История зарождения этикеток



ФУНКЦИИ И ВИДЫ ЭТИКЕТОК

История зарождения этикеток связана с развитием и использованием клейма и печатей. Встречаются высказывания, что клеймо зародилось в то время, когда стал происходить процесс выделения ремесла из натурального хозяйства в самостоятельное товарное производство. Этому утверждению противоречат факты использования клейм на более низком уровне развития общества - рабовладельческом. Клейма в то время ставились, как знаки собственности, на товарах, домашних животных и рабах. На Руси наказывали того, кто при присвоении чужих вещей, уничтожал, знаки, указывающие на принадлежность их определенному лицу.

Роль клейм значительно возросла с развитием товарно-денежных отношений. По-настоящему клеймо начало выполнять свою функцию защиты товара от подделок только после осуществления петровских реформ, вызвавших бурное развитие отечественной промышленности. С XVII века прослеживается устойчивый рост высокохудожественных знаков на различных основах в развитых странах Европы и их юридической поддержки.

История использования этикеток в России тесно связана с развитием мануфактурного производства. Бумажные этикетки с клеймами и печатями впервые использовались на тюках и ящиках с тканью и платками. Укреплению значимости клейма в России, стал указ сената от 13 марта 1744 года при Императрице Елизавете Петровне. Именно этот указ устанавливал правила обязательного клеймения всех русских товаров особыми фабричными знаками, чтобы, можно было отличить их друг от друга. Однако на первых порах применение указа в стране не получило широкого развития. Многие фабриканты вдали от столицы не знали о его существовании, некоторым он казался невыгодным по соображениям коммерции.

В Московских архивах много материалов, в которых сохранились клейма (этикетки, товарные знаки тех времен). Некоторые клейма ткались на кромке ткани, иные наносились краской на ткань или бумажные этикетки. Есть образцы оттисков и самих печатей Московской, Санкт-Петербургской, Ярославской и Астраханской губерний.

Клейма на ткань и бумажные этикетки наносились вручную. Бумажные этикетки со времени начала освоения производства бумаги использовались для обозначения лекарств. В аптеках средневековья на склянках, колбах, пакетах были этикетки с надписями по латыни или изображались растения, или условные знаки.

До недавнего времени бумажные этикетки с надписями от руки можно было встретить в маленьких аптеках и больших лабораториях вузов и предприятий. В ныне действующих аптеках-музеях Таллина и Львова, которые непрерывно действуют с 1422 и 1735 годов соответственно, на этикетках можно видеть экзотические названия, например «эликсир жизни». В аптеках этикетки являются жизненно важным компонентом, так как при приготовлении лекарств почти всегда используются сильнодействующие и ядовитые вещества с нейтральными наполнителями.

Длительное изготовление этикеток вручную обусловлено тем, что в России не было печатного оборудования, а, кроме того, в то время была массовая безграмотность и клейма с условными обозначениями были более понятны.

Вначале клейма в России печатались по технологии гравюры, в которой изображением являлся печатный оттиск рельефного или углубленного рисунка. Рисунок выполнялся различными приемами гравирования на поверхности какой-либо доски. Оттиски получали в значительном количестве экземпляров.

Различают гравюру выпуклую, в которой краска покрывает поверхность выпуклого рисунка, как правило, это гравюра на дереве - ксилография, и углубленную, в которой краска заполняет углубления в доске, чаще всего - это гравюра на металле.

Гравюра имеет различные виды: резцовая гравюра, офорт, акватинта, мягкий лак, лавис, меццо-тинто, «сухая игла» и пунктирная манера.

В России гравюра на дереве известна с XVI века. Один из видов гравюры на металле – офорт, в переводе с французского означает крепкая водка, так как в этом виде печатающие элементы, с которого делаются оттиски изображения, получают путем травления металла сильными кислотами. Для печатной формы в офорте служат пластины из меди, гладко отполированная поверхность покрывается слоем лака. Рисунок процарапывают в лаке гравильной иглой, обнажая металл, затем доску травят кислотой. Чтобы получить штрихи разной глубины, часть изображения, которая в оттиске должна быть более светлой, вновь покрывается лаком, и еще раз травя доску. Вытравленные в металле углубления заполняются краской. Офорт, вид гравюры, который служит и для цветной печати.

В те времена клейма исполняли роль этикеток и товарных знаков в виде разнообразных орнаментов, рисунков, значков. Успех клейм определялся в большей степени их простотой, быстрой запоминаемостью, их сразу узнавали и не путали с другими.

Новое изделие по настоящему не может привлечь внимание покупателя, если ему не предан законченный товарный вид и не дана полная информация о реализуемом товаре. Со временем на этикетках появилась информации о месте нахождения предприятия - изготовителя.

Только в конце девятнадцатого века этикетка полностью сформировалась, как своеобразный образ рекламы. В то время, как правило, товарный знак на этикетке, представлял собой родовой герб, так как в большинстве своем фабрики тогда были ранее основаны представителями старинных родов. Владельцы ремесленных цехов, подобно фабрикантам имели устав и клейма. Поэтому клейма включали как геральдические элементы, так и негеральдические (изображения живых существ и небесных светил) (рис. 5.1). Эти клейма и были этикетками.

 

Рис. 5.1. Этикетка с геральдическими элементами

 

С усовершенствованием технологии печати появляется реальная возможность использовать любые рисунки на этикетке, привлекая внимание покупателя в условиях, когда товары разных производителей предлагаются одновременно. Этикетка превращается в средство, способствующее реализации товара. Изображения гербов, медалей или наград, присуждаемых фирме, становятся полноправными элементами этикетки, усиливая доверие к продукту.

Этикетка с товарным знаком стала своеобразным синонимом качества товаров, которые она представляет. Однако в 70-е годы прошлого столетия в СССР произошла непонятная подмена общепринятой во всем мире смысловой нагрузки этикетки с товарным знаком, введением дополнительно Знака качества. Сейчас Знак качества ушел в небытие, но его подражателем становится бренд «народная марка».

В настоящее время сделать этикетку и в целом упаковку проводником товара на рынок является не простым делом и требует профессионального подхода, участия в этом специалистов различных направлений, с учетом того, что на их базе формируется фирменный стиль самого товара, организации в целом и каналов распределения.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!