Влияние русской православной церкви



 

На протяжении веков православная церковь играла значительную роль в политической и общественной жизни русского государства, хотя на разных этапах истории статус церкви неоднократно менялся.

Государством на церковь возлагались большие функции: фиксирование актов гражданского состояния (рождение, крещение, бракосочетание, смерть), просвещение, контроль и идеологическая работа («За веру, царя и отечества»).

При Петре I церковь становится частью государственного аппарата, фактически одним из министерств. Священнослужители рассматривались как чиновники, их должности соответствовали табели о рангах, им, как военным чинам и гражданским лицам, давали ордена, квартиры, землю, платили жалованье.

Указами Петра Великого вводились: трехлетнее освобождение от податей, повинностей и возврат рекрутов всем крестившимся иноверцам. Однако проповеди отдельных священников среди языческого населения почти не находили отклика. Немногие крестившиеся из-за льгот мари по-прежнему продолжали придерживаться традиционных языческих верований, но политика властей оставалась прежней – снижение налогов и податей на короткий срок, при перекладывании налогов на не крестившихся.

В поселениях новокрещенов старостами деревень выбирались местные жители, «которые поумнее». Они получали право вести суд по небольшим делам. Началось большое строительство церквей, на каждые 250 дворов предписывалось построить по одной деревянной церкви.

Массовая христианизация середины XVIII века почти не затронула жителей Армачинской (Ромачинской) волости. Формально они являлись православными уже с начала века. Ближайшие церкви находились за 60-80 верст в Яранске и на Какше, поэтому священники довольно редко посещали наши места. Но в конце XVIII века был поднят вопрос о строительстве церкви в Армачинской волости, но ситуация усложнилась переводом волости в Костромскую губернию, так как церковное управление оставалось на Вятке. После долгих переговоров между епархиями в начале ХIХ века началось строительство церкви в Тоншаево, а не в административном центре волости Ромачях. В 1807 году церковь святого Николая в селе Тоншаево уже значилась как действующая. Постепенно приток русского населения увеличивался, поэтому Костромской епархией было принято решение о строительстве ещё одной церкви. В 1851 году в Ошминском было начато строительство каменной церкви Михаила Архангела.

Чтобы обслуживать всё увеличивающееся количество прихожан, требовалось больше объектов культа. В 1861 году уже действовали два молитвенных дома Никольской церкви - в Больших Ашкатах и Одошнуре. Через год молитвенный дом в Ашкатах закрылся, вероятно, в связи с началом строительства церкви в Письменере. Молитвенный дом в Одошнуре закрылся в 1866 году, скорее всего, по той же причине. Больше молитвенных домов в приходе не было, зато в 1866 году открывается первая часовня Никольской церкви в деревне Сухом Овраге. В 1969 году построена Васильевская церковь в селе Одошнур.

Позже открываются часовни в Березятах, Большом Лому, Ромачах, в Мухачах, в Ошарах. В 1895-1901 годах была проводена реконструкция каменного здания Никольской церкви в Тоншаеве, оно было перестроено и расширено. Были открыты новые церкви: в 1896 году Александровская в Щербаже, в 1903 году Троицкая в Питере (село Куверба в документах Костромской епархии, современная д.Куверба стала называться Кувербой на горе), в 1914 году Иоанно-Златоустовская в Больших Селках.

 

 

Наше время

Сейчас культура русского крестьянства практически полностью исчезла из жизни людей. Но все-таки некоторые традиции остались, и люди продолжают их соблюдать. Но ведь их соблюдают более старшие поколение, чем наше. Лично я бы хотела что бы традиции сохранялись на протяжении еще очень долгого времени. Ведь это история, наши корни. И сами традиции замечательны, каждый праздник и так далее.

Но если посмотреть с другой стороны, то большинство традиций остались в наших жизнях посей день. Просто они немного изменены и мы даже не замечаем этого, но если задуматься, то можно увидеть много преобразованных крестьянских традиций.

Я считаю, что каждый человек должен хотя бы немного придерживаться этих традиций.

Заключение

В последние годы нормы и институты, характерные для деревенской традиции XIX–XX веков, постепенно исчезают под воздействием разных форм урбанистической культуры. Это имеет отношение и к представлениям, связанным со старостью. Но стоило бы говорить и о противоположных процессах.

Искусство русского крестьянства оставила человечеству большое наследие, значение которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм развитой жизни, решительно изменил культурный облик большой части мира. Только за это он достоин славы и памяти потомков.

Еще искусство русских крестьян оставило много замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнерусский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ.

 

Литература

1. Афанасьев А.Н. Мифология Древней Руси. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

2. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. – Л., 1983.

3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

4. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М., 1992.

5. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала ХХ века. – - М., 1985.

6. Яковкина Н.И. Очерки русской культуры первой половины XIX века. – Л., 1989.

7. http://www.yaroslavskiy-kray.com/186/kultura-krestyanstva.html

8. http://www.strana-oz.ru/2005/3/obraz-starosti-v-russkoy-krestyanskoy-kulture

 

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!