Философский контекст



Мистицизм в философии — это особый род познавательной дея­тельности. Философы этого направления настаивают на ограничен­ности обычных способов познания истины — отражения материаль­ного мира в сознании человека путем сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения. Наиболее существенным для них яв­ляется непосредственное общение между познающим субъектом и абсолютным предметом познания — сущностью всего или божеством. По мнению B.Russell, мистическая философия во все времена, во-первых, опиралась на веру в способность интуитивного проникно­вения как нечто противоположное дискурсивному аналитическому мышлению во-вторых, на веру в единство и отказ принять в чем-либо противоположность или различие; в-третьих, на отрицание ре­альности времени [35]. Как и в древнейшем памятнике мистической философии — «Упанишадах» [5], так и в других, более поздних па­мятниках индийской философии основной мыслью является погло­щение всего индивидуального в абсолютном единстве мировой души. В трактате «Дао-дэ-цзин» («Книга о пути и добродетели») китайско­го философа Лао-цзы, жившего в VI в. до н. э. основным понятием является «Дао», которое одновременно является мировой материей, мировой силой, мировым разумом, абсолютной простотой и бездея­тельностью — началом и концом всего существующего [12]. В сис­теме Лао-цзы человек объясняется проявлением того же дао, причем его тело — часть мировой материи, а душа — часть мирового разума. Душа бессмертна по отношению к телу, но теряет свою индивиду­альность в абсолютном дао.

В древнегреческой философии мистические воззрения развиты в трудах Гераклита, пифагорейцев, Эмпедокла и, особенно, в учении Платона.

В средневековой духовной жизни идею различия между знанием и созерцанием разрабатывал выдающийся ученый, философ, бого­слов, математики церковно-политический деятель кардинал Нико­лай Кузанский. Первоосновой церкви на земле он признавал не иерархию, а таинства как самостоятельный божественный элемент духовной жизни. В сочинении о вращении Земли он на 100 лет опере­дил Н.Коперника. Особое внимание ученый уделял разработке ме­тода мышления и способов выражения, чем предвосхитил современ­ную семиотику (науку о знаках). В математике он стремился разрешить проблему больших и малых величин. В гносеологии (на­уке о познании) Н.Кузанский разработал идею об «ученом незна­нии» (docta ignoratia), т. е. незнании, достигнутом научным путем («знание незнания»). Ученое незнание — это познание, представля­ющее более высокую ступень, чем знание, достигнутое чувственным образом; оно представляет собой бесконечное приближение к исти­не, заключенное в абсолюте и осуществляемое путем догадок, пред­положений, прозрений. Таким образом, незнание становится «возрожденным знанием», «внутренним переживанием». По его соб­ственному утверждению, к этой мысли ученый пришел неслучайно: «Я делал много попыток связать в одну основную идею мысли о боге и мире, о Христе и церкви, но ни одна из них не удовлетворяла меня, пока, наконец, при возвращении морем из Греции, взор моего духа, как бы по какому-то озарению свыше, не вознесся к созерца­нию, в котором Бог явился мне как высочайшее единство всех про­тивоположностей» (цит. по R.Steiner [36]).

Таким образом, знание и созерцание являются двумя полюсами единого познавательного процесса. Одни и те же вещи, как следует из учения Н.Кузанского, открываются и низшему познанию, и выс­шему созерцанию, только в первом случае они открываются по сво­ему внешнему проявлению, а во втором — по своей внутренней сущ­ности.

Совершенно особое место в средневековой мистической филосо­фии занимает Я.Беме. В детстве он был обыкновенным пастухом, а после того как в деревенской школе научился читать и писать, стал подмастерьем сапожника в Герлице. Я.Беме был прирожденным яс­новидящим, если понимать под ясновидением способность к прони­цательности или интуиции. Жизнь философа полна загадок, откро­вений, прозрений. Как пишет R.Steiner [36], однажды в лавку, где работал маленький Якоб, зашел неизвестный человек и спросил пару сапог. Мальчик не мог продать их в отсутствие хозяина. Незнакомец вышел, но, вернувшись через некоторое время, произнес: «Якоб, ты мал, но некогда ты станешь совсем другим человеком, который по­вергнет мир в изумление». В зрелые годы Я. Беме, увидев отблеск сол­нца на оловянном сосуде, почувствовал, что обладает ключом к зага­дочному языку природы. Сам он так говорил об этом: «Когда я с Божьей помощью боролся и сражался, тогда просиял в душе моей дивный свет, который был совершенно чужд дикой природе, и толь­ко в нем познал я, что такое Бог и человек, и какое Богу дело до чело­века». Он жил как отшельник, продолжал заниматься сапожным ре­меслом, записывал голоса, звучащие в нем, когда он чувствовал в себе Духа. В картине мира, изложенной в трактате «Аврора, или Утренняя Звезда в восхождении» [2], Я.Беме утверждал, что ему от­крылось: «истинное основание Божества; и как то было до времен мира; и как сотворены были святые ангелы и из чего; и о страшном падении Люцифера с его легионами; и из чего возникло небо, земля, звезды, стихии, равно как металлы и камни в земле, и все твари; и каково рождение жизни и телесности всех вещей; и что есть истин­ное небо, где обитают Бог и его святые; и что есть гнев Божий и адс­кий огонь; и как все стало подвержено огню,— словом, что есть или каково существо всех существ». По Я.Беме мир выстраивается из безначальной бездны с помощью семи природных форм. Из них седь­мая — дух, восходящий на основе своего чувственного восприятия, вновь обретает себя как первооснову, выросшую в безначальной без­дне и слагаемую из гармонии и дисгармонии. Природа и человек пред­ставляются ему одним существом. Отсюда «доброе и злое растворе­ны во всех силах, в звездах и стихиях, равно и во всех тварях; неразлучны одно с другим как нечто единое; и нет такой твари во плоти в природной жизни, которая не имела бы в себе обоих качеств».

Заметный след в мистической философии оставил Э.Сведенборг, живший в XVII—XVIII вв. Как ученый он известен трудами по фило­логии, математике и естествознанию. К официальной протестантс­кой ортодоксии он относился весьма сдержанно, однако всю жизнь его интересовали религиозно-нравственные проблемы. Для себя он выработал пять основных правил доброй жизни: 1) часто читать сло­во Божие и размышлять о нем; 2) во всем полагаться на волю Боже­ственного Провидения; 3) во всем соблюдать требования приличия; 4) иметь всегда чистой совесть; 5) верно исполнять обязанности сво­ей публичной службы и стараться во всем быть полезным обществу. Приобщение к мистике началось для Э.Сведенборга внезапно. Как пишет в своем очерке Вл.Соловьев, «в 1745 году (достигнув того са­мого возраста, в котором Кант создал свою «Критику чистого разу­ма» — 57 лет) Сведенборг находился в Лондоне. Для обеда он ходил в одну таверну, имея там в своем распоряжении особую комнату, где он мог спокойно отдаваться умственным размышлениям. Однаж­ды, будучи голоден, он ел более обыкновенного и вдруг увидел, что комната стала наполняться туманом, а на полу стало появляться множество разных гадов. Туман перешел в густую тьму; когда она рассеялась, гадов больше не было, а в углу комнаты Сведенборг увидел сидящего человека, окруженного ярким сиянием и грозно сказавшего ему: «Не ешь так много!» Тут Сведенборг потерял зре­ние; когда оно стало понемногу возвращаться, он увидел себя од­ного и в большом испуге поспешил домой, где провел ночь и следу­ющий день в размышлении и ничего не ел. На другую ночь человек в сиянии явился опять, одетый в красную мантию, и сказал ему: «Я Бог, Господь, Творец и Искупитель. Я избрал тебя, чтобы объяснить людям внутренний и духовный смысл писаний. Я буду диктовать тебе то, что ты должен писать». После этого Сведенборг почувство­вал, что открылись глаза внутреннего его человека, и с тех пор он стал, не меняя внешнего места, переноситься духом в небо, ад и промежуточный мир духов, где виделся и беседовал со многими из­вестными ему лицами, частью недавно, а частью и давно умерши­ми» [16]. При непрерывном, как ему казалось, внушении свыше, он создал свое основное философское сочинение «Агсапа Coelestia» [37]. Картина мира, создаваемая Э.Сведенборгом, причудлива и ир­рациональна. Согласно его воззрениям, материи как самостоятель­ного бытия вовсе не существует, а независимость материальных явлений от их духовных причин и целей есть лишь обманчивая ви­димость субъективного происхождения. Истинны и действитель­ны только универсальный Богочеловек Иисус Христос и его цар­ство. Источником неба и ада является земное и внеземное, населяющее другие планеты человечество, представители которого после физической смерти становятся либо ангелами, либо демона­ми, либо промежуточными духовными существами, не примкнув­шими к той или другой стороне. В своих сочинениях Э.Сведенборг сообщал о том, что своим духовным взором он видел инопланетян, беседовал с ними, а также присутствовал на одном из Судов, на который являлся сам Господь.

Труды философов-мистиков внесли свой вклад в развитие миро­вой философии. Я.Беме натолкнул Гегеля на исследование проблемы «о происхождении зла», Э.Сведенборг побудил И.Канта к рассмот­рению вопроса о возможности «духовидения». Вместе с тем, основы­ваясь на непосредственных данных мистического восприятия, мис­тическая философия с ее фантастичностью, метафоричностью, символичностью построений в большей степени дает материал для изучения мистического воображения, чем для научного построения картины мира.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!