Поступок как первоэлемент нравственной деятельности.
Как в отрасли трудовой деятельности человека элементарной осмысленной целостью является реализация той или другой цели, в отрасли научного познания -встановлення или открытия определенной истины, в искусстве -творення художественного образа, так в области собственно моральной активности такой целостью, которая предоставляет последний довернишою и осмысленной формы, появляется не что другое как поступок.
Чаще всего, если не считаться с промежуточными позициями, встречаются два подхода к пониманию сути моральной деятельности - более широкий и более узкий. Согласно первому более широкому подходу, деятельность является моральной, если согласуется с требованиями моральной, ее нормами и ценностями. Если человек сомнительно исполняет свою обязанность, с уважением относиться к ближним, придерживаться правил порядочности, у нас есть основания считать ее поведение, ее деятельность моральной - в отличие от деятельности аморальной, которая нарушает предписания морали.
В вущому же понимании собственно моральной является лишь такая деятельность, которая основывается на осознанном выборе ее субъекта и имеет целью активное утверждение определенных моральных ценностей.
Указанное различение является важным для нас, поскольку оно дает возможность понять, что, вообще говоря, настоящий моральный поступок является явлением редким в повседневной человеческой жизни. Можно быть честным, порядочным, добрым человеком и не осуществлять при этом никаких поступков - пока сложность морального поведения остается сугубо "технической" сложностью. Относительно самих духовно-моральных принципов, что их представляет данная личность, пов'зуючи с ними представление о собственном достоинстве. Учитывая сказанное, поступок можно определить как практический акт целеустремленного утверждения определенных моральных ценностей в ситуации, где эти ценности берутся под сомнение или отрицаются. Именно отсутствие гарантии относительно утверждаемых ценностей и связана с этим неизбежность морального риска отличают поступок от того, которое называется "героическим поступком" или подвигом.
|
|
Подвиг - сдвинуть с места, "подвигнути" какую-то край важную в физически-жизненном отношении, но несомненно нужное дело.
Поступок - сделать что-то по решению собственной совести на свой сырах и риск, без надежд на общее одобрение собственных моральных мотивов.
В связи с этим следует подчеркнуть, что за своей конкретной этичной направленностью поступок может быть добрым или злым, но он принципиально не могу быть бездуховным - смысловой универсум человеческой духовности находит в нем свою непосредственную реализацию, предметно продолжается в неповторимой ситуации его осуществления.
|
|
По словам известного психолога социо И. С. Кона, "все поступки осуществляются в конкретной ситуации ", то есть определяются не только абстрактными закономерностями моральной сферы, но и реальным человеческим бытием пения в мире.
Вместе с этим "защелкивающийся" на конкретную ситуацию, моральный поступок не переменно выходит за ее пределы - или, благодаря аккумулированной им духовной энергии, подносит саму эту ситуацию на уровень высокой драмы человеческой свободы и ценностей, где история нравственности. Способность морально-смыслового ядра поступка к "трансцендування" за пределы имеющегося контекста жизни непосредственно связано с масштабностью тех ценностей. В любом случае, основываясь на выборе, то есть ориентации на то желательное, что уже каким-то образом сформировалось и заявило о себе в человеческой жизни. От так, осмысливая человеческий поступок, мы не минуемося из самой его неповторимости, а пытаемся вроде бы "прочитать" его, распознать тот порядок ценностей, что его отстаивает субъект данного поступка.
|
|
Как видим, настоящий моральный поступок по своей сути является достаточно весомым сдвигом во всей структуре человеческого бытия, взятого в единстве его духовных, моральных и непосредственно жизненных аспектов. Лицо, которое взвешивается на поступок, неминуемо идет на определенный риск - прежде всего моральный, но не редко и на физически-жизненный также. Каждый поступок вводит к этой реальности несколько новое и в то же время что-то в ней разрушает, разрывает те или другие устоявшиеся связки.
В то же время поступок остается осердям, первоэлементом моральной деятельности, в отрыве от которого последняя просто теряет свой смысл. Человека, не способная к поступкам, не является настоящим субъектом нравственности. Следовательно, второе этичное наставление относительно поступка должно требовать готовности его осуществить, когда в этом возникает потребность. Именно этой готовностью определяется, в конечном итоге, моральная зрелость человеческой личности.
Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!