Шри Пундарика Видьянидхи



Сегодня также день явления Пундарики Видьянидхи. В Кришна - лиле он — Раджа Вришабхану, отец Шримати Радхарани. Шри Пундарика родился в богатой и знатной брахманской семье из Чхатаграма. Его семья имела большие владения по всей Бенгалии. Титул Видьянидхи ему присвоили позже, в знак признания его учености.

О таких людях, как он, говорят — любители красивой жизни. Он любил роскошную обстановку, дорогие одежды, изысканную пищу. В те времена любой состоятельный бенгалец считал своим долгом приобрести дом в Навадвипе, непременно на берегу Ганги, чтобы время от времени приезжать в Святое место в собственный дом и совершать омовение в Святой реке. Пундарика Видьянидхи не был исключением. У него был один из самых красивых и богатых особняков в Навадвипе. Обычно он жил в своем поместье в Чхатаграме и лишь несколько раз в году по большим праздникам приезжал в столицу в собственную резиденцию.

Шримати Радхарани, дочь царя Вришабхану (в Кришна - лиле), воплотилась как Гададхар Пандит в Гаура-лиле. У Гададхара Пандита был близкий друг по имени Мукунда Датта, большой поклонник Махапрабху. Мукунда был родом из тех же мест, что и Пундарика, из Чхатаграма. Он знал, что под маской праздности в Пундарике скрывается глубокая религиозность и преданность Богу. Он видел в нем истинного Кришна-бхакту, Бхагавата - вайшнава. Состоятельный помещик (заминдар) для обывателей, Пундарика был примером преданности для тех, кто его знал близко. Однажды, услышав о приезде земляка, Мукунда, как всегда, отправился навестить его и пригласил с собой Гададхара Пандита: "Пойдем, я познакомлю тебя с вайшнавом ".

Гададхар Пандит с детства стремился к обществу вайшнавов и терпеть не мог заумных майавади, поэтому обрадовался знакомству с новым вайшнавом. Он считал, что идея воспевания Имени Бога — самая высшая форма богословия. Поэтому, когда Нимай Пандит вернулся из Гайи и начал проповедовать харинаму санкиртану, он стал его приверженцем. До этого Гададхар Пандит старался не попадаться Ему на глаза, поскольку каждый раз Нимай пытался навязать ему спор о значении того или иного санскритского слова или доказывал какую-нибудь философскую истину. Но, вернувшись из Гайи, Шри Чайтаньядев преобразился в вайшнава. Однажды Он сказал Гададхару Пандиту: "Я потратил годы на пустые разговоры о грамматике и философии, но тебе, мой друг, повезло — ты с самого детства был предан Кришне и испытывал влечение к Его Имени. Ты достиг цели жизни, едва успев родиться".

Итак, Мукунда Датта и Гададхар Пандит отправились в гости к Пундарике. И какая же картина предстала их взору? На роскошном диване сидел уверенный в себе господин и курил золотой кальян, украшенный драгоценными камнями. Тело его благоухало дорогими ароматами. Длинные волосы, умащенные дивно пахнущими маслами и искусно уложенные локонами, ниспадали на плечи. Двое слуг обмахивали его шелковыми опахалами с ручками из красного дерева и золота. И этого господина Мукунда называл вайшнавом?

"Какое отношение,- думал Гададхар Пандит,- имеет к вайшнавизму кальян, табак, шелковые халаты, слуги? Что для Мукунды признак преданности — диван из слоновой кости?". Мукунда почувствовал разочарование друга и, будучи прекрасным певцом, нараспев произнес стих из Бхагаватам:

ахо баки йам стана-кала-кутам

джигхамсайапайайад апй асадхви

лебхе гатим дхатрй учитам тато 'нйам

кам ва дайалум шаранам враджема

"Кому мне нести свое сердце, как не Кришне? В ком еще столько милости? Если он простил Путану Баки, которая вознамерилась отравить Его самым коварным способом, — притворившись кормилицей и намазав ядом грудь, то наверняка смилостивится надо мной. Он не только не отверг убийцу, а пил ее молоко, признав ее наравне с матерью. У кого еще столько милосердия, как у моего Господа? У кого мне еще искать прибежища?".

Внезапно Пундарику словно подменили: «Она смочила грудь ядом, чтобы отравить младенца. Убить грудного ребенка таким способом, что может быть ужаснее? И что же Он? Признал ее кормилицей, отнесся к ней, как к матери. Его великодушие непостижимо. К кому мне еще обращаться за милостью?".

Пундарику трясло. Он как безумный размахивал руками, рвал волосы на голове, разодрал шелковый халат, отпихнул ногой кальян. Вскочил с дивана и начал крушить все вокруг — мебель, посуду… Затем, обессиленный, рухнул на пол и зарыдал: кам ва дайалум шаранам враджема — "У кого еще просить милости?". Потом вовсе лишился чувств.

Гададхара Пандит понял, что судил незнакомца по внешности, хотя знал, что вайшнава не судят по одежде, прическе, по манерам и другим внешним признакам. Пундарике просто напомнили эпизод из Игр Кришны, и он лишился рассудка!

По дороге домой Гададхар Пандит признался другу: "Мукунда, я оскорбил великого вайшнава, приняв его за обычного человека, погрязшего в заботах о своем благополучии. Я погиб как преданный. Меня уже ничто не спасет. Если бы он только согласился стать моим учителем, может быть тогда, служа ему, я искупил бы свое оскорбление. Другого способа быть прощенным за вайшнава-апарадху я не знаю. Я немедленно отправлюсь к Нимаю Пандиту и спрошу его совета".

(Еще до того, как Пундарика приехал в Навадвипу, Махапрабху вдруг стал звать: " Бап Пундарик! Бап Пундарик!" Бап — значит "отец". "Отец Пундарик, отец, где ты?" — восклицал Нимай, испытывая чувства Радхарани).

Когда Гададхар рассказал о своем намерении Махапрабху, тот, не задумываясь, поддержал его: "Отправляйся к Пундарике немедленно и попроси его взять тебя в ученики". Гуру для нас отец, поэтому ничего удивительного, что Махапрабху одобрил желание Гададхары принять инициацию у Пундарики Видьянидхи. Пундарика — царь Вришабхану, отец Шри Радхики, а Гададхара — Шри Радхика в Гаура - лиле.

Пундарика Видьянидхи никогда не купался в Ганге, поскольку считал недопустимым касаться ногами Священной реки. Раз в день, до восхода солнца, когда все еще спали, он приходил на берег, зачерпывал воду ладонями и смачивал голову. Днем он не ходил на Гангу — не мог смотреть, как люди ныряют в нее, плюют и стирают одежду в ее святых водах. Обычно брахманы, прежде чем идти в храм или читать молитвы, не принимали пищу, чтобы не оскверниться, и омывались в Ганге, чтобы смыть прошлую нечистоту. Пундарика же, прежде чем начать день, пил немного воды Ганги или окроплял ею себя. Для нас он должен быть примером правильного отношения к Святой Матушке Ганге.

Его ближайшим другом в Пури был Сварупа Дамодар. Когда он впервые приехал в Пури, то обратил внимание, что в Храме брахманы одевают Господа Джаганнатха в накрахмаленные одежды, которые традиционно считаются нечистыми. Он счел это богохульством. Как можно облачать Господа в нечистые ткани!? Дело в том, что изготовление ткани на ручном станке требует, чтобы нить была жесткой и не провисала. Для этого ее предварительно вымачивают в рисовом отваре. Ткань получается накрахмаленной. В Бенгалии, прежде чем предложить одежду Божеству, ее стирают в воде. Но в Пури накрахмаленная ткань не считается нечистой. Служители храма ее предлагают божествам и носят сами. Пундарике это казалось дикостью.

Следующей ночью к нему во сне пришли Джаганнатх с Баларамой и принялись хлестать его по щекам, приговаривая: "Ты зачем явился сюда? Искать недостатки в наших слугах? Прекрати это делать, или отправляйся домой!".

Наутро он обнаружил, что щеки у него горят, как после множества пощечин. Он поспешил к своему лучшему другу Сварупе Дамодару: "Я в сердцах бог знает что наговорил служителям Храма. И Джаганнатх с Баларамой явились ко мне во сне и устроили мне взбучку. Посмотри, как Они разукрасили меня!".

Таким необычным вайшнавом был Шри Пундарика Видьянидхи — воплощение отца Шримати Радхарани. Будем надеяться, что памятование о нем в этот святой день поможет нам расти духовно.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 28; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!