Этика как наука о морали.



Этика – область философского знания. Ее содержание задано самим предметом исследования и включает в себя две основные составляющие. Одна из них связана с изучением и теоретическим обоснованием происхождения и исторического развития морали, с осмыслением различных форм и направлений этических учений. Другая — охватывает весь спектр проблем, составляющих содержание этики или общей теории морали. Это систематизированное философское понимание сущности морали, законов ее функционирования и развития, роли в жизни человека и общества. При всем качественном своеобразии ее исторических типов, множественности этических учений, развитие морали целостно и преемственно в едином историческом процессе.

В зависимости от приверженности той или иной этической школе, от задач, стоящих перед этикой как наукой и учебной дисциплиной, этика структурируется по-разному. Выделяют ряд блоков: -история этики и морали, описывающая процесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с глубокой древности до наших дней; здесь можно выделить также дескриптивную этику, выявляющую социально-исторические типы морали (рыцарская мораль, буржуазная мораль и др.);

-теория морали — учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях, объясняющее эволюцию и механизм действия морали;

-нормативная этика — обоснование моральных принципов и норм, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности, базируются на высших моральных ценностях и предписывают человеку с позиций долженствования (деонтологии) определенные правила поведения во взаимоотношениях и общении людей, помогая ему выработать общую стратегию «правильной жизни»

-прикладная этика — совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному поведению.

-экологическую этику, рассматривающую нормы поведения человека как части экосистемы по отношению к окружающей среде;

- этику гражданственности, разрабатывающую нормы поведения человека как гражданина по отношению к обществу;

- ситуативную этику, в которой разрабатываются практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности — как к публичным (этика политических действий), так и к интимным (этика семейных отношений); -профессиональные этики — системы моральных принципов, норм и правил поведения специалистов разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности и конкретной ситуации;


-этику делового общения, выступающую как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей), так и в качестве ситуативного элемента этики других профессий (педагога, юриста, инженера).

Структура этического знания определяется совокупностью основных теоретических понятий, которыми оперирует этика. Эти предельно общие понятия называются в этике, как и в любой науке, категориями. Системообразующий элемент, его движение в различных системах этика –– мудрость–– на которой основывается этика, носит исторический характер. Это делает этические знания специфическими. Соотносящиеся со свободной творческой деятельностью человека, по-разному проявляются в разное историческое время. Это внутреннее противоречие этики пытались и пытаются преодолеть. Добро только называется одинаково, а означает разные вещи.

---------------------

2.

Мораль представляет собой достаточно сложное явление, которое противоречит форме общественного мышления. С другой стороны, ее можно охарактеризовать как норму ценностей и принципов, которые определяют действия людей. Подобный свод нравственных идеалов, правил и требований поведения иллюстрирует взаимоотношения людей в разрезе определений зла и добра, справедливости, класса и статуса каждого человека. Понятие и структура морали определяются множеством функций, исполняемых ею. Специфическая сущность данной составляющей человеческого поведения сформировалась под влиянием продолжительного периода истории. Рассмотрим подробнее каждую из функций. Познавательная. Учит людей видеть поступки других индивидов с точки зрения нравственных ценностей. Воспитательная. Обуславливает выработку определенных стереотипов поведения у каждого из индивидов. Это позволяет преобразовать нормы этики в стойкую привычку. Ценностно-ориентирующая. Мораль позволяет выделить определенные ориентиры для каждого индивида. Данная функция не несет в себе какого-либо практического значения, однако дает человеку представления о его предназначении и смысле жизни. Вполне вероятно, что индивид не будет размышлять об этом ежедневно, но в сложное время в голове у каждого проносится мысль «зачем я живу?» И ценностно-ориентирующая функция позволяет найти ответ на поставленный вопрос. Регулятивная. Моральные нормы позволяют контролировать как поступки отдельного индивида, так и поведение общества в целом. Люди не регулируют поведение друг друга, за них это делают нравственные нормы. Структура морали включает в себя несколько исторических уровней. Эпохи сменяли одна другую, нравственная составляющая общественного мышления изменялась. Однако основными элементами неизменно являлись ценностные ориентации, моральные суждения и чувство этики. Структура морали преподносит элементы нравственного сознания на теоретическом уровне как целую систему категорий ценностей. Здесь взаимосвязаны критерии добра и зла, счастья, совести, справедливости и жизни. Структура морали включает такую важнейшую составляющую, как нравственные нормы. Они представляют собой совокупность принципов, находящихся в индивидуальном и общественном сознании. Особое свойство данной составляющей – императивность. Моральные нормы аккумулируют приобретенный полезный как исторический, так и социальный опыт множества людей. Структура морали обеспечивает также ценностную ориентацию, о которой говорилось ранее. Поступки, чувства, надежды и замыслы – все можно подчинить великой цели. Люди способны для этого отказаться от многого. На моральные ценности зачастую ориентируются все аспекты жизнедеятельности человека. Структура морали определяет также различные психологические механизмы для личностного самоконтроля. Одним из наиболее древних и личных регуляторов считается совесть. Совместно с честью, чувством долга и собственного достоинства она возлагает на человека нравственную ответственность.-

3.

Профессиональная этика - есть совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессио­нальному долгу, а также к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии и в конечном счете, к обществу в целом. Профессиональная этика изучает:

— отношения трудовых коллективов к обществу;

— отношение отдельного специалиста к обществу;

— нравственные качества специалиста, обеспечивающие наи­лучшее выполнение профессионального долга;

— взаимоотношения специалистов и людей, являющихся объектом их деятельности;

— особенности профессионального воспитания, его цели и методы.

Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Повышенные моральные требования предъявляюся к профес­сиям типа "человек — человек", т. е. связанных с ответственно­стью за жизнь людей, требующих высокой согласованности в действиях (здравоохранение, образование, управление, транспорт, бытовые услуги). Деятельность людей этого типа означает "вторжение" во внутренний мир человека, и нравственная от­ветственность приобретает здесь решающее значение. К приме­ру, когда мы общаемся с продавцом, то хотим не только того, чтобы он выполнял свои прямые обязанности, но был вежлив и обходителен с нами. Когда мы выбираем воспитательное или учебное заведение для своих детей, то ищем не просто хорошую школу, а хороших, добрых, внимательных воспитателей, учите­лей. Когда мы решаем, к какому врачу обратиться за медицин­ской помощью, то имеем ввиду не просто первоклассного в сво­ей области специалиста, но аккуратного, терпеливого, способ­ного к сочувствию человека.

Виды профессиональной этики. Типологический анализ че­ловеческой деятельности позволяет выделить основные виды профессиональной этики. Каждому роду человеческой деятель­ности соответствуют определенные виды профессиональной эти­ки. Рассмотрим основные виды профессиональной этики.

1. Врачебная этика (ориентирована на здоровье человека, его сохранение и улучшение).

2. Педагогическая этика (рассматривает педагога как носи­теля глубоких и всесторонних знаний, требовательного и вели­кодушного человека).

3. Этика ученого (предполагает социальную ответственность, гражданское мужество, добросовестность).

4. Творческая этика (ожидает от людей творческих профес­сий - актеров, художников, писателей - проповедования выс­ших ценностей).

5. Инженерная этика (предполагает ответственность за изоб­ретения - их безопасность, соблюдение авторских прав, неразг­лашение секретной информации).

6. Судебная этика (базируется на принципах гуманизма, вер­ности духу и букве закона).

7. Деловая этика или предпринимательская этика (требует от бизнесмена осознания полезности труда, уважения законов, го­сударственной власти, социального порядка, собственности, дру­гой личности).

Место нравственного кодекса в профессиональной деятель­ности. Профессиональная этика представляет собой конкрети­зацию общих этических норм, вызванную спецификой личност­ных отношений и закрепленных в профессиональных кодексах. Профессиональный кодекс (ПК) - это нормы поведения (правила, образцы, эталоны), предписывающие определенный тип нрав­ственных взаимоотношений, которые представляются оптималь­ными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности. Существует, например ПК врачей (клятва Гип­пократа), основной принцип деятельности которых "не навре­ди!", кодекс военнослужащих (присяга), предписывающий им всегда и везде защищать интересы своей страны и т. п.

ПК могут иметь вид уставов, предписаний, инструкций. Кроме этого, профессиональные отношения регулируются различными санкциями (поощрение, стимуляция, наказание и т. п.). ПК мо­гут разрабатываться:

— на уровне фирмы, предприятия, организации (например, устав ЗАО "Невская косметика");

— на отраслевом уровне (например, повсеместно принятые принципы ведения бизнеса по ценным бумагам);

— на региональном уровне (например, кодекс чести предпри­нимателей Башкортостана);

— на международном (например, Всеобщая декларация прав человека)

 

4. Роль морали в обществе выражается в ряде функций. Основные:

1. Регулятивная функция (главная): мораль – это форма регуляции поведения и жизни человека. Средства регулирования: нормы, идеалы, принципы, традиции, обычаи, заповеди, общественное мнение, ценности, авторитеты и др.

В обществе существует еще один регулятор общественной жизни – право. В сравнении:

  мораль как регулятор жизни общества - моральная регуляция внеинституцио-нальная; она существует как исторически сложившаяся форма организации и регулирования общественной жизни; - нормы морали и правила поведения рождаются спонтанно, в практике человеческих отношений; - нормы морали не возможно свести к какому-либо ограниченному количеству, они гибки; - требования морали направлены ко всем людям; - источник обязательности моральных норм – человеческая совесть, моральное сознание человека и общества; - контроль выполнения моральных норм – частное дело каждой личности и соответствующих обществ, определенную роль играет общественное мнение.     право как регулятор жизни общества - правовая регуляция институцио-нальная, т.е. регулируется специально созданным институтом, организацией; она осуществляется властью и авторитетом государства; - нормы права устанавливаются и издаются от имени государства; - правовые нормы требуют четкого определения и ограниченного количества, что дает возможность проверить их исполнение; - требования права имеют конкретного адресата; - обязательность правовых норм вытекает из силы и авторитета государства; - контроль выполнения норм права осуществляется с помощью социальных институтов – суда, прокуратуры.

2. Оценочная функция. Предметом оценки с точки зрения нравственных норм и моральных понятий являются поступки людей, их намерения, мотивы, личные качества, действующее право, политика государства и многое другое. Человек постоянно оценивает всё, что входит в поле его жизни.

3. Ориентирующая функция. Сам факт существования морали предполагает человека как существо «греховное», постоянно склонное к нарушениям заведенного порядка. Учитывая неизбежность тяги к «греху», нравственность и мораль позволяют выработать систему приоритетов, предпочтения одних норм другим, сформировать стратегию и тактику поведения. Эта функция — «компас», позволяющий выявить наиболее предпочтительные варианты поведения.

4. Мотивационная функция. Мотив — «субъективная причина» деятельности, обоснование его активности или пассивности. Человек как бы доказывает самому себе, почему следует поступать именно так, а не иначе. Мотив есть то, что непосредственно предшествует поступку. Основанием мотива выступает нравственность и мораль. С точки зрения нравственности мотивы делятся на благородные, низменные и вынужденные. Благородные мотивы направлены на благо других больше, чем на собственное благо. Низменные мотивы, напротив, ориентируются преимущественно или исключительно на личное благо в ущерб благу других. Вынужденные мотивы характерные несвободой выбора, когда человек ради личного блага или блага других вынужден нарушать нормы нравственности. Например, от безысходности некоторые люди совершают кражи, убийства и другие преступления. Мотивы, зарождающиеся «внутри» личности определяются её наследственностью и воспитанием.

5. Познавательно-информационная функция. Мораль служит средством познания мира природы и мира людей. С малых лет ребёнку объясняют, что такое хорошо и что такое плохо. Познавая значение хороших и плохих поступков, человек находит своё место среди других людей. Поэтому данная функция выражается в выработке, усвоении или приобретении этических знаний: принципов, норм, кодексов, стереотипов решения в ситуациях морального выбора, формировании модели нравственного поведения.

6. Коммуникативная функция. Нравственность и мораль обеспечивают взаимопонимание и общение людей на основе общих нравственных ценностей. Выражением данной функции являются товарищество, сотрудничество, дружба, любовь, совместная жизнь. Понимая, как трудно индивиду справиться с бедой в одиночку, люди оказывают друг другу поддержку, даже находясь порой в неприязненных отношениях. Фольклор содержит много пословиц и поговорок, выражающих коммуникативную функцию.

— этика – философская наука, предметом изучения которой является мораль;

— мораль – это императивно-оценочный способ отношения человека к действительности, который регулирует поведение людей с точки зрения принципиального противопоставления добра и зла.

на уровне эмпирического исследования задача этики – описание морали, на теоретическом уровне задача этики – понятийно воссоздать, осмыслить и обосновать мораль, доказатьее преимущество, мотивацию, надежность, задача этики на н ормативном уровне – внедрение в общественную жизнь проверенной совокупности ценностей и норм, стандарта человеческой моральности, моральное воспитание и стимуляция духовного развития человека.

мораль императивна (указка на долженствование, как должно быть);

мораль касается всех сфер человеческой жизни (во всех ситуациях и перед самим собой важно сохранять человеческое лицо);

внешний контроль по отношению к морали не действует (наши судьи – совесть и общественное мнение);

морали свойственна не заинтересованность ее мотива (только бескорыстный поступок может считаться моральным);

мораль утверждает равность всех людей, моральные ценности финальны (следование нравственным принципам — это самоцель, т.е. высшая, «финальная цель» и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им, они не являются средством достижения какой-либо иной цели).

5.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!