Билет 17. Язык художественной литературы и художественный стиль



Художественная речь использует языковые средства всех других стилей, в том числе и типичные для них. В худ.произведении эти средства выполняют эстетическую функцию.

Вопрос о месте художественного стиля в системе функциональных стилей русского языка решается неоднозначно разными учеными. Одни исследователи считают его равноправным с другими стилями, так как он имеет свою сферу использования (художественная литература), выполняет свою собственную функцию (эстетического воздействия), свои языковые особенности (широкое использование средств словесной образности). Другие лингвисты исключают художественный стиль из системы функциональных стилей литературного языка, аргументируя свою точку зрения «незамкнутостью» системы используемых языковых средств. При таком подходе происходит смешение двух понятий: понятия художественного стиля и понятия языка художественной литературы. Художественный стиль и язык художественной литературы объединяются эстетической функцией, широким использованием изобразительно-выразительных средств, проявлением творческой активности автора. Но художественному стилю свойственна нейтральная и так называемая «высокая» лексика, язык же художественной литературы вбирает в себя не только иностилевые заимствования, но и выходит за пределы литературного языка, если этого требует замысел автора.

Художественная речь близка к публицистической (эмоциональность, использование многообразных языковых единиц, возможность столкновения средств разных стилей), в письменной форме сближается с устной разговорно-обиходной и использует ее средства (высокая степень эмоциональности, возможность использования внеязыковых средств). Она вбирает в себя не только лексику и фразеологию, но и синтаксис разговорной речи. Устная живая речь, попадая в художественное произведение, так же начинает выполнять эстетическую функцию.

Особенность художественной речи – метафоричность. Иногда она может быть понятна не сразу, а только после изучения всего художественного целого. Еще одна особенность – системная взаимосвязь слова с другими словами художественного целого при выражении идеи произведения, художественного образа. Все языковые единицы того или иного произведения направлены на выражение худ.образа, они строго эстетически и стилистически мотивированы и оправданы (потеряется слово – потеряется часть смысла).

Наиболее широкое свойство художественной речи – художественно-образная речевая конкретизация. В контексте худ.речи слова выражают не просто представления, а худ.образы. В результате особого отбора и организации языковых средств, автор создает худ.образы. Он стремится своим произведением возбудить читательское воображение. Такая образная конкретизация осуществляется многочисленными средствами, вплоть до морфологических. Еще один специфический способ достижения образной конкретизации – глагольное сюжетоведение – писатель называет каждое движение и изменение состояния поэтапно.

Худ.речь отличется эмоциональностью и особой экспрессивностью (широкое употребление эм. окрашенных единиц).


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!