Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.



В процессе развития науки и возникновения нового знания взаимодействуют две тенденции:

а) Традиции. Это устоявшиеся знания, которые связаны с предшествующим этапом развития науки, с накопленными научными знаниями.

б) Новации. Это новые знания, выступающие в виде гипотез, непривычных идей, новейших теорий. По вопросу о связи традиции и новаций в развитии науки существует две точки зрения:

1. Кумулятивизм 2. Революционизм

Кумулятивизм утверждает, что новое знание является простым расширением и продолжением старого знания. Согласно такой точке зрения, развитие науки сводится к количественному накоплению новых истин. Действительно, в периоды спокойной эволюции науки данный процесс может иметь место. Революционизм критикует кумулятивный подход. Сторонником революционизма считается американский философ науки Т. Кун. Он полагает, что новаторские изменения в науке наблюдаются на этапе научных революций. Именно в ходе этих революций обеспечивается подлинный прирост научных знаний. Нельзя противопоставлять традиции и новации в развитии науки. Уже на этапе традиций возникают принципиально новые знания. И в то же время. революции происходят в науке, не отменяя полностью старые знания (теория относительности А. Эйнштейна не опровергла механику И. Ньютона). Причины научных революций:

1. Появление новых объектов исследования. Революция в физике в конце XIX в. началась как результат исследования принципиально нового объекта – микромира.

2. Появление новых средств исследования. Изобретение микроскопа вызвало революцию в биологии.

3. Появление новых методов исследования. Революция в естествознании XVII в. обусловлена проникновением в науку нового – экспериментального метода. Наряду с указанными причинами, революции в науке связаны также с перестройкой оснований науки (метатеорий). Основания науки есть самые фундаментальные теоретические конструкции в науке, в частности, это философские основания науки. Важнейшим элементом оснований науки является также научная картина мира, и поэтому научные революции знаменуют собой переход от старой научной картины мира к новой научной картине мира. Примером подобных революций является переход от геоцентризма к гелиоцентризму в XV–XVI вв., а также переход от механической картины мира к новой релятивистской картине мира в начале XX века.

Научные революции по степени общности можно классифицировать так:

1. Внутридисциплинарные научные революции

2. Глобальные научные революции.

Внутридисциплинарные революции носят частный характер и затрагивают качественные изменения в отдельных научных дисциплинах, а глобальные революции предполагают качественные, сущностные изменения, общие для разных научных дисциплин. Внутридисциплинарные революции периодически происходят во всех научных дисциплинах. Примерами таких революций являются: революция в биологии в XX в., связанная с развитием генетики.

Глобальные научные революции затрагивают качественные изменения ряда отраслей науки. Самыми известными революциями данного типа являются революции в естествознании. Эти революции свидетельствуют об изменении качественных свойств комплекса естественных наук. Примером может служить революция в естествознании XVIIв., связанная с возникновением опытного естествознания. Здесь возникает опытное естествознание, которое опирается на эксперимент в союзе с математическими методами исследования (Г. Галилей, И. Ньютон).

Научные революции имеют место на всем протяжении развития науки, причем наблюдается нелинейность роста научного знания.

Революции в науке приводят к смене типов научной рациональности. Рациональность есть открытие европейской науки. Рациональность предполагает способность человека самостоятельно мыслить и принимать решения. В науке рациональность обозначает совокупность логических доводов, обоснований, которые строятся на анализе опыта и подкрепляются силой разумных рассуждений и аргументов. Типы научной рациональности на протяжении истории науки меняются. Выделяется три основных типа научной рациональности. Их смена обусловлена революцией в науке.

Классический тип рациональности связан с революцией в науке XVII в. В основе этого типа объяснения мира лежит деистическое утверждение: «Бог когда-то создал мир, природу, но в дальнейшем ни- какого участия в развитии мира не принимает». Следовательно, здесь обособляются научный и религиозный подходы к миру. Наука превращается в автономную от религии область духовной культуры. Природа рассматривается с позиций механики. Природа – это набор статичных, неизменных во времени объектов. Время – это лишь внешний параметр, который не влияет на характер событий. Особенностью познавательной деятельности является исключение из процесса познания ценностных ориентаций. Из науки изгоняются рассуждения о совершенстве, смысле, гармонии, добре и т.д. Идеалом научной рациональности становятся безразличные ко всему знания. Нидерландский мыслитель Б. Спиноза утверждал: «Истина требует не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать». В данный период идеалом науки считалась механика и наблюдалось стремление все явления в природе и даже в обществе объяснить на основе законов механики. Характерно желание построить одну единственную истинную теорию. Считалось, что недалек тот день, когда будет создана единая, все объясняющая теория.

Неклассический тип рациональности сформировался в результате революции в естествознании на рубеже XIX-XX вв. Возникает неклассическое естествознание и соответствующий ему неклассический тип рациональности. В центр научных исследований выдвигается изучение объектов микромира. Специфика этих объектов потребовала изменений в объяснении мира. Возникает новое понимание научной рациональности. Крепнет убеждение, что ученый изучает объект не таким, каков он есть сам по себе, а таким, каким он становится в процессе взаимодействия с наблюдателем. В классической физике можно было пренебречь влиянием приборов наблюдателя на результат познания. Иное дело при изучении явлений микромира. Здесь прибор и наблюдатель влияют на изучаемый объект, вызывают возмущение в объекте исследования, возможна деформация объекта.

Постнеклассический тип рациональности является следствием научной революции, которая начинается в 70-е гг. XX века. Рождается постнеклассическая наука, а вместе с нею постнеклассический тип рациональности. Основные характеристики постнеклассического типа ра- циональности: – идея историзма – всякий объект понимается как имеющий историю; – изучаются такие системы, составной частью которых является человек (например: это объекты экологии, которые невозможно изучить, не рассматривая включенность в экологические системы чело- веческого фактора). В науку внедряется антропный принцип, предполагающий изучение природы через призму присутствия в ней человека. – широкое применение компьютерных технологий; – внедрение в научную деятельность ценностного аспекта. Нейтральное, безучастное к ценностям научное знание уходит в прошлое, примером чему являются современные дискуссии, которые сопровождают развитие генной инженерии.

 


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!