Советской республики 7 страница




370__________________________ В. И. ЛЕНИН

класс, на более высокие принципы социалистического строя, порядка и организации. И тогда оно может временно потерпеть неудачу, но оно непобедимо.

Если пролетарская организация покажет крестьянину, что порядок правилен, рас­пределение труда и хлеба правильно, забота о каждом пуде хлеба и угля осуществлена, что мы, как рабочие, своей товарищеской, союзной дисциплиной можем это осущест­вить, что насилием мы боремся только отстаивая интересы труда, беря хлеб у спеку­лянта, а не у труженика, и что мы идем на соглашение с середняком-крестьянином, крестьянином-тружеником, что мы готовы ему дать все, что мы можем дать сейчас, — если крестьянин увидит это, то его союз с рабочим классом, его союз с пролетариатом будет ненарушим, — к этому мы и идем.

Я немного отвлекся, однако, от своей темы и должен вернуться к ней. Теперь во всех странах слово «большевик» и слово «Совет» перестало быть чудаческим выражением, каким было недавно, вроде слова «боксер», которое мы повторяли не понимая. Слово «большевик» и слово «Совет» повторяется теперь на всех языках мира. Сознательные рабочие видят, как буржуазия всех стран каждый день в миллионах экземпляров своих газет поливает клеветой Советскую власть, — они учатся на этой брани. Я недавно чи­тал некоторые американские газеты. Я видел речь одного американского попа, который говорил, что большевики безнравственные люди, что они вводят национализацию женщин, что это разбойники, грабители. И я видел ответ американских социалистов: они распространяют по 5 центов Конституцию Советской республики России, этой «диктатуры», не дающей «равенства трудовой демократии». Они отвечают, цитируя один параграф из этой Конституции этих «узурпаторов», «разбойников», «насильни­ков», нарушающих единство трудовой демократии. Между прочим, когда приветство­вали Брешковскую, крупнейшая капиталистическая газета Нью-Йорка печатала аршин­ными буквами в день приезда Брешковской: «Добро пожаловать, бабушка!». Амери­канские социалисты перепечатали это и говорили:


____________ I ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ__________ 371

«Она за политическую демократию, — удивляться ли вам, американские рабочие, что ее хвалят капиталисты?». Она за политическую демократию. Почему они должны хва­лить ее? Потому, что она против Советской конституции. «А вот вам, — говорят аме­риканские социалисты, — один параграф из Конституции этих разбойников». Они ци­тируют всегда один и тот же параграф, который говорит: не может избирать и не имеет права быть избранным тот, кто эксплуатирует чужой труд. Этот параграф нашей Кон­ституции знают во всем мире. Советская власть именно благодаря тому, что она откры­то сказала, что диктатуре пролетариата подчиняется все, что она есть новый тип госу­дарственной организации, именно этим она завоевала себе сочувствие рабочих всего мира. Эта новая организация государства рождается с величайшим трудом, потому что победить свою дезорганизаторскую, мелкобуржуазную распущенность — это самое трудное, это в миллион раз труднее, чем подавить насильника-помещика или насиль­ника-капиталиста, но это и в миллион раз плодотворнее для создания новой организа­ции, свободной от эксплуатации. Когда пролетарская организация разрешит эту задачу, тогда социализм окончательно победит. Этому надо посвятить всю свою деятельность и внешкольного и школьного образования. Несмотря на необычайно тяжелые условия, на то, что социалистический переворот впервые в мире происходит в стране с таким низким уровнем культуры, несмотря на это Советская власть уже добилась признания рабочих других стран. Слово «диктатура пролетариата» — слово латинское, и всякий трудящийся человек, который его слышал, не понимал, что это такое, не понимал, как это осуществляется в жизни. Теперь это слово переведено с латинского на народные современные языки, теперь мы показали, что диктатура пролетариата есть Советская власть, та власть, когда организуются рабочие сами и говорят: «Наша организация вы­ше всего; ни один нетрудящийся, ни один эксплуататор не имеют права участвовать в этой организации. Эта организация вся направлена к одной цели — к ниспровержению


372__________________________ В. И. ЛЕНИН

капитализма. Никакими фальшивыми лозунгами, никакими фетишами, вроде «свобо­ды», «равенства», нас не обманешь. Мы не признаем ни свободы, ни равенства, ни тру­довой демократии, если они противоречат интересам освобождения труда от гнета ка­питала». Это мы внесли в Советскую конституцию и привлекли к ней уже симпатии рабочих всего мира. Они знают, что, как бы трудно ни рождался новый порядок, какие бы тяжелые испытания и даже поражения ни пали на долю отдельных Советских рес­публик, никакая сила в мире назад человечество не вернет. (Ш умные а п л о -д и с м е н τ ы.)


ПРЕДИСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ РЕЧИ

«ОБ ОБМАНЕ НАРОДА ЛОЗУНГАМИ

СВОБОДЫ И РАВЕНСТВА»

Вопрос, который я разбирал в своей речи 19-го мая на съезде по внешкольному об­разованию, именно вопрос о равенстве вообще и о равенстве рабочего и крестьянина в особенности, есть, несомненно, один из самых острых и «больных» вопросов совре­менности, затрагивающий наиболее закоренелые предрассудки мелкого буржуа, мелко­го хозяйчика, мелкого товаровладельца, всякого обывателя и девяти десятых интелли­генции (в том числе меньшевистской и эсеровской интеллигенции).

Отрицание равенства рабочего с крестьянином! Подумать только, какая чудовищная вещь! Конечно, за нее постараются ухватиться все друзья капиталистов, все прихвостни их, а меньшевики и эсеры в первую голову, чтобы «поддразнить» крестьянина, «раз­жечь» его, натравить на рабочих, на коммунистов. Такие попытки неизбежны, но так как они основаны на лжи, то позорный провал их обеспечен.

Крестьяне — трезвые, деловые люди, люди практической жизни. Им надо разъяс­нять дело практически, на простых, житейских примерах. Справедливо ли, чтобы кре­стьянин, имеющий излишек хлеба, прятал этот излишек, дожидаясь повышения цены до спекулятивной, бешеной высоты и не считаясь с голодными рабочими? Или спра­ведливо, чтобы государственная власть, которую держат в руках рабочие, брала все из­лишки хлеба не по спекулятивной, не по торгашеской,


374__________________________ В. И. ЛЕНИН

не по грабительской цене, а по твердой цене, установленной государством?

Вопрос стоит именно так. В этом вся суть. От этой сути дела хотят «отболтаться» всякими фразами о «равенстве» и о «единстве трудовой демократии» всякие обманщи­ки, работающие, подобно меньшевикам и эсерам, на пользу капиталистов, на пользу возвращения всевластия капиталистов.

Крестьянин должен выбирать:

за свободную торговлю хлебом, — это значит, за спекуляцию хлебом, это значит, за свободу наживаться богатым, за свободу разоряться и голодать бедным, это значит, за возвращение всевластия помещиков и капиталистов, за разрыв союза крестьян с рабо­чими;

или за сдачу излишков хлеба по твердой цене государству, т. е. объединенной рабо­чей власти, — это значит, за союз крестьян с рабочими для полного уничтожения бур­жуазии, для устранения всякой возможности восстановления ее власти.

Так стоит выбор.

Богатенькие крестьяне, кулаки, выберут первое, захотят попробовать счастья в союзе с капиталистами и помещиками против рабочих, против бедноты, но таких крестьян в России будет меньшинство. А большинство крестьян пойдет за союз с рабочими против восстановления власти капиталистов, против «свободы наживаться богачу», против «свободы голодать бедняку», против того, чтобы обманно прикрывать эту проклятую капиталистическую «свободу» (свободу голодной смерти) пышными словами о «равен­стве» (о равенстве сытого, имеющего излишки хлеба, с голодным).

Наша задача — бороться с хитрым капиталистическим обманом, который проводят меньшевики и эсеры посредством звонких и пышных словечек о «свободе» и «равенст­ве».

Крестьяне! Срывайте личину с тех волков в овечьей шкуре, которые поют сладень­кие песни о «свободе», «равенстве», «единстве трудовой демократии», а на деле защи­щают этим «свободу» помещика угнетать крестьян, «равенство» богача-капиталиста с рабочим


ПРЕДИСЛОВИЕ К РЕЧИ «ОБ ОБМАНЕ НАРОДА ЛОЗУНГАМИ...»____________ 375

или с полуголодным крестьянином, «равенство» сытого человека, прячущего излишек хлеба, с рабочим, которого мучит голод и безработица из-за разорения страны войной. Такие волки в овечьей шкуре — худшие враги трудящихся, они на деле, хотя бы и зва­лись меньшевиками, эсерами или беспартийными, друзья капиталистов.

«Рабочий и крестьянин равны как труженики, но сытый спекулянт хлебом не равен голодному труженику». «Мы боремся, только отстаивая интересы труда, беря хлеб у спекулянта, а не у труженика». «Мы идем на соглашение с середняком-крестьянином, с крестьянином-тружеником» — вот что я заявил в своей речи, вот в чем суть дела, вот какова настоящая правда, запутываемая звонкими фразами о «равенстве». И громадное большинство крестьян знает, что это правда, что рабочее государство борется с спеку­лянтами и с богачами, всячески помогая трудящимся и бедным, — тогда как и помещи­чье государство (при царе) и капиталистическое государство (при самой свободной и демократической республике) всегда и везде, во всех странах помогают богачам гра­бить тружеников, помогают спекулянтам и богачам наживаться на счет разоряю­щихся бедняков.

Эту правду знает всякий крестьянин. И поэтому большинство крестьян, чем они бу­дут сознательнее, тем скорее и тверже сделают свой выбор: за союз с рабочими, за со­глашение с рабочим правительством, против государства помещичьего или капитали­стического; за Советскую власть против «Учредительного собрания» или «демократи­ческой республики»; за соглашение с большевиками-коммунистами, против поддержки капиталистов, меньшевиков и эсеров!

* * *

А господам «образованным», демократам, социалистам, социал-демократам, социа­листам-революционерам и т. п., мы скажем: на словах вы все признаете «классовую борьбу», на деле вы забываете о ней как раз


376__________________________ В. И. ЛЕНИН

тогда, когда она особенно обостряется. Забывать же о ней значит переходить на сторо­ну капитала, на сторону буржуазии, против трудящихся.

Кто признает классовую борьбу, тот должен признать, что в буржуазной республике, хотя бы самой свободной и самой демократической, «свобода» и «равенство» не могли быть и никогда не были ничем иным, как выражением равенства и свободы товаровла­дельцев, равенства и свободы капитала. Маркс тысячи раз, во всех своих произведени­ях и особенно в своем «Капитале» (который вы все на словах признаете), разъяснял это, издевался над абстрактным пониманием «свободы и равенства», над пошляками Бен-тамами, не видящими этого, вскрывал материальные корни этих абстракций.

«Свобода и равенство» в буржуазном строе (т. е. пока держится частная собствен­ность на землю и на средства производства) и в буржуазной демократии остаются толь­ко формальными, означая на деле наемное рабство рабочих (формально свободных, формально равноправных) и всевластие капитала, гнет капитала над трудом. Это — азбука социализма, господа «образованные», — и вы эту азбуку забыли.

Из этой азбуки следует, что во время пролетарской революции, когда классовая борьба обострилась до гражданской войны, только дурачки и предатели могут отделы­ваться фразами о «свободе», «равенстве», «единстве трудовой демократии». На деле все решает исход борьбы пролетариата с буржуазией, а промежуточные, средние клас­сы (в том числе вся мелкая буржуазия, а значит и все «крестьянство») неизбежно ко­леблются между тем и другим лагерем.

Речь идет о присоединении этих промежуточных слоев к одной из главных сил, к пролетариату или к буржуазии. Ничего иного быть не может: кто не понял этого, чи­тая «Капитал» Маркса, тот ничего не понял у Маркса, ничего не понял в социализме, тот на деле филистер и мещанин, слепо плетущийся за буржуазией. А кто понял это, тот не даст себя обмануть фразами о «свободе» и «равенстве», тот будет думать и гово­рить о деле, то есть о конкретных условиях сближения


_____________ ПРЕДИСЛОВИЕ К РЕЧИ «ОБ ОБМАНЕ НАРОДА ЛОЗУНГАМИ...»____________ 377

крестьян с рабочими, союза их против капиталистов, соглашения их против эксплуата­торов, богачей и спекулянтов.

Диктатура пролетариата не есть окончание классовой борьбы, а есть продолжение ее в новых формах. Диктатура пролетариата есть классовая борьба победившего и взявше­го в свои руки политическую власть пролетариата против побежденной, но не уничто­женной, не исчезнувшей, не переставшей оказывать сопротивление, против усилившей свое сопротивление буржуазии. Диктатура пролетариата есть особая форма классового союза между пролетариатом, авангардом трудящихся, и многочисленными непролетар­скими слоями трудящихся (мелкая буржуазия, мелкие хозяйчики, крестьянство, интел­лигенция и т. д.), или большинством их, союза против капитала, союза в целях полного свержения капитала, полного подавления сопротивления буржуазии и попыток рестав­рации с ее стороны, союза в целях окончательного создания и упрочения социализма. Это — особого вида союз, складывающийся в особой обстановке, именно в обстановке бешеной гражданской войны, это союз твердых сторонников социализма с колеблю­щимися его союзниками, иногда с «нейтральными» (тогда из соглашения о борьбе союз становится соглашением о нейтралитете), союз между неодинаковыми экономически, политически, социально, духовно классами. Отделываться от изучения конкретных форм, условий, задач этого союза посредством общих фраз о «свободе», «равенстве», «единстве трудовой демократии», т. е. посредством обрывков из идейного багажа эпохи товарного хозяйства, могут только гнилые герои гнилого «бернского» или желтого Ин­тернационала, вроде Каутского, Мартова и К0.

Н. Ленин 23 июня 1919 года.

Напечатано в 1919 г. в книге:

Н. Ленин. «Две речи на 1-м

Всероссийском съезде по внешкольному Печатается по тексту книги

образованию (б19мая 1919 года)». М.


ТЕЛЕГРАММА СОВНАРКОМУ УКРАИНЫ

Киев. Раковскому

Копии: Антонову, Подвойскому, Каменеву, Иоффе

Цека партии, обсудив критическое, близкое к катастрофическому, положение в Дон­бассе и на Маныче, настоятельно предлагает Киевскому совету обороны напрячь все силы для ускорения и усиления военной помощи Донбассу, назначения ряда лучших товарищей для неослабного надзора ежедневно за выполнением этого и особенно не­медленной и поголовной мобилизации рабочих Одессы, Екатеринослава, Николаева, Харькова и Севастополя для влития подкреплений Южному фронту, наконец, установ­ления личной ответственности Подвойского и Антонова за группу Махно. Поймите, что без быстрого взятия Ростова гибель революции неминуема.

От имени Цека

Ленин*4

Написано 8 мая 1919 г.

Впервые напечатано в 1942 г. Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике XXXIV


ДОПОЛНЕНИЕ К ПРОЕКТУ

ОБРАЩЕНИЯ К ГЕРМАНСКИМ РАБОЧИМ

И НЕ ЭКСПЛУАТИРУЮЩИМ ЧУЖОГО ТРУДА

КРЕСТЬЯНАМ 85

Во всем мире растет сочувствие пролетариев к Советской власти, растет убеждение их, что только Советская власть, власть самих трудящихся, а не буржуазный парламен­таризм хотя бы в наиболее демократической республике, способна освободить труд от ига капитала, народы от вражды и войн, человечество от разгула бешеного империа­лизма.

Это убеждение проложит себе дорогу во что бы то ни стало. Рабочие всех стран все более убеждаются, что нельзя спастись от империализма и войн, не порывая с буржуа­зией и не побеждая ее, не свергая ее власти, не подавляя беспощадно сопротивления эксплуататоров. Начать это можно только с своей собственной страны. Если русская советская система нашла себе сочувствие в рабочих массах всего мира, если все, кроме эксплуататоров и их лакеев, видят теперь избавление лишь в Советской власти, то мы, русские рабочие и крестьяне, завоевали это доверие тем, что разорвали с нашей бур­жуазией, свергли ее, подавили ее сопротивление, выгнали с позором из среды трудя­щихся таких вождей предательского социализма, которые, как меньшевики и эсеры, осуществляли и прямо и косвенно союз с империалистской буржуазией, с Керенским и т. п.

Пока немецкие рабочие терпят у власти таких же предателей социализма, негодяев и лакеев буржуазии, Шейдеманов и всю их партию, до тех пор о спасении


380__________________________ В. И. ЛЕНИН

немецкого народа не может быть и речи. До тех пор немецкий народ остается на деле — при всех «социалистических» фразах, при всяческих «демократических» и «респуб­ликанских» украшениях — рабом буржуазии и соучастником ее преступлений, — точно так же, как предателями социализма, негодяями и соучастниками зверства и пре­ступлений буржуазии французской, английской, американской остаются «социалисты» Антанты, пребывающие в «бернском», желтом Интернационале, отвечающие на звер­ства Антанты лицемерными благопожеланиями, пустейшими добрыми фразами или комплиментами Вильсону и т. п.

Разрыв немецких рабочих с предателями социализма, Шейдеманами и их партией, неизбежен. Разрыв немецких рабочих с дряблостью, половинчатостью, безыдейностью, бесхарактерностью так называемых «независимых», которые вчера зависели от Шей-деманов, сегодня зависят от своей боязни решительно перейти на сторону всевластия Советов, — этот разрыв неизбежен. Буржуазия может перебить сотни вождей и тысячи рабочих, но она не в силах помешать этому разрыву.

Написано 11 мая 1919 г.

Впервые напечатано в 1949 г. Печатается по рукописи

в журнале «Большевик» № 1


О ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

23 мая 1919 г.

Решения, принятые Комиссией С Η К в заседании 2 3. V. 1919 г.:

1. Ставки выше 3000 руб. назначаются коллегией каждого Комиссариата и, с доведе­
нием до сведения народных комиссаров труда и государственного контроля, представ­
ляются на утверждение Совета Народных Комиссаров.

2. Каждый Народный комиссариат обязуется в недельный срок представить список
всех служащих, получающих свыше 3000 руб. в месяц.

3. Каждый Народный комиссариат обязуется в недельный срок представить список
крупнейших специалистов и выдающихся организаторов, коим необходимо платить
выше 3000 руб.

Коллегия каждого Комиссариата должна про каждое лицо заявить 1) ручательство свое, что он крупнейший специалист в такой-то области; 2) какую именно выдающуюся организаторскую работу он выполняет или выполнить может.

4. 15 июня получат по норме 3000 руб. и свыше лишь те, чей оклад будет утвержден
Советом Народных Комиссаров.

5. Срок утверждения окладов Советом Народных Комиссаров определяется не свы­
ше одной недели со времени представления оклада на утверждение.


382__________________________ В. И. ЛЕНИН

6. Докладчики Ленин и Красин.

7. Аванесов обязуется представить к СНК завтра, 24 мая, тезисы или принципы на­
счет оплаты свыше 3000 руб., но не крупнейшим спецам.

Прошу переписать на машинке в б —/экземплярах.

Впервые напечатано в 1945 г.
в Ленинском сборнике XXXV Печатается по рукописи


TOO

РЕЧЬ НА ПРАЗДНИКЕ ВСЕВОБУЧА

25 МАЯ 1919 г.86

КРАТКИЙ ГАЗЕТНЫЙ ОТЧЕТ

Сегодня мы празднуем день всеобщего военного обучения трудящихся.

До сих пор военное дело было одним из орудий для эксплуатации пролетариата классом капиталистов и помещиков, и до сих пор во всей Европе власть капиталистов поддерживается остатками старой армии, которой руководят буржуазные офицеры. Но эта самая прочная опора буржуазии падет, когда рабочие возьмут в свои руки винтовку, когда они начнут создавать свою огромную армию пролетариата, начнут воспитывать солдат, которые будут знать за что они воюют, будут защищать рабочих и крестьян, фабрики и заводы, чтобы помещики и капиталисты не могли вернуть своей власти.

Сегодняшний праздник показывает, каких успехов мы достигли, какая новая сила растет в недрах рабочего класса. Когда мы смотрим на этот парад, мы становимся уве­ренными, что Советская власть завоевала сочувствие рабочих всех стран, что вместо международной войны будет установлен братский союз международных Советских республик.

Я представляю вам венгерского товарища, Тибора Самуэли, комиссара по военным делам Венгерской Советской республики.

Да здравствует венгерский пролетариат!

Да здравствует интернациональная коммунистическая революция!

«Известия ВЦИК» № 113, Печатается по тексту газеты

27 мая 1919 г. «Известия ВЦИК»


ПРИВЕТ ВЕНГЕРСКИМ РАБОЧИМ

Товарищи! Вести, которые мы получаем от венгерских советских деятелей, напол­няют нас восторгом и радостью. Всего два с небольшим месяца существует Советская власть в Венгрии, а в смысле организованности венгерский пролетариат, видимо, уже обогнал нас. Это понятно, ибо в Венгрии выше общий культурный уровень населения, затем неизмеримо выше доля промышленных рабочих во всем населении (трехмилли­онный Будапешт на 8 миллионов населения теперешней Венгрии), наконец, и переход к советскому строю, к диктатуре пролетариата был в Венгрии несравненно более легким и мирным.

Это последнее обстоятельство особенно важно. Большинство социалистических во­ждей в Европе, как социал-шовинистского, так и каутскианского направления, так по­грязло в предрассудках чисто мещанских, воспитанных десятилетиями сравнительно «мирного» капитализма и буржуазного парламентаризма, что понять Советской власти и диктатуры пролетариата они не могут. Пролетариат не в состоянии совершить своей всемирно-исторической освободительной миссии, не устраняя с своей дороги этих во­ждей, не удаляя их прочь. Эти люди верили, целиком или наполовину, буржуазной лжи про Советскую власть в России и не сумели отличить сущности новой, пролетарской демократии, демократии для трудящихся, демократии социалистической, воплощенной в Советской власти, от


__________________________ ПРИВЕТ ВЕНГЕРСКИМ РАБОЧИМ________________________ 385

буржуазной демократии, перед которой они рабски преклоняются, называя ее «чистой демократией» или «демократией» вообще.

Эти слепые, забитые буржуазными предрассудками, люди не поняли всемирно-исторического поворота от буржуазной к пролетарской демократии, от буржуазной к пролетарской диктатуре. Они смешивали ту или иную особенность русской Советской власти, русской истории ее развития с Советской властью в ее международном значе­нии.

Венгерская пролетарская революция помогает даже слепцам прозреть. Форма пере­хода к диктатуре пролетариата в Венгрии совсем не та, что в России: добровольная от­ставка буржуазного правительства, моментальное восстановление единства рабочего класса, единства социализма на коммунистической программе. Сущность Советской власти выступает теперь тем яснее: никакая иная власть, поддерживаемая трудящимися и пролетариатом во главе их, теперь невозможна нигде в мире, кроме как Советская власть, кроме как диктатура пролетариата.

Эта диктатура предполагает применение беспощадно сурового, быстрого и реши­тельного насилия для подавления сопротивления эксплуататоров, капиталистов, поме­щиков, их прихвостней. Кто не понял этого, тот не революционер, того надо убрать с поста вождей или советчиков пролетариата.

Но не в одном насилии сущность пролетарской диктатуры, и не главным образом в насилии. Главная сущность ее в организованности и дисциплинированности передово­го отряда трудящихся, их авангарда, их единственного руководителя, пролетариата. Его цель — создать социализм, уничтожить деление общества на классы, сделать всех чле­нов общества трудящимися, отнять почву у всякой эксплуатации человека человеком. Эту цель нельзя осуществить сразу, она требует довольно продолжительного переход­ного периода от капитализма к социализму, — и потому, что переорганизация произ­водства вещь трудная, и потому, что нужно время для коренных перемен во всех


386__________________________ В. И. ЛЕНИН

областях жизни, и потому, что громадная сила привычки к мелкобуржуазному и бур­жуазному хозяйничанью может быть преодолена лишь в долгой, упорной борьбе. По­этому Маркс и говорит о целом периоде диктатуры пролетариата, как периоде перехода от капитализма к социализму87.

В течение всего этого переходного времени сопротивление перевороту будут оказы­вать и капиталисты, а равно их многочисленные приспешники из буржуазной интелли­генции, сопротивляющиеся сознательно, и громадная масса слишком забитых мелко­буржуазными привычками и традициями трудящихся, крестьян в том числе, сопротив­ляющихся сплошь да рядом бессознательно. Колебания в этих слоях неизбежны. Кре­стьянин как труженик тянет к социализму, предпочитает диктатуру рабочих диктатуре буржуазии. Крестьянин как продавец хлеба тянет к буржуазии, к свободной торговле, т. е. назад к «привычному», старому, «исконному» капитализму.

Нужна диктатура пролетариата, власть одного класса, сила его организованности и дисциплинированности, его централизованная мощь, опирающаяся на все завоевания культуры, науки, техники капитализма, его пролетарская близость к психологии всяко­го трудящегося, его авторитет перед распыленным, менее развитым, менее твердым в политике трудящимся человеком из деревни или из мелкого производства, чтобы про­летариат мог вести за собой крестьянство и все мелкобуржуазные слои вообще. Тут фразерством о «демократии» вообще, о «единстве» или о «единстве трудовой демокра­тии», о «равенстве» всех «людей труда» и так далее и тому подобное, — этим фразер­ством, на которое так склонны омещанившиеся социал-шовинисты и каутскианцы, — фразерством делу не поможешь. Фразерство только засоряет глаза, ослепляет сознание, укрепляет старую тупость, косность, рутину капитализма, парламентаризма, буржуаз­ной демократии.

Уничтожение классов — дело долгой, трудной, упорной классовой борьбы, которая после свержения власти капитала, после разрушения буржуазного государства,


__________________________ ПРИВЕТ ВЕНГЕРСКИМ РАБОЧИМ________________________ 387

после установления диктатуры пролетариата не исчезает (как воображают пошля­ки старого социализма и старой социал-демократии), а только меняет свои формы, ста­новясь во многих отношениях еще ожесточеннее.

Классовой борьбой против сопротивления буржуазии, против косности, рутины, не­решительности, колебаний мелкой буржуазии должен пролетариат отстоять свою власть, укрепить свое организующее влияние, добиться «нейтрализации» тех слоев, ко­торые боятся отойти от буржуазии и идут слишком нетвердо за пролетариатом, закре­пить новую дисциплину, товарищескую дисциплину трудящихся, их прочную связь с пролетариатом, их объединенность вокруг пролетариата, эту новую дисциплину, новую основу общественной связи, на место крепостнической дисциплины в средние века, на место дисциплины голода, дисциплины «вольно»-наемного рабства при капитализме.

Чтобы уничтожить классы, нужен период диктатуры одного класса, именно того из угнетенных классов, который способен не только свергнуть эксплуататоров, не только подавить беспощадно их сопротивление, но и порвать идейно со всей буржуазно-демократической идеологией, со всем мещанским фразерством насчет свободы и ра­венства вообще (на деле, как давно показал Маркс, это фразерство означает «свободу и равенство» товаровладельцев, «свободу и равенство» капиталиста и рабочего).

Мало того. Только тот из угнетенных классов способен своей диктатурой уничто­жить классы, который обучен, объединен, воспитан, закален десятилетиями стачечной и политической борьбы с капиталом, — только тот класс, который усвоил себе всю го­родскую, промышленную, крупнокапиталистическую культуру, имеет решимость и способность отстоять ее, сохранить и развить дальше все ее завоевания, сделать их дос­тупными всему народу, всем трудящимся, — только тот класс, который сумеет вынести все тяжести, испытания, невзгоды, великие жертвы, неизбежно возлагаемые историей на того, кто рвет с прошлым и смело


388___________________________________ В. И. ЛЕНИН

пробивает себе дорогу к новому будущему, — только тот класс, в котором лучшие лю­ди полны ненависти и презрения ко всему мещанскому и филистерскому, к этим каче­ствам, которые так процветают в мелкой буржуазии, у мелких служащих, у «интелли­генции», — только тот класс, который «проделал закаляющую школу труда» и умеет внушать уважение к своей трудоспособности всякому трудящемуся, всякому честному человеку.

Товарищи венгерские рабочие! Вы дали миру еще лучший образец, чем Советская Россия, тем, что сумели сразу объединить на платформе настоящей пролетарской дик­татуры всех социалистов. Вам предстоит теперь благодарнейшая и труднейшая задача устоять в тяжелой войне против Антанты. Будьте тверды. Если проявятся колебания среди социалистов, вчера примкнувших к вам, к диктатуре пролетариата, или среди мелкой буржуазии, подавляйте колебания беспощадно. Расстрел — вот законная участь труса на войне.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!