проекту А. Виета в 1764 —1780 г. г. несет в себе отпечаток стиля Трезини и



Растрелли.

IV.Переход к новому стилю. С 1760-х годов в строительстве Петербурга все явственнее обнаруживается поворот от барокко к новому стилю - классицизму.


Эстетика классицизма с ее обращением к классическому наследию противопоставила декоративной пышности логическую четкость и ясность, величие, острогую монументальность и сдержанный декор. Переход от одного стиля к другому сопровождался и значительными градостроительными работами. В 1762 г. В Петербурге была создана Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, членом которой был Иван Иванович Бецкой. Он же по желанию императрицы Екатерины II возглавил Петербургскую Канцелярию строений. Не без его влияния Екатерина II поспешила высказать свое отношение к барокко, как к стилю грубому и не достойному ее царствования. Благородная простота античности с ее идеями гражданственности становится идеалом времени.

После рассмотрения конкурсных работ по новому проектированию столицы, в 1785 г. был утвержден план А.В. Квасова, по которому расширились границы города до Обводного канала, началось строительство новых площадей. Гранитные набережные со сходами, пристанями и ограждениями превращали водные артерии города в художественные ансамбли. В 1762 - 1772 г.г. был разработан и осуществлен обширный проект оформления южной набережной Большой Невы. Первой каменной набережной стала сооруженная в 1763 - 1767 г.г. Дворцовая гранитная набережная со спуском к воде. "Одевал" берега Невы в гранит на протяжении 18 лет Георг Фельтен. в прошлом помощник Растрелли, а после его отъезда - главный придворный архитектор.

К 1788 г. были оформлены Французская /Кутузова/ и Английская набережные, как единый ансамбль смотрятся набережные

Екатерининского канала /ныне - канал Грибоедова /. Фонтанки и Мойки. Екатерининского канала /ныне - канал Грибоедова/, Фонтанки и Мойки с

прекрасными чугунными ограждениями и незабываемыми мостами. Радует взор своим изысканным благородством ограда Летнего сада /арх. Ю.М Фельтен, П.Е. Егоров/. Ее композиция проста и изящна, монументальна и легка одновременно - тридцать шесть гранитных


столбов, увенчанных вазами, задают четкий ритм, а между ними железные кованые звенья решетки и трое ворот против главных аллей сада. Совершенная красота ограды привлекала многих рассказывают, что некий оригинал-англичанин, услышав о ней, приплыл на яхте в Неву. Он бросил якорь против Летнего сада, несколько часов, не сходя на берег, любовался железной решеткой и отплыл домой...

Сооружение гранитных набережных, превращение речки Кривуши в судоходный Екатерининский канал - только часть больших планов Екатерины II по строительству в столице. Она мечтала и стремилась стать прямой преемницей Петра I. Не случайно еще в 1765 г. она задумала установить ему в центре города грандиозный монумент. Выбрать мастера помог Дидро. Он предложил Этьена Мориса Фальконе. который прибыл в Петербург вместе со своей ученицей М.Колло. 18 августа 1782 г. на Сенатской площади торжественно был открыт памятник Петру I -" Медный всадник ", отлитый из бронзы. Он положил начало традиции использования монументальной скульптуры как образно-композиционной доминанты при формировании площадей города. Славу создания памятника делит со скульпторами литейных дел мастер Хайлов, не только отлично выполнивший сложные работы, но и спасший скульптуру во время пожара в мастерской.

Крепнувшие политические и духовные связи России с Францией нашли отражение в приездах в Петербург парижских архитекторов. Первым был Ж.Б. Валлен-Деламот. Не случайно именно французу и русскому архитектору Александру Кокоринову поручил Бецкой строительство здания Академик художеств на Васильевском острове на берегу Невы /1764 - 1788 гг./. Зданию придана форма четырехугольника с вписанной в него окружностью. Ритмично чередуются пилястры, четко ограничивают объем боковые ризалиты, резко выделен центр фасада,


увенчанный куполами и украшенный портиком с фигурами Геркулеса и Флоры.

Ж.Б. Валлен-Деламот вместе с А.Кокориновым построил на берегу мойки дворец для Кирилла Разумовского, президента Академии наук /теперь это д.48, где разместился Педагогический университет/. Но больше всего прославился француз строениями Гостиного двора на Невском проспекте /1761 - 1785 гг./ Протяженность его двухэтажных корпусов превышает километр. В глубине двухъярусной открытой аркады размещены торговые помещения. Одновременно, по проекту Вален-Деламота, на Невском проспекте, наискосок от Гостиного двора построили костел Св. Екатерины

Самым прекрасным творением мастера стала величественная арка на острове, у пересечения Мойки и Крюкова канала, прозванная " Новой Голландией "/. Валлен-Деламот вместе с архитектором Чевакинским должны были соорудить здесь большие склады для хранения адмиралтейских запасов леса. Строительство не было доведено до конца/. Торжественная, подобная римским триумфальным аркам, она заставляет замереть перед ней в почтительном восторге. Именно здание Академии художеств и арка Новой Голландии открыли очередную страницу в истории русской архитектуры.

Из дворцов этого периода наиболее интересен Мраморный, построенный в 1768 - 1785 г.г. по повелению Екатерины II для ее фаворита графа Г. Орлова архитектором А.Ринальди. Он стал первым зданием, целиком одетым в мрамор. Здание отличается удивительной сдержанностью всех деталей, четкостью и спокойствием. Расположенный в глубине парадного двора главный фасад не похож на уличные: он наряден, украшен изогнутыми линиями, декоративными деталями и напоминает постройки прошлого.


В 1766 - 1772 г.г. Ангонио Ринальди участвовал в сооружении красивейшего храма города, построенного в переходных от барокко к классицизму формах - Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне. На переломе стилей работал и ЮМ. Фельтен. Одним из лучших его творений стал Старый /Большой/Эрмитаж, сооруженный в 1775 - 1784 г.г. и явившийся продолжением Малого Эрмитажа, построенного рядом с Зимним дворцом, по проекту Вален-Деламонта в 1764 - 1767 г.г. Здания предназначались для хранения ценнейших произведений искусства, принадлежавших царской семье. Доступ сюда имела лишь сама Екатерина II и узкий круг ее приближенных. /"Эрмитаж" в переводе - "уединенный уголок"/.

По проекту Ю.Фельтена в 70-х годах XVIII в. были построены
Чесменская церковь /ул. Ленсовета, 12/ и Чесменский дворец / ул.
Гастелло, 15/ в стиле псевдоготики /зубчатые парапеты над стенами,
стрельчатые окна/. Так названы они были в честь победы русского флота
над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря в 1770 г. В 30-х годах
XIX в. дворец был перестроен под инвалидный дом для ветеранов
Отечественной войны 1812 года, сегодня там располагается один из
корпусов Петербургского университета аэрокосмического

приборостроения.

Лучшими произведениями Ю.М. Фельтена являются иноверческие церкви города, построенные в рассматриваемый период. На Невском проспекте /д.40-42/ в глубине участка с отступом от красной линии расположена небольшая однокупольная Армянская церковь С.Екатерины.

Боковой фасад, обращенный в сторону центральной магистрали,

 

акцентирован 6-колонным портиком ионического ордера и отличается изяществом и гармонией форм. В убранстве фасада широко использована скульптура.


Другая работа Ю.Фельтена ■-■ Лютеранская церковь С.Анны на Кирочной улице, д. 8 /бывшая улица Салтыкова-Щедрина/. Она имеет прелестный портал в виде ротонды, являющейся единственным украшением храма. Здание венчает сферический купол на круглом барабане, декорированном парными колоннами. В 1736г. при церкви организовали немецкую школу /"Анненшуле"/ для мальчиков и девочек разных вероисповеданий. Однако наиболее известной работой Фельтона осталась решетка Летнего сада.

V. Мастера классицизма.

Более ярко и решительно классическое направление архитектуры последней четверти XVIII в. проявилось в произведениях великих русских зодчих В.И. Баженова и И.Е. Старова. Закончивший Петербургскую и Парижскую академии художеств, член Римской и флорентийской академий В.И.Баженов известен не только своими работами, но и великолепными архитектурными замыслами. По его проекту в Петербурге в 1791-1800 г.г. архитектором В.Ф. Бренна бал построен Михайловский /Инженерный/ замок. Построенный для Павла I на месте старого дворца Елизаветы Петровны, замок имеет форму квадрата с вписанным в него восьмигранным двором.

Подобно средневековым замкам, дворец был хорошо защищен: с севера от Летнего сада его отделяла Мойка, с востока омывали воды Фонтанки, а перед южным и западными фасадами были прорыты каналы -Церковный и Воскресенский с наведенными через них подъемными мостами. Выразителен южный фасад с воротами, украшенными военной арматурой и обелисками по бокам, огромным портиком, увенчанным тяжелым фронтоном. Его фасад со стороны Летнего сада имеет вход, оформленный в виде лоджии с колоннами розового мрамора и спускающейся из нее широкой лестницы со статуями Геркулеса и Флоры.


Парные фланирующие павильоны, словно пропилеи, обрамляют подход к главному фасаду, их легкость и изящество еще более оттеняют монументальность и угрюмость самого замка.

Перед фасадом замка стоит величественный памятник Петру I -первый конный монумент в России. Всадник возвышается на четырехгранном постаменте, украшенном бронзовыми многофигурными барельефами, повествующими о Полтавской баталии и битве при Гангуте. Император, увенчанный лавровым венком, держа в правой руке маршальский жезл, а в левой - поводья, в спокойной и горделивой, полной достоинства позе восседает на мерно шагающем могучем коне.

Работа над памятником началась еще при жизни Петра I и по его распоряжению. Выполнял ее итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли. Однако в силу ряда обстоятельств монумент Б.Растрелли был установлен в столице только при Павле I в 1800 г. Надпись на памятнике гласила: "Прадеду правнук".

В творческом наследии И.Е. Старова выделяются замечательные по замыслу и размаху здания Таврического дворца /1783 - 1789 г.г./ и крупнейший в XVIII в. петербургский храм - Троицкий собор в Александро-Невской лавре.

Таврический дворец - лучшее произведение одного из основоположников русской классической архитектуры - для своего времени был крупнейшим не только в Росси, но ив Европы. Он был подарен Екатериной II князю Потемкину /после его смерти дворец некоторое время был резиденций великого русского полководца А.В. Суворова/. Открытие дворца совпало с днем празднования победы русских под Измаилом. Грандиозный и величественный Таврический дворец явился архитектурным памятником победы русского оружия, символизирующим и утверждения ее на северных берегах Черного моря.


3!

Дворец представляет собой характерный тип городской усадьбы с парадным двором впереди и обширным садом, примыкающим к постройке с противоположной стороны. В плане здание похоже на сильно вытянутую букву П, раскрытую в сторону Невы; вытянутые вперед боковые крылья образуют полузамкнутый парадный двор; сравнительно невысокое - 12 метров - оно тянется в длину на 260 м. К дворцу примыкает обширный живописный сад. Центр Главного корпуса выделен прекрасным шестиколонным портиком, а с верху - плоским куполом изящного профиля. Внутренние дворцовые помещения, особенно восьмиугольный, покрытый куполом /ротонда/ и парадный, украшенный 36 ионическими колоннами овальный залы, отличаются необычайной красотой, торжественностью и высоким совершенством исполнения. "Дом с колоннами" стал образцом для многих зодчих конца XVIII - начала ХIХ века.

Свято - Троицкий Александро-Невский монастырь стал одним из первых крупных архитектурных ансамблей северной столицы. В 1797 г, указом Павла 1 монастырь был переименован в Лавру. Она с самого начала стала первой по значению усыпальницей императорской Росси. Здесь погребены особы императорской фамилии, духовные лица, выдающиеся государственные деятели, полководцы.

Композиционным центром Лавры стал Троицкий собор, задуманный как мавзолей Александра Невского /мощи святого благоверного великого князя должны были храниться в соборе в серебряной раке/ Он бал воздвигнут И.Е. Старовым в 1778 - 1790 г.г. Архитектор не только руководил постройкой собора. Но и создал круглую площадь / сегодня там стоит памятник А.Невскому, установленный к 300-летию Петербурга/, построил надвратную церковь, закрепил границы монастыря каменной оградой и возвел два дома при въезде на площадь с Невского проспекта.


Окончание постройки собора завершило формирование ансамбля Александро-Невской лавры.

Старое создал сооружение лаконичное и строгое, ничем не напоминающие ни по композиции, ни по художественным приемам нарядные храмы Растрелли и Чевакинского. Оно очень гармонирует с монастырскими корпусами. Тем разительнее был контраст с внутренним убранством собора, исключительно пышным и богатым. Над центром собора возвышается большой купол, а над западной стороной - две колокольни, органически включенные в общий объем здания. Александро-Невская лавра - ныне действующий мужской монастырь Санкт-Петербурга.

В конце XVIII столетия Петербург обогащается рядом величественных и строгих общественных зданий, построенных в утвердившемся новом стиле. Автором многих из них был виднейший зодчий эпохи классицизма Джакомо Кваренги - выходец из Италии, отдавший Росси свои лучшее творческие годы. Одна из первых крупных работ архитектора - украсившее в 1783 - 1789 г.г. набережную Невы здание Академии наук. Могучий, немного тяжеловесный восьмиколонный портик с фронтом выделяется на строгом, лаконичном фасаде.

По проекту Кваренги в 80-е годы XVIII в. был построен Ассигнационный банк на Садовой улице /ныне здание Университета экономики и финансов/. Центральный трехэтажный корпус, украшенный шестиколонным коринфским портиком, не очень велик по размеру, но кажется высоким и стройным в сравнении с приземленными, утяжеленными фасадами складских помещений, подковообразно охватывающими главное здание. Двор банка отгорожен от улицы чугунной решеткой с каменными столбами. Екатерининский институт на Фонтанке /ныне филиал Российской национальной библиотеки/ появился на месте обветшавшего дворца Итальянского дворца. Кваренги акцентировал центр


нового здания восемью трехчетвертными колоннами, широким фронтоном, аркадой парадного подъезда, к которому ведут два пандуса. Внутреннюю планировку здания отличают строгость и рациональность. В центре здания парадный вестибюль соединен с широким коридором, по сторонам которого располагались классы. Здание строилось для института благородных девиц, дочерей потомственных дворян, основанного в 1798 г. Дамами ордена С.Екатерины.

В 1783 г. по распоряжению императрицы Екатерины II Кваренги начал строить Эрмитажный театр. Место тоже было указано: на берегу Зимней канавки, там, где стоит последний Зимний дворец царя Петра I. Архитектору Фельтену велено было соорудить галерею-переход из Большого Эрмитажа в театр. Изогнутой аркой галерея повисла над Зимней канавкой повторяя очертания гранитного моста. Фасад театра украсили поэтов Древней Греции, напоминая о назначении здания. Над ними помещены круглые ниши с бюстами как отзвук барокко, столь необходимый для логической связи театра с Зимним дворцом. Полукруглый зрительный зал Эрмитажного театра, украшенный коринфскими полуколоннами и скульптурами, с красными бархатными скамьями, спускающимися к сцене амфитеатром и сегодня - одно из лучших театральных помещений города. Ни один из дворцов Европы того времени не имел столь величественного театра.

Подражая, императрицы, устроили театры в своих дворцах в Петербурге многие вельможи: князья Юсуповы, графы Воронцовы, князья Волконские, графы Шереметьевы. И никого не смущало, что крепостные

актёры произносили монологи героев Вольтера и Дидро о праве человека на свободу, о добродетели и любви к ближнему.

Значительнейшим произведением Кваренги является Смольный институт. Он стал композиционным центром грандиозного ансамбля, куда вошли постройки разного времени и стилей. Вскоре после воцарения


Екатерины II Смольный монастырь был упразднен и в его помещение размещено первое в Росси государственное женское закрытое учебное заведение - Воспитательное общество благородных девиц, позже получившее название "Смольного института благородных девиц" /существовал до 1917 г./. В 1806 - 1808 г.г. юго-восточнее монастыря по проекту Дж. Кваренги для этого института было построено большое и прекрасное здание. Светлое и торжественное, простое и ясное по композиции оно расположилось в виде вытянутой буквы П. Его выступающая центральная часть украшена торжественным восьми­колонным портиком, завершенным фронтоном. Нижний этаж служит пьедесталом для стройных колонн, поднятых на высоту двух верхних этажей. Колонны украшают и боковые флигели.

Сейчас площадь перед Смольным - огромный разросшийся сад. Его ограничивает металлическая решетка на каменном цоколе, а входом служат пятиколонные торжественные Пропилеи, созданные в 20-е годы XX в.

Удачной постройкой Дж. Кваренги стала сооруженная в 1803 - 1805 г.г Мариинская больница на Литейном. В центре здания поставлена великолепная ионическая колоннада на высоком гранитном цоколе, к ней к ней поднимается широкая лестница, а с боков - два гранитных спуска.

В эти же годы Кваренги создает здание Конногвардейского манежа. Манежи /экзерциргаузы/ предназначались для выездки лошадей в осеннее и зимнее время, для упражнения в верховой езде и вольтижировки офицеров и подразделений конных полков. Несмотря на столь утилитарное предназначение манеж Кваренги выглядит торжественно. Прямоугольное в плане монументальное здание поставлено на высокий стилобат с широкими ступенями со стороны главного входа. Двойная колоннада в центральной части портика создает сильную игру светотени. Перед зданием - конные группы диоскуров. Воплощая древние образы в братьях


близнецах, статуи изображают прекрасных обнаженных юношей, как бы державших под узды горячих вздыбленных коней. Таков был замысел Кваренги. Крупнейшим из пригородных построек архитектора стал Александровский дворец в Царском Селе.

Одним из крупнейших архитекторов 80-90 годов XVIII. был выходец из Шотландии Чарльз Камерон, придворный архитектор Екатерины II и ее любимец. Знаток античности, он стал создателем камерных дворцово-парковых ансамблей и утонченно-нарядных интерьеров с применением разнообразных материалов /мрамора, стекла, цветной фольги, фаянса, бронзы, самоцветов, дерева ценных пород/. Наиболее значительными его работами являются: в Царском Селе - корпус так называемых Агатовых комнат. Висячий сад и большая открытая галерея, за которой сохранилось имя ее создателя - Камеронова галерея /1783-1787 гг./; в Павловске - Дворец /1782-1786 г.г. /, Колоннада Апол лона и круглый павильон "Храм Дружбы", вписанные в ландшафт реки Славянки.

Особое место среди архитекторов этого времени занимает Николай Александрович Львов - инженер, график, поэт, собиратель русских песен, гравер, переводчик, музыкант, архитектор и теоретик архитектуры. Не имея профессионального образования, он стал Российской академии /1783 г./, почетным членом Академии художеств. В числе его петербургских построек - величественные Невские ворота Петропавловской крепости, являвшиеся парадным входом со стороны Невы, Главного Почтамта, дом поэта Г.Ф.Державина на Фонтанке Очень интересна в архитектурном отношении церковь Пресвятой Троицы /Свято-Троицкая/, созданная по проекту в 1787 г. Здание представляет собой ротонду, охваченную со всех сторон колоннадой ионического ордена и перекрытую плоским куполом. Этот храм имеет и другое название " Кулич и Пасха", которое он получил из-за оригинальной формы зданий церкви и колокольни.


Жилые дома конца XVIII века, дошедши до нашего времени, выступали общей частью композиции улицы, квартала. Внешние решенные в композициях классицизма и отличающиеся простотой планировки и строгостью фасадов, внутри дома богато разработаны, отделаны лепниной, росписью, резьбой. Среди них можно выделить жилые дома: Баура /наб. Кутузова, 36/,возможно построенного архитектором Фельтеном; Пашковых /Фонтанка, 18/, Воронцова-Дашкова /Английская набережная, д. 10/ как типичный пример богатого особняка периода раннего классицизма. В начале XIX столетия этот дом купил граф Иван Воронцов-Дашков, из древнего рода Воронцовых. Один из них - Михаил -служил принцессе Елизавете и был участником дворцового переворота Это для него Растрелли построит уже упоминавшийся дворец на Садовой улице. Одна из его племянниц - Елизавета - станет любовницей Павла I, другая - Екатерина - станет одной из главных участниц заговора против этого императора, с 1783 г. - директором Петербургской Академии Наук и одновременно президентом учрежденной по ее инициативе Российской академии. В этом доме устраивались самые блестящие балы и первые благотворительные базары в столице.

Заметим попутно, что Английская набережная была визитной карточкой Петербурга. По ней должны были судить о городе гости, приплывающие в русскую столицу. "Но ее дворцы столь величественны и строги, - отмечает известный исследователь Петербурга Ю.Овсянников, -что чудится порой - это они разглядывают пришельцев, оценивая их положение и достоинство. Подобное впечатление рождает полное отсутствие ворот. Только парадные подъезды, у которых стояли суровые швейцары в пышных ливреях"7.

Удивительные архитектурные сооружения Петербурга XVIII века, такие как Петропавловская крепость, Смольный, Летний сад, "Медный

7 Овсянников Юрий. Три века Санкт-Петербурга. М.,1997. С. 106


37 но и охраняют его, став нашими "гениями места".


Глоссарий

Амфитеатр - в Др. Греции и Риме: сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей возвышаются полукругом. Сооружения, возвышающие одно над другим называются теперь амфитеатром.

Антаблемент - система верхних, горизонтально расположенных частей здания, поддерживаемых колоннами, состоит из архитрава, фриза и карниза

Архитрав - главная балка, нижняя часть антаблемента.

Аркада - ряд арок, опирающихся на столбы или колонны.

Аттик - в древнеримских триумфальных арках, а затем и в архи-

тектуре классицизма прямоугольная стенка, на которой располагались надписи или рельефы, помещались над карнизом, венчающим здание.

Барабан - венчающая часть здания, цилиндр иди многогранник, на

который опирается купол.

Барокко - художественный стиль, получивший распространение в

конце XVI- середине XVIII веков сначала в Италии, затем Франции и других странах Европы после эпохи Ренессанса Для барокко характерны динамика, эмоциональная экспрессия, доходящая до выражения религиозного экстаза, драматизма Барокко - искусство ансамблевых решений; в архитектуре ясность и четкость членения заменяются динамическим и деструктивным пониманием форм, игрой света и тени, пышностью и сочностью декора

Волюты - архитектурная деталь в форме завитка или спирали.


Галерея - крытое, светлое помещение, зачастую соединяющее отдель­ные части здания, иногда одна из стен заменена колоннами или столбами

Глава - наружная часть покрытия барабана. Бывает в форме шлема,

луковицы и т.д.

Иконостас - в православной церкви преграда, отделяющая алтарь от основного пространства храма. Это ряды икон, расположенные в строго установленном порядке

Готика - художественный стиль средневековой Европы. Его ха­рактеризует особая конструкция здания, благодаря чему оно выглядит устремленным вверх, легким и ажурным

Классицизм - художественный стиль, ориентированный на формы антич­ной, прежде всего греческой классики. Классицизм не локализован в какой-либо одной исторической эпохе или географическом регионе. Классицизм как стремление к ясности и чистоте пропорций, уравновешенности и гармонии форм проявился в искусстве Ренессанса, в искусстве Франции 17 века и в большинстве европейских стран в 18 - 19 вв.

Колоннада - ряд колонн, поддерживающих перекрытие

Ордер - в классической архитектуре порядок соотношений несущих

и несомых частей здания: колонн и антаблемента. В архитектуре Древней Греции сложились ордена, различающиеся по стилю: дорический, ионический, коринфский. Римляне добавили к ним тосканский и композитный.

Пандус - пологий спуск, заменяющий лестницу, часто служит для въезда экипажа


Парапект - невысокая ограда, перила, невысокая стенка вдоль чего-ли­бо, например, по краю крыши здания, на мостах, вдоль набережных, на гребне плотины, мола

Пилястры - плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены

Портик - перекрытие, поддерживаемое колоннадой, может быть самостоятельным архитектурным сооружением или являться частью здания, оформлением входа, фасадов, внутреннего двора

Пропилеи - архитектурное сооружение, возникшее в Древней Греции из простой формы крытых ворот храма. Пропилеи оформляли вход в здание общественного назначения

Ризалит - часть здания, выступающая за основную линию фасада

Рококо - от франц. "завиток" - архитектурный стиль, отличающийся

причудливой, ассиметричной орнаментацией и изяществом форм

Ротонда - архитектурная круглая постройка, перекрытая куполом, час­то с колоннами

Руст, рустовка - большой камень, лицевая поверхность которого не отшлифована, а грубо отесана и сохраняет природную фактуру каменной глыбы. Кладка из таких камней -

рустовка - часто имитировалась кирпичом и штукатуркой Стилобат - верхняя ступень стереобата - в античной архитектуре -

основание / обычно ступенчатое /здания
Фасад - каждая из внешних сторон здания

Флигель - боковая пристройка к дому или небольшой отдельный дом

во дворе большого здания
Фриз - средняя часть антаблемента между архитравом и карнизом


4!

Фронтон - верхняя часть фасада здания, образуемая горизонтальным карнизом и скатом крыши

Цоколь - нижняя часть наружной стены здания или сооружения, ле­жащая на фундаменте. Цокольный этаж - нижний этаж, у которого пол расположен ниже уровня тротуара не более чем на половину высоты помещения

Эркер - выступающая часть здания, закрытый балкон полукруглой

или иной формы с окнами

К


42 Темы докладов и рефератов

I. История и архитектура Петербурга:

1. Петербург - история его основания.

2. Петербург при Петре I.

3. Петербургское барокко /"Елизаветинское барокко"/

4. Первые мосты и набережные на Неве.

5. Классицизм в Петербурге.

6. Храмы Санкт-Петербурга XVIII века.

7. Петербург во времена Екатерины II - градостроительство, архитектура.

8. Сады и парки Петербурга, основанные в XVIII веке.

9. Символы Санкт-Петербурга, созданные в XVIII веке.

10. Екатерингофский парк Санкт-Петербурга - "вчера и сегодня".

11. Легенды и мифы первого столетия Санкт-Петербурга.

П. Зодчие Петербурга.

1. Доменико Трезини.

2. Франческо Бартоломео Растрелли.

3. Джакомо Кваренги.

4. Антонио Ринальди.

5. Чарльз Камерон.

6. Фельтен Ю.

7. Василий Баженов.

8. Николай Львов.

9. Иван Старов.

III. Знаменитые сооружения столицы XVIII:

1. История создания и архитектура Петропавловского собора.

2. "Медный всадник" - символ Петербурга.

3. История первой конной статуи России/Б.Растрелли/


4. Создание эрмитажного комплекса в ХVIII веке.

5. Зимний дворец - история создания, архитектура, интерьеры.

6. "Русская Бастилия" - шедевр В. Баженова и Бренна.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Авсеенко В. Н. История города С.-Петербурга в лицах и картинках. 1703 - 1903г.г. Исторические очерки. Репринт. СПб., 1993.

2. Анциферов Н. П. Непостижимый город. Л., 1991.

3. Аркин Д. Е. Растрелли. М., 1954.

4. Бахтиаров А. А. Брюхо Петербурга. Очерки столичной жизни. СПб., 1994.

5. Глумов А. Н. Н. А. Львов. М., Искусство. 1970.

6. Елагин Остров. История и архитектура Санкт - Петербурга. СПб., 1999.

7. Иогансен М. В. Михаил Земцов. Л., 1975.

8. Калинин Б. Н., Юревич П. П. Памятники Ленинграда и его окрестностей. Справочник. Л., 1965.

9. Канн П. Я. Прогулки по Петербургу. СПб., 1994.

10. История Петербурга Журнал. Издается в С. - Петербурге с янв. 2001г.

11. Корнилович К. На берегах Невы. Книга о русской архитектуре и искусстве первой четверти ХVIII в. Л. - М., 1964.

12. Коршунова М. Ф. Юрий Фельтен. Л., 1988.

13. Курбатов В.Я. Петербург. Художественно-исторический очерк и образ художественного богатство столицы. Спб.1993.

14. Кючарианцев Д.А. Антонио Ринальди,, 1984.

15. Кючарианцев Д. А. Иван Старое. Л., 1982.

16. Нестеров В. В. Львы стерегут город. СПб, 2001

17. Овсянников Ю. Великие зодчие Санкт-Петербурга. СПб.. 2000.; его же: Три века Санкт-Петербурга. История, культура, быт. М., 1997.

18. Петров А.Н. Савва Чевакинский. Л., 1983.


19. Пилявский В.И. Джакомо Кваренги: Архитектор. Художник. Л., 1981.

20. Пыляев М.И. Старый Петербург. Репринт. М.,1990; его же: забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб., 1996.

21. Сады и парки Ленинграда. Л., 1981.

22. Санкт-Петербурга. Петроград. Ленинград. Энциклопедический справочник. М., 1992.

23. Синдаловский Н.А. Легенды и мифы Санкт-Петербурга СПб., 2001.

24. Санкт-Петербург. 1703 - 1917. СПб, 2000.

25. Храмы Санкт - Петербурга. Справочник-Путеводитель. СПб., 1992.


Оглавление

Введение............................................................................................. 3

1. Формирование русской духовной культуры........................ 6

2. Петровское время...................................................................... 12

3. Петербург в период расцвета барокко................................. 20

4. Переход к новому стилю........................................................... 24

5. Мастера классицизма................................................................. 29

Глоссарий......................................................................................... 38

Темы докладов и рефератов......................................................... 42

Библиографический список......................................................... 44


Бунакова Валентина Алексеевна

Отечественная история

История Санкт-Петербурга: градостроительство, архитектура (XVIII в.)

Учебное пособие

Ответственный редактор: доктор исторических наук, профессор Педан Станислав Андреевич

Печатается в авторской редакции

Подписано в печать 07.10.05. Сдано в производство 07.10.05.

Лицензия № 000283 от 19.10.98. Формат 60x84 1/16 Усл.-печ. л. 2,62.

Уч.-изд.л. 2,26. Тираж 100 экз. Заказ №344

Отпечатано в ИПЦ Ф ГОУ ВПО СПГУВК 198035, Санкт-Петербург, Межевой канал, 2


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!