Газеты XIX В. Как исторический источник



«Петербургские ведомости» продолжали выходить и в ХIХ в., но этого органа оказалось недостаточно. В связи с потребностью в преодолении информационной изоляции от западных стран (такова была официальная причина открытия новой газеты) был разрешен выпуск субсидируемых правительством «С. - Петербургских коммерческих ведомостей» (1802- 1810), которые публиковали официальные сведения, указы, касающиеся торговли и промышленности.

Несколько позже газету «Северная почта» (1809 - 1819; 1862 - 1868) стало издавать Министерство внутренних дел. В ней помещались известия из разных уголков страны, извлечения из иностранной печати и иностранные корреспонденции, ведомости о ценах на хлеб и другие товары, статистические данные, сообщения о назначениях губернаторов и т. п.

Вслед за «Северной почтой» появился «Русский инвалид» (1813— 1917) - ежедневная газета, организованная частным лицом, но вскоре ставшая органом Военного министерства. С самого начала своего выхода «Инвалид» отличался интересом к военным событиям и в 1813-1815 гг. печатал материалы, направленные против Франции и Наполеона. С 1816 г. в газете появился официальный отдел, где публиковались военные приказы, перечни назначений и перемещений по армии, сведения о наградах, и газета получила значение официального военного органа. Статей, посвященных политическим событиям, в первой половине века газета не помещала. Печатались статьи лишь библиографические. Позже, к концу XIX в., «Инвалид» приближается к обычному типу газеты - появляются статьи на разные темы, — но издание все же сохраняет свой военный характер.

В 1869 г. возник «Правительственный вестник» (1869-1917) как основной официальный орган. Программа его включала публикацию актов верховной власти, министерских распоряжений, правительственных заявлений и предположений, придворных известий, отчетов о судебных процессах, сведений о земских и городских делах и отдельных фактах экономической, общественной и культурной жизни. Все министерства должны были сюда сообщать данные о своей деятельности, что не всегда устраивало самих министров и работников министерств.

Представителями официальной печати в провинции были «Губернские ведомости», издание которых в губернских городах начинается с 1837 г. «Ведомости» состояли из двух - официального и неофициального -отделов. В первом помещались распоряжения губернского начальства, объявления о торгах, налогах и т. д. Этот материал дает много сведений о местной жизни. В неофициальной части" печатались исторические и географические очерки, исторические документы, статьи поместному хозяйству, этнографии и. т. д. Здесь мы находим богатейший материал для местной истории. В некоторых «Губернских ведомостях» участвовали хорошие литературные силы. В Вятке в создании их принимал участие Герцен, генерал - губернатор Восточной Сибири Муравьев – Амурский привлек к сотрудничеству политических ссыльных, а неофициальная часть «Иркутских губернских ведомостей» редактировалась петрашевцем Спешневым. В газете сотрудничали: Петрашевский, Львов, Черносвитов, М. Бакунин. На Кавказе старейшей газетой была газета «Кавказ» (с 1846 г.). Она являлась органом канцелярии наместника. Так же как в других губерниях, на Кавказе выходили свои губернские ведомости -«Ставропольские губернские ведомости» (с 1850 г.), «Кубанские войсковые ведомости» (1860-1870), «Терские областные ведомости» (с 1868 г.) и др.

Наиболее распространенной и влиятельной частной газетой в первой половине XIX в. была издававшаяся Н. И. Гречем иФ. В. Булгариным политическая и литературная газета «Северная пчела» (1825-1864). Имена издателей сами уже свидетельствуют о консервативно - охранительном характере газеты. Передовых статей, как в большей части газет этого времени, в ней не было. Политические сообщения были малы, бедны. Правда, когда речь шла о Западной Европе, «Пчела» давала перепечатки из иностранных газет, нередко сопровождая их комментариями реакционного характера. Что касается внутренних сообщений, они подбирались, чтобы дать картину всеобщего блаженства и любви. С конца 40-х — в 50-х годах «Северная пчела» наполнялась по преимуществу заимствованиями из официальных изданий и губернских ведомостей, сведениями о производствах в чины да городской хроникой. Даже крупные события почти обходились молчанием.

«Московские ведомости» (1756-1917) начали выходить в ХУШ в. как орган Московского университета. В течение первой половины века сменился ряд редакторов, пока с 1863 г. газета не попала в руки Каткова и Леонтьева, а в 1875-1887 гг. - одного Каткова. «Московские ведомости» начинают играть крупную политическую роль, особенно с момента вступления на престол Александра Ш. Тогда «Московские ведомости» становятся хотя и не правительственным органом, но часто - органом, направляющим и подгоняющим правительство. Данная газета интересна как основной представитель и идеолог печати, реакционной либеральным реформам Александра II.

Одной из влиятельных и распространенных газет была газета «Голос» (1863-1884)г издававшаяся газетным предпринимателем А. А. Краевским. Как умеренный буржуазный орган «Голос» отстаивал земское и городское самоуправление. Газета отличалась поверхностным, колеблющимся либерализмом, а издатель ее, Краевский, осуждая политическую идеологию славянофилов, поддерживал их практически, являясь одним из членов Петербургского славянского комитета. В некоторые - во всяком случае - периоды своей истории (конец 70 - х и начало 80 - х годов) газета находилась в связи с Министерством иностранных дел, выражала точку зрения Горчакова и играла роль официоза. Так яге бесспорна связь «Голоса» с буржуазными кругами, в частности с известным железнодорожным предпринимателем Поляковым.

 

Основателем и первым редактором «Русских ведомостей» (1863-1917) был известный писатель середины столетия Н.Ф. Павлов, ведший газету в шовинистическом тоне привлекший к сотрудничеству Погодина. Но вскоре

Газета перешла в другие руки и приобрела либерально - буржуазное направление. По характеру издателей и содержанию газета получила название «профессорской», так как давала серьезный материал, отбирая его, и имела сеть своих корреспондентов во всех концах России и за границей.

В 60-х годах возникла газета, «Новое время» (1868-1917). Первоначально газета носила польско-помещичий характер, но значения в этот период не имела никакого. Когда в 1876 т. начались осложнения на Балканах, сербо-турецкие отношения были разорваны и между этими странами началась война, «Новое время» стало центром славянских симпатий и воинствующего национализма и добилось в связи с этим большого успеха. С этого момента газета все сильнее скатывается в националистический лагерь, все более уходя из либерально - прогрессивных взглядов и к 90 - м годам становится не только националистическим, но и консервативным органом.

В 60-х годах возникла газета, «Новое время» (1868-1917). Первоначально газета носила польско-помещичий характер, но значения в этот период не имела никакого. Когда в 1876 т. начались осложнения на Балканах, сербо-турецкие отношения были разорваны и между этими странами началась война, «Новое время» стало центром славянских симпатий и воинствующего национализма и добилось в связи с этим большого успеха. С этого момента газета все сильнее скатывается в националистический лагерь, все более уходя из либерально - прогрессивных рядов, и к 90 - м годам становится не только националистическим, но и консервативным органом.

Недолго просуществовавшая газета «Киевский телеграф» (1859-1870), которая после закрытия журнала «Основа» была центром объединения националистических кругов. Только с 70 - х годов оживляется газетная деятельность в Сибири. В 1875 г. появляется газета «Сибирь», ставшая одним из органов областничества. В ней участвовали Загоскин, Ддринцев, Потанин Щапов. Но просуществовала газета лишь до 1880 г. Независимо от газеты «Сибирь» в Петербурге с 1882 г. начало выходить «Восточное обозрение» под редакцией Ядринцева. В 1888 г. эта газета была переведена в Иркутск. Она просуществовала до 1906 г., объединяя вокруг себя многих представителей политической ссылки и местной интеллигенции.

Среди зарубежной русской печати в XIX в. особое значение имеет основанный А. И. Герценом в Лондоне «Колокол» (1857—1867). Своими задачами он ставил добиваться «освобождения слова от цензуры, освобождения крестьян от помещиков, освобождения податного состояния от побоев». «Колокол» выступал по принципиальным вопросам, обличая либералов с их колеблющейся политической линией, защищая свободу Польши, оправдывая крестьянские выступления против помещиков. «Колокол» обличал частные проявления беззакония и отдельных деятелей царской России.

После «Колокола» за границей не один раз предпринимались издания журналов и газет. Лавристы выпускали журнал и газету названием «Вперед» (1875-1876). Нелегальные органы печати, выходившие в России до 90-х годов, в основной своей части являлись народническими. В 70-е годы это были «Начало», «Земля и воля», «Листок земли и воли». В 80-е годы выходили «Черный передел», «Вестник народной воли» и др.

 

9. ПУБЛИЦИСТИКА XIX В.: ПАМЯТНИКИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

 

В памятниках общественно-политической мысли прежде всего отражается развитие самой общественной мысли, но они также содержат большой материал, касающийся и других сторон исторического развития. Памятники общественно - политической мысли многообразны. По внешнему виду мы различаем среди них книги и брошюры, журнальные и газетные статьи, листовки и прокламации. В зависимости от условий времени и места, условий распространения произведения эти существуют в печатной или рукописной форме.

Декабристы оставили нам два замечательных произведения. Это - Конституция Никиты Муравьева и «Русская Правда» Пестеля.

Существуют три редакции Конституции - написанная Муравьевым в период следствия по делу декабристов, текст, сохранившийся в бумагах Пущина, и текст, написанный рукой Трубецкого. Самая ранняя редакция Конституции содержит теоретическое вступление, провозглашающее свободу человеческой воли, а затем в ряде глав рисует картину будущего государственного устройства России. В редакции 1824 г. было опущено «Вступление», переместились главы, появились новые. Ряд моментов оказался пересмотренным и формулированным заново. Резче сформулирована статья об отмене крепостного права, ослаблены требования имущественного ценза от граждан, вместо безземельного освобождения крестьян введено указание о предоставлении крестьянам усадеб, автор отказался от того замаскированного выкупа личности и т.п. Последняя редакция была составлена по требованию следственных властей в тюрьме. В ней в силу условий составления — налицо недомолвки и некоторая уклончивость формулировок. Муравьев выбрасывает главу о конституционных принципах, он подчеркивает монархический характер конституции, ослаблены федералистские ноты, освобождение крестьян мыслится предоставлением небольшого полевого надела, внесен ряд принципиальных изменений в разделы об организации управления и правах гражданства.

«Русская Правда» Пестеля издана в 1906 г. по копии, снятой акад. Н. Ф. Дубровиным. Как было выяснено тогда же, издание текста оказалось малоудовлетворительным: в нем было много пропусков, искажений. Можно считать бесспорным, что процесс складывания «Русской Правды» был длительным. Документ с таким содержанием существовал уже в 1822 г., но и в момент ареста из предполагаемых планом десяти глав было написано лишь пять. Кроме «Русской Правды», сохранились некоторые ранние варианты политических произведений Пестеля. Такова изданная вместе с «Правдой» «Записка о государственном управлении» и некоторые другие. Они важны для изучения формирования взглядов Пестеля и сложения главного его произведения.

 

Своеобразным видом документов общественно-политической мысли являются листовки и прокламации. Это документ, которому присуща определенная внешняя форма - малые размеры, своеобразные приемы воспроизведения текста - часто не типографским, а каким-либо другим способом (гектограф, мимеограф, иногда рукописные), - обычно лаконичность и отчетливость изложения, рассчитанного на доходчивость. Задача листовок - агитация, убеждение. Значительного роста эта литература достигает только в ХГХ в., в частности во второй его половине, в связи с тем развертыванием политической борьбы, какое происходит в это время.

Самое начало 60-х годов - время появления листков «К молодому поколению», «К солдатам», к «Барским крестьянам». Листки стремились вызвать определенный ожидаемый издателями отклик. Но эти прокламации (за исключением «К солдатам») отличаются крайней многословностью и больше похожи на отдельные оттиски статей или брошюры. Они развивают определенную политическую программу, аргументируют ее.

Такими же остаются прокламации долгушинцев (начало 70-х годов), подробно излагающие их взгляды и стремления. Характерно, что в дальнейшем (землевольцы) предпочли уже выпуск не отдельных листков, а нелегального журнала. Эту традицию продолжила «Народная воля», хотя одновременно народовольцами в связи с отдельными событиями их деятельности и выпускались специальные листовки. Но настоящего своего развития - и с точки зрения литературной формы и в отношении массового выпуска — листовки и прокламации достигли только к самому концу века - в 90-х годах. Выработка стиля и формы прокламаций была осуществлена социал-демократическими кружками, особенно же «Союзом борьбы за освобождение рабочего класса».

Не менее важен для истории общественной мысли такой источник, как программы тех или иных групп, кружков и партий. Они рисуют задачи и методы данной организации и являются одним из важнейших памятников идеологии и борьбы тех или иных группировок.

Для истории общественной мысли представляют интерес и произведения художественной литературы, где часто отражаются общественно-политические настроения, события и чаяния. Однако пользование художественными произведениями требует большой осторожности и тщательного критического анализа их, так как творческая фантазия автора обычно изображает действительность в преображенном виде.

Непосредственную связь традиций общественной мысли ХУШ и XIX вв. олицетворяет И. П. Пнин (1773-1805), автор «Опыта о просвещении относительно России», незаконный сын фельдмаршала Репнина, Что касается всего произведения в целом, оно важно, так как показывает истоки общих идей Пнина в литературе французского просветительства ХУШ в. Видоизменившиеся под влиянием русской обстановки идеи просветителей получили у Пнина свой особый облик. Он признал законным сословное неравенство, но потребовал уничтожения крепостного права. Освобождение крестьян Пнин мыслил как безземельное.

Существует и издание основных проектов и записок Н.М. Сперанского - очень важный и слабо изученный памятник политической мысли начала века. Политические произведения Сперанского облечены в форму, среднюю между политическим трактатом и законодательным актом. От законодательных памятников заимствовано разделение на отделения, параграфы. По логическому сцеплению доказательств - это сжатый политический трактат.

В этой же связи интересна «Записка о древней и новой России» (1811) Н. М. Карамзина. Реакционер и крепостник, Карамзин считал, что «одна из главных причин неудовольствия россиян на нынешнее правительство есть излишняя любовь его к государственным преобразованиям, которые потрясают Империю и коих благотворность остается доселе сомнительною». Карамзин возражает против проектов уничтожения крепостного права, подчеркивает необходимость сохранения самодержавия.

Исходные позиции в развитии взглядов славянофила И. Киреевского представляет его статья «Девятнадцатый век» (1832) и полемический ответ А. С. Хомякову (1838).. Взгляды Киреевского на различия между западноевропейским и русским развитием, содержащиеся в этих работах, наиболее полно выразились в статье «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» (1852)..

К. С. Аксаков развивал исторические взгляды славянофилов и, исходя из них, формулировал противоположность России и Запада в плане признания коренных различий государственного, культурного и психологического склада в статье «Об основных началах русской истории».

Хомяков по поводу указа об обязанных крестьянах написал статью «О сельских условиях» (1842); в связи с постройкой железной дороги из Москвы в Петербург — «Письмо в Петербург по поводу железной дороги» (1845). Имеют значение его статьи об общине и записка «Об отмене крепостного права в России» (1859). Хомяков касался и международно-политических тем (например, о Крымской войне), обращался со славянофильскими посланиями к сербам (1860).

Философские статьи 40-х годов западника Герцена не лишены значительного общественного содержания, но настоящего развития публицистика его достигает в эмиграционный период. В 1849 г. он пишет «Письма русского к Маццини», осуждая в них завоевательные тенденции внешней политики Николая I. В статье «Русский народ и социализм» (письмо к английскому публицисту Линтону, 1851 г.) Герцен говорит, что Европа не знает настоящей России; вслед за тем печатает ряд статей и писем о русском народе, произволе николаевского режима и т. д. В дальнейшем Герцен печатает «Письма из Франции и Италии» (1850-1851). посвященные западноевропейским событиям и вопросам, но и в эти годы не оставляет русских тем, создавая такие памятники общественной мысли, как «О развитии революционных идей в России» (1851).

Великий русский критик В. Г. Белинский (1811-1848) был одним из виднейших представителей русской общественной мысли. Уже в первой крупной работе «Литературные мечтания» (1834) он касается не только чисто литературных тем, но затрагивает вопрос о культурном отрыве дворянства от народа и говорит о необходимости такого просвещения и литературы, какие были бы неразрывно связаны с народом и основывались на подъеме его благосостояния.

Своеобразная форма распространения своих идей была в 40-х годах применена петрашевцами, издавшими «Карманный словарь иностранных слов» (1845, 1846). Объяснение слов здесь было дано в духе их фурьеристских взглядов.

Одним из видных дворянских публицистов XIX в. был К. Д. Кавелин (1818-1885). Его произведения дают значительный материал для характеристики помещичье - буржуазного либерализма периода реформ и первых пореформенных десятилетий. В специальной «Записке об освобождении крестьян в России» (1855) он доказывал пагубность крепостного права и необходимость его уничтожения. В записке «Дворянство и освобождение крестьян» (1862) он призывал помещиков «позаботиться о сохранении за собою своих имений, о возможном сближении со всеми классами народа, о приобретении возможно большего влияния на местные дела и управление». В 50-е годы выступили Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов.

Н. Г. Чернышевский (1828-1889), несмотря на краткий срок своей писательской деятельности, оставил ряд огромного значения произведений, в

которых отразились общественно - политические и литературные взгляды революционной демократии. Такие статьи, как «О новых условиях

сельского быта» (1858), «Критика философских предубеждений против общинного землевладения» (1858), характерны для изменения отношения Чернышевского к правительственным реформам, от оптимистических надежд на которые он скоро отказался. В «Материалах для решения крестьянского вопроса» (1859) автор выступает как представитель крестьянских интересов.

Н.А. Добролюбов (1836-1861) был больше всего литературным критиком, но самая трактовка им литературного материала" превращала литературные вопросы в большие проблемы общего значения. Так, посвящая свои статьи разбору пьес Островского («Темное царство»), Добролюбов имел в виду «вовсе не купцов только»: понятием «темного царства» он покрывал всю крепостническую Россию.

Расцвет публицистической деятельности И. С. Аксакова (1823-1886) падает на 60-80 - е годы. Представитель позднего славянофильства, И С Аксаков был редактором - издателем ряда газет - «Парус» «День» «Москва», «Русь». Статьи в «Руси» (1880-1885) отражают последний период его деятельности, когда Аксаков сближается с реакционным направлением «Московских ведомостей» Каткова и выступает с шовинистическими статьями по национальному вопросу. Большое количество статей Аксаков посвятил общим вопросам славянофильского учения. Такова группа статей «О взаимном отношении народа, государства и общества» (1862) и некоторые другие.

Известный анархист М. А. Бакунин (1814-1876) своими ранними философскими статьями («Гимназические речи Гегеля», 1838, «О философии», 1840) представляет интерес для истории общественного движения 30-40-х годов. Но основное его значение как политического писателя связано с его произведениями 60-70- х годов. В 1874 г. вышла одна из главнейших работ Бакунина - «Государственность и анархия», — где, наряду с теоретическим обоснованием и защитой мелкобуржуазного анархизма, содержится значительный конкретный материал по политической истории ряда стран Европы (в том числе и России) в 60-70 годах.

П. Л. Лавров (1823-1900) вошел в историю как теоретик мелкобуржуазного субъективизма в общественной науке, а значение в истории общественного движения получил, главным образом, благодаря своим «Историческим письмам» (1870), выпущенным под псевдонимом П. Миртова и сыгравшим определяющую роль в формировании народнической идеологии.

Из народнических авторов несколько особняком стоит А. Н. Энгельгардт (1833-1894), автор «Писем из деревни». Написанные хорошим языком, «Письма» рисуют деревенскую жизнь 70-80 - х годов, показывают различные категории крестьян, изображают хозяйство и жизнь помещиков. Энгельгардт как народник несколько своеобразного толка стремился к созданию интеллигентских поселков в деревне, жители которых «сели» бы «на землю», став «интеллигентными мужиками». Одним из наиболее ярких и характерных представителей либерального народничества в литературе являлся В. Воронцов (В. В.) (1847-1917), автор ряда журнальных статей, книги «Судьбы капитализма в России» (1883) и некоторых других. Основная мысль указанной книги заключается в доказательстве слабости и хилости русского капитализма.

Против народнических взглядов выступил с марксистской критикой Г. В. Плеханов (1856-1918), написавший в 1883 г. брошюру «Социализм и политическая борьба».

Для истории Сибири интересны сочинения областников - Потанина и особенно Ядринцева, написавший ряд статей и книг по вопросам тюрьмы и ссылки (в журналах «Дело», «Отечественные записки» и др.)

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!