В. Другие синтаксические явления



Оформление высказывания как повествовательного, вопросительного или побудительного, в соответствии с задачами общения в конкретной ситуации, имеет определенное стилистико-экспрессивное значение.

Вопросительные предложен ия, составляя одну из основных форм общения в разговорно-бытовой сфере, в то же время весьма употребительны и в других сферах: прежде всего в художественной, публицистической, а также в научной. Не свойственны они, за редким исключением, официально-деловой речи. В художественной, публицистической и отчасти в научной речи в целях экспрессии используются различные виды вопросительных предложений, в том числе нехарактерные для разговорно-бытового общения. Это так называемые риторические вопросы, а также специальные вопросительные предложения, задача которых - сосредоточить внимание читателя (или слушателя) на каком-либо положении.

В устно-разговорной речи для усиления и подчеркивания вопроса используются частицы что, как (Что, написал?, Как, ты еще не уехал?!), а также другие средства усиления эмоциональной реакции на реплики собеседника и на внеречевую ситуацию.

Лишь повествовательные предложения свойственны одинаково всем речевым разновидностям, составляя подавляющее, если не исключительное, большинство в речи официально-деловой и научной. Основной фонд синтаксических конструкций они представляют и в сферах художественной (авторская речь) и публицистической, но менее употребительны в устной бытовой речи.

Чрезвычайно экспрессивны восклицательные предложения, которые составляют сферу употребления разговорной и художественной, а также публицистической речи. Научная речь и особенно деловая не знают их употребления.

Выразительными средствами синтаксиса и, следовательно, его стилистическими ресурсами являются обращения, используемые с разными функциями и с разной частотой употребления во всех стилях (наименьшей - в деловом). Разные формы передачи чужой речи - прямая и несобственно-прямая речь - представляют собой одно из богатейших стилистико-синтаксических средств художественной литературы.

Стилистическими ресурсами обладают и вводные слова, словосочетания и предложения. В разговорной, а также художественной и публицистической речи широко используются вводные слова, выражающие эмоциональную оценку высказывания или его экспрессивный характер; научной и деловой сферам общения они несвойственны. Вводные слова, подчеркивающие ход рассуждений (указывающие на отношения между частями высказывания), характерны для научной речи, а содержащие оценку степени достоверности сообщения - для художественной.

К числу стилистических ресурсов синтаксиса, издавна по традиции выделяемых, относятся средства так называемого поэтического синтаксиса. Это особые синтаксические приемы и поэтические фигуры, которые широко используются в художественной литературе и публицистике; чрезвычайно редки они в речи научной и почти в речи официально-деловой.

Среди средств поэтического синтаксиса следует назвать анафору - прием единоначатия у ряда следующих друг за другом предложений; эпифору - одинаковую концовку; повторение слов и их полный параллелизм, кольцо строфы (с одинаковым началом ее и концовкой); антитезу- соединение слов с противоположным значением в стилистических целях; градацию, связанную с нарастанием выразительности; период, как особое смысловое и ритмомелодическое построение предложения, и некоторые другие.

Билет 9. Средства словесной образности (тропы и фигуры)

Одним из богатейших средств стилистической выразительности речи являются средства словесной образности, основными из которых являются тропы и фигуры.

Троп (от греч. tropos – поворот, оборот речи) – перенос наименования, заключающийся в том, что слово, предложение, традиционно называющее один предмет или явление, процесс, используется в данной речевой ситуации для обозначения другого предмета или явления. Механизм действия тропов – совмещение в одном слове или высказывании двух семантических планов: коллективно-языкового, соответствующего буквальному значению языковой единицы, и ситуативного, относящегося к данному случаю.

По Розенталю:

Троп – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.

ЭПИТЕТ (греч. epitheton - приложение) - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо («парус одинокий», «роща золотая»…). Стилистическая функция заключается в его художественной выразительности.

СРАВНЕНИЕ – это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них с помощью другого. Стилистическая функция проявляется в художественной выразительности, которую оно создает в тексте. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). Имеет формальный показатель: союзы (как, будто, словно, точно), предлоги (подобно, вроде, наподобие), лексические средства (подобный, похожий, напоминать, смахивать, походить). Сравнения могут быть простыми и развернутыми.

МЕТАФОРА – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов либо явления («ропот моря»). МЕТАФОРА СОДЕРЖИТ ТОЛЬКО ТО, С ЧЕМ СРАВНИВАЕТСЯ. В отличие от сравнения в метафоре слова как, как будто, словно опущены, но подразумеваются. Метафора может быть простой и развернутой. Простая метафора построена на сближении предметов или явлений по одному какому-либо признаку. Развернутая построена на различных ассоциациях по сходству. Развернутая метафора – это своего рода нанизывание новых метафор, связанных по смыслу с первой: Отговорила роща золотая березовым веселым языком.

МЕТОНИМИЯ (от греч. metonymia – переименование) – замена одного выражения или слова другим на основе близости значения; употребление выражений в переносном смысле (пенящийся бокал – имеется ввиду вино в бокале).

Примеры:

Театр уж полон, ложи блещут;

Партер и кресла, все кипит…

(А.С. Пушкин).

Я три тарелки съел, Белинского и Гоголя с базара понесет…

СИНЕКДОХА – это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку КОЛИЧЕСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ между ними.

Примеры:

1) – Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

2) Мы все глядим в Наполеоны (А. Пушкин)

ГИПЕРБОЛА – преувеличение, доведенное до «невозможности» («бег, скорейший ветра и молнии»); (В сто сорок солнц закат пылал). Они могут быть индивидуально-авторскими и общеязыковыми (на краю земли).

ЛИЛОТА - вид тропа, противоположенный гиперболе; намеренное преуменьшение (мужичок с ноготок). общеязыковые литоты: капля в море.

Другое значение литоты – определение какого-либо понятий или предмета путем отрицания противоположного (неплохо сказано – хорошо сказано; не дорого ценю я громкие слова…)

ИРОНИЯ – это употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки: отколе, умная, бредешь ты, голова? Иронией называется тонкая насмешка, выраженная в форме похвалы или положительной характеристики предмета.

АЛЛЕГОРИЯ – (греч. allegoria - иносказание) образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа (лев - сила, власть; правосудие - женщина с весами, ХИТРОСТЬ – ЛИСА.). В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча). В литературе многие аллегорические образы взяты из фольклора и мифологии.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – это перенесение свойств человека на неодушевленные или отвлеченные понятия. При олицетворении описываемый предмет уподобляется человеку. Особенно часто писатели обращаются к олицетворению, описывая картины природы. Олицетворения подразделяются на общеязыковые: время бежит и индивидуально-авторские: Вдруг барабан заговорил.

ПЕРИФРАЗ – описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, например: Царь зверей (лев), город на Неве (Санкт-Петербург). Общеязыковые перифразы обычно получают устойчивый характер. Многие из них постоянно используются в языке газет: люди в белых халатах (врачи). В стилистическом отношении различают образные и необразные перифразы, ср .: Солнце русской поэзии и автор «Евгения Онегина» (В.Г. Белинский).

Эвфемизм – разновидность перифразы. Эвфемизмы заменяют слова, употребление которых говорящему или пишущему по каким-то причинам представляется нежелательным.

ФИГУРЫ РЕЧИ

ФИГУРЫ РЕЧИ: 1) в широком смысле: любые языковые средства, включая тропы, придающие речи образность и выразительность; 2) в узком смысле: синтагматически образуемые средства выразительности.

Другое определение: фигуры речи(стилистические фигуры) - синтаксическое построение, обороты речи, используемые для усиления выразительности высказывания.

АНФОРА (от греч. anaphora – вынесение) - повторение начальных слов, строфы, строки или фразы.

Пример:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка – Русь!…

ЭПИФОРА - (от греч. epiphora – повторение) стилистическая фигура; противоположная анафоре: повторение последних фраз или слов. Вид эпифоры это рифма (повтор последних звуков).

Пример:

Вот на берег вышли гости,

Царь Салтан зовет их в гости…

ПАРАЛЛЕЛИЗМ – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, расположение в них сходных членов предложения.

Примеры:

1) В синем море волны плещут. 2) Мчаться тучи, вьются тучи...

В синем небе звезды блещут.

3) Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет.

ХИАЗМ (от греч. chiasmos) – вид параллелизма; расположение 2-х частей в обратном порядке: Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть

АНТИТЕЗА – фигура контраста, сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов (Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок...; Спят и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и злые.

ОКСЮМОРОН - сочетание, в котором соединяются несовместимые понятия: живой труп, крупные мелочи, горькая радость, звонкая тишина.

ГРАДАЦИЯ - расположение слов по возрастающей (КЛИМАКС) или убывающей (АНТИКЛИМАКС) значимости: Не жалею, не зову, не плачу. Пример нисходящей градации: не сломлюсь, не дрогну, не устану.

ИНВЕРСИЯ - (лат. inversio - перестановка) изменение обычного порядка слов в предложении для придания им особого смысла.

1) Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом…

2) Преданья старины глубокой…

ЭЛИППСИС - (от греч. elleipsis – опущение, выпадение) пропуск в речи подразумеваемого слова, которое можно восстановить из контекста.

Пример:

1) День в темную ночь влюблен,

В зиму весна влюблена,

Жизнь – в смерть,

А ты?… Ты в меня!

2) Мы грады – в пепел, села – в прах…

УМОЛЧАНИЕ (АПОСИОПЕЗА) – автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадаться о невысказанном.

ПРОСИОПЕЗА - опущение начальной части высказывания.

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – высказывание, адресуемое неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу: Клен ты мой опавший, клен заледенелый. Используется для усиления выразительности речи.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – вопрос, на который не требуется ответа, он задается с целью привлечения внимания адресата: Любите ли вы театр, как люблю его я?

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ – фигура, содержащая в форме восклицания утверждение; служит для повышения эмоционального уровня речи: Погиб поэт! Невольник чести…

МНОГОСОЮЗИЕ (Полисиндетон) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску: И скучно и грустно, и некому руку подать…

БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между частями целого или однородными словами. Фигура придающая речи насыщенность и динамичность: Швед, русский – колет, рубит, режет.

ЗЕВГМА - стилистическая фигура, состоящая в соединении двух слов (или двух предложений), которые по содержанию не подходят друг к другу; употребляется для создания комического эффекта: «На улице шел дождь и два студента, один - в университет, а другой в калошах».

КАЛАМБУР - фигура речи, построенная на использовании в одном контексте двух значений одного и того же слова или двух сходно звучащих слов (включая их трансформации) с целью создания комического эффекта или в качестве рифмы (каламбурная рифма): поколочу – по калачу.

АПОКОЙНУ - Синтаксическая фигура, в разговорной речи объединение двух предложений в одно высказывание: Там сидит человек тебя ждет.

АНАДИПЛОСИС - повтор последнего слова (группы слов) стиха или колона в начале следующего:

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня…

СИМПЛОКА (греч. symploke - сплетение) - повторение начальных и конечных слов в смежных стихах или фразах при разной середине или середины при разных начале и конце: «И я сижу, печали полный, один сижу на берегу».

Август -астры,

Август – звезды,

Август – грозди

Винограда и рябины

Ржавой – август!

ПРОЛЕПСА - одновременное употребление существительного и заменяющего его местоимения: Кофе-то, он горячий.


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!