Крестьянская община



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО СВЯЗИ

ФГБОУ ВО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАТИКИ»

(СибГУТИ)

 

 

Кафедра СПП

Курс: Культурология

Тема

Культура русского крестьянства

Выполнила:

Студентка 1 курса

Гр.ГР-51

Кондратюк Е.А.

Проверил: Гилева Е.В.

Новосибирск 2015

 

 

Содержание

Введение………………………….………………………………...……3

1. Обобщение культуры………………………………………………...4

2. Крестьянская община…………………………………….…………..5

3. Семья ……………………………..…………………………………...6

4. Влияние русской православной церкви……………………………..8

5. Наше время…………………………………………………………....10

 

Заключение………………………………………………………………..11

Список литературы………………...……………………………………..12

 

Введение

Современные люди, так же как и последние несколько тысяч лет, различаются на культурных и некультурных. Культурный человек знает много чего, причем изучает он это не из-под палки, а по душевной тяге, из интереса. Он интересуется устройством мира, историей и культурой своего народа (в первую очередь), общемировой историей и культурой, ему интересна природа, общество, наука и искусство. Он вообще жаден до знаний.

Можно прекрасно прожить и без культуры, ознакомившись лишь с самыми примитивными ее образцами. На пищеварение это не влияет, на детородные функции тоже. Как лучше - решать самому человеку.
От культурного наследия древней Руси нам осталось не так много: всего несколько памятников литературы, некоторое количество икон. Причем русские старые иконы ценятся как весьма самобытные произведения искусства во всем мире. Культурным людям это все интересно, это - корни, из которых вырос народ. Как и все последующее - великая классическая русская литература, архитектура старых городов, музыка, живопись.

Культура русского крестьянства, на мой взгляд, актуальная тема в наше время. Я считаю, что каждый должен иметь хоть малое понимание о культуре и быте русского крестьянства, ведь это историю, корни народа.

Я выбрала эту тему, потому что сама хочу более углубиться в культуру русского крестьянства и узнать что-то новое. Так же я очень хочу сравнить культуру русского крестьянства и культуру сегодня. Узнать что же все таки осталось неизменным, а что в корне изменилось либо забылось напрочь.

 

Обобщение культуры

 

Долгого время крестьянство составляло большую часть нашего края. В культуре этого народа очень на долго остались воспоминания связанные с мифами и языческими ритуалами. Но потом крестьянство начало подстраиваться под появившееся христианство.

Большую роль в этом сыграла православная церковь. Христианство формировало новые добрые качества в людях. Все это формировалось через общение со священником, и они стали очень уважаемы в народе.

Между священнослужителями и прихожанами чаще всего были близкие и теплые отношения. Потому что все церкви священники были такими же простыми людьми. Их очень уважали, а если священнику приходилось покинуть город, то все провожали его с очень большой грустью.

Но были и конфликты крестьян со священниками, так как не все священники были хорошими. Некоторые были плохи в быту, а некоторые и в своей работе. Были различные ссоры личного характера, иногда приходилось просить заменить одного священника на другого.

Крестьянская община

 

Культурный быт крестьянства опирался на строгие устои, они упорядочивали всю жизнь на основе четких правил. Младшие подчинялись старшему в семье, женщина подчинялась мужчине, это всегда было как будто в законах прописано. Все были связаны друг с другом. Родственики между собой, соседи друг с другом и каждый был связан с общиной. Всегда была рядом поддержка окружающих.

Русская крестьянская община была той где народ любил своего царя, а царь заботился о народе, как о своих детях. Это община где старались отвергать европейскую культуру и чтили и придерживались своей.

Характерное явление крестьянской жизни было в том что каждый помогал друг другу, а после дружной работы хозяин дома угощал соседей чаем или чем нибудь еще. Это всегда была бескорыстная помощь другим.

По церковным праздникам, до четырех раз в год, проводились мольбы, называемые по имени святого, на день памяти которого выпадало действо. На Николу резали откормленного бычка. Накануне Ильи – ягнёнка. Лучшую часть мяса несли в церковь. Из остального готовили кушанья для братчины. Это был обычай коллективного общественного угощения: варили пиво и устраивали общественное застолье.

На православные и народные праздники ходили обычно в разные деревни. На каждый праздник была определенная традиция. Как, например, на Масленицу, все катались на лошадях, жгли чучело из соломы и кушали блины. Так и на каждый праздник все радовались, кушали, выпивали, веселились.

Хотя и без драк прздники конечно не обходилиь, особенно за девушек. Доходило до того что драки были деревня на деревню, но до смертоубийств не доходило.

Особое внимание уделяли крестьяне своей домашней скотине и прежде всего - к «коровушке», кормилице, «Животу красному». Закреплённое в ритуалах общение с домашней скотиной помогало установить тонкую душевную связь между человеком и животным. А это обеспечивало хорошее самочувствие скотинки и лучшее качество молока.

В случае эпидемии, животных окуривали «целебным живым» можжевеловым дымом. Рано утром мужики собирались около чьей-нибудь вереи (столба, на котором держатся ворота). Брали можжевеловый кол и, упёршись им в верею, вертели его до появления «самородного», «святого» огня. Часто вставляли кол между двух столбов и вращали его с помощью верёвки. Кострище обычно устраивали в прогоне, ведущем на луга. На костёр накидывали сверху можжевеловых лап, дающих густой дым. Люди и скот проходили «через огонь» в этих своеобразных воротах. Считалось, что закопчёные дымом священного дерева они непременно исцелятся. А к ещё не заразился, останется здоровым.

Семья

 

Одним из ярчайших моментов жизни у крестьян были молодые годы до вступления в брак. Это время совместных игрищ девок и парней, посиделок, хороводов, колядования на святках; время, когда ослабевают многие моральные ограничения.

В каждой деревне устраивали вечёрки, иногда ходили и в соседние деревни, но для девушек это было опасно, можно было получить тумаков от деревенских парней. На вечёрках просто так не сидели, девушки обычно ткали полотно, а парни играли на гармони. Играли в избе в игры, водили хоровод, танцевали, иногда и попивали винцо, либо бражку. За любую ошибку или оплошность выдавали фанты: парней заставляли за полученные фанты что-либо сделать, девушек заставляли целоваться, целующихся обычно прикрывали платком. Местное духовенство с осуждением отзывалось о вечерках, но фактически священники ничего сделать с этим не могли.

Вечёрки и посиделки были разделены по возрастам на три группы: дети 6-10 лет, подростки 10-14 лет, и юноши и девушки старше 15 лет.

Самые младшие играли в лапту, «попа», «зубаря»…; гоняли самодельные, набитые тряпками мячи. Зимой вставали на коньки из осины, играли со снежной бабой, возились с салазками. Игрушки мастерили собственными руками из того что было под рукой.

У старших дело шло иначе: выбирали избу, где жила одинокая старушка, и договаривались с ней об оплате. В счет ее приносили продукты, кто что мог - картофель, сало, капусту. Приходили на посиделки или «беседки» обязательно с работой, кто вышивал, кто прял куделю. На взрослые беседки собирались девушки с 15 до 22 лет. Чуть позже приходили парни с гармошкой, угощением и начиналось веселье. Это было время, когда девушка должна была показать, что умеет не только работать, но и петь, и плясать, и слово меткое сказать. Беседки давали возможность молодым еще до свадьбы хорошенько узнать друг друга, выбрать себе жениха или невесту. Этому помо-гали и игры на посиделках.

Так, например интересна была такая игра как выход к «столбику», то есть в другую комнату или завешенную «клеть», где пара могла на несколько минут уединиться. Если за вечер парень вызывал девушку несколько раз, это значит он «предлагает дружбу». Иногда заполночь продолжались игры и смех, но случались и драки, причиной которых были девушки, понравившиеся сразу нескольким парням. Дрались и в избе, и на следующее утро парни приходили и всем миром ремонтировали поломанное.

После посиделок пары шли провожаться, а те девушки, которые остались без ухажера, должны были ночевать в этой избе и утром привести все в порядок. Избу для посиделок выбирали каждый раз новую, встречались обычно раз в две недели, и только зимой, так как летом было много работы.

Продолжительность жизни была не велика, в ХIХ веке она не превышала 30-35 лет, редко когда мужчины достигали возраста 50 лет, женщины жили в среднем на два-четыре года дольше.

Поэтому и браки старались заключить раньше: юношей женили в возрасте 15-18 лет, девушек выдавали замуж в 14-17 лет. Нередки были случаи, когда жена была старше мужа на 2-3 года, что было обусловлено человеческой физиологией. Девушка, оставшаяся в «девках до 20-22 лет» считали уже старой. Во конце ХIХ века с ростом продолжительности жизни населения, примерно на год-два сместился возраст вступающих в брак.

По русским вековым традициям семьи создавались сыновьями. Причем старший сын после женитьбы вместе со своей женой и нарождающимися детьми – как правило, оставался жить в семье отца. А следующие сыновья, по мере создания своей семьи, выделялись из хозяйства родительской семьи и начинали жить самостоятельно.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!