Виды противоречий при нарушении закона противоречия в тексте.



Закон противоречия состоит в том, что не могут быть одновременно истинны два про­тивоположных суждения об одном и том же предмете, взятых в одном и том же отношении в одно и то же время. Формулировка «в одном и том же отношении» означает, что предмет характеризуется с одной точки зрения. Оговорка «в одно и то же время» введена в фор­мулировку закона в связи с тем, что со временем ситуация может меняться и истинное ранее становится ложным. Этот закон известен со времён Аристотеля, сформулировавшего его так: невозможно, чтобы противоположные утверждения были вместе истинными. Причиной допущенных противоречий могут быть недисциплинированность, сбивчивость мышления, не­достаточная осведомлённость, наконец, разного рода субъективные причины и намерения автора.

Закон противоречия имеет силу во всех областях знания и практики. Нарушения его обычно вызывают самую непосредственную и резкую реакцию читателей.

Редактор должен провести тщательный анализ текста в целом, чтобы выделить противоположные по мысли пары высказываний, выявить и сформулировать противоречия. Знание закона противоречия нужно редактору не только для оценки чужого материала. Требуя от автора непротиворечивости суждений, он в своих рекомендациях обязан строго следовать этому закону, помня о том, что анализ не допускает логической противоречивости.

2. Понятие «композиционные рамки» текста.

Стилистические особенности любого произведения тесно связаны с композицией текста. Опытный редактор свою работу над текстом начинает с композиции. То есть, ищет ответ на вопрос: «как построено произведение?».

Только после этого можно перейти к шлифовке языка и стиля авторского текста. Любое произведение искусства строится по общим законам композиции. И живопись, и архитектура, и музыка и литература стремятся к созданию целостного произведения, в композиции которого воплощается его внутренняя специфика и отражаются многоплановые связи с реальностью. Задача композиции – устанавливать закономерные связи и скрепы между отдельными частями произведения, отдельными его эпизодами и между отдельными элементами внутри эпизодов.

Правила построения литературного произведения известны с глубокой древности. Цицерон требовал у пишущего правильно расположить части, ясно выразить свои мысли и увлечь читателя приятным слогом. Последовательность частей должна быть мотивированной, части между собой должны быть соразмерны, приемы композиции должны соответствовать содержанию и характеру произведения. Все конструкции произведения будут прочными, если четко выделяется центральная проблема. Автор умеет отбирать необходимое, отказывается от всего лишнего, гармонично сочетает части. Литературное произведение любого жанра должно иметь композиционную полноту, единство всех частей, но только необходимых.

Текст состоит из:

- предложения

- сверхфразовые единства

- параграфы

- главы

- произведение

Эти пять компонентов образуют связное целое, а не механическую последовательность, если они связаны композиционно. То есть, они связаны смысловыми структурно-логическими отношениями.

Композиция литературного произведения основана на сюжете (это относится к художественным произведениям, а другие виды текста строятся на плане). Сюжет создает поэтический образ, а план – логическую конструкцию.

Билет №12.


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 30; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!