пер. с англ. А. А. Бореев, Санкт-Петербург, „Ювента" 1997

3. Руткевич А.М. “От Фрейда к Хайдеггеру”, Москва, издательство политической литературы, 1985

4. “Общая психология” под ред. Р.Х. Тугушева, Е.И. Гарбера, Эксмо, 2006

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 29; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!