Тема 3. Основные категории этики 2 страница



8Мораль не появляется вдруг сразу же в "готовом", современном виде. Она прошла довольно длительный, сложный, можно сказать, мучительный, путь развития от самых примитивных норм и представлений до высших устремлений современных проповедников святости, непорочности. Проследить путь развития морали, хотя бы в самых общих чертах, весьма важно для понимания ее сущности.
Но, как выясняется, при решении проблемы происхождения морали исследователи сталкиваются с большими трудностями. И это не случайно, ибо в данном случае неизбежен выход на проблему сущности, вернее Тайны, самого человека. Как справедливо отметил современный итальянский философ Н. Аббаньяно, "мораль всегда является решением проблемы человека". Что в общем-то вполне естественно, ибо моральное сознание обращено к самым глубинам бытия человеческого.
Но понимание самого человека (и следовательно, самой морали) зависит не только от достижений различных наук, но и от мировоззренческих позиций самого этика. А поэтому на эту проблему существуют довольно многочисленные взгляды. Остановимся на самых, на наш взгляд, типичных и наиболее распространенных.
Прежде всего рассмотрим религиозную трактовку проблемы происхождения морали.
Кант как-то заметил, что "моральный закон открывает мне жизнь, независимую от живой природы и даже от всего чувственно воспринимаемого мира". Похоже, подобные представления были присущи людям с древнейших времен, когда правила, нормы общения между людьми рассматривались в качестве установления высших существ (духов, позже богов). Последние к тому же поощряли добродетельное поведение и наказывали пороки. О том, сколь широко было распространено это мнение, свидетельствует то обстоятельство, что его придерживались даже те, религиозность которых порой ставилась под сомнение. Так, древнегреческий философ Демокрит (46О-37О гг. до н.э.) утверждал: "Боги дают людям все доброе как в древние времена, так и теперь". По его словам, только те люди "любезны богам, которым ненавистна несправедливость". Аналогичные суждения нетрудно обнаружить и у многих других мыслителей античности.
Христианские богословы традиционно говорят о божественной природе морали. Индивид ее получает как в виде "естественного нравственного закона" (внутренний закон), так и в виде богооткровенного (внешнего) закона. Нравственный закон, как писал известный православный богослов И. Янышев, "есть нечто, данное нам, данное хотя и вместе с нашею природой, но не ею самой". Таким образом, говоря словами отечественного религиозного философа С.. Франка, любая религия сводится к сознанию "космического, сверхъестественного значения высших ценностей", к стремлению "сблизить человеческую жизнь со сверхъестественным и абсолютньш началом".
Разумеется, в основе подобных суждений лежит вера в Бога, в нравственный миропорядок, им установленный. Однако богословы пытаются и аргументировать свою точку зрения. Возвышенные нравственные принципы, заявляют религиозные идеологи, говорящие не о том, что есть, а о том, что должно быть, не могут быть созданы грешным по своей природе человеком. Нравственный закон нельзя считать и следствием опыта, воспитания, привычки, ибо он не считается с тем, что происходит в земной жизни, а указывает лишь то, что должно происходить. Также и природа человека не является источником морали, ибо человеческие естественные влечения нередко противоречат велениям нравственности, и благовоспитанные люди вынуждены их подавлять. Если человек был бы творцом своей морали, говорят богословы, то он установил бы такие правила, которые легко было бы вьшолнять. А на самом деле добродетельное поведение нередко требует значительных усилий, а иногда и самопожертвования. Отсюда само собой якобы напрашивается заключение: "Нравственный закон по природе своей есть закон божий, а не человеческий".
С вышеприведенными рассуждениями можно соглашаться и не соглашаться. Но такова позиция большинства религиозных мыслителей за исключением, пожалуй, некоторых модернистов, которые соглашаются признать мораль в качестве человеческого творения. Правда, последние нередко подвергаются жесткой критике (см.: Шаргунов А. Терхерувимский / Догмат в христианской жизни / / Журнал Московской патриархии. — 1994. —№ 4. — С. 24-29).
Религиозная трактовка происхождения морали обладает целым рядом достоинств. Прежде всего она подчеркивает универсальный, общечеловеческий характер морали. Божественные предписания распространяются на всех людей без исключения. Перед моралью, как перед Богом, все равны — и богатый, и бедный, и царь, и президент, и последний холоп. Религиозное учение в определенной мере предохраняет от упрощенно-утилитарного подхода к морали, возвышает нравственные искания до высоких смысложизненных вопросов. В известных границах религия способна ограничить сферу действия субъективизма, произвола в моральных оценках и суждениях: сам Бог предписал уважать старших, не воровать, не убивать и т,д. Наконец, нельзя не отметить, что религиозная трактовка происхождения морали свободна от сухого рационализма, насыщена эмоционально-чувственными компонентами. Даже более того, акцент делается нередко на чувстве совести, чувстве добра и т.д. Иначе говоря, нравственное чувство подкрепляется религиозными переживаниями.
Однако нельзя не признать, что подобное понимание возникновения нравственности приемлемо, главным образом, для верующих и может вызвать сомнения у атеистов, скептиков, колеблющихся. Стоит обратить внимание и на то, что явно занижена роль человека в процессе становления морального сознания. По сути дела оно преподносится как нечто готовое, совершенное, которое человек обязан принять без особых сомнений. Более того, индивиду и не рекомендуется задавать каверзные вопросы, относящиеся к самой сущности вещей: "Ведь не спрашивает же глиняный горшок у горшечника: "Почему ты создал меня таким?" И разве глина не подвластна воле горшечника, когда он превращает кусок глины в особый сосуд или в простой кувшин?" (Рим, 9.2О-21).
Трудным для религиозного сознания остается и следующий вопрос. Уже мыслители античности размышляли над следующим: "Творит ли Бог по законам Добра или же Добро устанавливает сам Бог?" (см., напр., диалог Платона "Эфтифтон"). Если Бог руководствуется нравственными принципами, то, выходит, эти принципы как бы возвышаются над Богом. Если же сам Бог произвольно определяет те или иные принципы, заповеди, то они являются результатом произвола, пусть и божественного. В последнем случае возникает не очень удобный для христианства вопрос о том, почему первая заповедь состоит в следующем: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душой твоей, и всем разумом твоим" (Тф. 22, 37).
Словом, поставленный еще Сократом вопрос: "Будет ли свято то, что любезно богам, или, наоборот, богам любезно святое?" и ныне создает определенные трудности для религиозно-нравственного сознания.
Впрочем, древние греки (Гесиод, Гомер и др.) считали, что боги не вольны любить все то, что им понравится. И над людьми, и над богами довлеет вечная Справедливость.
Наконец, отметим еще один момент. Столь тесное увязывание религии и морали может иметь и негативные последствия в наше секуляризованное время, когда религиозные убеждения у значительной части населения если не отсутствуют, то заметно ослаблены. Что же необходимо всех их считать людьми безнравственными?
С религиозными взглядами на природу, происхождение морали во многом пересекаются воззрения представителей объективного идеализма (Платона, Гегеля и др.). Воззрения Платона были кратко охарактеризованы в первой лекции. Гегель же рассматривал мораль наряду с правом, религией, философией в качестве одного из этапов развития объективного духа. Таким образом, представители данного философского направления, как и богословы, истоки морали выносят за пределы общества и явно недооценивают роль отдельной человеческой личности в становлении морального сознания.
Следующее направление поиска истоков морали мы условно назовем натуралистическим, ибо оно так или иначе выводит мораль из природы человека и из предшествующей эволюции животного мира. Это направление может противостоять религии, если природа берется в качестве самостоятельной, саморазвивающейся субстанции или же, если природа рассматривается в качестве божественного творения, быть согласующейся по сути (но не в деталях) с религиозными воззрениями.
Предысторию натуралистического подхода можно найти еще в первобытном обществе, когда люди поклонялись животным, считали, что у какого-то почитаемого животного (тотема) и данного племени имеется общий предок. В качестве тотемов могли выступать орлы, бобры, коровы, лошади и т,д. В какой-то мере люди подражали этим животным. Во всяком случае, свои обычаи и традиции они освящали именем священного животного.
Свое достаточно четкое оформление натуралистическая теория получила в прошлом веке в трудах Ч. Дарвина, Г. Спенсера, П. Кропоткина и др. В частности, Ч. Дарвин отмечал, что целый ряд чувств и способностей, которыми так гордится человек (память, внимание, любопытство, любовь и др.), нетрудно обнаружить у животных не только в зачатке, но и даже в достаточно развитом состоянии. Он считал, что у собаки есть нечто вроде чувства почтения к своему хозяину. Сторонники этого направления приводят многочисленные факты взаимопомощи у животных, говорят о сильно развитом родительском инстинкте, даже о проявлениях самопожертвования ради спасения молодых особей или стада в целом. П.А. Кропоткин — известный русский мыслитель, общественный деятель — приходил к выводу, что "нравственное начало в человеке есть не что иное, как развитие инстинкта общительности, свойственного почти всем живым существам". По его мнению, нравственный процесс, "начавшись уже в животном мире, перешел к человеку, и здесь благодаря преданию, поэзии и искусству он все более и более развивался и достигал самых высоких ступеней в отдельных "героях" человечества и у некоторых его учителей". Вл. Соловьев, оставаясь религиозным философом, все же признавал наличие чувства жалости, сострадания в зачаточном, разумеется, виде у многих животных. Он отмечал, что животные также ищут своеобразной полноты бытия, удовлетворения своих не только физиологических, но и психических потребностей (радости существования) в играх, в пении и т.д.
Подобная точка зрения находит свое развитие в трудах современных биологов. Например, такие выдающиеся ученые, как Ч. Шеррингтон, Д. Мак-Фарленд, П.В. Симонов говорят о том, что в жизни животных в процессе их эволюции все большую роль играет альтруизм, который способствует сохранению и развитию вида в целом. Хотя современные этологи (этология — наука о поведении животных) признают всю сложность проблемы изучения психической жизни, поведения животных, все же они приходят к выводу:
"Создается впечатление, что по мере того, как увеличиваются наши знания о поведении животных, различия между человеком и животными начинают сокращаться" (Сж.: Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. — Т., 1988. — С. 44О). При этом они, конечно, отдают себе отчет в том, что у животных нет языка (в человеческом понимании), нет соответствующего мира культуры. Однако имеется и немало общего в поведении животных и человека.
Особенно активно в отечественной науке идею о наследственной природе альтруизма, доброты, скромности и других нравственных качеств до недавнего времени отстаивал известный генетик В.П. Эфроимсон. В целом ряде своих публикаций он писал о том, что уже в генотипе человека заложена способность различать добро и зло. Но этический код доброты, альтруизма может быть заглушен средой, воспитанием. "В природе человека заложено много "звериного", но в зверях заложено много "человеческого", — писал В. Эфроимсон (См.: Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. С.-Пб, 1995. — С. 43).
Таким образом, натуралистические подходы к морали имеют в своем распоряжении целый ряд серьезных аргументов. Однако все-таки следует признать, что в данном случае мы встречаемся с явным проявлением редукционизма (от лат. rеduсtо — возвращение, приведение обратно), с низведением высшего к низшему. Предвосхищая этот упрек, В. Эфроимсон утверждает, что поведение животных не сводится к одному лишь полезному, а включает в себя и стремление к возвышенному (Там же. С. 58). Но заявления подобного рода скорее всего желаемое выдают за действительное. Мораль, как мы отметили в первом разделе нашей лекции, представляет собой не набор простейших форм поведения, а включает в себя устремленность на высшие ценности, свободу, творчество. Очень трудно все это в полном значении этих слов найти у животных. Кроме того, в животном мире имеется немало и такого, что заставляет возмущаться моральное сознание человека. Еще Гесиод писал, что не следует уподобляться ястребу, нападающему на соловья. Иначе говоря, безнравственно слабому обижать слабого, беззащитного. Конечно, смешно обвинять ястреба в аморальности. Просто животный мир сам по себе довольно жесток, инстинкт часто действует слепо. Известный русский религиозный мыслитель Н. Федоров (1828-19О3), выступая против "зооморфистов", т.е. против тех, кто пытался найти истоки морали непосредственно в животном мире, замечал, что для животных естественно оставление родителей, в то же время для человека — это измена.
Но, показывая слабые стороны натуралистического подхода к морали, мы тем не менее не можем не заметить, что это направление вполне разумно отмечает биологические предпосылки морали. Совершенно очевидно, что длительный процесс эволюции человека не мог бы начаться, если бы его непосредственные предки не имели бы довольно сложного, развитого поведения, хорошо развитых исследовательских, стадных, родительских рефлексов, если бы у них не было бы основательной способности к подражанию, к научению (многие животные учат своих детенышей азам охоты, поведения в опасных ситуациях и т.д.). И на первых фазах своего развития человек (или предчеловек) многое унаследовал (не мог не унаследовать) от своего животного предка.
Кроме того, данное направление неизбежно подчеркивает роль биологического фактора в повседневном поведении человека, значимость которого, кстати, не всегда осознается. Думается, практически у каждого нормального индивида "просыпаются" глубинные биологические структуры, когда он слышит крики людей, попавших в беду, плач ребенка. Не стоит забывать о "зове инстинкта" и тогда, когда речь идет об отношении между родителями и детьми, между полами. Следы инстинктов, как отмечают современные психологи, обнаруживаются в процессе "обмена эмоциями", в появлении симпатий и антипатий. В этом плане стоит привести слова известного испанского философа Ортеги-и-Гассета: "Лишь теперь мы ясно осознали, что тело есть нечто большее, чем источник разврата... Плоть есть воспитатель и податель нормы для двух других горделивых составляющих человека — души и духа. Тело держит душу в узде, не позволяя ей осуществлять свои сумасбродные фантазии".
Хотя своеобразно, но подчеркнули роль биологических факторов в развитии человеческой культуры 3. Фрейд и его последователи. Например, К.Г. Юнг (1875-1961) отмечал, что в природе человека имеются самые различные инстинкты — инстинкт продолжения рода, инстинкт самосохранения и др., в том числе и, оказывается, моральный инстинкт. Мораль есть "инстинктивное регулирующее начало действования, начало, которое упорядочивает также совместную жизнь животного стада" (См.: Юнг К.Г. Психология бессознательного. — Т., 1994. — С. 56).
Широкое распространение получили и различные направления, которые так или иначе подчеркивают социальную природу морали. Социологический подход к морали был уже известен мыслителям античности (софисты, Аристотель и др.). Особенно активно его отстаивали марксисты. К этому же направлению необходимо отнести Э. Дюркгейма, Т. Вебера и их последователей. Отмеченная группа мыслителей достаточно неоднородна. Среди них нетрудно найти и материалистов, и идеалистов, и тех, кто объявляет мораль результатом соглашения, и тех, кто вы-водит ее из экономических отношений, тех, кто говорил о приоритете религиозных и моральных ценностей, и тех, кто подчинял мораль экономике, т.н. "политической целесообразности". Ты не будем сейчас останавливаться на характеристике этических учений отдельных представителей этого направления, ибо это займет много времени. Ты отметили главное — они отмечали социальную природу морали.
Подобный подход имеет свои достоинства. Прежде всего указанные мыслители старались опираться на конкретные исторические данные — определенные исторические события, факты, обычаи, традиции, нравы. Далее. Они же пытались выявить общественные интересы, осмыслить общество как целое и подчеркивали теснейшую взаимосвязь личности и общества при приоритете, как правило, последнего. Наконец, они подчеркивали человеческий характер моральных ценностей.
Однако в этом случае невольно вспоминается поговорка о том, что наши недостатки есть продолжение наших достоинств. Подчеркивая роль общественных отношений в духовной жизни общества, социологи в той или иной мере умаляли опыт нравственных исканий отдельной человеческой личности, ее попытки соотнести себя с обществом, с Вечностью. Как весьма сурово писал по этому поводу С.Н. Булгаков, "личности погашаются в социальные категории, подобно тому, как личность солдата погашается полком или ротой". В результате подобных исследований нередко происходит нивелирование отдельной человеческой личности, а жизнь, история зашнуровываются в "ломающий ребра социологический корсет". Все это явно не способствует пониманию сложной структуры, сущности морали, которая в ряде случаев подменяется либо политикой (марксизм), либо социологией (Э. Дюркгейм).
В социологических теориях морали нравственные ценности подменяются интересами общества в целом (в лучшем случае), а чаще и интересами различных социальных групп, которые, конечно же, меняются от века к веку, от народа к народу. В итоге создается почва для этического релятивизма, для пренебрежительного отношения к нравственным принципам. Вспомним, что уже софист Гиппий (V в. до н.э.) откровенно заявлял, что "не стоит придавать серьезное значение законам и повиноваться им", ибо сами законодатели нередко их отменяют. Тоталитарные режимы ХХ века также хорошо продемонстрировали пренебрежение к моральным ценностям, оперируя при этом интересами нации, класса и т.д., создавая своих "штатных" моралистов.
В социологических теориях морали нравственные ценности едва ли не напрямую связываются с текущими интересами людей и социальных групп. Говоря словами Н. Бердяева, "чистота нравственного сознания искажается социальной обыденностью". Стала уже классической (по-своему) мысль Ф. Энгельса о том, что представления о добре и зле "так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили друг другу". Упоминавшийся французский социолог Э. Дюркгейм неоднократно утверждал, что моральные правила могут отставать от изменившихся социальных условий и... превращаться в пережиток. И ныне представители ряда направлений в культуре (постмодернизм, неопрагматизм, неоаристотелизм и др.) заявляют, будто мораль определяется культурными традициями того или иного народа и не может иметь универсального, общечеловеческого характера. Более того, сама идея существования универсальной морали якобы подрывает самобытность, неповторимость культуры того или иного народа (см.: Анель К.О. Торалъный гмператив // Куръер ЮНЕС-КО. - 1992. - № 1О. — С. 9-11).
Но теории подобного рода не только ведут к моральному релятивизму (в свое время С.Н. Трубецкой (1862-19О5) не без основания писал, что классовый подход к морали равносилен отрицанию всякой морали, к оправданию любых действий), но и упрощают структуру самой морали. Да, от века к веку, от народа к народу меняются нравы, обычаи, стереотипы поведения. Нередко мы встречаемся и с вопиющими нарушениями моральных принципов (костры инквизиции, крестовые походы, преследование за инакомыслие и т,д.). Но очень важно видеть, что в основе самых разнообразных проявлений нравственного (именно нравственного, а не безнравственного) поведения находятся довольно устойчивые принципы, аксиомы, постулаты морального сознания. Саму мораль можно условно изобразить в виде треугольника, поставленного на острие. Моральные принципы своими корнями уходят в глубочайшую древность, в сами основы бытия человеческого. Исходным среди них следует считать признание человеческой жизни высшей ценностью (благоговение перед жизнью — А. Швейцер, любовь к жизни — Д. Филатов), предыстория которого находится еще в животном мире, где представители одного и того же вида, как правило, не уничтожают друг друга, не доводят конфликты до трагического финала ("Ворон ворону глаз не выклюнет", "Волк волка не съест"). Уже на ранних этапах развития человека жизнь родича, соплеменника считалась неприкосновенной. Иное дело — жизнь иноплеменника. Затем этот принцип распространился на подданных какого-то царя, граждан государства. А с появлением мировых религий стал общечеловеческим. Если ценность жизни есть высший принцип, то логично появление норм-принципов — "не убий"; уважай родителей, которые дали тебе жизнь; "не кради", ибо воровство обрекает человека на голодную смерть; уважительное отношение к труду, как необходимому условию жизни (а еще ранее — уважительное отношение к огню).
Нравы же в конечном счете представляют собой конкретизацию постулатов морали применительно к условиям жизни данной исторической эпохи, данного народа, государства. Так, практически всем народам (мы не берем в расчет ту эпоху, когда человечество еще не вышло из состояния дикости и когда моральный фактор ее не играл той всеобъемлющей роли, как в последующие периоды) свойственно уважительное отношение к старшим (родителям). Но сколь различно реализуется этот исходный принцип у различных народов! В этом нетрудно убедиться, сравнив поведение, например, народов Кавказа и населения центральной России. Точно также по-разному реализуется норма, побуждающая оказывать уважительное отношение к гостю, женщине и т.д.
Тир нравов довольно многообразен. Одни из них довольно подвижны, особенно те, которые регулируют повседневное общение. Другие, конечно же, изменяются, но не столь быстро. Например, те, которые определяют семейно-брачные отношения. Ты сейчас, кажется, находимся в том периоде, когда эти отношения подвергаются наиболее заметным переменам. Однако в основе этих нравов лежит (или должен лежать) принцип уважительного отношения к другому ("Возлюби ближнего, как самого себя", "Не желай ближнему того, чего себе не желаешь"). Новые нравы свидетельствуют не о коренном изменении нравственности, а, как правило, о том, что исходные принципы ныне реализуются несколько иначе. Так, например, для морального сознания издавна была общепризнанной идея о равноправии мужчины и женщины. (Правда, государственные мужи об этом думали в прошлые века иначе. Но политика, право — это одно, а мораль — другое.) Учитывая особенности реального положения женщин, из-за уважения к женщине до сих пор считается естественным, что мужчина уступает ей место в транспорте, при входе в помещение и т,д. Но нравы под воздействием современной цивилизации меняются. И в некоторых странах (США, например) женщинам уже не нравится, что им освобождают место в общественном транспорте, подчеркивая тем самым "слабость", а иногда и возраст прекрасного пола (См.: Известbя. — 1995. — 14 янв.).
Словом, имеется большая правда в следующих словах митрополита Питирима: "Как бы не менялись внешние формы жизни общества, мода и прочее, не меняется главное —человеческое благородство, честность, достоинство, не стареют этические ценности" (Журнал Московской патриархии. — 1993. — Уо 9. — С. 82). Впрочем, еще две тысячи лет назад Сенека писал: "Добродетель от обстоятельств не меняется, она всегда одинакова". Действительно, именно с позиций общечеловеческой морали в свое время осуждалось рабство, крепостное право, различные издевательства над целыми народами. Если бы у каждого народа, класса имелась бы своя мораль, то возможны были бы такие оценки со стороны мирового сообщества в лице его наиболее выдающихся мыслителей-гуманистов?! Если у каждого народа была бы своя мораль, то каким образом могло бы существовать такое государство, как Соединенные Штаты Америки, которое образовано из представителей самых различных народов, рас и представляющее собой своеобразный "этнографический котел"?
Кроме того, социологический подход к морали не учитывает в должной мере глубинные истоки морали, теснейшую связь общественной жизни с природой, Космосом. "Я не вижу в Боге ничего, кроме общества, преображенного и представленного символически", — писал Э. Дюркгейм. Но еще Л.Н. Толстой считал, что Бог является символом всего бесконечного мира. И следовательно, отношения между людьми, между живыми существами в известном смысле выводятся в определенной части из особенностей самой нашей Вселенной. Если учесть, что мораль представляет собой принципы, которые упорядочивают поведение, духовные искания человека, то есть смысл вспомнить, опираясь на синергетику — теорию самоорганизации, возникновение Порядка из хаоса, на то, что и в самой природе происходят процессы, образно говоря, "наведения порядка". Конечно, синергетика не последняя точка в развитии науки. Будут созданы и другие, не менее впечатляющие теории. Надо иметь в виду, что ни физика, ни биология не раскрывают сущность морали. Но все-таки нельзя отрицать, что человеческое общество, отдельная человеческая личность включены в фантастический по масштабам вселенский процесс, являются частицами Вселенной, которая не может не оказывать воздействие на их бытие. В этой связи стоит вспомнить учение А.Л. Чижевского, в котором раскрыты многие стороны воздействия солнечной активности на жизнь живого на земле, в том числе и на поведение человека.
Таким образом, существует несколько концепций, объясняющих происхождение морали. В известной мере они дополняют друг друга, создают в культуре объемное, многогранное видение морали. Так, религиозные и биологические воззрения фактически отмечают ограниченности чисто социологического анализа разнообразных явлений нравственности. В то же время социологические учения подчеркивают, говоря словами Вл. Соловьева, что осуществление идеи добра, "действительное развитие человеческой нравственности возможно для лица только в общественной среде чрез взаимодействие с нею".
В заключение нельзя не отметить, что философские системы субъективно идеалистического направления практически отказываются от решения проблемы возникновения морали. Так, Ж.-П. Сартр пишет, что "нет никакой всеобщей нравственности, которая показала бы нам, что следует делать". По его мнению, индивид каждый раз сам выбирает свои нравственные ценности, является единственным законодателем своих поступков.

 

9. 1. Если нравственный прогресс существует, то какова его специфика?

Для понимания сущности нравственной жизни человека важно знать, изменяется ли нравственность в ходе исторического развития общества или остается практически неизменной. Уже в древнем мире возникли представления о развитии нравственности. У Протагора, Демокрита, Платона, Лукреция Кара встречаются мысли о том, что человечество к современному им состоянию пришло от дикости. Платон в сочинении "Государство" писал, что люди первоначально жили во вражде друг с другом (враждовали между собой даже боги!), творили несправедливость, но, отведав всего этого, с избытком, они "нашли целесообразным договориться друг с другом, чтобы и не творить несправедливости, и не страдать от нее. Отсюда взяло свое начало законодательство и взаимный договор". Иначе говоря, с образованием государства установился определенный порядок, уменьшилась вражда, бесчинства. Это нашло свое выражение и в религиозных представлениях: Платон уже не доволен Гомером и Гесиодом, что они так "легко" изображали богов, которые якобы творили не только добро, но и зло. По мнению Платона, удел богов — только добрые дела. Словом, моральное сознание стало уже ощутимым фактором общественной жизни, культуры. Близкие мысли проводятся и Лукрецием Карож в его поэме "О природе вещей". Он отмечал, что люди первоначально не только не могли пользоваться огнем, но "общего блага они не блюли". Наибольшее развитие и признание идеи социального и нравственного прогресса получили в эпоху Просвещения. Известный экономист А. Тюрго в своей знаменитой речи " Последовательные успехи человеческого разума" утверждал, что в обществе наблюдается беспрерывность развития человеческого разума, смягчаются нравы. Другой просветитель — Кондорсе (1743-1894) провозглашал, что в человеческом разуме заложена способность к бесконечному совершенствованию, и призывал построить общество, в котором истина, счастье и добродетель будут связаны единой цепью. Он же проникновенно провозглашал: "Никогда развитие не пойдет вспять!" Оптимистический взгляд на духовное, нравственное развитие общества разделяли также многие представители утопического социализма (Оуэн, Сен-Симон, Фурье и др.), революционные демократы, марксисты. С конца ХХ века идея прогресса стала терять свое влияние в определенной части общества (здесь свою роль сыграли работы Шопенгауэра, Ницше, Шпенглера и др.), тем не менее до сих пор она, может быть более осторожно и осмотрительно, но все-таки признается значительной частью населения. Вера в прогресс все еще свойственна многим людям.
Какие же аргументы обычно приводятся в пользу данного взгляда на историю нравов? Прежде всего отмечается очевидность прогресса в науке, технике, технологии и в ряде других видов человеческой деятельности. Мораль же, как регулятивный фактор, не может стоять в стороне, также должна совершенствоваться, обогащаться. Другое дело, что нравственный прогресс имеет свою специфику. Эта специфика выражается, прежде всего, в том, что нравственный прогресс идет не синхронно с прогрессом науки и техники. Изобретение паровоза или компьютера еще не означает революции в нравах, в проявлении добродетели. Сам нравственный прогресс — не есть прямолинейное восхождение, а представляет собой довольно сложное, противоречивое движение с попятными отступлениями, с уходом "в сторону" и т.д. Наконец, нельзя не отметить, что различные уровни, компоненты морали прогрессируют не в равной мере. В морали имеются довольно устойчивый, хотя и тонкий, пласт "вечных" постулатов, аксиом, которые изменяются в незначительной степени. Меняется, главным образом, сфера их применения. Так мы уже отмечали, норма "не убий" первоначально распространялась только на членов рода, а ныне она приобрела универсальный, общечеловеческий характер. Меняются формы их реализации. Принципиально новые постулаты появляются крайне редко. Другое дело — нравы. В этом слое моральной жизни прогресс более очевиден. Как уже отмечали многие авторы (начиная с Вл. Соловьева, если брать отечественную мысль), от века к веку происходит гуманизация, облагораживание нравов, непосредственных отношений между людьми, обогащается нравственная культура. Как отмечал Вл. Соловьев, с появлением государства, с развитием духовной культуры иным становится общение между людьми. Я могу к какому-то человеку питать злобные чувства. Но я не бросаюсь на него, как это было на ранних этапах человеческой истории, с кулаками, не грызу его зубами, а наоборот, обращаюсь с ним, может быть, подчеркнуто учтиво. Точно также, продолжал русский философ, и в отношениях между народами взаимная неприязнь, недоверие не всегда доходит до войны. Сами же войны, писал Вл. Соловьев, в ХХ веке более походят "на формально обусловленную дуэль двух порядочных людей, нежели на драку двух пьяных мастеровых". Да и сама война, особенно после кровавых 1 событий ХХ века, считается в принципе недопустимой, аморальной. Хотя следует признать, что войны, главным образом локальные, еще не исчезли с лица земли. Это говорит лишь о том, что не всегда люди руководствуются нравственными принципами в своих деяниях.
Облагораживание нравов имеет и многие другие проявления. Например, еще в ХV веке психически больных людей держали в невыносимо тяжелых условиях, избивали, сажали на цепь, обнаженных за плату показывали достопочтенным обывателям. Лишь в самом конце ХV века сумасшедшие были возведены в ранг больных, и с них сняли цепи. Постепенно смягчались и формы наказания за различные преступления. Как мы уже отмечали, в древнем мире наказание смертью встречалось довольно часто. Причем, смертная казнь принимала самые бесчеловечные, мучительные формы. "Если человек замыслит несправедливость, например стать тираном, а его схватят и, схвативши, растянут на дыбе, оскопят, выжгут глаза, истерзают всевозможными, самыми разнообразными и самыми мучительными пытками да еще заставят смотреть, как пытают его детей и жену, а в конце концов распнут или сожгут на медленном огне", — читаем мы в сочинении Платона "Горгий" (473 с.). Подобные же истязания практиковались и в средние века. В России вплоть до отмены крепостного права в 1861 году лиц "неблагородного" происхождения подвергали публичным наказаниям. Даже женщин. Невольно вспоминаются следующие строки из стихотворения Н.А. Некрасова:
Вчерашний день, часу в шестом,
Взошел на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую...
Впрочем, и правосознание широких масс деликатностью не отличалось. Встречались вплоть до конца ХХ века случаи самосуда, расправы толпы над подозреваемым. Так, в 7О-е годы прошлого века российские газеты писали о том, что толпа народа чуть не до смерти избила женщину, заподозренную в наведении болезни на мальчика при помощи "заколдованного" яблока.
В конце ХХ века наказания стали мягче, человечнее, начинает учитываться, что и преступник является личностью и имеет право на то, чтобы уважали его достоинство. Во многих странах отменена смертная казнь. Значительно улучшились условия жизни заключенных. К сожалению, последнее относится, в основном, к промышленно развитым странам, а не к России.
Позитивное изменение нравов проявляется и в сегодняшнем уважении прав женщин, в определенной перестройке семейно-брачных отношений. Старая патриархальная семья, в которой муж был "царь и бог", по существу исчезает. Морально-психологический климат в семьях становится, не без трудностей и осложнений, более демократичным, человечным.
Нравственный прогресс проявляется в повышении нравственного уровня, расширении нравственного кругозора отдельной личности. Права и обязанности каждого индивида стали более уважаемыми. Уже с эпохи Реформации (ХV век) стали утверждаться идеи веротерпимости, возможности индивида иметь свои собственные убеждения, свои суждения по тем или иным событиям общественной жизни. Постепенно повышается, говоря словами Вл. Соловьева, "средний уровень общеобязательных и реализуемых нравственных требований", возрастает "мера добра в обществе". Исторический процесс, писал русский философ, "вырабатывает реальные условия, при которых добро может стать действительно общим достоянием". В ходе общественного развития возрастает свобода и ответственность каждой человеческой личности. Еще Гегель отмечал, что на Древнем Востоке личностью в государстве был только один человек — монарх, деспот, в Древней Греции личностью стал более широкий слой — аристократия, позже — в условиях демократии — личностью может стать каждый.
О нравственном прогрессе может свидетельствовать и расширение сферы действия морали, повышение ее роли в жизни общества и личности. Ныне многие политические деятели апеллируют к совести людей, к авторитету общественного мнения. Непосредственным выражением последнего является создание Организации Объединенных Наций, которая в своих действиях чаще всего и опирается на общечеловеческие ценности, на общественное мнение, появление так называемой четвертой власти (средства массовой информации), которая никакими административными рычагами не обладает, возникновение различных авторитетных общественных движений (типа "зеленых" — борцов за сохранение экологического равновесия) и т.д.
Возрастание общего уровня образования, развитие этических исследований и увеличение объема нравственного просвещения (школа, СТИ, искусство и литература и т.д.) — все это факторы, способствующие обогащению нравственной культуры населения.
Таким образом, сторонники признания существования нравственного прогресса в истории имеют свои достаточно серьезные аргументы.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!