Врачевание души как проблема культуры



Юнг начинал свою работу как психотерапевт и психолог Он не уставал подчеркивать, что его вклад в психологическую теорию основывается на практическом опыте лечения душевных недугов Метод лечения оказывается в свете этого соображения вдвойне важным Он должен быть практически эффективным и от него следует ждать научных результатов в смысле познания души

Однако, что такое метод лечения Когда речь идет о физическом организме и его лечении, то метод - строго определен, взаимоотношения врача и больного не содержат никаких личных интимных элементов, или, по крайней мере, эти последние не существенны для результата лечения Терапия тела имеет целью снятие или уменьшение физических страданий

Иначе обстоит дело в психотерапии Здесь метод лечения подчас ничего не дает без понимания индивидуальной психики больного Взаимоотношения врача и пациента с самого начала включают в себя какой-то личный элемент, поскольку психическая болезнь делает пациента зависимым от врача, а врач обязан показать свою компетентность именно как личность - в способности понимать, размышлять, эмоционально реагировать Цель психиатра не сводится к уменьшению страданий Подчас он даже старается усилить и обострить восприимчивость пациента, намеренно заставляет его страдать Ведь способность испытывать страдание есть признак здоровья души

Общее между психиатром и обычным терапевтом в том, что оба стремятся воздействовать - один - на душу человека, а другой - на его тело тНо воздействие на душу есть моральный акт Результат такого воздействия зависит не только от знаний психиатра, но и от его моральной силы, особенностей характера и ума И вот возникает вопрос: достаточно ли у психотерапевта душевных, моральных качеств, чтобы благотворно воздействовать на душу пациента И другой вопрос: что произойдет при смешении психических сил, душевных субстанций врача и больного

Контакт двух людей при их свободном личном взаимодействии чем-то напоминает психическую реакцию: можно ожидать просветления, прочного соединения сердец и душ, их помутнения или неожиданного взрыва, взаимного угнетения и притеснения; ослабления или укрепления обеих личностей Это сходство психологии и химии уловил Юнг, выдвинув гипотезу, что проблематика алхимии имела морально-психологическую основу

Простой здравый смысл подсказывает, что психоаналитик не всегда является морально более здоровым, сильным и достойным человеком, чем пациент Немало молодых людей избирает профессию психиатра, желая разрешить какие-то свои личные проблемы или надеясь приобрести власть над людьми Юнг отмечал, что работа психоаналитика облегчает ему процесс индивидуации, то есть выработки зрелой, интегрированной личности Ведь психиатр, пользуясь зависимостью и откровенностью пациента, имеет возможность, так сказать, бесплатно, без усилий, извлечь из многих душ именно те вещества, которых ему самому недостает Эта своеобразная психологическая эксплуатация пациентов врачом была бы терпима, если бы не риск того, что врач будет стремиться - сознательно или бессознательно - удовлетворять за счет пациентов свои болезненные - садистические или иные стремления

Примерно так понимал ситуацию врачевания души Юнг Отсюда - его неприятие стандартных методов лечения, выработанных, в частности, Фрейдом и Адлером

Юнг, конечно, не думал, что между врачом и пациентом могут существовать вполне равноправные, симметричные, свободные с обеих сторон отношения. Они неравноправны уже потому, что пациент переносит на врача свои чувства к родителю, к отцу Такой перенос необходим, как условие лечения Но Юнг считал, что основа взаимоотношений пациента и врача лежит гораздо глубже Наиболее полное взаимопонимание достигается благодаря трансцендентной функции, ориентированной на общий для всех людей, для пациента и врача, архетип Бога, служащий путеводной звездой в любой ситуации, способный ограничить как волюнтаризм психоаналитика, так и детскую капризность пациента

Если врач хочет руководить пациентом, он должен сопровождать его на части его жизненного пути и чувствовать вместе с душой этого человека, - говорит Юнг Но значит ли это, что он должен выбросить все теории за бор Нет Он их использует, но лишь в конкретных случаях и только как гипотезы Каждый случай - уникален, неповторим У врача не должно быть никаких фиксированных понятий о том, что правильно... если нечто кажется мне ошибкой, но оказывается более эффективным, чем правда, то я должен следовать ошибке, ибо в ней - сила и жизнь

Во взаимоотношениях врача и больного Юнг не всегда отделял профессиональную, лечебную коммуникацию от интимно-человеческой Многие его пациенты - мужчины становились близкими друзьями, а с женщинами возникали любовные связи Фрейд, узнавая о такого рода фактах приходил в ярость, видя в них нарушение медицинской этики Юнг, объясняя свою позицию, ссылался на то, что тесные и постоянные отношения между пациентом и аналитиком не могут долго удерживаться на профессионально - ролевом уровне, когда пациент есть лишь объект для врача Более того, стандартные и, в сущности, отчужденные социально-ролевые отношения, на которых строится цивилизация, должны быть разрушены во всех сферах жизни, не только в клинике, и заменены естественными человеческими отношениями

Анализ, по Юнгу, это - диалектический процесс В нем участвуют два человека, которые вкладывают в свои отношения значительную душевную энергию и не могут, да и не должны, контролировать бессознательные процессы переноса, контрпереноса, проекции, идентификации, которые разыгрываются между ними Иногда их спонтанно развивающиеся отношения заводят в тупик, кончаются трагически, но иногда дают ценнейшие результаты: пациент не только выздоравливает, но существенно продвигается в своем душевном развитии Этому не следует удивляться Так бывает в любой работе Врач, подобно столяру, скульптору или поэту может создать шедевр, а иногда - нечто слабое и жалкое

Юнг чувствовал неясность критериев, отделяющих психическую норму от здоровья Существует, по крайней мере, два различных, далеко не совпадающих критерия, отделяющих психическое здоровье от болезни Между ними приходится делать иногда нелегкий выбор Первый критерий - адаптированность человека к своему окружению, к работе, к культурной среде Второй - наличие и свободное выражение самости, означающее, что человек действительно стал самим собой Конечно, Юнг предпочитал здоровье во втором смысле, понимая, однако, что оно может покупаться ценой социальной дезадаптации, вызывающей невроз Парадокс в том, что неврозом приходится расплачиваться за здоровье

Желая избежать логической ловушки Юнг никогда не давал четкого определения невроза В общем виде он трактовал его как расщепление личности, ощущение, что в душе борются два начала, два влечения В более глубоком смысле невроз есть страдание души, которая не обрела своего смысла Однако в обоих случаях невроз не является чем-то только негативным Он имеет и позитивный аспект Ведь внутренняя борьба - это необходимый момент роста, взросления личности И смысл душевной жизни также не дан раз и навсегда. Его приходится заново искать на каждом новом отрезке жизненного пути Счастлив тот, кто смолоду нашел себя, предпочел развивать самость, не растрачивая энергию на какие-то частные цели Ему потребуется потом лишь корректировать свою жизненную стратегию Но тому, кто однажды во имя достижения какой-то частной цели, направил свою энергию по ложному пути, не предпринял решительного шага и оставил свою самость прозябать на задворках, предстоит жизнь хронического невротика Таким образом, стратегическая цель лечения, по Юнгу, это, прежде всего, развитие личности, а не устранение какого-то частного дефекта

Обдумывание метода психотерапии привело Юнга к вопросам глубоко философским, заставило изучать эзотерические учения, постигать мудрость Востока, углубляться в смысл религиозных и мифологических образов, в астрологию и алхимию

В течение многих веков, вплоть до Нового времени, медицина не была специальной наукой. Выдающиеся врачи древности и средневековья - Гиппократ, Гален, Авиценна, Маймонид - были одновременно философами, алхимиками и астрологами Современному позитивистки мыслящему интеллигенту этот факт представляется свидетельством невежества врачей и неразвитости медицины, которая вместо исследования биохимических процессов занималась оккультизмом Юнг, читая алхимические рукописи, пришел к выводу, что именно алхимики первыми предвосхитили идею бессознательного Они хотели синтезировать золото, искали философский камень и даже пытались вырастить в колбе гомункула - маленького человечка Подоплекой алхимии были вовсе не естественно-научные, а мистические и психологические интересы Многие важные понятия алхимии являются символами психологических процедур и состояний, открытых психоанализом.

Сосуд в алхимии означает замкнутость пространства души, в котором происходит процесс индивидуации и выращивается философский камень, который есть не что иное, как целостность, мудрость, самость, подлинное бытие личности.

"Конъюнкция" - есть соединение противоположностей. Сочетая элементы мужского и женского рода, алхимик хочет получить золото Конъюнкция может означать и символизировать взаимодействие оно и эго, сознания и бессознательного, аналитика и пациента Священный брак или химический брак означал у алхимиков трансформацию хаоса элементов - в упорядоченную систему

Трансмутация элементов - центральная идея алхимии - означает возможность изменить сознание путем углубления переживаний с помощью соответствующих упражнений. Каждый химический элемент подобно психическому обладает внутренней жизненностью и способен к перерождению

Алхимик работает в контакте с мистическим партнером, сестрой, помощником, который символизирует тень личности, бессознательное

Ферментация, умерщвление, разложение, запечатлевание и ряд других подобных понятий используются в алхимии для того, чтобы описать процессы сбраживания, потемнения исходного материала, вступления в реакцию разных веществ, умирания одних и рождения других элементов и появления в итоге конечного продукта - золота или гомункулуса.

Четыре основных вещества, используемых алхимиками свинец, сера, соль, ртуть символизируют четыре психологических состояния: свинцовую депрессию, серную горючую агрессивность, горько-соленую мудрость и ртутную летучесть духа

В Новое время, стремясь опереться на естествознание и приобрести статус полноценной науки, медицина освободилась от алхимии Но она освободилась и от психологии, многое потеряв при этом Лечение отдельно взятого физического недуга заслонило целостного человека Но без учета психических предрасположений ни понять, ни вылечить болезнь - невозможно А психические состояния и способности во многом обусловлены развитостью в индивиде коллективного бессознательного, символизируемого образцами культуры Такова исходная позиция Юнга, стремящегося вернуть медицину в лоно культуры, слить ее с психологией, педагогикой и религией

Врачевание души, по Юнгу, возможно лишь в культурно-историческом контексте Психотерапевт - не обычный врач-клиницист Нельзя лечить душу человека, не зная его биографии, ближнего и дальнего окружения, общекультурных и личностных влияний на него в разные периоды жизни Но это лишь одна из трудностей Вторая состоит в сочетании общих принципов лечения с индивидуальным подходом к больному С одной стороны, врач исходит из того, что единичное, индивидуальное - ничтожно по сравнению с общим, родовым Коллективное бессознательное с его архетипами существует сотни тысяч лет и обладает огромной мощью Врач должен понять, с каким архетипом он имеет дело в данном случае, как этот архетип воздействует на психику больного, к чему он ее толкает Другой - противоположный принцип гласит общее - ничто по сравнению с индивидуальным Это значит, что нужно, прежде всего, понять личную проблему пациента, его индивидуальную психическую конституцию Любой организм, любая психика возвращаются к норме, выздоравливают особенным образом, используя свои собственные ресурсы Психотерапевт должен найти путь выздоровления именно для данного пациента Выздороветь для меня - значит стать тем, кем я должен стать, родить то, что я должен родить Будущая цель, а не припоминание прошлого толкает к выздоровлению Но как найти цель, как проникнуться ею Метод Юнга состоит в побуждении к творчеству Сновидения, мифы, религиозные верования - все это символы, творимые человечеством для того, чтобы справиться с конфликтами, разрешить внутренние противоречия

В одной из поздних работ Юнг предложил метод активного воображения, помогающий найти выход из невроза Пациент рисует красками любые образы, которые приходят в голову Затем он уточняет, дорабатывает образ, выявляя тем самым свои бессознательные стремления и возможности их синтеза

Когда психоаналитик активизирует формирование самости пациента, он может пробудить в нем силы, до сих пор дремавшие, непривычные для него самого и его близких Поэтому может возникнуть впечатление, что с началом лечения пациент еще больше отклонился от нормы И действительно, акцентуация невротической идеи может стать первой ступенькой к выздоровлению Юнгу не раз приходилось говорить Слава Богу, он стал невротиком Пациент, подавлявший в себе невротический комплекс, наконец, освободил его и теперь с ним можно работать в открытую

Психотерапия, по Юнгу, диалектическое искусство, диалог между двумя людьми. Диалектика в античной философии связывалась с искусством убеждения, риторикой Но уже во времена Сократа она стала означать рождение истины в споре Человек - целостная психическая система, которая вступает во взаимодействие с другой психикой Каждый человек - это в равной мере относится к врачу и пациенту - индивидуален, целостен и автономен Существует столько же модификаций лечебного процесса, сколько существует типических комбинаций характеров врача и больного В психотерапии нельзя стереотипно применять общеизвестные методы Если врач поступает таким образом, то можно говорить о профанации лечения Однако и сделать правильные выводы из факта индивидуальности каждого случая болезни удается не сразу Каждый терапевт склонен строить свою теорию Так возникают различные клинические школы с противоположными принципами Они вступают друг с другом в конфронтацию Бернгейм применял суггестивную терапию, Бабински - воспитание воли, Дюбуа - рациональное собеседование и убеждение, Брейер - катартический метод, Фрейд - свободные ассоциации, с наведением на ранне-детские вытеснения сексуальности, Адлер - разоблачал стремление к власти и сверхкомпенсацию, Шульц - предлагал аутогенную тренировку. Представители этих школ считали свое мнение верным, а мнение других - ошибочным Но мы видим, говорит Юнг, что у каждой школы есть свои плюсы и минусы, каждый метод имеет на счету победы и поражения Ни один метод нельзя считать абсолютно истинным Положение в психотерапии схоже с положением в физике, где имеются равноправные теории света - волновая и корпускулярная Поскольку природа психики бесконечно сложнее природы света, то нужны многочисленные антиномические теории, способные достаточно полно охватить ее важнейшие компоненты

Трудность еще и в том, что сам психотерапевт никогда не является абсолютно здоровой личностью. У него тоже есть комплексы, подавленные идеи, предубеждения Именно поэтому Юнг предложил, чтобы каждый психоаналитик обязательно проходил учебный психоанализ и, как пациент, смог бы осознать свои комплексы, акцентуации, скрытые предпочтения

В процессе лечения возникают притворство, соперничество, борьба за власть, за сокращение или увеличение психической дистанции между врачом и пациентом - как, впрочем, и при всяком общении, не скованном жесткими правилами Но если вся естественная живая масса психических контактов и взаимодействий в обществе - необозримая, конечно, в своей сложности и полноте - служит предметом изучения целой армии историков, эстетического созерцания многих беллетристов, которые в согласии со сложившейся традицией и идеологией, в соответствии со своим вкусом и талантом придают ей форму, смысл и направленность, то относительно кратковременные, но также сложные, процессы взаимодействия врача и пациента осмысляются и систематизируются лишь одним человеком - психоаналитиком И он обязан быть максимально объективным и самокритичным Психотерапевт, по Юнгу, выступает не только как судья и советчик, но также и как равноправный участник диалога Успех лечения в огромной степени зависит от моральной силы и личного опыта врача Чувствуя, что пациент примерно равен ему по уровню образованности, жизненного опыта и моральной силе, врач должен отказаться от всезнайства, авторитарности, попыток прямого давления и дать возможность пациенту как можно полнее выразить себя Врачу в этом случае лучше снять доспехи методов и теорий и положиться на то, что его личность стоит достаточно твердо, чтобы служить пациенту точкой опоры Врач должен смело и откровенно отвечать на вопросы пациента, свободно и без предвзятости сопоставляя свой жизненный опыт с опытом пациента Он должен признать, что индивидуальность больного обладает тем же правом на существование, что и индивидуальность врача

Исцеление или выздоровление означает, по Юнгу, развитие психических сил в таком направлении, которое соответствует целям индивидуации Эти цели, в свою очередь, определяются типом невроза Возможны две невротических ситуации В одном случае какая то психическая функция отщепляется от целостной личности, подавляет остальные и формирует особый жизненный мир, комфортный для индивида, но оторванный от социума В другом случае психические силы личности недоразвиты, слабы и их мотивация определяется внешними обстоятельствами В этом случае человек лишь внешне усваивает социальные нормы, подчиняется им, но всякая новая жизненная ситуация, связанная с изменением социального или психологического статуса создает для него трудности, вынуждает изменять личность, что может выглядеть противоестественно

В первом случае требуется социализация отщепленной способности Во втором - смягчение, интимизация социальных норм

Юнг склонен сближать процесс лечения с процессом индивидуации Цель терапевта не в том, чтобы вернуть отклоненную психику к некоему стандарту Лечение души есть вспомоществование индивидуации. Это - родовспоможение, повивальное, а не хирургическое искусств Действия врача - не столько лечение, сколько развитие заключенных в пациенте творческих ростков Однако и это сравнение недостаточно поясняет цели и саму необходимость лечения Приходится смириться с тем, что недоразвитость одних психических функций и гипертрофия других - не исключение, а правило Даже сильно акцентуированные личности, близкие к неврозу, могут быть хорошо адаптированы социально, в то время как гармонически развитый человек оказывается менее удачливым Исходный невротизирующий конфликт может иметь много источников Врач, приступая к лечению, должен хорошо подумать к какой цели ему стремиться Юнг высказывается даже в том смысле, что лучше, чтобы у врача вообще не было определенной цели Он не должен думать, что всегда лучше понимает жизненную задачу пациента, чем тот сам ее понимает своим инстинктом и жизненной волей У каждого своя формула жизни, которую не следует ломать без надобности

В этой связи Юнг обращает внимание на существенное различие между неврозами молодых и пожилых людей и целями их лечения Лечение молодых можно вести по рецептам Фрейда и Адлера Жизнь молодого человека развивается под знаком общей экспансии, перед ним - зримые, реально достижимые цели, а невроз связан с репрессией каких-то влечений, с нерешительностью, отступлением перед трудностями Лечение должно помочь преодолеть страх, освободить ущемленную способность Молодому человеку важно сформировать свое сознательное я активным и действенным, воспитать в себе волю Без воли, самодисциплины и рациональности не достичь успеха и социальной адаптации

Жизнь стареющего человека надо осмыслить по-другому Ему не нужно воспитывать волю Скорее, нужно понять и реализовать уже сформировавшуюся сущность, здраво и реалистично сохранить достигнутое Вряд ли есть смысл ставить новые психологические задачи, ломающие старый стереотип Но попробовать реализовать свои возможности, накопленный опыт на новом месте, через новые предприятия - вполне разумно Старому человеку нужны внутренняя устойчивость, доверие к себе, свобода от внешней зависимости Творчество важнее для него, чем социальная полезность Если молодой невротик - боится жизни", то старый невротик отступает перед смертью и бежит в молодость

Вытеснение, проекции имеют у старого человека иной смысл по сравнению со всем этим у молодого Но и в рамках одного возраста нельзя лечить всех по одному рецепту Пациенту адлеровского типа с инфантильной потребностью в самоутверждении нельзя помочь, подталкивая его свободно реализовывать свои скрытые намерения. Фрейдовского пациента - преуспевающего человека, испытывающего иррациональный страх перед новыми возможностями, глупо было бы лечить, разоблачая его нереалистические желания

Сложные проблемы встают перед психотерапевтом, когда его пациентами являются верующие люди, для которых их личная жизнь интимно связана с определенной конфессией, а переживаемые психические трудности интерпретируются в понятиях вины, греха, боязни адских мук, утраты божественной милости и

Как бы ни относился врач к религиозной вере, он должен понять, что мифо-религиозные представления с их своеобразной символикой проникают в глубину души, куда не добираются разум, воля и благие намерения Когда невроз осознается в религиозно-конфессиональных терминах, лучше всего обратиться к исповеди, причастию и другим средствам церковной благодати Если пациент может найти смысл жизни, исцеление от беспокойства в рамках своего вероисповедания - врачу должно быть этого достаточно Многие психотерапевты ошибочно полагают, что в лечебном процессе не должно быть места мировоззренческим проблемам. На самом деле, религия, философия и наука - это формы упорядочения индивидуального опыта, имеющие, помимо социально-организующего, также и терапевтический смысл. Религия, как впрочем и наука - не враг больного Не следует разрушать ценности, которые не показали себя вредными Нельзя лечить мусульманина, руководствуясь христианскими символами, а христианина убеждать с помощью научных аргументов Наука, религия, философия - каждая в ограниченной степени - способны организовать индивидуальный опыт Но никакой универсальной общечеловеческой религии или науки пока не предвидится, да и вряд ли в ней есть нужда Поэтому замена христианского мировоззрения научно-материалистическим, равно как старания разрушить сложившиеся материалистические убеждения - ошибочны Все это задачи для миссионера, но не для врача, не для человека науки

Бывают и такие пациенты, у которых либо нет религиозных убеждений, либо они шатки и размыты Тогда не остается ничего другого, как методом анализа сновидений, фантазий, свободных ассоциаций развивать мифологические идеи, которые живы в любом человеке. Приводя содержание большой серии сновидений, содержащих мотив воды, моря, который символизирует коллективное бессознательное, Юнг показывает, как отдельные смысловые компоненты снов, связанные с путешествием, кораблем, островом, поисками утонувших сокровищ, определением положения корабля по звездам, падением в воду и другими эпизодами в совокупности складываются в картину, помогающую осмыслить жизненную ситуацию и найти разрешение конфликта

Нарушение душевного равновесия нередко являются следствием разрушения традиционных религий, воздействия массовой культуры на душевно неустойчивых личностей, односторонне рационалистического образования и воспитания, распада социальных, в том числе, семейных связей, основанных на архетипических идеях Толкование сновидений дает возможность преодолеть душевную раздробленность и интегрировать личности Однако врачу, если он хочет помочь больному, необходимо расширить свои познания в области мифологии, религии, литературы, фольклористики

Современная психиатрия, таким образом, многослойна Самые простые случаи - те, которые требуют лишь человеческого участия и доброго совета Вторая группа - пациенты, которым нужна основательная исповедьТретья группа требует специального анализа по методам Фрейд, Адлера и регулярной работы с аналитиком Четвертая группа - личности с высоким уровнем развития, которые не смогли успешно осуществить свою индивидуацию в силу случайных причин или ошибочных жизненных решений Главная причина невроза в этом случае - несоответствие между осознаваемой жизненной позицией и бессознательной тенденцией развития

К этому случаю применим метод диалектического взаимодействия врача и пациента, который является основным для Юнга При этом Юнг различает четыре этапа анализа.

Первый этап - исповедь, разговор о проблемах пациента, какими он их видит Для многих - это - уже огромное облегчение, потому что сокрытие от других тревожащего состояния действует как психический яд

Второй этап Юнг называет разъяснением Здесь происходит примерно то же, что на фрейдовском сеансе, когда врач добивается осознания причин невроза через сведение образов снов и фантазий к реальным травматическим событиям Однако ограничиваясь этим, нельзя достичь глубоких перемен в личности больного

Третий этап - воспитание Этот мотив взят Юнгом у Адлера, который стремился преодолеть невроз, обсуждая с пациентом социальную значимость его поступков, воспитывая его социальное чувство

Четвертый этап - трансформация Она нужна не всем людям, а тем, кто долго шел по ложному пути На четвертом этапе решающую роль играет личность аналитика и его действия в ситуации анализа Силой своей личности, искренностью, твердостью и в нужный момент принимаемыми решениями, врач должен показать пациенту, что значит быть самим собой

Юнг и Фрейд

Историю духовной жизни уходящего века трудно представить себе без имен Фрейда и Юнга И хотя многие из высказанных ими мнений кажутся сегодня наивными, претенциозными и надуманными, сам пафос их учений далеко не утерял своей остроты Можно даже констатировать возрастание их влияния на мораль, политическое мышление и бытовое общение по мере того, как все большее число людей знакомится с психоанализом. Школы юнгианцев и фрейдистов до сих пор соперничают, а некоторые из поклонников этих двух мыслителей доходят до нелепых преувеличений, стараясь возвысить своего кумира и принизить его соперника

Дать однозначную оценку творчеству Юнга и Фрейда - трудно, хотя бы потому, что влияние их было не только, и не столько научным, сколько общекультурным, он сказывалось на духовном климате эпох Поэтому содержащиеся в этом параграфе заметки основаны, главным образом, на их отзывах друг о друге или отзывах о них третьих лиц, хорошо их знавших

Первенство Фрейда в открытии нового материка - Бессознательного едва ли можно оспорить, как и то, что Юнг испытал стимулирующее влияние идей отца психоанализа Однако их учения и мировоззрения глубоко разнятся по духу, темпераменту, выражают типические, но альтернативные умственные реакции интеллигента на кризис культуры Огрубляя суть дела и рискуя впасть в противоречие, можно сказать, что хотя Фрейд и Юнг - оба были перестройщиками классической науки веков, Фрейд был все таки сциентистом, позитивистом, рационалистом и просветителем, в то время как Юнг - романтиком, мистиком, модернистом и консерватором Водораздел между фрейдизмом и юнгианством - это граница между типами личностей, мировоззрений, а не только между научными теориями Как замечает Дж. Браун фрейдистами и юнгианцами, как либералами и консерваторами рождаются, а не становятся Сочувствующие одному из них - не понимают другого Сам Дж. Браун, несомненно, фрейдист, говорит, что его впечатление от работ Юнга примерно такое же, как от писаний индусов, даосов, конфунцианцев: высказывается множество мудрых мыслей, но не понятно, зачем нужно привязывать их к тем мудреным теориям кармы, реинкарнации или коллективного бессознательного- в случае Юнга - которыми эти мысли якобы обосновываются

Уже работая над диссертацией о спиритизме, Юнг познакомился с психоанализом Фрейда и стал ревностным его защитником Принципы вытеснения, символизации, рационализации, компенсации, проекции, переноса, разработанные Фрейдом, показались ему чрезвычайно важными Когда Юнгу сказали, что защита осмеянного официальной наукой Фрейда может стоить ему карьеры, он ответил, что не даст за карьеру и ломанного гроша, если ее придется строить на лжи. Юнг посылает Фрейду свои статьи и тот приглашает его к себе в Вену Встреча состоялась Оба были в восторге друг от друга Фрейду нужна была поддержка Юнга как авторитетного практика-психиатра Он возлагал на него большие надежды, сделал его президентом психоаналитической ассоциации, а в письмах называл милым сыном, который доставляет много удовольствия, дорогим другом и наследником Юнг же сумел по достоинству оценить Фрейда как ученого и практика-психиатра, обретя в его лице мудрого и сильного отца, образ которого являлся ему во сне еще в раннем детстве

Однако, с самого момента знакомства Юнг далеко не во всем был согласен с Фрейдом Различным были их семейные и культурные традиции, врачебный опыт, характеры Фрейд был склонен к авторитаризму Юнг отличался свободомыслием и желал до всего доходить сам Общим для них был интерес к человеку, к бессознательному и его механизмам оба считали, что онтогенез повторяет филогенез, проводили параллели между мифами первобытных народов, детскими фантазиями, сновидениями и невротическими образами Но Фрейд, мыслящий все еще в классическом и просветительском ключе, стремился четко разграничить объект и субъект, реальность и иллюзию Юнг считал возможным игнорировать самые основы классической методологии науки Он, в частности, выдвинул доктрину "психологической истины Научная теория имеет, по его мнению, меньшую ценность, чем религиозная догма, а значит, и меньшую истинность, поскольку догма более богата, личностно значима, чем научная теория Для Юнга объект и субъект - где-то сливались Реальность и истина - отождествлялись Все, о чем кто-то когда-то подумал, можно, согласно Юнгу, считать истинным Метафизика и гносеология у Юнга часто не различаются При этом Юнг считал себя большим знатоком философии, чем своего старшего друга и духовного отца - Фрейда

Сексуальная теория Фрейда с самого начала казалась Юнгу навязчивой идеей Фрейд сделал из нее святыню, религиозный догмат Вместо Бога, которого он утратил, он построил замещающий символ в виде сексуальности Но ведь Бога следует искать вверху, а не внизу Это было у Фрейда бегством от той стороны нашей натуры, которую я называю мистической Он боялся религиозности, мистики, которые были в нем, как и во всяком человеке, хотел спрятаться от них за своей монотонной научной терминологией. Фрейд был трагический человек, порабощенный демоном науки Боясь, что я стану его пророком, он назначил меня своим наследником

Религиозность и оккультизм, к которым Юнг относился серьезно, Фрейд воспринимал с брезгливостью Методология Фрейда, относящаяся к познанию человека и процессу врачевания была индуктивной Фрейд сводил сложные образы и сюжеты - к единичным простым событиям; общие психологические установки больного - к конкретным фактам его биографии, культурные явления - к биологическим Невротические фантазии и мифологические образы, всплывавшие при анализе, он толковал как символы вытесненных сексуальных желаний. Юнг, напротив, индивидуальное объяснял коллективным Бессознательное как природная реальность сливается у него с культурой Индивидуальную психическую реальность Юнг осознавал в духе восточных учений - как тонкую, призрачную пленку, покрывающую прочную конструкцию коллективного опыта, собранную из плотно слежавшихся вековых осадков Задача оздоровления психики связана у Фрейда с индивидуальным самопознанием, тогда как для Юнга главная цель лечения состояла в том, чтобы приобщить отщепленную психику невротика к духовной традиции, к коллективным мифо-религиозным сюжетам и через них заставить его осмыслить свою индивидуальную проблему Человек, по Юнгу, прежде всего, нуждается в вере и идеологии, которые придают смысл жизни Если нет веры, нет идеологии, если смысл жизни утрачен - человек терпит крах в своих социальных устремлениях и уходит в болезнь Но смысл жизни нельзя сформулировать в научной теории Он постигается лишь через драматические образы мифа Образ распятого Христа, принявшего уготованную для него смерть во имя победы над ней и доказательства божественного происхождения человека значит для обретения смысла жизни больше, чем все научные теории

Символы в работах Фрейда указывают на частное с помощью общего Видеть во сне короля и королеву, значит, видеть своих отца и мать. Подход Юнга - прямопротивоположный. Юнгианец - католик отец Виктор Уайт описывает его так За отдельным материнским чревом лежит архетипическое чрево Великой Матери; за физическим отцом - архетипический отец, за ребенком - архетип Вечного дитяти, за сиюминутным половым влечением - всеобщий созидающий и животворящий Дух

Одним из поводов для разрыва Юнга и Фрейда послужило их расхождение в толковании темы инцеста в сновидениях Фрейд исходил из того, что суть инцеста - регрессия взрослой психики к детскому состоянию, когда сексуальность направляется на мать Этой первичной регрессией объясняют и сопровождающие инцест невротические симптомы

Для Юнга инцест - символ, причем, неоднозначный Мать - величественна и страшна, спасительна и опасна одновременно Она символизирует порождающую стихию, первооснову всего сущего, материнское чрево есть также чрево земли, могила и смерть; далее, мать есть родина, страна, культура во всем ее стихийном богатстве Отсюда - влечение к матери и инцестуозные желания могут иметь разный смысл В молодости они означают слабость эго, недоразвитость самости, желание бежать от жизни В зрелом возрасте - отказ от эгоистического самоутверждения, готовность погрузиться в глубины культуры и слить свое я с жизнью своего народа В старости инцест символизирует близость кончины, возращение в землю предков Кроме этих значений инцест символизирует также грубое попрание Порядка Порядок складывается из норм и правил, среди которых запрет на кровосмешение является главнейшим. Инцест означает, что человек восстает против установленного Богом порядка и сам хочет стать Богом Как же тогда толковать фантазию инцеста? Это зависит от ситуации, от конкретного случая, считает Юнг

Хотя Фрейд отказался от попыток свести психические процессы к материальным, нервно-психологическим, он не был готов признать психическое, как самостоятельную универсальную реальность

Юнг смело отбрасывает характерный для европейской культуры дуализм материи и духа, плоти и души Мир - един, душа и организм - одно целое Понятие чистого Духа, чистой материи Юнг трактует как отвлеченности, фикции Человек знает лишь одну реальность - психическую, он в нее погружен и с нею должен сверять свои мысли и действия

Фрейд, в соответствии с традициями европейской науки был детерминистом В этом отношении различие его позиций и Юнга было особенно показательно Юнг, следуя аристотелевской традиции, признавал не только причинное, но и телеологическое объяснение Объяснить - значит выяснить не только причину, но и цель Детерминизм Фрейда в области психологии многим представлялся неприемлемым потому, что лишал человека свободы воли Между тем, Юнг не только отвергал психологический детерминизм, но и убедительно доказывал, почему индивид имеет богатый выбор возможностей поведения и почему он не только может, но и должен свободно выбирать свой жизненный проект Дело в том, что индивидуальное бессознательное содержит, по Юнгу, множество неучтенных, непродуманных, непроявленных потенций, линий развития. Многие из них забываются, увядают из-за того, что бездействуют и не упражняются Дарвин жаловался в своей Автобиографии, что из-за неумеренности в научной работе совсем разучился воспринимать поэзию и литературу, которыми прежде наслаждался Забытые дремлющие способности могут быть разбужены и развиты сознательным действием воли.

Разрыв Фрейда и Юнга имел подоплеку и в их личных отношениях Из их переписки и отзывов друг о друге видно, что оба любили подвергать друг друга анализу Но, согласно принципу переноса, отношения врача и пациента - не симметричны Врач - отец, а пациент - сын. Если двое людей при близком общении стремятся занять позицию отца - между ними неизбежен позиционный конфликт В конфликте Юнга и Фрейда была, можно сказать, разыграна эдипова ситуация Юнг сначала согласился играть роль сына, а затем - восстал против отца

Косвенно это подтверждается еще и тем, что Фрейд дважды терял сознание в присутствии Юнга. Причем, оба раза Фрейд воспринимал смысл того, что говорил перед этим Юнг, как символическое пожелание смерти ему, Фрейду, который считал себя духовным отцом Юнга. Один раз Юнг говорил о духовном значении некрополей, а в другой раз - речь шла о Египетском фараоне Аменхотепе, восставшем против отца. Аменхотеп велел стереть имя отца со всех памятников. Фрейд, придя в сознание после обморока, произнес странные слова Как, должно быть, приятно умереть... Позже он сам истолковал их как подаваемый Юнгу знак - занять его место во главе психоаналитической ассоциации, когда его не станет. При этом Фрейд вспомнил, что на родине Юнга, в Швейцарии, имя Фрейда никогда не упоминалось в журнальных статьях, то есть было стерто

Фрейд и Юнг - оба - переживали свой разрыв болезненно Юнг часто в этот период видел шизофренические сны, в которых нечто целое представляется разрубленным на части Он видел, например, во сне океан крови, в котором плавают обрубки человеческих тел, обломки цивилизации В соответствии со своим принципом синхронности, то есть совпадения во времени сходных по смыслу событий: личных, коллективных, исторических, он истолковывал свой разрыв с Фрейдом, раскол в психоаналитическом движении и начало первой мировой войны, как события одного ряда, имеющие одну и ту же причину - конфликт между сознанием и бессознательным европейцев, конфликт между безудержным ростом империализма и рационализма - с одной стороны - и упадком христианских верований и морали - с другой Результат конфликта - прорыв бессознательных сил в сознание, оформившийся в вооруженное столкновение.

Юнг отличался большой чувствительностью к историческим событиям, усматривал в них личный смысл Исторический процесс в его понимании определялся естественным развитием массовой души, массовыми психологическими противоречиями, а не политическими интригами или убийством в Сараево какого-то принца Если бы не долго зревший в массовом сознании нарыв, если бы не конфликт между цивилизацией и иррациональными силами массовой души - никакой войны бы не было В этом смысле каждый человек - виновник войны Он к ней подходит, стоит на ее пороге, делает шаг в ее сторону Интересно, что известный поэт и теоретик русского символизма Андрей Белый в это время испытывал подобные же ощущения. Он писал Мне казалось в первую осень войны, что это я ее вызвал, во мне начиналась она

После разрыва Юнг отдаляется от Фрейда и свободно предается своей склонности к мистике и оккультизму, которую ставил ему в вину Фрейд. По мнению Роже Дадуна оккультизм был полем соперничества между Фрейдом и Юнгом Каждый желал водрузить над ним свое знамя Фрейд хотел победить оккультизм и религию наукой, а Юнг - путем вживания в культурную традицию и ее реанимации

После разрыва Юнг и Фрейд отзывались друг о друге довольно резко Фрейд писал своему коллеге Карлу Абрахаму Мы, наконец, избавились от этой святой скотины и его приспешников Юнг, признавая, что во многом обязан Фрейду, обвинял его в тенденциозности, стремлении завоевать популярность. Вненаучные цели Фрейда исказили, по мнению Юнга, научную истину психоанализа и сделали Фрейда твердолобым, фанатичным Юнг считал, что Фрейд, подобно Ницше и Марксу, был критиком и разоблачителем кумиров, но его видение культуры было узким, предвзятым и искаженным. Фрейд справедливо ополчился против викторианской эпохи, с ее фальшивыми ценностями: бюргерскими представлениями о святости домашнего очага, святом материнстве, за которыми часто стояла грубая и неосмысленная действительность Он выступил против необоснованной репрессии сексуальности, сказал вслух то, о чем думал каждый, но не решался сказать Однако Фрейд совершенно неправомерно отождествил викторианские ценности с культурой вообще Викторианская эпоха - лишь миг в истории человечества, лишь тонкий слой пыли, покрывающий коллективную душу человечества. А что Фрейд выставил против культуры Неаппетитные идеи детской сексуальности, эдипова комплекса, инцеста и вражды к отцу Эти идеи, по мнению Юнга, имеют лишь частный характер и небольшую научную ценность Фрейд был великим разрушителем, но не созидателем И известность свою получил не потому, что открыл новый метод лечения неврозов и занялся проблемой бессознательного, а потому что разворошил улей, прикоснулся к вопросам огромной религиозной и философской значимости, но разрешить их - не сумел У Фрейда не было никакой позитивной программы Была ли она у самого Юнга Кроме того, Фрейд не знал даже элементарных вещей" в области философии Когда он строит свои теории о человеке и обществе в нем сразу же угадывается врач по нервным болезням Фрейд всегда видел пред собой невротика, который с плохо скрываемым удовольствием или же неохотно рассказывает под испытующим взором врача о своих сексуальных тайнах. Но облик здорового, естественного человека вовсе не таков Фрейдовская теория вытеснения эффективна, когда речь идет об индивидуальных неврозах определенного типа Будучи применима к культуре в целом, к объяснению религии, морали, искусства, она выглядит убогой и абсурдной За автора становится просто больно, когда замечаешь недостаточность его познаний в области философии и религии,

Погружаясь в мир идей Фрейда, мы ощущаем его глубокий пессимизм, оказываемся привязанными к сегодняшнему дню, не видим будущего Нигде Фрейду не открывается перспектива освобождения В его мире отсутствуют помогающие, исцеляющие силы, которые естественно, без помощи врача должны приводить больного к выздоровлению. Глубокое недоверие Фрейда к культуре нельзя расценить иначе, как невроз Конечно, XIX век, уходя, оставил множество сомнительных верований, которые Фрейд удалял безжалостно, как зубной врач удаляет очаги кариеса Но он ничего не предлагает взамен удаляемого вещества Наука учит, что религиозная надежда иллюзорна, неразумна Но какую-то же надежду дает она сама

Нельзя сказать, что Фрейд вообще не имел надежды и веры Он верил в науку, в психоанализ, в знание Но какой наивной, мелкой была его вера! Об этом можно судить хотя бы по такому примеру Фрейд верил, по словам Юнга, что если расшифровать все символы невротиков, то неврозы будут абсолютно невозможны

Юнг говорил, что ему посчастливилось глубоко заглянуть в душу этого человека, который был захвачен своей идеей, чувствовал, что держит в руках ключи к тайным подземельям души человека Он был преисполнен решимости войти в эти подземелья и ничего подобного фаустовскому ужасу перед перспективой всезнания и всепонимания не умеряло фрейдовской самоуверенности Он хотел превратить всякую одержимость, всякую надежду, всякую веру в психологическую формулу Но победить демонический дух, по мнению Юнга, способен божественный дух, а не человеческий интеллект. Юнг вспоминает, что в одной из бесед призывал Фрейда испытывать духов От Бога ли они Но тот оказался глух к этим призывам Везде, где только можно, он пытался лишить дух его обаяния Психология Фрейда развивалась в узких границах материалистического мировоззрения Фрейд не отдавал себе отчет в слабости своей философской позиции Сила же его шокирующих разоблачений состояла в том, что в них слышалась смена эпох, смена культур


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!