Основные этапы исторического развития этических учений



Первый этап относится к эпохе формирования человеческого общества, позднему палеолиту, мезолиту, неолиту и отражает необходимые условия для выживания с сравнительно слабого и немногочисленного вида Homo sapiens. Небольшие общины могли выжить в условиях жесткой дикой природы лишь при условии преобладания коллективизма, признании общности основных средств производства, общей заботы о детях и стариках.

В период неолита этот этический строй стал размываться, вступил в противоречие с формирующейся моногамной семьей. Возросли производительность труда земледельцев и скотоводов, желание передавать по наследству накопленное богатство, определяя наследников по мужской линии.

На втором этапе (в периоды раннеклассовой и античной мировых цивилизаций) развертывалась этическая революция, когда прежде вызывавшая осуждение общины присвоить часть собственности и продукта сменилась служением присвоения собственности – "не укради", а сохранение моногамной семьи осуждением прелюбодеяния. В осевое время, когда сформировались основные мировые режимы, закрепилось первенство государственной власти и монотеизм, завершилась великая этическая революция, поддержании религиозными заповедями (10 заповедей), учением Конфуция об уважении к государству и старшим и учением Будды о необходимости бережного отношения к природе. Именно в это время сформировался генотип современной общечеловеческой этики. Однако этот моральный кодекс не признавал нравственных прав за рабами, считал доблестью убить врага, признавал заповедь "не убий" только за священниками.

 
 

Интересно отметить, что в древнем мире были сформулированы некоторые положения гуманистической этики. Их заложили Конфуций, Будда, система этики была сформулирована Аристотелем.

 

Третий этап в развитии системы этических норм в середине I тысячелетия, с падением античной цивилизации в Европе и становлением строя, где нормы поведения людей освящались и поддерживались прежде всего мировыми религиями – христианством, буддизмом и иудаизмом, с VII века – исламом, а в Китае конфуцианством. Этика стала инструментом становления господства идеационального социокультурного строя. Церковь при поддержке государства взяла на себя функцию охранять моральные устои общества; регистрировала рождение, брак и смерть человека – основные этапы его жизненного цикла, поддерживала институт семьи и брака, осуждала нарушения прав собственности, поддерживала верховенство государственной власти, преследовала, а то и сжигала еретиков, подменяла судебную власть.

 

Это помогало укреплять единство государства и общества, помогало становлению национальных государств и развитию образования. Но постепенно религиозные институты становятся крупными собственниками земли, сами нарушали основные моральные заповеди, игнорировали развитие познания, подавляли инновации. Это вызвало противодействие значительно возросшей и устанавливавшей свое господство буржуазии, а так же интеллектуальной элиты.

 

Четвертый этап в развитии систем этики развернуто в периоды Ренессанса и Просвещения, сопровождался высвобождением энергии и деятельности человека рыночного и человека имеющего от чрезмерных ограничений церковными формами и преследованиями. Это нашло выражение в секуляризации общественных отношений в период Великой французской революции, торжестве чувственного социокультурного строя. Религиозная мораль сохранялась, но сила ее влияния в обществе уменьшилась, церковь приспособилась к новым социальным реалиям. Примером может служить протестантство и особенно кальвинизм, проникнутые духом свободного предпринимательства. Дольше всех противостоит переменам этика ислама, но и она была вынуждена приспосабливаться к изменившимся условиям общества, кроме некоторых крайних течений типа ваххабизма.

 

 

Понятие и содержание основных категорий этики.

Категории этики - это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали. Категории этики объективны по содержанию (там сконцентрировано то, что есть в реальной жизни, и они не зависят от сознания людей), и субъективны по форме (т.е. объективное содержание может по-разному оцениваться в зависимости от интеллектуального развития личности, нравственной культуры, образа жизни…).Все категории этики являются и категориями морального сознания.

Имея много общего с категориями других наук, этические категории обладают и некоторыми особенными чертами.Особенности этических категорий отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье, к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости.

Категории этики носят оценочный, аксиологический характер. Их всех можно оценивать с точки зрения добра и зла,

хорошего или плохого. Можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:

– добро и зло;

– благо;

– справедливость;

– долг;

– совесть;

– ответственность;

– достоинство и честь.

 

 

11. Специфика и роль морали в условиях развития правового и демократического общества.

Условия развития демократического общества:

1) сравнительно высокий уровень экономического развития

2) достаточно совершенная правовая система

3) высокий уровень общественной нравственности

4) высокий уровень культуры общества

Существенная особенность состоит в том, что экономические рычаги воздействия на граждан находятся в руках правящего класса, правовые методы воздействия - в руках государства, а нравственные и культурные механизмы регулирования общественного поведения не имеют конкретных владельцев, но живут "в умах и душах" самих граждан и воздействуют на их поведение, в том числе и на стабильность общества.

Расширение демократии - это прежде всего повышение степени свободы личности, ослабление процесса принуждения, предоставление больших возможностей для предприимчивости и инициативы. Однако для установления принципов такого общества должен измениться и сам человек. Только люди с высоким моральным самосознанием могут построить демократическое общество.

12. Категории "добра"и "зла" в деятельности юриста.

 

Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Касаемо категории «добра» в деятельности юриста, например, общее предназначение уголовного процесса— защищать человека и общество от преступных посягательств, a это и есть не что иное, как делать добро, благо.

Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.

Мораль часто отождествляется с добром, с положительным поведением, а зло соответственно рассматривается как аморальное. Одним из проявлений социального зла является преступность, правонарушения. Без преодоления этого зла нельзя утверждать добро. Для сотрудников правоохранительных органов делать добро - это значит активно, беспощадно бороться со злом во всех его проявлениях.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!