Понятие просторечия



- это слова, выражения, грамматические формы и конструкции, распространённые в нелитературной разговорной речи, свойственные малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм.

Стилистические признаки: сниженность, резкость, фамильярность, яркая оценочность характеристики лица, «предмета», события

На фоне литературного языка просторечие ярче всего выявляется в области: Ударения, Морфологии, Лексики, Фразеологии

Большинство слов, составляющих литературное просторечие, отличается яркой эмоционально-экспрессивной характеристикой:

ü слова, имеющие отрицательную оценку: балаболка, белиберда, загнуться, мазурик и т.п.;

ü слова с положительной оценкой: закручиниться, любушка, милок, миленок и др.;

ü слова констатирующей семантики: тятя, братан и т.п.;

ü лексические единицы, обозначающие реалии крестьянской жизни, сельскохозяйственного обихода, местных промыслов и ремесел, однако отсутствующие в литературном языке (зеленя — включено в современные толковые словари как «областное», долгуша — диалектное слово, означающее разновидность телеги).

 

11. Функциональная стилистика: определение, задачи.

В центре внимания функциональной стилистики масштабные языковые единицы – стили русского языка и их внутренняя организация. Функциональная стилистика – одно из центральных направлений стилистики, изучающее закономерности функционирования языка в различных сферах речевого общения, соответствующих тем или иным разновидностям деятельности и представляющих прежде всего функциональные стили, а также их более частные разновидности, специфику, речевую системность, стилевые нормы этих разновидностей речи с учетом их экстралингвистических стилеобразующих факторов.

В круг проблем функциональной стилистики входит:

1. исследование разделения литературного языка на функциональные стили.

2. разработка отличительных признаков, характерных для каждого из стилей.

3. Разработка основных категорий и понятий этого раздела стилистики в целом и функционального деления конкретного литературного языка в частности, а также выяснение общей схемы его функционального разделения.

4. Исследование композиционно-речевой структуры функциональных стилей литературного языка. Здесь выделяются три аспекта: а) анализ состава языковых единиц, которые характерны для каждого стиля; изучение приемов и способов их использования в текстах данного стиля;

б) особенности композиции текстов, наиболее типичных для каждого из стилей;

в) роль внешних обстоятельств и условий, от которых зависит внутренняя организация языковых единиц, способов их использования в рамках каждого стиля.

12.Стилистика ресурсов: определение, задачи.

n изучает экспрессивные, выразительные возможности языковых единиц;

n устанавливает наиболее типичные контексты и речевые ситуации, в которых целесообразнее всего употреблять те или иные языковые единицы;

n выявляет оптимальные условия использования языковых средств, экспрессивный и языковой потенциал языковых единиц, способов и приемов их применения.

Одна из главных проблем стилистики ресурсов – выбор точного, уместного, мотивированного слова, формы, синтаксической конструкции, оборота речи, акцентологического или фонетического варианта слова, словоформы (т.е. слова в каком-либо падеже с предлогом и без предлога).

 

13. Стилистика текста: определение, задачи.

– это одно из направлений стилистики, предметом изучения которого является целый текст и его единицы в стилистическом аспекте, а именно закономерности организации текста (речевого произведения) как содержательно-смыслового, композиционно-структурного и жанрового единства в зависимости от целей и задач общения, идейного содержания и функционально-стилевой принадлежности со всем комплексом его экстралингвистических факторов – для наилучшей его интерпретации.

Стилистика текста призвана решать две задачи: способствовать лучшему пониманию анализируемых (читаемых) текстов, развивать и совершенствовать умения создавать тексты в разных жанрах и стилях и их адекватно понимать и толковать.

Функциональное назначение текста складывается из трех параметров: цели, условий создания, адресата текста.

Стилистика текста:

- изучает общие и частные закономерности организации языковых единиц, включенных в текст.

- выясняет способы и нормы организации языковых единиц в текстах определенного типа, соотнесенность тех или иных частей (композиционных «узлов» и «блоков») и отдельных элементов композиции с известными приемами использования языковых единиц.

- исследует композиционно-речевую структуру произведения в органическом соединении с его идейно-содержательной стороной, функциональным назначением, условиями создания текста.

14.Стилистика художественной речи: определение, задачи.

Для стилистики художественной речи интересен механизм функционирования языка в текстах художественной литературы. А так как литература является еще и разновидностью искусства, то в данном разделе на первый план выходят идейно-эстетические категории и понятия, закономерности организации языкового материала в художественных текстах, приемы и способы использования языка в эстетических целях, вопросы создания и изучения образной речи.

В круг задач стилистики художественной речи входят:

1. Исследование проблемы индивидуально-авторского стиля и связанного с ним понятия «художественно-образная речевая конкретизация» и «образ автора».

2. Рассмотрение принципов построения разных типов авторского повествования, речи персонажей, диалога в рамках целостного художественного произведения (в связи с этим возникают проблемы отражения речи описываемой среды).

3. Изучение отбора языковых элементов, их преображения в контексте художественного произведения, художественной речи в целом, синкретического характера состава языковых элементов с точки зрения их стилевой принадлежности, стилистической окраски, предметно-логического содержания; вопроса о повествовательной норме.

4. Описание внутренней организации художественного повествования с позиций автора, рассказчика, персонажа, типологии композиционно-синтаксических форм повествования в данном художественном тексте

5. Анализ взаимодействия литературного языка и языка художественной литературы в контексте произведения.

6. Изложение истории становления и формирования стилей художественной литературы, их своеобразия, отличительных черт.

Стилистика художественной речи много внимания уделяет влиянию контекста на возникновение у отдельных слов и словосочетаний различных добавочных значений.

При этом обычно различают макроконтекст, т.е. контекст всего художественного произведения, и микроконтекст – непосредственное словесное, фразовое окружение (в рамках одного-двух абзацев).

15. Разговорный стиль: функциональные и стилистические особенности.

Бытовая сфера, функция общения

Особенности: Неформальность, непосредственность, неподготовленность

Функциональная характеристика:

1. Тематика текстов: бытовые, обиходные разговоры (например: погода, здоровье, цены, покупки, новости, происшествия).

2. Непосредственное участие в речевом акте адресанта и адресата речи. Диалогичность.

3. Непринужденность речевого общения.

4. Устная форма.

5. Конкретная, персональная адресность речи.

6. Наличие непосредственной, сиюминутной обратной связи.

7. Ситуативность.

8. Опора на общую апперцепционную базу партнеров по диалогу.

Стилистические черты:

1. Фонд автоматизированных, сложившихся образований:

- добрый день!; как поживаете?; поздравляю вас с праздником;

2. Индивидуализированность речи каждого говорящего.

3. «Свернутость» синтаксических конструкций, эллиптичность.

Эллипсис — один из основных принципов построения разговорной речи: опускается все, что может быть опущено без ущерба для смысла, для понимания адресатом сказанного.

4.Предикативно-смысловая синкретичность высказывания, опирающаяся на ситуативность и общую апперцепционную базу участников диалога.

5. Избыточность речи

Например: Дайте мне голубые, у вас есть голубые салфетки?; Там изумительная, совершенно изумительная природа.

6. Специальные синтаксические построения и лексика, присущие только разговорному стилю.

7. Нечеткость границ предложения, т.е. наличие предложений с двойной связью в результате взаимопроникновения двух предложений:

8. Значимость в разговоре жестов, мимики (невербальных средств общения).

9. Использование внелексических средств: интонация – ударение, паузы, темп речи, ритм.

16. Разговорный стиль: особенности лексики и синтаксиса.

Синтаксис

1. Эллиптичность предложений – это неполные предложения разнообразной структуры.

— Пожалуйста, два до Тюмени.

2. Типизированные конструкции

• пропуск дополнения-существительного (попроси его передать мне)

• название признака предмета вместо предмета (У вас есть от насморка?)

• препозиция определения в вопросительном предложении: Сегодняшней у тебя нет газеты?;

• замена именительным темы других падежей(Вот булочки французские, в них есть какой-то вкус).

3. Именительный темы, или именительный представления

Именительный темы обозначает изолированное представление того предмета, о котором пойдет далее речь в предложении. Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось!

4. Конструкции добавления (Я приехал. Час назад. Домой.)

Лексика

Лексику разговорного стиля можно разделить на две большие группы:

ü слова, общие для разговорной речи и книжных стилей,

ü слова, характерные только для разговорного стиля.

К первой группе относится нейтральная межстилевая лексика.

Сюда же входят семантические стяжания, или конденсаты.

Способы стяжания словосочетаний:

1. К основе прилагательного прибавляется суффикс –к- или –лк-, а определяемое существительное опускается:

минеральная вода – минералка.

2. Прилагательное поглощает определяемое существительное и принимает на себя функцию всего сочетания:

проездной билет - проездной.

3. Все словосочетание заменяется существительным.

дефицитный товар – дефицит.

4. Метонимия.

Изделия из серебра – серебро;

заседание дирекции – дирекция.


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!