Организации жизни человека
В отечественной психологии проблеме самосознания посвящено немало исследований. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева [2, 3], Л.И. Божович [6, 7], А.Н. Леонтьева [22], С.Л. Рубинштейна [34], И.И. Чесноковой [47], В.В. Столина [41], А.Г. Спиркина [40] в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А.А. Бодалева по социальной перцепции усилили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания [5]. Немало опубликовано философско-психологических и собственно философских исследований, в которых анализируются проблемы, связанные с личной ответственностью, моральным самосознанием. Работы И.С. Кона [17…20], в которых были удачно синтезированы философские, обще- и социально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, выявили новые грани этой, пожалуй, одной из главных проблем в психологии. Зарубежная литература по проблемам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата – эти вопросы так или иначе освещены в работах У. Джеймса [12], З. Фрейда [45], К. Роджерса [32], Э. Эриксона [50], Р. Бернса [4 ], В. Франкла [44] и многих других выдающихся ученых.
|
|
Самосознание – это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С. Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего "Я" как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок [24 ]. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачатки сознания тождественности появляются уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом. Сознание "Я" формируется в возрасте примерно трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
Согласно А.Г. Спиркину, "самосознание – это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание – конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней" [40, с.149].
|
|
Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, то самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, своего рода "духовный свет, обнаруживающий и себя и другое".
Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значением самосознания, по мнению А.Г. Спиркина, следует считать просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего "Я" [40, с. 143].
Самосознание является венцом развития высших психических функций, оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.
|
|
Однако А.Н. Леонтьев, характеризовавший проблему самосознания как проблему "высoкого жизненного значения, венчающую психологию личности", в целом расценивал её как "нерешенную, ускользающую от научно-психоло-гического анализа" [22, с. 153].
В современной психологической литературе намечены несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в представлениях человека о самом себе, или "Я" – концепции. Что же означает термин "Я" – концепция, какой реальный психологический смысл в него вкладывается?
Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!