Склонность людей к суевериям и предрассудкам обусловливает­ся условиями жизни и воспитания, социальным окружением, куль­турой, интеллектом.



Магия

Магией (лат. magia, греч. mageia) называется совокупность обря­дов, связанных с верой в сверхъестественную способность человека воз­действовать на других людей и природу и обычно совершаемых лишь посвященными. Синонимы: чародейство, волшебство, колдовство.

По своей направленности магия бывает черной и белой. Черная магия включает колдовство, некромантию (воскрешение мертвых) и другие злоупотребления сверхъестественными силами в личных целях. В противоположность этому белая магия свободна от эгоизма, властолюбия и направлена всецело на сотворение добра миру, и ближ­нему в частности. Малейшая попытка использования магических возможностей для своего удовольствия превращает белую магию в черную.

По способу действия магия делится на мантику, или искусство предсказывать будущее, и оперативную магию — сотворение чуда с помощью сверхъестественных сил.

По виду действия различают симпатическую (колдовские при­емы, основанные на законе подобия) магию и контагиозную (кол­довские приемы, основанные на законе соприкосновения). Приме­ром использования магии подобия являются попытки нанести вред врагу путем нанесения повреждений его изображению.

Значительный вклад в изучение магии внес Дж.Фрэзер. В книге «Золотая ветвь» он рассматривал магию как форму, предшествую­щую религии. Проводя сравнительный анализ, он отмечал, что «ма­гия часто имеет дело с духами, т. е. с личными агентами, что роднит ее с религией. Но магия обращается с ними точно так же, как она обра­щается с неодушевленными силами. Вместо того, чтобы подобно ре­лигии, умилостивлять и умиротворять духов, она их принуждает и заставляет. Магия исходит из предположения, что все личные суще­ства, будь они людьми или богами, в конечном итоге подчинены без­личным силам, которые контролируют все, но из которых тем не ме­нее может извлечь выгоду тот, кто знает, как ими манипулировать с помощью обрядов и колдовских чар... Радикальной противополож­ностью магии и религии объясняется та непреклонная враждебность, с которой священнослужители относились к колдунам. Священни­ка не могла не возмущать высокомерная самонадеянность колдуна, его надменность в отношении к высшим силам, бесстыдное притя­зание на обладание равной с ним властью» [15]. По мнению Дж.Фрэзера, в ходе эволюции люди разочаровались в магии, поскольку ма­гические обряды и заклинания не приносили результатов, на которые они были рассчитаны.

Вместе с тем обращение к магии не только не исчезло из истории человечества, но и возникало с новой силой в периоды как обще­ственно-исторического, так и личного духовного кризиса.

Возникновение, распространение, сохранность магических пред­ставлений вплоть до настоящего времени, по мнению английского этнографа и социолога Б.Малиновского, связаны с тупиковыми мо­ментами в жизнедеятельности человека, когда ему уже не могут по­мочь ни знания, ни прошлый опыт, ни технические навыки [7]. В эти моменты сильное эмоциональное переживание, нашедшее выход в потоке слов, образов и действий, оставляет после себя глубокое убеждение, что проклятия и жесты погубили врага, что любовная мольба и нежные объятия не остались без ответа, т. е. что затрачен­ные усилия не могли не оказать положительного влияния на предмет желания.

* * *

Итак, психиатрия исходит из того положения, что религия сама по себе не только не вызывает душевные заболевания, но и до появ­ления научной психиатрии и психотерапии во многом помогала лю­дям справляться с психическими и даже телесными недугами. Одна­ко в определенных условиях, при определенном складе личности, в частности истерическом, или при генетической предрасположен­ности к психическим расстройствам религия определяет содержа­тельный аспект психопатологических переживаний. Все психопато­логические явления имеют аналоги в психологии человека. Так же, как существуют критерии, позволяющие отличать острое горе от деп­рессии, любовь от бреда любовного очарования, так же должны су­ществовать и отличительные признаки нормальной и патологичес­кой религиозности. Поисками этих критериев, а также описанием специфических патологических религиозных симптомокомплексов и занимается психопатология.

Литература

1. Армстронг К. История бога. Тысячелетние искания в иудаизме, хри­стианстве и исламе: Пер. с англ.— Киев: София; М.: ИД София, 2004.— 496 с.

2. Бергсон А. Два источника морали и религии: Пер. с фр.— М.: Ка­нон, 1994.— 382 с.

3. Даль В.И. Поверья, суеверия и предрассудки русского народа.— М.: ЭКСМО, 2003.- 732 с.

4. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка.— М.: Русский язык, 2000.- Т. 1.- 1210 с; Т. 2.- 1084 с.

5. Иллюстрированный энциклопедический словарь.— М.: РИПОЛ Классик-БРЭ, 2001.- 1439 с.

6. Кант И. Критика чистого разума: Пер. с нем.— М.: Мысль, 1994.— 592 с.

7. Малиновский Б. Магия, наука, религия: Пер. с англ.— М.: Рефл-бук, 1998.- 290 с.

8. Маркс К. Об атеизме, религии и церкви: Пер. с нем.— М.: Мысль, 1986.- 671 с.

9. Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И.Н.Яблокова.— 4-е изд., перераб. и доп.— М.: Высшая школа, 2002.— 511 с.

10. Пространный христианский катехизис / Сост. Митр. Московский Филарет.— М.: Свт. Киприанъ, 1998.— 128 с.

11. Российский энциклопедический словарь.— М.: БРЭ, 2001.— Т. 1 — 1023 с; Т. 2 - 1084 с.

12. Тертуллиан К.С.Ф. Избранные сочинения: Пер. с лат.— М.: Про­гресс-Культура, 1994.— 443 с.

13. Фейербах Л. Сущность христианства: Пер. с нем.— М.: Мысль, 1965.- 414 с.

14. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова.— 6-е изд., перераб. и доп.— М.: Политиздат, 1991.— 560 с.

15. Фрэзер Дж. Золотая ветвь (исследования магии и религии): Пер. с англ.- М.: ACT, 1998 - 782 с.

16. Allport G. The inpidual and his religion, a psychologicalinterpretation.— N.Y.: Macmillan, 1950 — 147 p.

17. Arterburn S., Felton J. Toxic faith: experiencing healing from painful spiritual abuse.— Colorado Springs, Colo.: Shaw, 2001.— 268 p.

18. Freud S. Obsessive actions and religious practices //The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud.— Vol. 9.— London: Hogarth, 1959.- P. 115-127.

 

ГЛАВА 3


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 10; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!