Отвечать любовью на зло



 

«Обычные люди говорят: “Око за око, зуб за зуб – как он со мной себя ведёт, также и я буду вести себя с ним”. Но вайшнавы ни в коем случае не ведут себя таким образом» (Шрила Нараяна Махарадж, Картика 07 ноября 2008г.).

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Евангелие от Матфея, 5:38 – 44).

«Раздавайте милость – милость выше справедливости» (Шрила Шридхар Махарадж).

 

Даже в психологии известно, что любовь обезоруживает. Если же отвечать злом на зло, это породит лишь ещё большее зло.

 

Знание

 

Знание причин поведения личности естественным образом уменьшает негатив по отношению к ней. Можно выделить следующие виды знания, благоприятствующие избавлению от тенденции осуждать других:

1.) знание о философии недостатков.

Как уже было сказано ранее, недостатки, или несовершенства, существуют с позволения Господа[51]. Попытаемся разобраться в природе несовершенств и в том, для чего они нужны.

Бог – это полное целое, включающее в себя всё. Противоположности гармоничным образом сосуществуют в Абсолюте, подобно тому как консонансы и диссонансы[52] удачно вплетаются в ткань музыкального произведения. Хотя в отдельности диссонанс неприятен для слуха, в контексте всей музыкальной композиции он создаёт особый колорит, без которого эта композиция утратила бы свою завершённость. «Несовершенное служит совершенному, ограниченное – безграничному, Высшей реальности. Несовершенное служит совершенному для доказательства его совершенства. Абсолют не был бы совершенным, если бы в Нём одновременно не существовало обусловленного и необусловленного начал, ограниченного и безграничного. Так несовершенный мир косвенно связан с истиной… Если что-то кажется нам несовершенным – это результат восприятия несовершенных чувств» (Шрила Шридхар Махарадж, «Субъективная эволюция сознания»).

Материальный мир – это место для несовершенств, доша-лока. Именно поэтому Кришна являет игры рождения, смерти и убийства демонов только в земном Вриндаване, поскольку в духовном мире (мире совершенства) не существует смерти, убийств и тому подобного. Эти явления присутствуют там только в виде идеи. Но должно быть место, где эти идеи имели бы своё воплощение, свою «материальную тень»[53].

Все объекты здесь также доша-лока – несовершенны и исполнены недостатков. Поэтому и человеческие недостатки (учитывая приведённые выше слова Шрилы Шридхара Махараджа) тоже косвенным образом служат Абсолюту.

Недостатки составляют материальную оболочку личности – причём, самую грубую её часть. «Они [великие святые] видят личность сквозь материальную оболочку. Они смотрят не на тень, а на личность. Сознательное существо, личность, более реально, чем его тень, которую наше замутнённое сознание воспринимает как материю» (Шрила Шридхар Махарадж, «Субъективная эволюция сознания»).

 

2.) знание о психологии взаимоотношений.

Перечислить здесь все виды психологических нюансов не представляется возможным. Этой теме посвящены тома книг и исследований. Здесь мы приведём лишь один пример, помогающий понять, каким образом знание о психологии взаимоотношений может помочь избавиться от тенденции критиковать.

Существуют два типа психологий (по одной из классификаций): мужская и женская. Каждая из них имеет свои характерные черты. Это тоже отдельная тема. Мы же хотим здесь сказать об одной из специфических её граней.

Упомянутые два типа психологии распространяются не только на мужчин и женщин. Женская природа берёт своё начало от изначальной Пракрити – Шримати Радхики, а мужская – от изначального Пуруши – Шри Кришны. Отличительная особенность пракрити (её дхарма) – это подчинённое положение; а характерная особенность пуруши – занимать лидирующее положение.

С абсолютной точки зрения есть только один пуруша – это Кришна (и Его экспансии категории вишну-таттвы), а всё остальное относится к Его энергии (пракрити). Поэтому все мы (живые существа, дживы) имеем женскую природу. В чём это проявляется? У нас есть тенденция служить, принимать чьё-то покровительство и так далее.

В то же время, выбрав в своё время материальный мир, мы автоматически покрылись пуруша-абхиманом – то есть настроением наслаждающегося. Мы захотели, подобно Богу, всё контролировать и использовать ради себя. Именно благодаря этому пуруша-абхиману, в частности, у нас присутствует тенденция критиковать других, так как мы подсознательно считаем, что мир существует только благодаря нам, и без нашего вмешательства никак не обойтись.

Свои «пуруши» и «пракрити» существуют в каждой, большой или малой, социальной структуре: в рамках семьи (где муж – пуруша, а жена – пракрити), на предприятии (директор – пуруша, его подчинённые – пракрити), в государстве (президент – пуруша, граждане – пракрити) и так далее. Соответственно, и все законы мужской и женской психологии применимы на каждом уровне.

В вайшнавской среде есть свои лидеры. Они занимают положение пуруши. А «рядовые» преданные – положение пракрити. Согласно психологии, мужчина (то есть пуруша), в силу своего абхимана (самоотождествления) не терпит возражений со стороны женщины (пракрити). Он не любит принимать советы от женщин. Учитывая эту особенность пуруша-абхимана, «рядовые» преданные не должны делать замечаний в адрес лидера[54]. Они могут лишь смиренно обратиться к нему примерно с таким словами: «Прабху, я извиняюсь, но мой ум не даёт мне покоя. Если вы не против, я хотел бы выразить свои беспокойства». Такое обращение естественным образом размягчит сердце руководителя-пуруши, и он может внимательно вас выслушать.

Один из нюансов женской психологии таков, что они (женщины) хотят, чтобы им уделили внимание. Если игнорировать эту их потребность, то неизбежно будут возникать обиды и нарастать напряжение, что, рано или поздно, приведёт к «взрыву» со всеми вытекающими последствиями. Зная это обстоятельство, можно было бы избежать многих конфликтов и расколов. Применительно к духовному сообществу это означает также то, что лидеру (играющему роль пуруши) – если он хочет быть успешным – следует хотя бы время от времени уделять внимание всем своим подопечным (занимающим по отношению к нему положение пракрити).

3.) знание об обусловленной природе живых существ.

«Все виды материальной деятельности выполняются тремя гунами природы, но тот, чей разум замутнён ложным эго, считает самого себя исполнителем действий» (3.27).

Недостатки связаны с комбинацией гун природы (страсти и невежества). Фактически, обусловленные живые существа мало чем отличаются от животных, которые действуют на основе инстинктов. «Человека нельзя считать цивилизованным, если он только ест, спит, совокупляется и ссорится с другими, подобно кошкам и собакам» (Шрила Бхактиведанта Свами, «По ту сторону рождения и смерти», с. 37).

Животных никто не критикует и не обижается на них. Так стоит ли так уж слишком концентрироваться на изъянах, происходящих от невежества? «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лука, 23:34).

4.) знание об анартхах.

Недостатки – это анартхи, которые неизбежно присутствуют в нас, пока мы не очистимся с помощью процесса бхакти. Ни у кого нет каких-то особенных анартх – все анартхи известны и классифицированы ачарьями.

5.) знание о природе и законах развития ссор и конфликтов.

Все ссоры и конфликты протекают примерно по одному и тому же сценарию. Зная эти законы, мы сможем более спокойно относиться ко всему этому.

6.) знание о причинах, по которым мы критикуем.

См. раздел «Поводы для критики».

7.) знание о пагубных последствиях критики.

Зачастую мы легковесно относимся к критике, недооценивая её пагубность. Надеемся, что перечисленные пункты в разделе «Почему не следует никого критиковать?» вдохновят нас отнестись серьёзнее к данному вопросу.

 

Развивать бхакти

 

Несомненно, нам нужно работать над собой, стараясь делать всё, что было рекомендовано выше. Однако самый эффективный метод устранения анартх (в число которых входит и желание критиковать других) – это улучшать своё бхакти. Когда бхакти проявляется в сердце, всё дурное начинает уходить из него – подобно тому как вся нечисть прячется, когда восходит солнце.

В то же время, если мы не будем пытаться контролировать свои дурные качества и избавляться от них, мы не сможем совершать бхакти. Оскорбления уведут нас с этого пути. Поэтому, здесь действует известный универсальный принцип духовного прогресса: усилия + милость. Только совершая максимально возможные для нас усилия, мы можем надеяться обрести милость.

 

«Симптомы благой удачи – это качества, такие как сострадание, всепрощение и великодушие… Если мы на самом деле совершаем бхакти, то все эти качества несомненно придут. Если же их ещё нет в нашем сердце, то нам следует знать, что мы не совершаем бхакти должным образом. Мы не можем претендовать на бхакти в этом случае» (Г, Матхура, 21 октября 1991).

«Будьте смиренными и жаждите только бхакти, так ваши сердца станут мягкими» (Г, Бхаджер, май 1997).

«Поэтому всегда старайтесь видеть хорошее в вайшнавах и погрузиться в слушание, повторение и памятование о Кришне» (Шрила Нараяна Махарадж, «Суть всех наставлений»).

«Вы должны пытаться быть смиренными, но искусственно обрести это качество не получится. Если ваше бхакти растёт, естественным образом будет приходить и смирение. Если же вы не улучшаете ваше воспевание, не служите своему Гурудеву и вайшнавам, не оказываете должного почтения всем преданным, не задействуете себя в пяти самых могущественных методах практики бхакти[55]– и в то же время вы хотите стать смиренными, то у вас ничего не получится» (Г, Баджер, 1 июня 2002).

«Я уже объяснил, что такое манаса-вега [56] и джихва-вега [57] старайтесь изо всех сил обуздывать их. В то же время я знаю, что их невозможно обуздать без хорошего общения, внимательного повторения харинамы и памятования, то есть без должной практики бхакти. Когда приходит бхакти, все эти побуждения утихают сами собой. А иначе они никогда не оставят вас. Поэтому нужно всегда искать хорошее общение, сат-сангу»(Шрила Нараяна Махарадж, «Суть всех наставлений»).

 

ПОВОДЫ ДЛЯ КРИТИКИ

 

За что мы критикуем других?

1.) за их греховное прошлое.

Татастха-дживы – это изначальные грешники. Наш «первородный грех» заключается в том, что мы отвернулись от Бога. Дальнейшее развитие событий является лишь следствием этого изначального «проступка». Таким образом, у всех нас есть греховное прошлое. Никто не становится чистым преданным мгновенно. В связи с этим, какой смысл использовать данную причину (греховное прошлое) как повод для критики? «Кто старое помянет – тому глаз долой».

«Никогда не следует вспоминать об ошибках, которые вайшнав совершил до того, как встал на путь бхакти. Единственное исключение – если намерения самые благие. Не стоит порицать вайшнава за едва заметные следы прошлых недостатков… Отвратительно осуждать вайшнава за прошлые ошибки» (БТ, статья).

2.) За ещё остающиеся в сердце анартхи.

Сознательно встав на путь бхакти, человек рано или поздно очистится от своих грехов. Так какой смысл тогда критиковать его за ещё остающиеся недостатки?

«Самые отвратительные черты характера, которые присутствовали в сердце преданного до пробуждения в нем бхакти и со временем стали его второй природой, благодаря влиянию бхакти, день за днем убывают и в конце концов полностью исчезают. Поэтому порицать вайшнава, не имея благих намерений, просто за то, что в его характере все еще сохраняются недостатки, которых постепенно становится все меньше, является вайшнава-апарадхой. И даже если мы явимся свидетелями случайной ошибки вайшнава, которую он совершил по воле Божественного провидения, нам всё же не следует осуждать его» (БТ, статья).

3.) За слабость в духовной практике и недостаточную активность в служении.

Каждый преданный находится на своём уровне духовного развития. Рост в сердце лианы бхакти – процесс постепенный и достаточно длительный. Какой смысл осуждать человека за то, что он находится на уровне анартха-нивритти (или любом другом), а не на уровне ништхи; за то, что он ещё не чистый преданный (а значит, имеет анартхи – такие как таттва-бхрама, недостаточное знание Абсолютной Истины; хридая-даурбалья, слабость сердца и так далее)?

Активность в преданном служении зависит от веры преданного и, возникающей на основе этой веры, кришна-сева-васане – желании служить Кришне. Каждый старается в меру своих сил (духовных). Так стоит ли осуждать других за то, что они служат не так много, как мы?

Для Кришны важна наша искренность, а не количество затраченных усилий. Вспомним, что паучок, который, запыхаясь, нёс на себе маленький камушек, был не менее дорог Господу, чем сородичи Ханумана, таскавшие огромные валуны.

4.) За несуществующие (!) недостатки.

Это звучит смешно, но, тем не менее, такое бывает. И нередко. Порой гнев настолько покрывает наше сознание, что мы видим то, чего нет. Это и есть иллюзия, майя (слово «майя» буквально можно перевести как «то, чего нет»). «Гнев повергает человека в тьму иллюзии, а иллюзия приводит к потере памяти. Вместе с памятью пропадает разум…» (БГ, 2.63).

Если мы испытываем негатив по отношению к какому-то человеку, то мы найдём все способы, чтобы оклеветать его.

Волк и ягнёнок

Волк пил воду из реки, и в это же время там пил воду ягнёнок. Волк подумал: «Я должен съесть этого ягнёнка», и крикнул ему:

– Эй, ты разве не видишь, что я пью здесь? Как ты
смеешь мутить воду? За это я убью тебя!

На это ягнёнок ответил:

– О господин, ты стоишь выше меня по течению и по­тому не можешь пить из-за меня мутную воду.

– А почему ты год назад обзывал меня скверными словами?

– Господин, мне только три месяца, как же я мог об­озвать тебя год назад скверными словами?

– О, значит, это была твоя мать. А тебя я все равно съем!

**


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!