Психодинамические теории личности



 

Психодинамические теории личности активно разрабатывались учениками и последователями З. Фрейда: К.-Г. Юнгом, А. Адлером, К. Хорни, Э. Фроммом и др.

Швейцарский психиатр и психолог К.-Г. Юнг был основателем аналитической психологии. Юнг выдвинул положение о том, что помимо индивидуального подсознательного существует также коллективное бессознательное. Юнг утверждал, что фундамент духовной жизни составляет наследуемый опыт предшествующих поколений, который образован совокупностью архетипов.

Согласно Юнгу, архетип представляет собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества, архетип – способ связи образов, переходящих из поколения в поколение. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. Юнг видел в архетипах формообразующее начало, присутствующее в психике каждого человека. Архетипы всегда наполняются конкретным содержанием. Они нейтральны в отношении добра и зла, характеризуются амбивалентностью, имманентной закономерностью. Юнг разработал сложную структуру личности, включающую такие архетипы как «я», «тень» (совокупность вытесненных представлений о себе самом), «самость» (самопознание смысла жизни), «анима» (источник ласки и влечений) и «анимус» (источник непререкаемых суждений). Он предложил типологию характеров в соответствии с преобладанием функций (мышление, чувство, интуиция) и направленности личности на внешний или внутренний мир (экстраверсия – интроверсия). Анализ сновидений и психических расстройств в учении Юнга тесно взаимосвязан с изучением основных компонентов культуры, мифов, религиозных представлений, фольклора.

Одним из крупных представителей психоаналитического направления в психологии является А. Адлер, создатель «индивидуальной психологии». В своем учении Адлер отстаивал принцип внутреннего единства психической жизни личности, отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизмов между сознанием и бессознательным. В объяснении человеческого поведения Адлер опирался на понимание конечной цели, к которой стремится человек, подчиняя ей все свои психические проявления. Согласно Адлеру, основными движущими силами развития личности выступают универсальное стремление к превосходству, успеху, совершенству и чувство общности, выражающее готовность сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей. С недоразвитием чувства общности связываются разные формы психопатологии и социальных отклонений. Адлер внес вклад в разработку проблемы жизненного стиля, в теорию сновидений, в исследования неврозов; он изучал вопросы взаимоотношений разновозрастных детей в семье, влияния различных стилей воспитания на формирование личности ребенка.

Э. Фромм, также представитель психодинамического направления, основную проблему человеческого существования усматривал в экзистенциальном противоречии, которое состоит в нарушении естественной, гармоничной связи человека с природой и на этой основе с другим человеком и с самим собой. Тотальное отчуждение как характеристика человеческого бытия существует с момента разрыва этой естественной связи. Вся активность человека подчинена решению указанной базовой проблемы – обретению единства с миром и самим собой. Единственно адекватным ответом на проблему человеческого существования является, согласно Фромму, любовь – форма человеческих отношений, позволяющая человеку обрести подлинное «Я». Путь к гармонии современного общества, несовместимого с гуманистическими требованиями человеческой природы, лежит через моральное обновление, духовное очищение человека.

К. Хорни, разделяя основные положения психоанализа о решающей роли бессознательного, об антагонизме природного и социального, акцентировала значение воздействий окружающей социальной среды на формирование личности. Основу мотивации человека она усматривала в чувстве беспокойства – коренной (базовой) тревоге, которая возникает у ребенка из-за «изолированности и беспомощности в потенциально враждебном мире». Это чувство заставляет человека стремиться к безопасности, в нем заключена потребность к самореализации. Эти положения легли в основу неофрейдизма. Каждый индивид может и хочет совершенствовать свой личностный потенциал, но когда это естественное стремление блокируется внешним социальным влиянием, возникает невротический конфликт. Чтобы подавить его, человек использует защитные механизмы в виде определенных «стратегий» поведения, таких, как движение к людям, от людей, против людей.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!