Духовной жизни, это уменьшило влияние церкви на общественно-гпв1111л



УДК 947.023 ББК 63.3


-

Рецензент:

кандидат исторических наук, доцент Павенков Владимир Григорьевич


Бунакова В. А.

Отечественная история. История Санкт-Петербурга:

градостроительство, архитектура (XVIII в.) 4.1: Учебное пособие. - СПб.: ИПЦ СПГУВК, 2005- 46 с.

Содержит опорные материалы по теме, словарь терминов, темы докладов и рефератов, библиографический список.

Предназначено для студентов всех факультетов.

УДК 947.023 ББК 63.3

© Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций, 2005


 

ВВЕДЕНИЕ

— История Санкт-Петербурга со дня основания и за триста лет развития уникальна. Город был основан как порт и новая столица России, а затем сформировался как многофункциональный центр, градостроительство которого в течение трех веков находилось под контролем государственной власти страны. Сегодня исторический центр Петербурга целиком включен ЮНЕСКО в список всемирного наследия. Всего четыре города мира находятся в списках ЮНЕСКО как города, в которых под патронат взяты не отдельные памятники, а исторический центр, т.е. само тело города: Венеция, Рим, Париж и Санкт-Петербург. В нашем городе это 2,5 тысячи зданий, 15% всех городских построек.

Сегодня Санкт-Петербург - крупнейший культурный, научный и промышленный центр России, второй по величине и формальному значению город после Москвы. Велика и неповторима его роль в истории русской культуры. Более двухсот лет он был столицей нашей страны, став за эти годы одним из красивейших городов мира. Петербург - не только создание гения и таланта тысяч людей разных культур, европейцев и россиян, материальное воплощение духа их замыслов, чувств и расчетов в неповторимом симбиозе с северной природой и морем. Он сам является творцом "Особой петербургской, ленинградской культуры, синонимом меры, ясности, красоты, воспитанности, стойкости, корректной толерантности, сердечной рациональности и просвещенной духовности. Этот город отвергает не цивилизованность, невежество, нетерпимость, чванство суету Он столица по сути, а не по формальному статусу, и таким останется навсегда"1.

История собственно петербургской архитектуры развивалась во многом под влиянием европейского зодчества. Все направления развития

1 Смирнова Т.М. Национальность - питерские. СПб.,2002. С.З.


мировой архитектуры могут быть представлены в ансамблях и постройках нашего города. Строгая и четкая планировка улиц, зелень парков и садов, гранитные набережные и мосты, узорчатые ограды, гладь многочисленных рек и каналов придают городу характер, целостного архитектурного градостроительного ансамбля, европейского по стилю.

Город, задуманный как северная Венеция, как некое подобие Амстердама, обожаемого Петром Великим, отражается нарядными фасадами в зеркале каналов и рек и от этого становится еще краше. Он как бы раздвигает пространство, удваивая высоту своих колоннад, множа декор своих дворцов. Все это дает ощущение сказочной реальности. Оно по меткому замечанию исследователя Петербурга Ю. Овсянникова усиливается в период белых ночей, "когда город погружаегся в зыбкую атмосферу жемчужного сияния".

Нам, жителям, этого города, приятно осознавать высокую ценность исторического центра, роль Петербурга как одного из центров мировой культуры. Но мало гордится красотой города. Его историческое прошлое и настоящее, его многогранную культуру необходимо изучать. Этому и посвящен курс "История Санкт- Петербурга", читаемый в стенах Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций. У одних студентов это изучение пробудит интерес и любовь к Петербургу и его окрестностям, у других - желание участвовать в его возрождении и благоустройстве, служить ему.

При изучении истории градостроительства и архитектуры Петербурга начала XVIII - конца ХIХ в. в. рассмотрим следующие аспекты данной темы: основные этапы развития города, влияние на его развитие основных архитектурных стилей и направлений, наиболее значительные и характерные для каждой эпохи архитектурные памятники и ансамбли, выдающиеся зодчие и строители Санкт-Петербурга.


Данное учебно-методическое пособие снабжено словарем терминов, встречающихся в данном тексте, списком тем докладов и рефератов и библиографической справкой.

,


В

I. Формирование русской духовной культуры.

Культура народа является частью его истории. Ее становление и последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие.

Культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. В то же время Русь не слепо копировала чужое, но применяла иные влияния к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влиянием извне, но и с их порой значительной переработкой, их постоянным преломлением в русском стиле. Иноземные культурные традиции были сильнее в городах, которые сами по себе были центрами культуры.

В допетровской Руси-России можно выделить четыре основных этапа культурного развития:

I этап - это VI - первая половина X в. Господство на территории

Восточной Европы языческой культуры, стержнем которой являлась народная культура и языческие верования. Первобытная система взглядов /вера в справедливость мира, отсутствие понятия вины, греха и проч./, мироощущение человека идеально подходили к социальному состоянию первобытного общества.

II этап - Это вторая половина Х - XII в.в. Экспансия христианской

культуры, формирование нового типа культуры, представляющей собой синтез христианства и народной языческой культуры. С 65


христианство на Русь пришло мировоззрение, адекватное

экономическим, политическим, социальным обстоятельствам

раннефеодального общества. Однако полностью вытеснить

язычество и утвердиться в ортодоксально-догматическом виде

христианство на Руси так и не смогло. В то же время оно сумело

приспособиться к языческому сознанию и ассимилировать

языческие культы, включив их в формы официального

церковного культа.

III этап - вторая половина XIV - первая половина XVI в.в. торжество

христианской культуры. Лучшим проявлением национального

гения Руси стало ее религиозное искусство - живопись и

зодчество. Вершиной живописи этого периода стало творчество

Андрея Рублева, который усмотрел в христианстве принципы

любви, надежды, всепрощения. Его "Спас" - это идеал

Богочеловека, воплощение единства мудрости, человечности и

красоты, о чем страстно мечтал весь христианский мир. Такого

Христа не знало византийское искусство. В зодчестве появляется

шатровый стиль - национальное явление, отражающее народное

храмовое творчество.

IV этап - это вторая половина XVI - XVII в.в. Борьба светских и

религиозных начал и постепенный переход к светской культуре

Нового времени. Кризис системы средневекового мышления.

В течение тысячелетия древнерусская культура прошла сложный

путь развития, выработав собственные оригинальные формы. Связанная

вначале с Византией и странами византийского наследия, она, однако не

стала ветвью византийской культуры, хотя риск был очень велик. Уже в

ХII в. Византийская "культурная экспансия" сильно ослабла. О степени

этого влияния образно пишет В.В. Бычков. "При христианизации славян..

антично-византийская культура была привита молодому и полному сил


саженцу восточнославянской культуры". Это, кстати, является ответом на вопрос - как и почему в столь короткий в исторических масштабах срок могла появиться богатая, глубокая, высокодуховная русская культура Ее питали мощные традиции крупнейших культур древности и Средневековья.

В XVII веке в русской культуре усиливаются западноевропейские веяния, крепнут русско-польские русско-немецкие, русско-итальянские связи, хотя западные традиции и переосмысливаются на русский лад. Поэтому, на наш взгляд, нельзя говорить, что европейский характер русская культура начинает принимать только с петровских времен.

XVII век - время кризиса средневековой картины мира, традиционной культуры. "Древнее благочестие" уступает свои позиции.

Новое время в российской истории - это эпоха, когда локальность культурного развития средневековья сменяется более выраженным единством. В его остове лежали буржуазные связи, характерные для времени разложения феодализма и формирования в недрах феодальной экономики второй половины XVIII века капиталистического уклада.

Основным содержанием историко-культурного процесса XVIII века было формирование и развитие национальной культуры. Отличительными чертами культуры петровского времени были следующие:

- победа светского начала в культуре;

- способность русской культуры к активным контактам с культурами других народов;

- развитие рационализма в общественном сознании, хотя век рациона­лизма и не устранил полностью влияние религии на общественно-культурную жизнь;

- ускорение и усложнение культурного процесса;

Бычков В.В. Эстетика в России XVII века. М, 1989. С.4.


- появление новых сфер культуры: науки, художественной литерату­ры, светской живописи и др.

- демократизация культуры, т.е. расширение круга производителей и потребителей культурных ценностей.

Реформы в области культуры встречали противников со стороны поборников "ветхозаветности" и старины. Такую позицию занимала и церковь. С созданием Синода в 1721 г. она потеряла самостоятельность в

духовной жизни, это уменьшило влияние церкви на общественно-гпв1111л

культурную жизнь.

Практицизм, целесообразность, характерные для духовной жизни первой четверти XVIII века уступают место идейно-нравственным проблемам и исканиям. Активно осваивается наследие мировой цивилизации. Вместе с тем к концу XVIII века формируется национальное самосознание, складывается и развивается русская национальная культура, внесшая свой значительный вклад в мировую культуру.

Особенностью культурного процесса этого периода было то, что судьба /зачастую трагическая/ крепостных архитекторов, художников, артистов отражал несовместимость крепостного права и свободы духовного развития личности. Наличие крепостных театров /а их с середины XVIII в. до начала XIX в. насчитывалось в стране более 170/ было своеобразным явлением общественно-культурной жизни и столицы, и России.

Еще одной особенностью развития культуры России второй половины XVIII века было то, что усадебное строительство охватило все

дворянства. Расцвет русской усадебной культуры этого времени был вызван изданным Петром III в 1762 г. Указом о вольности дворянской, отменявшим многолетнюю госслужбу. Выйдя в отставку и поселившись в поместье, просвещенные владельцы возводили классические усадебные


дома, разбивали французские и английские парки, украшая их затейливыми постройками. Подобные строения сохранились в малом количестве, как в городской черте сегодняшнего Петербурга, так и в его пригородах. Так, например, одним из высших достижений русского усадебного зодчества является Елагиноостровский дворцово-парковый комплекс.

В ХIХ веке, особенно, во второй его половине, отношение к усадьбе изменится - она превратится в дачу, место летнего отдыха, русская усадьба постепенно утратит свои уникальные черты и станет местом ностальгических воспоминаний.

Особая страница русской культуры XVIII века - создание вокруг тогдашней столицы императорских дворцовых комплексов с садами и парками. Дворцы и павильоны Петергофа, Стрельны, Ораниенбаума, Царского Села, Павловска, Гатчины возводили талантливейшие зодчие, украшали крупнейшие русские и иностранные скульпторы, живописцы, мастера декоративного искусства. Все они стали подлинной сокровищницей искусства, средоточием совершенных творений рук и мыслей человеческих.

На культуру России первой половины ХIХ века неизгладимый отпечаток наложила Отечественная война 1812 года. Она способствовала росту национального самосознания, что отразилось в литературе, изобразительному искусстве, театре, музыке. Как известно, именно архитектура лучше всего передает дух, и идеи своего времени. Влияние победной поступи 1812 года особенно ярко отразилось в архитектуре стиля ампир, в первую очередь в александровское время. Император сам составил перечень зданий, которые следует возвести в первую очередь: Главный штаб, Министерство иностранных дел, Сенат, Синод... Строгие и вместе с тем, монументальные, украшенные барельефами и скульптурами,


подобные тем, что создавали мастера Франции при Наполеоне, они должны были прославить величие и могущество русского государства

Русская культура развивалась в творческом взаимодействии с культурой Западной Европы. Благодаря своему неповторимому своеобразию, гуманизму, художественному совершенству русская культура широко выходит на мировую арену.

На культуру России второй половины XIX века повлияли падение крепостного права, развитие капитализма, рост общественного движения, повышение активности масс. Все это приводило к ломке прежнего уклада жизни, усилило прагматические тенденции в обществе, меняло быт народа. В городах появлялись новые доходные дома, промышленные постройки, казармы для рабочих. Меняется мировосприятие горожан, вчерашних крестьян, приходящих в город на заработки. Отличительными чертами культуры этого периода стали рост грамотности населения, появление широкой сети учебных заведений /в том числе и для женщин/, расцвет науки. Огромного успеха достигла музыка, живопись - реалистическая, демократическая - переживала подъем. В архитектуре шли поиски русского национального стиля. Литература составила мировую славу русской культуры. Появляются первые национальные художественные музеи. В целом русскую культуру этого периода характеризуют усиление демократических и буржуазных начал в ней.

Итак, с началом петровских реформ русская культура стала по преимуществу светской. Словно забыв, свои византийские корни, она стала осваивать западный художественный опыт. Получила развитие скульптура, почти неизвестная в древней Руси. Преобразилнсь горожане — стали иначе одеваться, питаться, усвоили новые нормы поведения. Правда, перемены эти коснулись в основном дворянства Деревня сохраняла свой традиционный быт и культуру, сложившиеся еще в средние века.


П. Петровское Время Гениальный правнук знаменитого "арапа Петра великого" через сто лет после закладки Петербурга завершил поэму "Медный Всадник": "На берегу пустынных волн Стоял ОН, дум великих полн, И вдаль глядел...

И думал он: Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен Назло надменному соседу". Когда и как был заложен этот город? Кто его строил? В связи, с чем Петр I замыслил его строительство?

С юности, после посещения Амстердама, Петр грезил новой столицей на берегу моря, городом-портом, распахнувшим свои ворота на Запад. Широкой Неве предстояло стать главным проспектом, а многочисленным речкам и каналам - улицами и проулками. Центр города государь поначалу решил расположить на Городовом острове, потому вдруг распорядился перенести его в Кронштадт, но, убедившись в неразумности плана, повелел возводить его на Васильевском острове. Однако город, вопреки царской воле, стал расти и шириться на левом берегу Невы, откуда удобнее всего была связь с Россией.

Сегодня Петербург раскинулся на обширной территории, превышающей 32 тыс. гектаров, на сто одном острове, образуемом невской дельтой. На одном из островов возвышается Петропавловская крепость.

день закладки которой 16 мая 1703 г. - стал днём основания города.

Название островка - Заячий или Веселый. Он расположен у разветвления Невы па два рукава, что было очень удобно для обороны: установленные на нем орудия могли преградить путь вражеским кораблям, как по Большой, так и по Малой Неве. Форма крепости, напоминающая


шестиугольник, повторяет очертания острова. Крепость отделена от нынешней Петроградской стороны проливом, на берегу которого для обороны северных подступов к Петербургу в 1705 - 1708 г.г. был сооружен Кронверк.

Под зашитой крепости на Березовом острове Петроградской стороны началось строительство нового города. Первым построили сохранившийся до нашего времени деревянный домик Петра I. ничем не отличающийся от обыкновенной крестьянской избы. Затем появилось здание Сената, Таможни, жилые дома. Названия улиц напоминают о заселении Петербурга по сословиям и профессиям: на Дворянской улице около центральной Троицкой площади жили дворяне, чуть дальше, на Посадских - посадские люди, на Пушкарских - пушкари, на Гребецких - гребцы с галер, на Зелейных - Зелениных - рабочие, изготавливающие порх /"зелье"/. Росло и число строителей: каждый год сюда доставлялось по 40 тыс. крепостных, титаническим трудом сотен тысяч простых людей в тяжелейших условиях сырой болотистой местности возводился великолепный город.

Весной 1704 г. закончилось строительство крепости Кронштадт в Финском заливе, ставшей дополнительной защитой для города. Осенью того же года по чертежу Петра в устье Невы началась постройка Адмиралтейской корабельной верфи, имевшей не только военно-крепостное, но и производительное значение. Возле верфи возникла Морская слобода, давшая впоследствии начало Адмиралтейской части города.

В отличие от стихийной застройки других городов этого периода. Петербург строился по планам. Хотя они менялись, идея размеренности и планомерности доминировала в строительстве. Долгая война со шведами наложила важнейший отпечаток на его строительство. Ю. Овсянников справедливо отмечает, что царь был вынужден уподобить будущую


столицу военному лагерю: "Улицы прямые, как лет пули. А пересекаются друг с другом только под прямым углом. Вдоль улиц - ровный, как солдатский строй, ряд "образцовых" /типовых/ домов для "подлых", для "зажиточных", для "богатых". И четкие, почти военные, правила в распорядке дня, в поведении на европейский манер. Этот жесткий регламент городской жизни на столетия сохранился в характере Петербурга" 3

Полтавская победа 1709 г. и взятие Выборга в 1710 г. окончательно укрепили положение Петербурга. Застройка осуществлялась под руководством Петра I и специальной " канцелярии от строений ", созданной

в 1706 г. под управлением генерал-майора К.А. Сенявина и князя А.М Черкасского. Но фактически руководство всеми работами царь поручил уроженцу южной Швейцарии, архитектору Доменико Трезини, прожившему несколько лет в Копенгагене. Государю понравился этот исполнительный и трудолюбивый мастер. Петр доверил ему не только возведение самых важных зданий новой столицы, но и составление плана города, и проектирование "образцовых домов". Были утверждены виды строительного материала - кирпич, известь, цемент. В 1714 г. для концентрации строительных усилий был принят указ, запрещающий возводить каменные дома где-либо в государстве кроме Петербурга. Были определены ширина улиц, характер архитектуры, высота домов, которые в обязательном порядке должны были выходить фасадами на улицу.

В 1715 - 1717 гг. были созданы планы центра Петербурга на Васильевском острове, один Д. Трезини, второй Ж.Б. Леблоном, который не был принят Петром. Но возрастающее производственное значение Адмиралтейства, а также преимущества левого берега Невы, материковая часть которого была связана гужевыми дорогами с Москвой и остальными районами страны, окончательно утверждают основным ядром города

Овсянников Юрий. Великие зодчие Санкт-Петербурга. СПб.,2000. С. 6


именно эту, а не островную часть. Уже в первой четвери XVIII в. были заложены основы центра у Адмиралтейства до теперешнего Литовского проспекта. Это был единственный путь, ведущий в Новгород и соединяющий Петербург с остальной Россией. Сотни пленных шведов начали корчевать кусты, подсыпать и ровнять волглую землю. Дорога получает название Большой першпективной. Пройдет всего несколько десятилетий и Невский проспект станет главной и самой красивой магистралью города. Затем появился третий луч - между Вознесенским и Невским проспектами - Гороховая улица /названная архитектором Еропкиным "Средней перспективой"/, ориентированная также на шпиль Адмиралтейства.

Важнейшим градоформирующим фактором Петербурга, придавшим ему своеобразную и величественную красоту, явилась Нева. В первой четверти XVIII века были проведены большие работы по превращению рукавов дельты Невы, рек и протоков в водные магистрали города с архитектурной и декоративной обработкой их берегов набережными и пристанями, с перекинутыми через них мостами. В эти годы между Невой и Мойкой прорыли Лебяжий канал, Красный канал. Зимнюю канавку, Крюков и Ново-Адмиралтейский - каналы. По линиям Васильевского острова было прорыто 10 каналов, в 1718 - 1721 гг. созданы Литовский канал, каналы Летнего сада и Екатерингофа.

О Екатерингофе хочется сказать особо. Он находится на острове неподалеку от станции метро "Нарвская", в советское время ты был Парк имени 30-летия ВЛКСМ. Студенты, идущие пешком к нашему университету от станции метро "Нарвская", проходят как раз через этот парк. Сегодня это Екатерингофский парк, расположенный на острове, омываемом реками Екатерингофка, Таракановка и Бумажным каналом. Эта территория стала островом после прокладки Бумажного канала. Название остров получил от дворцово-паркового комплекса Екатерингоф - "Двор


Екатерины" - заложенного в 1711 году. Эту территорию Петр I подарил своей жене - Екатерине. Здесь предположительно Д. Трезини в 1711 г. строит 2-х этажный дворец, перед которым располагалась искусственная гавань, соединенная каналом с р. Екатерингофкой. Возможно, царь выбрал для любимой жены именно это место потому, что буквально "в двух шагах" от него расположен Гутуевский остров, на который ступил Петр 29 апреля 1703 г. вместе с караулом из четырех рот, тем самым впервые оказавшись на морском берегу в устье Невы.

В 1712 году Петербург был объявлен столицей страны. Туда перебрался царский двор, сенат и другие правительственные учреждения. Это дало новый импульс строительным работам в городе. Наряду с жилыми домами, военными и производственными объектами возводятся дворцы, общественные здания, храмы и музеи. К концу жизни Петра I в городе насчитывалось уже более 5000 застроенных дворов, около 36 дворцов знати, число жителей достигло 70 тыс. человек. Границей города в то время была река Фонтанка, которая интенсивно застраивалась усадьбами по проекту Трезини. Застройка продолжалась также вверх по Неве. В конце нынешнего Литейного проспекта находился Литейный двор, за ним, к Смоляному двору /где хранили смолу и гнали деготь для нужд судостроительной верфи/, располагались дворцы наследника и царевен. В этом районе сохранился только один памятник архитектуры начала XVIII века - Кикины палаты, принадлежавшие первому адмиралтейств-

4 Судьба Екатерингофского дворца такова. В 1747 - 1749 г. г. по повелению императрицы Елизаветы Петровны он был значительно расширен за счет пристройки к нему двух флигелей. В 1779 г. они были разобраны, дворец приобрел первоначальный облик В 1820-х годах здесь был открыт музей, в котором экспонировались подлинные вещи Петра I, предметы быта того времени, переданные в 1850 г. в Петровскую галерею Эрмитажа. После Февральской революции здесь размещался молодежный рабочий клуб Нарвского р-на. В 1924 г. пострадавший от пожара дворец разобрали


советнику, боярину А.В. Кикину, ставшему сторонником царевича Алексея и казненному за это.

Уже в первых значительных сооружениях петровского времени появились начальные признаки петербургского барокко. Шпилевые завершения на колоколообразных куполах, что являлось удачной находкой для равнинного города, разорванные посередине фронтоны изогнутой формы с закруглениями /волютами/ на концах, рустовка фасадов, двухцветная окраска разнообразные декоративные приему удачно вписывались в архитектурную композицию зданий. В целом постройки петровского времени отличаются простотой, строгостью, практичностью. Этот архитектурный стиль получил условное название " петровское барокко ".

Наиболее значительные постройки петровского времени принадлежат Д. Трезини. Символом города стал силуэт Петр опавл ов ского собора, стройный шпиль которого символизировал выход России на просторы Балтийского моря. Венчает шпиль флюгер в виде ангела с крестом, высота которого 3,2 м, размах крыльев 3,8 м. Высота шпиля по желанию Петра больше колокольни Ивана Великого в Кремле и достигает 122,5 м. Настоящей жемчужиной собора стал уникальный деревянный иконостас, созданный по проекту архитектора Зарудного.

По проекту Д. Трезини возведены также Петровские ворога крепости. Ворота эти - старейший в крепости историко-архитектурный памятник, сохранившийся почти без изменений. Въездная арка увенчана двуглавым орлом, над которым находится большой деревянный рельеф

нишах, по бокам арки - статуи Афины и Полиады.

Для размещения высших госучреждений в 1722 г. Трезини начал строить здание Двенадцати коллегий. На Неву здание выходит боковым фасадом, главный же фасад, протяженностью почти полкилометра,


разделен на 12 - по числу коллегий - самостоятельных одинаковых частей, каждая из которых имеет свою кровлю, свой архитектурный центр. С 1819 года здесь размещается Петербургский государственный университет.

Из крупных общественных сооружений петровского времени сохранилось также здание Кунсткамеры, строительство которого началось в 1718 году по проекту архитектора Г. Маттарнови /завершил постройку в 1734 г. М.Г. Земцов/. Половина построенного здания предназначалась для петровской библиотеки, в которой насчитывалось около 5000 томов. Вторая половина - для петровской коллекции редкостей. Кунсткамера стала первым русским музеем. Своим монументальным видом и стройным видом трехъярусной восьмигранной башни оно способствует архитектурной выразительности центральной части города.

История садово-паркового искусства города началась с закладки 1704 г. Летнего сада. В его проектировании и строительстве участвовал сам Петр I, архитекторы И. Матвеев, М. Земцов, садоводы Ян Розен, Илья Сурата и др. Летний сад был образцом популярных в то время регулярных парков. Его аллей и площадки украшали более 50 фонтанов, оранжерея, птичник и другие "затеи". Уже в петровское время сад стал украшаться скульптурами. В 1710 - 1711 г.г. по проекту архитектора Д. Трезини был выстроен двухэтажный Летний дворец Петра I. Простой и четкий в плане, с крутой четырехскатной крышей, украшенной фигурой всадника -Георгия Победоносца, летний дворец служит уникальным образцом ранних дворцовых построек петровского времени, содержащим простоту и сдержанность в украшении фасадов, светскую манеру и пышность внутренней отделки. Во дворце и в саду устраивались приемы ассамблеи происходили пышные празднества в честь побед русских над шведами. После смерти Петра I дворец быстро утратил значение царского дома. Первое время он использовался для прислуги, а с середины XVIII в.


служил дачей для высокопоставленных царских сановников. Сегодня там размещен музей Петра I.

Значительно богаче и наряднее петровского был дворец А. Меньшикова - крупнейшая усадьба петровского времени, построенная архитекторами Д. Фонтана и Г. Шеделем в 1716 г. Здесь происходили приемы иностранных послов, торжественные ассамблеи.

В Москве начала XVIII в. сияли на солнце купола многочисленных храмов, в Петербурге куполов, округлость которых сулила покой и благолепие, не было. Они уступили место тонким шпилям, вносившим напряженное беспокойство в городскую жизнь. Не было в городе на Неве и священных реликвий, ничто не привлекало сюда духовного взора народа. Необходимость таких реликвий хорошо понимал царь. На Московской стороне, за Смоляным двором, где Черная речка /ныне Монастырка/ впадает в Неву, он велел поставить большой монастырь во имя Александра Невского. Так в 1710 году по инициативе Петра I была основана Александро-Невская лавра, куда были перенесены мощи князя Александра Невского. С 1715 - 1716 гг. первые деревянные постройки стали заменяться каменными - по проекту и плану застройки монастыря, разработанному Д. Трезини. До нас сохранились возведенные Д. Трезини Благовещенская церковь и связный с ней жилой корпус.

В начальный период своего существования город называли по-разному: Петрополис /от греческих слов "петрос" - камень и "полис" -город/, Питерпол, Меньшиков А. называл его "Петри",

Петр I в письмах к сподвижникам - "Парадиз" /по-французски "рай", по-гречески - "сад", "парк"/. С 30-х г.г. ХУШ в. его стали называть "Санкт-Петербург" - город Святого Петра.


III. Петербург в период расцвета барокко.

Тридцатые годы XVIII столетия связаны с деятельностью крупных отечественных зодчих - М.Г. Земцова, И.К. Коробова, П.П. Еропкина, стремившихся урегулировать строительные работы в городе. В 1737г. была создана Комиссия о Санкт-Петербургском строении, главным архитектором которой был Петр Михайлович Еропкин, он же руководил составлением Генерального плана Петербурга, разработал проекты планировки и застройки центральных районов города. В соответствии с планами центр окончательно закрепился за Адмиралтейской стороной, город получил строгое деление на 5 частей: Адмиралтейскую. ограниченную Невой и Фонтанкой, Васильевскую, Петербургскую. включавшую Выборгскую сторону, Литейную, заключавшуюся между Фонтанкой, Невским проспектом и Охтой, Московскую, простиравшуюся от Фонтанки и Невского проспекта до Екатерингофа. Полное завершение получил "нептунов трезубец"- три магистрали - Невский. Средняя перспектива /Гороховая улица/, Вознесенская перспектива. Они пересекались Большой и Малой Морскими улицами, застроенными еще в петровское время, Садовой улицей с Сенной и Покровской /ныне -Тургенева/ площадями. Вокруг последней сформировался новый район - Коломна, ограниченный реками Мойка, Пряжка, Фонтанка и Крюковым каналом. Именно население Коломны будет отражено в знаменитых повестях "Домик в Коломне" АС. Пушкина, "Шинель" и "Портрет" Н.В.Гоголя, Будут проложены Владимирский и Загородный проспект

До нашего времени сохранилась возведенная в 1731 - 1734 г.г. по проекту М.Г. Земцоза церковь святых Симеония и Анны на углу Моховой и Симеоновской /ныне Белинского/ улиц. Над западным фасадом поднимается завершающаяся шпилем колокольня, доминирующая над всем сооружением. Столь же типична для архитектуры того времени Пантелеймоновская церковь /Соляной пер., 17/, построенная в 1735 - 1739


г.г по проекту И.К. Коробова в ознаменование побед русского флота при Гангуте и Гренгаме. В 1728 - 1740 г.г. на месте деревянной церкви, заложенной Петром I в ознаменование "преславной Полтавской виктории", был построен каменный Сампсониевский собор на Выборгской стороне /Большой Сампсониевский пр. д.,41/. Композиция собора характерна для древнерусского зодчества. К помещению церкви, перекрытому сводом и увенчанному куполом на высоком граненом барабане, примыкают трапезная и многоярусная шатровая колокольня, на стенах нижнего яруса которой помещены мемориальные доски, посвященные героям Полтавской битвы.

Со вступлением на престол императрицы Елизаветы Петровны /1741г./ для Петербурга начинается новый период. Если отличительной особенностью жизни Петербурга в годы правления Анны Иоанновны стала усиленная перестройка старых и сооружение новых церквей, то характерной чертой правления Елизаветы стало строительство двадцати новых императорских дворцов за двадцать лет правления. Как написал позже историк В.Ключевский, "вступив на престол, она хотела осуществить свои девические мечты в волшебную действительность; нескончаемой вереницей потянулись спектакли, увеселительные поездки, куртаги, балы, маскарады, поражавшие ослепительным блеском и роскошью до тошноты"5. Императрица любила роскошь, украшала столицу новыми постройками, а придворные подражали ей в этом. Поэтому нарядный, жизнерадостный, вычурный стиль барокко так быстро и пышно расцвел именно в годы царствования Елизаветы. Появился термин "елизаветинское барокко", вобравший в себя многие элементы рококо и черты национального искусства - многоцветность и обязательный декор на всех фасадах зданий / выступы, уступы, пилястры,

5 Ключевский ВО. Русская история. Кн. 3, М, 1993.С. 180.


колонны, каменная и деревянная скульптура /, а в интерьере - обилие позолоченной деревянной резьбы и живописи. Современник царствования Елизаветы, желчный князь М.Щербатов писал: "Двор подражал или, лучше сказать, угождал императрице, в златотканые одежды облекался... Дома стали украшаться позолотою, шелковыми обоями во всех комнатах, дорогими мебелями, зеркалами"6.

Крупнейшим зодчим середины XVIII в. был Франческо-Бартоломео Растрелли /1700 - 1771 г.г./, сын архитектора и скульптора К.­Б.Растрелли. Одной из самых ранних дворцовых построек был Аничков дворец, работы над которым после кончины М.Земцова завершал Ф.Растрелли. В 1750 г. императрица подарила этот дворец своему фавориту - неофициальному мужу Алексею Разумовскому.

В Петергофе в 1746 - 1752 г.г. зодчий перестроил Большой дворец, в Царском Селе - Екатеринински й дворец. В 1749 - 1759 г.г. был построен дворец М.И. Воронцова. Фасад здания богато украшен, двор охвачен низкими флигелями и кованой решеткой. Лучший из частных дворцов, построенных Ф.Растрелли - дворец для барона Сергея Строганова на углу р. Мойки и Невского. В центре невского фасада - арка въездных ворот в парадный двор. Фасады богато декорированы колоннами, пышной лепниной, но при этом заметна строгость композиций, чувствуется стремление архитектора не нарушать "красной линии" городской застройки.

Главным сооружением Растрелли в Петербурге был новый Зимний дворец, постройка которого продолжалась с 1754 по 1762 г.г. Роскошь

европейским делам. В послании к Сенату Елизавета подчеркивала, что "строение того каменного дворца строится для одной славы Всероссийской империи". Обер-архитектор Ф.Растрелли трижды представлял свои

6 См. Щербатов ММ. О повреждении нравов в России. М., 1983.


проекты нового Зимнего дворца /шестого по счету/. Наконец императрица утверждает окончательный вариант; огромное каре с большим внутренним крестообразным двором, въезд в него с южной стороны, с площади.

Возвысив дворец над городом, Растрелли постарался подчеркнуть его устремленность ввысь. Почти четыре сотни трехчетвертных колонн, поставленных друг на друга в два яруса, создают желаемое впечатление. Архитектор разработал шестнадцать видов скульптурных украшений оконных проемов. Чередуя их в определенном ритме, он добился впечатления увлекательного многообразия наружного лепного убранства. Парапет крыши оживлен целым лесом статуй и ваз. Величественное и прекрасное здание - непревзойденный образец стиля барокко главное в центральном ансамбле города. Его архитектурные достоинства послужили образцом для многих зодчих, строивших дворцы, загородные усадьбы, общественные здания.

Другое знаменитое творение Растрелли - ансамбль Смольного монастыря. Указ о его строительстве был отдан в 1748 г. Он расположился на левом берегу Невы, напротив развалин шведской крепости Ниеншанц, на том месте, где находился Адмиралтейский Смоляной двор. Потому Воскресенский Новодевичий монастырь тут же получил прозвище Смольный. Сохранились собор, монастырские корпуса и каменная ограда с башнями. При высоте в 85 метровый Воскресенский собор поражает грандиозностью и легкостью. В соответствии с русскими традициями он имеет пять куполов изысканной формы. Жизнерадостная архитектура всего комплекса производит впечатление монастыря-дворца. Не случайно ярый противник барокко и строгий критик знаменитый Джакомо Кваренги, проходя мимо голубого собора, всегда снимал шляпу: "Это архитектура!"


К сожалению. Растрелли не сумел завершить интерьер храма и построить великую колокольню. Только уцелевшая модель позволяет представить, какой удивительной вертикали лишился Петербург.

Много общего со Смольным у Никольского морского собора. построенного в 1753 - 1762 г.г. талантливым архитектором СИ. Чевакинским рядом с казармами Морского ведомства. Собор также наряден, но кажется изящнее, мягче, лиричнее. Отдельно от здания собора стоит трехъярусная стройная и легкая колокольня.

Наискосок от Аничкова, рядом с Итальянским дворцом, /на месте которого еще в начале ХIХ в. Кваренги построил здание, являющееся ныне филиалом РНБ/ С.Чевакинский начал возводить еще один памятник пышного барокко - дворец для графа Петра Шереметьева, сына знаменитого полководца царя Петра. " Фонтанный дом ", как стали с первых дней называть дворец, большими окнами фасада смотрел на Фонтанку. Через сто. лет перед ним появилась затейливая ограда И.Корсини.

В этот период в столице утверждаются барочные храмы с традиционным пятиглавием, широким использованием цвета, резьбы, позолоты. Памятником архитектуры барокко является церковь Трех святителей на 6-й линии Васильевского острова /д. 11/, построенная в 1740 - 1760 г.г. предположительно Д.Трезини. В 60-е годы XVIII в. Построена церковь Владимирской божьей матери, и хотя имя автора проекта не установлено, в ее убранстве и планировке чувствуется влияние Растрелли. Андреевский собор на Васильевском острове, возведенный по


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!