Как создавать гексаграмму



СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие7

История И-Цзин10

Как создавать гексаграмму14

Метод подбрасывания трех монет18

Как найти свою гексаграмму?21

Постановка вопросов и толкование ответов22

Значения триграмм30

Гексаграммы35

И-Цзин как инструмент духовного развития264

И-Цзин и системы духовного развития272

 


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Это практическое руководство основано на моих записях, которым уже много лет (они были сделаны еще в 1987 году). За это долгое время я часто обращался к И-Цзин, или «Книге Перемен», и вел подробные записи результатов моего анализа. В 1973 году я опубликовал книгу «Символы Герметизма», в которой одна из глав была посвящена исследованию И-Цзин. Насколько мне известно, это был первый текст об И-Цзин на сербском языке. Я был приятно удивлен как количеством читателей, так и их положительными отзывами. Многие спрашивали, появится ли И-Цзин на сербском языке, делая акцент на такой книге, которая, по сути, являлась бы надлежащим руководством для практического применения.

Некоторое время меня занимала мысль о таком практическом руководстве, но позже я с ней распрощался. Я понимал, что у меня не было достаточного опыта, некоторые вещи мне все еще были не до конца понятны, и мысли о создании этой книги были больше основаны на энтузиазме, нежели на истинном понятии этого изумительного средства практической философии. Когда человек восхищается чем-нибудь, это далеко не означает, что он имеет полное и глубокое представление об этом и сможет преподнести полученное знание в форме полезных практических инструкций.

С тех пор прошло четырнадцать лет. На протяжении этого времени я продолжал изучать «Книгу Перемен». Иногда друзья

просили меня продолжать исследования. У меня было много необычных переживаний, я извлек такую громадную пользу из этой восхитительной книги, что она просто не поддается определениям. Я говорю «книга», потому что не знаю, как назвать это должным образом. Своими собственными глазами я наблюдал, как многие люди, поначалу недооценивавшие всю значимость И-Цзин, постепенно отбрасывали безосновательные доводы и становились приверженцами, последователями и практиками. Порой эти изменения были внезапными и существенными. Впоследствии некоторые спрашивали разрешения на использование моих записей, которых к тому времени стало значительно больше. В то же время меня снова посетила идея о публикации записей в форме книги. Наконец, я осознал, что это просто невозможно — получить совершенные знания о системе, которая отражает целый мир и таким образом, по сути, является бесконечной. Конфуций в возрасте семидесяти лет писал, что если бы у него выпал шанс прожить еще пятьдесят лет, он, не колеблясь, посвятил бы их изучению И-Цзин. Если это действительно так, то что же нам остается делать? Ответ прост: преобразовать знания в руководство для тех, кто знает меньше. Именно это и послужило причиной написания данной книги «И-Цзин: философская машина».

И-Цзин часто преподносят как систему-оракул, дающую относительно точный прогноз будущих событий в жизни человека. Многие полагают, что больше в ней ровным счетом ничего и нет. В моей же книге, в которой переплетаются как классический текст, так и мои записи с толкованиями знаменитых экспертов, И-Цзин, с одной стороны, представлена как система-оракул, а с другой стороны, что мне кажется более важным, как настоящая философская машина — средство для духовного роста и нравственного развития. Это непревзойденный инструмент, с которым человечество еще не имело дела, доступный как обычному человеку, так и людям весьма высокообразованным — таким, например, как Конфуций. На основании моего опыта и опыта многих других людей я могу сделать вывод, что это руководство принесет много пользы, с тем условием, что вы приложите подлинные усилия и будете с ним работать. Это означает, что вы должны быть открыты И-Цзин, освободиться от предрассудков, уважать ее как почтенного человека, полного глубокой мудрости и любви. Такой человек всегда готов прийти на помощь, понять и простить нас, но он настаивает, чтобы мы были истинными учениками. Эти требования — только для нашего же блага. Если мы примем эти условия и будем вести себя надлежащим образом, то станем пожинать плоды. Мы найдем того, о ком мечтают тысячи, — нашего Духовного Учителя, личного гуру, который навсегда останется с нами.

ИСТОРИЯ И-ЦЗИН

И-Цзин своими корнями произрастает из шаманской оракульной практики, которая, по всей видимости, была занесена в Древний Китай из Монголии. Первым средством для гадания служил панцирь черепахи. Шаман задавал вопрос и, полностью сконцентрировавшись на нем, бросал панцирь в костер. Когда панцирь трескался, шаман высматривал подсказки, знаки, которые могли привести к ответу, обращая внимание на расположение трещин. Потом брал металлический прут, накаливал его до характерного цвета и просовывал в проделанную в центре панциря дыру, после чего панцирь раскалывался.

К этому виду гадания прибегали для получения полезного совета в области сельского хозяйства, рыболовства, охоты. Позже оно стало средством для предсказывания судеб людей. Поскольку трещины на панцире у черепахи возникали группами и могли быть либо сплошными, либо прерванными, то данная систематизация, развивавшаяся на протяжении многих поколений, позволила создать триграммы — группы из трех черт, ставшие впоследствии основой для гадания.

Нам точно неизвестно, кто решил облечь накопленные знания в письменную форму, известную сегодня как И-Цзин. Согласно легенде, это был Фу Си, первый правитель Китая, живший в III тысячелетии до н. э. Как и во многих других историях подобного рода, Фу Си сидел на берегу реки Хуанхэ и занимался медитацией, когда неожиданно из воды появилась черепаха (считавшаяся священным животным в Древнем Китае). На ее панцире он разглядел разметки, формировавшие триграммы, через которые небесные силы показывали людям ответы на их вечные вопросы.

Исторические источники указывают и на Кинг Вена, основателя династии Чжоу, как на возможного автора «Книги Перемен», который оставил нам текст о шестидесяти четырех гексаграммах. Кстати, с тех пор как основой для гадания стали триграммы, или же группы трех параллельных черт, расположенных друг над другом, практики начали комбинировать их, образуя тем самым гексаграммы. Гексаграммы — фигуры, состоящие из двух триграмм, то есть из шести целых или прерванных черт, расположенных друг над другом.

Согласно Вену, гексаграммы олицетворяют стихии природы, от которых зависела сельскохозяйственная жизнь Китая и которые были неразрывно связаны с силами, определяющими отношения в экономике, политике и взаимодействия между людьми. Его сын, известный под именем герцога Чжоу, пошел по стопам отца. Вкладом герцога является анализ каждой из шести черт внутри гексаграммы. На протяжении китайской истории каждый из великих философов вносил свой вклад в И-Цзин. Самыми знаменитыми среди них считались Лао-цзы, Чжуан-цзы, Мен-цзы и, конечно же, Конфуций. Очень трудно определить, кто и что написал, кроме установленного факта, что текст под названием «Десять Крыльев» принадлежит конфуцианской философской школе.

До конца XIX столетия Запад не имел ни малейшего понятия об И-Цзин. В тот период Джеймс Легг опубликовал свой вариант перевода книги, но он оказался довольно скучным, хотя и был приближен к оригиналу. Впоследствии синолог Ричард Вильгельм предложил свой вариант перевода И-Цзин, которому до сих пор нет равных. Единственной проблемой в работе Вильгельма можно считать тот факт, что она требует глубоких знаний в этой сфере, так что пользу она приносит сравнительно небольшому кругу людей. После Вильгельма было много вариантов перевода И-Цзин. Некоторые из них довольно неплохи, некоторые — посредственны, за последнее время на одном только английском языке появилось около двадцати новых вариантов.

Многие из них пытаются научить практикующего решать проблемы повседневной жизни, прибегая к «Книге Перемен», научить решать те проблемные вещи, которые не решаются в версии перевода Вильгельма. К примеру, мой друг попросил меня воспользоваться И-Цзин относительно той проблемы, которую он не мог решить с помощью версии Вильгельма. Проблема была довольно серьезной — он хотел узнать, стоит ему сделать прививку против бешенства или нет. Дело в том, что он случайно порезался ножом, которым обычно пользовался его родственник во время охоты, чтобы снять кожу с животных, которые, возможно, могли болеть бешенством. Я не рассказываю всей истории, это могло бы отнять довольно много времени, но важным ее аспектом является тот факт, что его родственник не мог определить обычными методами, были животные больны или нет, только медицинские учреждения могут это установить. Многие посоветовали ему сделать прививку немедленно, но он сомневался, потому что вакцина не такое уж и безопасное дело и представляет реальную угрозу для здоровья. Он пытался найти решение, прибегая к книге Вильгельма. Он получал много философских ответов, но так и нашел конкретного ответа на вопрос, стоит ли ему сделать прививку. Используя версию, которую вы сейчас держите в руках, мы сформулировали довольно конкретный вопрос: «Если я не сделаю прививку, то как это отразится на моем здоровье?» Ответ, на удивление, был прост, краток и ясен: «Пациент будет в безопасности».

Именно такого руководства и хотят большинство людей — философской машины, предлагающей конкретные ответы в тех областях, в которых мы не можем объективно соотнести факты, когда жизненные обстоятельства заводят нас в тупик. Хотя в основе западной цивилизации и лежит соотношение фактов, она, вероятно, устала от такого подхода. Она хочет постигать себя саму, находить решения, прибегая к бессознательным сновидениям, мифам и сказаниям, искать решения в учениях, проверенных временем и системой практической философии, которые дают истинную поддержку и указывают на мудрый путь в жизни, когда все прежние ценности разрушены.

Конечно же, для суеверных, беспечных и необразованных людей полагаться на совет И-Цзин — нонсенс. Многие великие умы Востока прибегали к И-Цзин ежедневно, и сейчас все больше выдающихся людей на Западе делают то же самое. К примеру, такие великие ученые, как японец Хидэки Юкава, получивший Нобелевскую премию в 1947 году, или же американские физики китайского происхождения Ли Цзундао и Ян Чжэньнин, получившие Нобелевскую премию в 1957 году, пользовались И-Цзин, их дневники свидетельствуют о том, что на всех важных этапах научного исследования все они прибегали к И-Цзин.

КАК СОЗДАВАТЬ ГЕКСАГРАММУ

Основными «кирпичиками» И-Цзин являются гексаграммы. Как я уже отметил ранее, каждая гексаграмма — простая фигура, состоящая из шести параллельных черт, которые могут быть как цельными, так и прерывистыми. Всего имеется шестьдесят четыре гексаграммы.

Благодаря гибким своим значениям, гексаграммы охватывают всевозможные отношения во Вселенной, социуме и духовной жизни человека. Многие талантливые люди пытались объяснить принцип действия И-Цзин и то, каким же образом этот философский механизм точно отражает мир в определенный момент.

На этот счет были предложены различные доводы. Гексаграмма представляет собой символический ответ на определенный запрос. Думаю, что здесь следует дать пояснение. С такой позиции гексаграмма представляет точку фокуса, позволяющую объективно воспринимать мир, наше место в нем и взаимодействие с ним. Без нее человек сбивается с пути, его поглощает неизвестность, другими словами, он теряет остроту восприятия мира. Гексаграмма позволяет настолько ясно все видеть, что мы четко воспринимаем интересующий нас в данный момент вопрос.

По этому поводу Р. Л. Уинг утверждает следующее: «Гадание — это методика, вырабатывающая определенную модель в определенный момент времени, которую можно рассмот-


 

реть под определенным углом. Представьте, что наша реальность не что иное, как труба времени, простирающаяся через пространство. Мы постоянно движемся по этой трубе (каналу) и воспринимаем все то, что попадается на пути. А теперь представьте, что если бы мы в затруднительных ситуациях

могли разрезать эту трубу (канал) и изучить поперечный разрез, мы увидели бы всё, в данный момент происходящее в природе, и действительно существующие неразрывные связи между этими элементами. Тогда, изучая картину взаимодействия вещей, мы смогли бы предсказать, чего можно ожидать в жизни от имеющихся сил и от непреодолимых тенденций развития космоса».

Юнг развил свою известную теорию синхроничности благодаря изучению И-Цзин. Согласно ей, все, что возникает в определенный момент времени, имеет отличительные черты этого момента и через свое значение неразрывно связано со всеми остальными вещами, происходящими в данный момент. Человеческое сознание здесь играет решающую роль, потому что именно в нем установлена связь между двумя вещами, или случаями. Другими словами, наше сознание воспринимает эту взаимосвязь.

Я полагаю, что каждый практик, склонный к творческому мышлению, сделает свой вывод о том, по каким принципам работает эта философская машина. Так называемая теория голографической Вселенной, кажется, лучшее тому объяснение. Ее можно рассматривать как современную версию древнего герметического учения взаимосвязи микро- и макрокосмоса. Проще говоря, голограмма является чем-то вроде фотографической доски, которая, разбившись в один прекрасный день, предстает перед нами не как раздробленное целое, а как такое же целое, с той лишь разницей, что оно теперь стало меньше. Соответственно, каждая часть разбившейся доски, неважно, насколько она мала и сколько частей всего, представляет собой уменьшенную картину целого. И даже если эти части разлетятся на еще более мелкие кусочки, они все равно будут содержать крохотную картину целого. Иллюстрируя пример с голограммой, можно сказать, что гексаграмма, которую мы получаем из И-Цзин в определенный момент, является той самой маленькой голограммой целой Вселенной на тот же самый момент, следовательно, мы можем определить важные для нас события, их взаимодействия, в центре которых мы и находимся, главное — сконцентрировать на этом внимание.

Как же мы создаем гексаграмму? Сразу скажу, что помимо двух классических способов (подсчитывать стебли высушенных тысячелистников или подбрасывать три монеты) есть и другие методы, которые развили в свое время опытные практики. Самым лучшим, по моему мнению, является способ с подбрасыванием трех монет, который я и собираюсь описать. Альтернативные методы описаны в других книгах. В общем, применяйте то, что подходит лично для вас.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!